НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дудинского районного суда (Красноярский край) от 22.09.2016 № 2-710/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

22 сентября 2016 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием представителя истца Тоги Ю.А. – адвоката Чахвадзе К.С.,

представителей ответчика – Комогорцевой Н.В., Гордеевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-710 по иску Тоги <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и досрочном назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тоги Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края (постановлением председателя правления Пенсионного фонда РФ № 153п от 10.03.2016 переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указывая на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. С рождения, и по настоящее время он постоянно проживает в указанном поселке, который относится к районам Крайнего Севера. 05.11.2015 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, полагая, что у него имеется 25 летний стаж работы в качестве пастуха-оленевода, оленевода. Решением ответчика от 18.11.2015 ему в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано, по причине того, что стаж на соответствующих видах работ в качестве пастуха-оленевода, оленевода в районах Крайнего Севера по состоянию на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составляет 21 год 03 месяца 15 дней, при требуемом стаже 25 лет. Не приняты к зачету периоды работы в с/х ассоциации «<данные изъяты>» с 25.04.1994 по 31.10.1995; с 01.12.1995 по 30.06.1996; с 01.08.1996 по 30.06.1997; с 01.08.1997 по 01.12.2000, в качестве оленевода по причине того, что страховые взносы в пенсионный фонд за указанные периоды не уплачивались. Также не приняты к зачету периоды работы в ГОУОПП «<данные изъяты>» с 01.01.2002 по 31.03.2003 и в с/х ассоциации «<данные изъяты>» с 01.04.2003 по 01.04.2004 в качестве оленевода-промысловика, так как, по мнению ответчика, сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодателем в отношении истца в УПФР не предоставлялись. С этим истец не согласен, так как, он достиг возраста 50 лет, постоянно, со дня рождения и до настоящего времени проживает в районах Крайнего севера. Трудовая деятельность началась с 01.03.1981. В период работы и до принятия закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001, вступившего в силу с января 2002, действовали закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», закон СССР от 15.05.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты. Поэтому, неуплата страховых взносов работодателем полностью либо в части и не предоставление работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в УПФР, по мнению истца, не может являться основанием к не включению указанных периодов работы в стаж и отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку вины истца в этом нет.

В связи с чем, истец просит суд признать решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии периоды работы в с/х ассоциации «<данные изъяты> с 25.04.1994 по 31.10.1995; с 01.12.1995 по 30.06.1996; с 01.08.1996 по 30.06.1997; с 01.08.1997 по 01.12.2000 в качестве оленевода; с 01.01.2002 по 31.03.2003 в качестве оленевода-промысловика в ГОУОПП «<данные изъяты>»; с 01.04.2003 по 01.04.2004 в качестве оленевода-промысловика в с/х ассоциации «<данные изъяты>» и назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения за пенсией.

В дальнейшем истец дважды представлял суду заявления об увеличении своих исковых требований, где просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы в ОСПК «<данные изъяты>» с 01.07.2013 по 31.12.2013, поскольку в этот период он не находился в отпуске без сохранения заработной платы. Помимо этого, истец просил также обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период его работы в МУП «<данные изъяты>» с 30.04.2015 и по настоящее время, поскольку данный период работы в качестве оленевода указан в трудовой книжке.

В судебное заседание истец не явился из-за отдаленности места проживания, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представитель истца – адвокат Чахвадзе К.С., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным выше, просила иск удовлетворить.

