НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дюртюлинского районного суда (Республика Башкортостан) от 01.06.2016 № 2А-508/2016

Административное дело №2а-508/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Дюртюли РБ 01 июня 2016 года

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,

при секретаре Гареевой Р.Ф.,

с участием административного ответчика Шайдуллина М.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Республики Башкортостан к Шайдуллину М.Х. о взыскании пени по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Башкортостан (далее по тексту МИФНС России №1 по РБ) обратилась в суд с иском к Шайдуллину М.Х. о взыскании задолженности по налогам.

В обоснование заявленных требований указав на то, что в соответствии со статьями 356, 357, 358 Налогового кодекса РФ, статьёй 4 Закона РБ «О транспортном налоге», налогоплательщик обязан уплачивать транспортный налог. Шайдуллин М.Х., являясь владельцем транспортных средств: <данные изъяты> рег.№ 102; <данные изъяты>, рег.№ 102; <данные изъяты>, рег.№ 102; <данные изъяты>, рег.№, не оплатил своевременно недоимку по транспортному налогу, в связи с чем, ему начислены пени 86,55 рублей.

В нарушение статьи 388 Налогового кодекса РФ Шайдуллин М.Х., являясь собственников земельных участков, расположенных по адресам: РБ, <адрес>, кадастровый ; РБ, <адрес>, кадастровый ; РБ, <адрес> кадастровый , не оплатил недоимку по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем ему начислены пени 730,85 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ за ответчику направлено налоговое уведомление, ДД.ММ.ГГГГ за , направлены требования, которые в добровольном порядке не исполнены.

Административный ответчик Шайдуллин М.Х. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Суду пояснил, что не настаивает на удовлетворении своего ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан. Транспортный и земельный налоги им оплачиваются вовремя. Налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2012 год ему не приходило. За 2013 год земельный налог им уплачен в полном объёме. В налоговом уведомлении со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, указано, что по земельному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год у него нет недоимки, задолженности и пени. Кадастровая стоимость земельных участков указана: РБ, <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость <данные изъяты> руб.; РБ, <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость <данные изъяты> руб.; РБ, <адрес> кадастровый , кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. Задолженность которую просит оплатить налоговая инспекция пересчитана за 2012 год. Решением Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: РБ, <адрес> кадастровый , который он использует для обслуживания магазина, на нём расположенного, установлена в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что требования необоснованы, срок обращения в суд истцом пропущен.

Представитель административного истца МИФНС России №1 по РБ, представитель административного ответчика Шайдуллина М.Х. – адвокат Кабиров Ф.М., в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания извещены своевременно, должным образом. В административном исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административного истца. Шайдуллин М.Х. посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствии своего представителя.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Из материалов дела следует, что МИФНС России по № по РБ ДД.ММ.ГГГГ выслала в адрес Шайдуллина М.Х. налоговое уведомление , в котором предложила в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить: 1) транспортный налог за автомобили за 2012 год: <данные изъяты> рег.№ 102 – 4655 рублей; <данные изъяты>, рег.№ – 8700 рублей; <данные изъяты>, рег.№ – 4240 рублей; <данные изъяты>, рег.№ – 11016 рублей; 2) земельный налог за 2012 год за земельные участки расположенных по адресам: РБ, <адрес>, кадастровый рублей; РБ, <адрес>, кадастровый рубль; РБ, <адрес> кадастровый ,12 рублей; 3) по перерасчёту земельного налога по налоговому уведомлению на земельные участки расположенные по адресам: РБ, <адрес>, кадастровый ,75 рублей; РБ, <адрес>, кадастровый ,02 рублей (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ Шайдуллину М.Х. направлены требования об уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени 86,55 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ и об уплате земельного налога в размере <данные изъяты> рублей, пени 730,85 рублей (л.д. 12, 14).

Пункты 1, 2, 4, 9 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязывают налоговые органы: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Согласно ч.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч.1 ст.387 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ч.1, ч.2 ст.390 Налогового кодекса РФ).

