Дело № 12-41/2022
РЕШЕНИЕ
08 сентября 2022 года п. Кардымово
Судья Духовщинского районного суда Смоленской области Пилипчук А.А.,
с участием:
прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е.,
при секретаре Вольневой М.А.
рассмотрев протест прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е. на постановление УФАС по Смоленской области № 067/04/7.32.5-62/2022 от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности директора Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой Анастасии Олеговны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением УФАС по Смоленской области № 067/04/7.32.5-62/2022 от 18.04.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности директора МУП « ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. обратился с протестом, в котором указал, что считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм, устанавливающих административную ответственность. И.о. директора МУП « ТЭР» Прудниковой А.О. в ноябре - декабре 2021 года не осуществлены авансовые платежи по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017. Оплата за потребленную энергию за октябрь 2021 года своевременно не произведена. По состоянию на 17.11.2021 задолженность МУП « ТЭР» перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017 составляет 4475 588 рублей 28 копеек. По состоянию на 17.12.2021 задолженность МУП «ТЭР» перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017 составила 2172586 рублей 68 копеек. Прекращение дела об административном правонарушении УФАС по Смоленской области мотивировало тем, что МУП «ТЭР» Кардымовского района является унитарным предприятием и осуществляет свою деятельность в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Находит, данный вывод не соответствующим требованиям закона, в связи с чем и.о. директора МУП «ТЭР» Прудникова А.О. подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Просит отменить постановление УФАС по Смоленской области № 067/04/7.32.5-62/2022 от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О., дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
Прокурор Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. в судебном заседании доводы, изложенные в протесте, поддержал, указав, что на счету МУП «ТЭР» имелись денежные средства в достаточном размере, в том числе и бюджетные, в связи с чем у и.о. директора МУП «ТЭР» Прудниковой А.О. в ноябре и декабре 2021 года имелась возможность в полном объеме выполнить условия по оплате авансовых платежей за ноябрь и декабрь 2021 года и за поставленную электрическую энергию за октябрь 2021 года по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Шлыкова В.В. до судебного заседания представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Смоленского УФАС России.
И.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудникова А.О. до судебного заседания представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствии, протест прокуратуры Кардымовского района оставить без рассмотрения, поскольку постановление о прекращении производства по делу № 067/04/7.32.5-62/2022 об административном правонарушении от 18.04.2022 Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области считает законным и обоснованным, поскольку МУП «ТЭР» Кардымоского района осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом о закупках от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», оплата по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017 МУП «ТЭР» Кардымоского района осуществляется за счет собственных средств.
Выслушав прокурора Кардымовского района Смоленской области, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, проведенной прокуратурой Кардымовского района Смоленской области проверкой исполнения законодательства о контрактной системе в МУП « ТЭР» Кардымовского района установлено, что между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «ТЭР» Кардымовского района 14.08.2017 заключен договор энергоснабжения № 6710600252, действующий до настоящего времени.
Согласно данному договору потребитель МУП «ТЭР» Кардымовского района обязано принимать и надлежащим образом производить оплату потребленной электроэнергии.
Пунктом 6.2. договора определены периоды (сроки) платежа: 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, который осуществляется оплата.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и представленных материалов следует, что должностным лицом – исполняющим обязанности директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. не была произведена оплата за поставленную электрическую энергию по договору № 6710600252 от 14.08.2017 до 10 ноября 2021 года в виде авансового платежа в размере 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в ноябре месяце, до 18 ноября 2021 в виде платежа за октябрь 2021 года, до 25 ноября 2021 года в виде авансового платежа в размере 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в ноябре месяце, до 10 декабря 2021 года в виде авансового платежа в размере 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в декабре месяце.
В связи с допущенными нарушениями постановлением прокурора Кардымовского района Смоленской области от 17.12.2021 в отношении должностного лица – и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. и направляя его в соответствии со ст. 23.66 КоАП РФ руководителю УФАС России по Смоленской области прокурор Кардымовского района Смоленской области исходил из того, что вышеуказанные обстоятельства указывают на наличие в действии должностного лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, по результатам рассмотрения дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области вынесено оспариваемое постановление № 067/04/7.32.5-62/2022 от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О., в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О., руководитель УФАС по Смоленской области исходил из того, что унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», учитывая при этом, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности и пришло к выводу о том, что вне зависимости от того, были ли нарушены МУП «ТЭР» Кардымовского района сроки оплаты (авансирования) по договору электроснабжения, учитывая отсутствие оснований рассматривать такой договор как контракт (в понятии, придаваемом ему Законом о контрактной системе), отсутствуют основания для вывода о том, что нарушение сроков платежа по договору электроснабжения является административным правонарушением.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 15 ФЗ № 44-ФЗ определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств, в том числе бюджетными учреждениями.
Бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие является субъектом контроля в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в тех случаях, когда осуществляет закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенными до начала года в ЕИС.
С учетом системного толкование норм материального права, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии положения о закупке, что подтверждается не размещением в установленном законом порядке в ЕИС в сфере закупок положения, такие заказчики при заключении контрактов (договоров) обязаны руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с подп. «в» п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), Закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичное положение установлено подп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 5 Федерального закона № 44-ФЗ.
Данные положения о проведении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введены Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 108-ФЗ в ред. Федерального закона от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ.
Федеральный закон от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ вступил в силу 29 июня 2018 году.
Федеральным законом от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ч. 42 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой до 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, в 2018 году.
Таким образом, ч. 42 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрен переходный период для осуществления государственными, муниципальными унитарными предприятиями закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ в 2018 году.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно сведениям, размещенным МУП «ТЭР» Кардымовского района в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте http:www.zakupki.gov.ru контракт № 6710600252 заключен 14 августа 2017 года в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, соответствующее Положение о закупках, регламентирующее в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, для осуществления закупок, предусмотренных подп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, было размещено МУП «ТЭР» Кардымовского района только 25.12.2018.
По смыслу данных норм, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении и.о. директора МУП «ТЭР» Кардымовского района Прудниковой А.О. необходимо было установить, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ей своих должностных обязанностей, повлекшее нарушение срока платежа за октябрь 2021, авансовых платежей за ноябрь и декабрь 2021 года по договору энергоснабжения № 6710600252 от 14.08.2017, осуществлялась ли данная закупка в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указанным обстоятельствам должностным лицом, правомочным рассмотреть дело - руководителем УФАС по Смоленской области не дана соответствующая оценка.
Таким образом, должностным лицом, правомочным рассмотреть дело, - руководителем УФАС по Смоленской области не выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, постановление вынесено без учета всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области Фомина В.М. № 067/04/7.32.5-62/2022 от 18.04.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности директора Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой Анастасии Олеговны отменить, протест прокурора Кардымовского района Смоленской области Дедкова В.Е. удовлетворить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности директора Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района Прудниковой Анастасии Олеговны направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
На решение может быть подана жалоба в Смоленский областной суд через Духовщинский районный суд Смоленской области в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Пилипчук