Представители ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) – Комогорцева Н.В. и Гордеева А.Б., выступающие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали и пояснили, что истец 05.11.2015 обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ. На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц от 18.11.2015, Управлением было принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Основанием для отказа послужило отсутствие, на момент обращения, у истца достаточного льготного стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии. На момент обращения, продолжительность стажа на соответствующих видах работ истца составила 21 год 3 месяца 15 дней, при необходимых 25 годах. В соответствии с п. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии устанавливается Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Согласно ст. 11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015. Также, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденных Правительством РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Правила н е отменены и применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Таким образом, для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ необходимо соблюдение нескольких условий: выполнение работы в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков в течение 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин; работа должна выполняться в течение полного рабочего дня; работа должна протекать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; за названные периоды работы должны быть уплачены страховые взносы. С учетом перечисленных положений законодательства, не приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы истца в с/х ассоциации «<данные изъяты>» с 25.04.1994 по 31.10.1995; с 01.12.1995 по 30.06.1996; с 01.08.1996 по 30.06.1997; с 01.08.1997 по 01.12.2000. Согласно записи в трудовой книжке истца за № 7, он был принят в с/х ассоциацию «<данные изъяты>» главой семейно-родового хозяйства «<данные изъяты>». Перечень работ, приведенный в п. 7 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, является исчерпывающим. Работа в качестве главы семейно-родового хозяйства указанным выше пунктом не предусмотрена, а, следовательно, включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не подлежит. Не могут быть приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и периоды работы истца в ГОУОПП «<данные изъяты>» в качестве оленевода-промысловика с 01.01.2002 по 31.03.2003 и в с/х ассоциации «<данные изъяты>» в качестве оленевода-промысловика с 01.04.2003 по 01.04.2004, так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодателями не предоставлялись, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производилась. Таким образом, у Управления отсутствуют законные основания для включения оспариваемых периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ. Кроме того, истец просит суд обязать Управление включить в льготный стаж период его работы с 01.07.2013 по 31.12.2013 в качестве оленевода в ОСПК «<данные изъяты>». Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета представленных ОСПК «<данные изъяты>» в период с 01.07.2013 по 31.12.2013, истец находился в отпуске без сохранения заработной платы. Период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы не может быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, так как не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. В соответствии с п. 5 названных Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Кроме того, п. 4 Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При нахождении истца в отпуске без сохранения заработной платы, работодателем не производится как начисление заработной платы работнику, а, следовательно, не производится расчет страховых взносов и их уплата. Рассмотрев период работы истца в МУП «<данные изъяты>», Управление приняло решение о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости только часть периода – с 01.07.2015 по 04.11.2015. Не принят к зачету период с 01.05.2015 по 30.06.2015 – работа в качестве оленевода. Из выписки из лицевого счета застрахованного лица тоги Ю.А., сформированной по состоянию на 31.08.2016, следует, что в период с 01.05.2015 по 30.06.2015 страхователем МУП «<данные изъяты>» представлены сведения с нулевыми страховыми взносами. Периоды работы, за которые работодателем не были уплачены страховые взносы не могут быть включены в стаж как страховой, так и льготный. С учетом изложенного, на дату обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 21 год 07 месяцев 19 дней, при необходимых 25 годах.

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1 часть 1; статья 7; статья 37 часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно положениям статьи 7 Закона Российской Федерации №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 28 вышеназванного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 50 лет, женщинам по достижению возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате на него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).

Положениями статьи 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также действовавшего в спорный период, было предусмотрено, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

В силу статьи 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1, действовавшего до принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих основаниях, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Как установлено в судебном заседании истец Тоги Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно, с рождения и по настоящее время проживает в пос. <данные изъяты> расположенном на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, отнесенного к району Крайнего Севера.

Трудовую деятельность Тоги Ю.А. начал в совхозе «<данные изъяты>» 01 марта 1981 года в качестве ученика пастуха-оленевода; с 01 апреля 1982 года он был переведен пастухом-оленеводом и проработал в совхозе до 01 октября 1986 года. С 1986 по 1988 годы истец проходил службу в рядах Советской Армии. После демобилизации истец работал: с 01 марта1989 года по 01 февраля 1994 года – пастухом-оленеводом в совхозе «<данные изъяты>»; с 25 апреля 1994 года по 01 декабря 2000 года – главой семейно-родового хозяйства «<данные изъяты>» сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>»; с 01 декабря 2000 года по 31 марта 2003 года – оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>»; с 01 апреля 2003 года по 01 апреля 2004 года – оленеводом-промысловиком в сельскохозяйственной ассоциации фермерского хозяйства «<данные изъяты>»; с 18 апреля 2009 года по 30 апреля 2015 года – оленеводом в оленеводческом сельскохозяйственном производственном кооперативе «<данные изъяты> с 01 мая 2015 года по настоящее время - оленеводом в муниципальном унитарном предприятии «<данные изъяты>».Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д.7-12).