В силу ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно ч.1 ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ч.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Как следует из ответа на запрос Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316, для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель с периодичностью не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель (далее ГКОЗ) основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального (разрешенного) использования.

В 2012 году в Республике Башкортостан проведён очередной тур работ по актуализации ГКОЗ населённых пунктов. Результаты определены по состоянию на 01.01.2012 года, утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 года №497 и внесены в ГКН 16.01.2013 года.

В 2015 году проведён очередной тур работ по актуализации ГКОЗ населенных пунктов Республики Башкортостан. Материалы актуализации утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 года №482 и внесены в ГКН 27.12.2015 года.

По результатам ГКОЗ 2012 года кадастровая стоимость:

- земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, категория земель «земли населённых пунктов» вид разрешённого использования «для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», составила <данные изъяты> рубля, в 2015 году <данные изъяты> рубля;

- земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, категория земель «земли населённых пунктов» вид разрешённого использования «для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», составила в 2012 году <данные изъяты> рублей, в 2015 году <данные изъяты> рублей;

- земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «для обслуживания магазина», составила в 2012 году <данные изъяты> рублей, в 2015 году <данные изъяты> рублей. В настоящее время земельный участок в ГКН имеет статус «архивный», дата снятия с кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ (как пояснил ответчик, он разделил земельный участок, оставив часть под магазин и часть под застройку жилого дома). На основании решения Верховного Суда РБ 21.01.2016 года в ГКН внесена кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> рублей. Дата определения кадастровой стоимости 01.01.2012 года, дата применения кадастровой стоимости 01.01.2015 года.

Исходя из изложенного следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель в республике Башкортостан в 2012 года утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 года №497 и внесены в ГКН 16.01.2013 года.

В силу ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. Поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Шайдуллину М.Х., в том числе в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении налогового периода 2012 года. Следовательно, МИФНС №1 России по РБ имела право определить налоговую базу по стоимости земельных участков по результатам оценки 2012 года только на налоговый период, следующий после внесения сведений в ГКН – 2013 год.

Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, её новый, определённый в ходе оценки, размер, может применяться не ранее внесения сведений в ГКН.

Поэтому в 2014 году Шайдуллину М.Х. обоснованно направлено налоговое уведомление об оплате земельного налога за налоговый период 2013 год, размер которого определен исходя из стоимости земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки в 2012 году. Земельный налог за 2013 год Шайдуллиным М.Х. оплачен в полном размере, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, решением Верховного Суда РБ от 02.11.2015 года установлена кадастровая стоимость земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «для обслуживания магазина», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года в размере <данные изъяты> рублей. Решение вступило в законную силу 08.12.2015 года.

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Решение Верховного Суда РБ от 02.11.2015 года вступило в законную силу и обязательно к исполнению, в том числе МИФНС №1 России по РБ. В решении рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года в размере <данные изъяты> рублей и считать её равной <данные изъяты> рублей в 2012 году, нет оснований.

С учётом приведённых выше доводов, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012 года в размере <данные изъяты> рублей, пени 730,85 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Налоговой инспекцией в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательства обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с исковым заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога за 2012 год не представлены. На день обращения МИФНС №1 России по РБ в суд с иском у Шайдуллина М.Х. отсутствовала задолженность транспортному налогу и требование о взыскании транспортного налога не заявлены.

Таким образом, заявленная ко взысканию административным истцом сумма пени по транспортному налогу 86,55 рублей не является способом обеспечения исполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога, т.к. задолженность Шайдуллину М.Х. по транспортному налогу фактически в установленные законом сроки к принудительному взысканию МИФНС №1 России по РБ не предъявлена.

При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с Шайдуллина М.Х. пени по транспортному налогу, поскольку налоговые органы своевременных мер к принудительному взысканию суммы налога не приняли, а исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Республики Башкортостан к Шайдуллину М.Х. о взыскании пени по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья Е.Г. Крамаренко