НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Духовщинского районного суда (Смоленская область) от 22.06.2022 № 12-24/2022

Дело № 12-24/2022

РЕШЕНИЕ

22 июня 2022 года п. Кардымово

Судья Духовщинского районного суда Смоленской области Пилипчук А.А.,

с участием:

прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е.,

при секретаре Вольневой М.А., помощнике Агафоновой Н.Н.,

рассмотрев протест прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е. на постановление УФАС по Смоленской области от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой Анастасии Олеговны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением УФАС по Смоленской области от 18.04.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой А.О. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. обратился с протестом, в котором указал, что считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм, устанавливающих административную ответственность. И.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Прудниковой А.О. в ноябре - декабре 2021 года не осуществлены авансовые платежи по договору энергоснабжения от 14.08.2017. Оплата за потребленную энергию за октябрь 2021 года своевременно не произведена. По состоянию на 17.11.2021 задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения от 14.08.2017 составляет 4475 588 рублей 28 копеек. По состоянию на 17.12.2021 задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения от 14.08.2017 составила 2172586 рублей 68 копеек. Прекращение дела об административном правонарушении УФАС по Смоленской области мотивировало тем, что МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района является унитарным предприятием и осуществляет свою деятельность в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Находит, данный вывод не соответствующим требованиям закона, в связи с чем и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Прудникова А.О. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Просит отменить постановление УФАС по Смоленской области от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой А.О., дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

Прокурор Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. в судебном заседании доводы, изложенные в протесте, поддержал, указав, что на счету МУП «ТеплоЭнергоРесурс» имелись денежные средства в достаточном размере, в том числе и бюджетные, в связи с чем у и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Прудниковой А.О. в ноябре и декабре 2021 года имелась возможность в полном объеме выполнить условия по оплате авансовых платежей по договору энергоснабжения от 14.08.2017.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Шлыкова В.В. до судебного заседания представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Смоленского УФАС России.

И.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудникова А.О. до судебного заседания представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствии, протест прокуратуры Кардымовского района оставить без рассмотрения, поскольку постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 18.04.2022 Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области считает законным и обоснованным, поскольку МУП «ТЭР» Кардымоского района осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом о закупках от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», оплата по договору энергоснабжения от 14.08.2017 МУП «ТЭР» Кардымоского района осуществляется за счет собственных средств.

Выслушав прокурора Кардымовского района Смоленской области, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, проведенной прокуратурой Кардымовского района Смоленской области проверкой исполнения законодательства о контрактной системе в МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района установлено, что между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района 14.08.2017 заключен договор энергоснабжения , действующий до настоящего времени.

Согласно данному договору потребитель МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района обязано принимать и надлежащим образом производить оплату потребленной электроэнергии.

Пунктом 6.2. договора определены периоды (сроки) платежа: 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата вносится до 25-го числа этого месяца;

- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, который осуществляется оплата.

В ноябре-декабре 2021 года МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района авансовые платежи по договору от 14.08.2017 не осуществляло. Оплата за потребленную энергию за октябрь 2021 года своевременно не произведена. По состоянию на 17.11.2021 задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения от 14.08.2017 составляла 4 475 588 рублей 28 копеек. По состоянию на 17.12.2021 задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения от 14.08.2017 составляет 2 172 586 рублей 68 копеек.

В связи с допущенными нарушениями постановлением прокурора Кардымовского района Смоленской области от 17.12.2021 в отношении должностного лица – и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой А.О. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой А.О. и направляя его в соответствии со ст. 23.66 КоАП РФ руководителю УФАС России по Смоленской области прокурор Кардымовского района Смоленской области исходил из того, что вышеуказанные обстоятельства указывают на наличие в действии должностного лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Между тем, по результатам рассмотрения дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области вынесено оспариваемое постановление от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Прудниковой А.О., в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Прудниковой А.О., УФАС по Смоленской области исходило из того, что унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», учитывая при этом, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности и пришло к выводу о том, что вне зависимости от того, были ли нарушены МУП «ТЭР» Кардымовского района сроки оплаты (авансирования) по договору электроснабжения, учитывая отсутствие оснований рассматривать такой договор как контракт (в понятии, придаваемом ему Законом о контрактной системе), отсутствуют основания для вывода о том, что нарушение сроков платежа по договору электроснабжения является административным правонарушением.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

По смыслу данных норм, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой А.О. необходимо было установить, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ей своих должностных обязанностей, повлекшее нарушение срока авансовых платежей по договору энергоснабжения от 14.08.2017, осуществлялась ли данная закупка для муниципальных нужд, а также имелось ли у нее право распоряжения финансовыми средствами бюджета муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области по осуществлению своевременной оплаты по договору энергоснабжения от 14.08.2017, в случае если он является муниципальным контрактом на поставку электрической энергии.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В соответствии с п. 8.1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 4, 4.1, 4.3 и 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4). При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в случае, если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона (ч. 4.1). Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» осуществляет закупки в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 4.2). При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на этот Фонд при осуществлении им закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (ч. 4.3) При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 5).

Постановление по делу об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, должностное лицо обоснованно признало их допустимыми доказательствами, оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, правомерно положило в основу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении, у суда не усматривается, поскольку они основаны на полном и объективном исследовании материалов дела и требовании действующего законодательства, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно отсутствия события правонарушения.

Доводы протеста о том, что постановление незаконно, необоснованно и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм, устанавливающих административную ответственность, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Договор энергоснабжения заключен 14.08.2017 между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «ТЭР» Кардымовского района, указаний о том, что МУП «ТЭР» Кардымовского района оплату по данному договору осуществляет за счет бюджетных средств не имеется (л.д. 24 материала по делу об административном правонарушении

Согласно п.п. 7 п. 5.3 Устава МУП «ТЭР» Кардымовского района имеет право осуществлять коммерческие сделки по видам деятельности, указанным в п. 2.4 настоящего Устава.

В соответствии с п. 2.4 Устава МУП «ТЭР» Кардымовского района предприятие создано в целях оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с предметом его деятельности.

Согласно п.п. 6.1, 6.9 Устава МУП «ТЭР» Кардымовского района директор является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и несет персональную ответственность за ненадлежащее функционирование Предприятия, в том числе за неисполнение обязанностей Предприятия.

Также суд отмечает, что на Прудникову А.О. возложено исполнение обязанностей директора МУП «ТЭР» Кардымовского района с 17.11.2021, распоряжением Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области № 00595-р/вн от 17.11.2021. При таких обстоятельствах и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудникова А.О. может быть привлечена к административной ответственности только за действие (бездействие), совершенное последней только с 17.11.2021.

Факт размещения в единой информационной системе в разделе «Реестр контрактов (заключенных в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе), сведений о договоре энергоснабжения от 18.04.2017, с указанием сведений о сроке действия договора до 31.12.2017, а также об источнике финансирования - внебюджетные средства - средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий, не доказывает то обстоятельство, что данный договор регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Сведений, документов, свидетельствующих о том, что договор энергоснабжения от 18.04.2017 был заключен для муниципальных нужд, а также что его оплата, авансирование производились за счет бюджета муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области либо иных бюджетных средств материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Поскольку договор энергоснабжения от 18.04.2017 не является договором, заключение которого возможно исключительно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также доказательств того, что данный договор был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ представлено не было, у руководителя Смоленского УФАС России не имелось оснований для привлечения и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение сроков платежа по указанному договору с 17.11.2021 по декабрь 2021.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление УФАС по Смоленской области от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой Анастасии Олеговны оставить без изменения, а протест прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е. без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Смоленский областной суд через Духовщинский районный суд Смоленской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья А.А. Пилипчук