ДД.ММ.ГГГГ Тоги Ю.А. достиг 50-летнего возраста, что подтверждается копией его паспорта (л.д.13), и 05 ноября 2015 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.28-29).

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованного лица № 358 от 18 ноября 2015 года (л.д.23-27) Тоги Ю.А. в стаж, на соответствующих видах работ в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ, были включены периоды работы: с 01.04.1982 по 01.10.1986, с 01.03.1989 по 01.02.1994 пастухом-оленеводом в совхозе «<данные изъяты>» (в льготном исчислении); с 01.12.2000 по 31.12.2001 оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>» (в льготном исчислении); с 18.04.2009 по 30.06.2013, с 01.01.2014 по 30.04.2015 оленеводом в ОСПК «<данные изъяты>» (в календарном исчислении). Таким образом, всего, стаж на соответствующих видах работ, с учетом норм постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, составил 21 год 03 месяца 15 дней.

В дальнейшем, во изменение вышеуказанного решения № 358 от 18.11.2015, ответчиком принято другое решение, которым Тоги Ю.А. дополнительно, в стаж, на соответствующих видах работ, был включен период работы с 01.07.2015 по 04.11.2015 оленеводом в МУП «<данные изъяты>», и его стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 07 месяцев 19 дней.

Не были приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы Тоги Ю.А.:

- главой семейно-родового хозяйства в сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>» с 01.11.1995 по 30.11.1995, с 01.07.1996 по 31.07.1996, с 01.07.1997 по 31.07.1997; главой крестьянско-фермерского хозяйства с 15.12.2004 по 31.12.2008, с указанием на то, что по сведениям выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Тоги Ю.А. зарегистрирован как глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Главы семейного (родового) хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона, не имеют.

- главой семейно-родового хозяйства в сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>» с 25.04.1994 по 31.10.1995, с 01.12.1995 по 30.06.1996, с 01.08.1996 по 30.06.1997, с 01.08.1997 по 01.12.2000, так как, в соответствии с п. 50 (VIII. Порядок подсчета страхового стажа) постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов. Согласно справки от 28.10.2014 страховые взносы за вышеуказанные периоды не уплачивались.

-оленеводом – промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>» с 01.01.2002 по 31.03.2003, и в сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>» с 01.04.2003 по 01.04.2004; оленеводом-промысловиком в ОСПК «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; оленеводом в МУП «<данные изъяты>» с 01.05.2015 по 30.06.2015, так как, за период работы в ГОУОПП «<данные изъяты> с 01.01.2002 по 31.03.2003 и в сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>» 01.04.2003 по 01.04.2004 не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета); за период работы в ОСПК «<данные изъяты>» с 01.07.2013 по 31.12.2013 Тоги Ю.А. находился в отпуске без сохранения заработной платы, а за период работы в МУП «<данные изъяты>» с 01.05.2015 по 30.06.2015 сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены с нулевыми страховыми взносами, то есть, начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производилась.

На основании решения комиссии, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края 07 сентября 2016 года принято решение № 264 об отказе Тоги Ю.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ в качестве пастуха-оленевода, оленевода в районах Крайнего Севера по состоянию на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составил 21 год 07 месяцев 19 дней, при требуемом стаже – 25 лет.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат зачету периоды работы истца: оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «Тухард» с 01.01.2002г. по 31.03.2003г. в календарном исчислении; оленеводом-промысловиком в с/х ассоциации фермерских хозяйств «Нумпан» с 01.04.2003г. по 01.04.2004г. в календарном исчислении; оленеводом в МУП «Усть-Енисеец» с 01.05.2015г. по 30.06.2015г. в календарном исчислении, по следующим основаниям.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государства.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно, не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя, как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Таким образом, требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>» с 01.01.2002г. по 31.03.2003г., оленеводом-промысловиком в с/х ассоциации фермерских хозяйств «<данные изъяты>» с 01.04.2003г. по 01.04.2004г. и оленеводом в МУП «<данные изъяты>» с 01.05.2015г. по 30.06.2015г., подлежат удовлетворению.

В свою очередь, не подлежат удовлетворению требования Тоги Ю.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы главой семейно-родового хозяйства в сельскохозяйственной ассоциации фермерских хозяйств «<данные изъяты>» с 25.04.1994г. по 31.10.1995г.; с 01.12.1995г. по 30.06.1996г.; с 01.08.1996г. по 30.06.1997г.; с 01.08.1997г. по 01.12.2000г.; оленеводом в ОСПК «<данные изъяты>» с 01.07.2013 по 31.12.2013, и возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией, по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 950-О-О, «…. Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.

Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования».

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Согласно справке УПФР от 05.11.2015 , начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд за периоды с 13.04.1994 по 31.10.1995; с 01.12.1995 по 30.06.1996; с 01.08.1996 по 30.06.1997; с 01.08.1997 по 31.12.2001, не производилась (л.д. 57).

Таким образом, с учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь главой семейно-родового хозяйства сельскохозяйственной ассоциации «<данные изъяты>» в период с 25.04.1994г. по 31.10.1995г.; с 01.12.1995г. по 30.06.1996г.; с 01.08.1996г. по 30.06.1997г.; с 01.08.1997г. по 01.12.2000г. - право на досрочное назначение страховой пенсии не имеет.

Также, обоснованно ответчиком не включен в стаж работы период нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 01.07.2013 по 31.12.2013 в ОСПК «<данные изъяты>» в качестве оленевода, по следующим основаниям.

Пунктом 5 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516, перечислены периоды, подлежащие включению в льготный стаж – это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. В льготный стаж не включается период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, а также согласно справке ОСПК «<данные изъяты> от 17.11.2015, в период с 01.07.2013 по 31.12.2013, Тоги Ю.А.находился в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 42, 52).

Таким образом, на день обращения (05.11.2015г.) истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, Тоги Ю.А. (с учетом подлежащих включению в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>» с 01.01.2002г. по 31.03.2003г., оленеводом-промысловиком в с/х ассоциации фермерских хозяйств «<данные изъяты>» с 01.04.2003г. по 01.04.2004г. и оленеводом в МУП «<данные изъяты>» с 01.05.2015г. по 30.06.2015г.) имел стаж на соответствующих видах работ 24 года 00 месяцев 20 дней, при требуемом стаже 25 лет.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании решения Управления незаконным, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тоги <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное), включить Тоги <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

- оленеводом-промысловиком в ГОУОПП «<данные изъяты>» с 01.01.2002г. по 31.03.2003г. в календарном исчислении;

- оленеводом-промысловиком в с/х ассоциации фермерских хозяйств «<данные изъяты>» с 01.04.2003г. по 01.04.2004г. в календарном исчислении;

- оленеводом в МУП «<данные изъяты>» с 01.05.2015г. по 30.06.2015г. в календарном исчислении.

В удовлетворении исковых требований Тоги <данные изъяты> о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы главой семейно-родового хозяйства в с/х ассоциации фермерских хозяйств «<данные изъяты>» с 25.04.1994г. по 31.10.1995г.; с 01.12.1995г. по 30.06.1996г.; с 01.08.1996г. по 30.06.1997г.; с 01.08.1997г. по 01.12.2000г.; оленеводом в ОСПК «<данные изъяты>» с 01.07.2013 по 31.12.2013, и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года.