НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дудинского районного суда (Красноярский край) от 11.09.2019 № 2-800

84RS0001-01-2018-000854-72

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием представителя истца Красильниковой Н.Е. – Дубовской Ю.В., действующей по доверенности,

представителей ГУ УПФР в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) – Крулькиной В.А., Дьяченко Д.В., действующих по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-800 по иску Красильниковой Натальи Евгеньевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное), о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,

У С ТА Н О В И Л:

Красильникова Н.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, ссылаясь на следующие обстоятельства.

21 марта 2019 года истец обратилась в ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 22 мая 2019 года ответчик отказал истцу в установлении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, при этом, в стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды:

- с 02.02.2004 по 10.01.2005 – период работы истца в должности санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения КГУЗ «ККПТД №9»;

- с 11.05.2005 по 31.08.2009 – период работы истца в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

- с 05.09.2009 по 31.05.2011 – период работы истца в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

- с 11.06.2011 по 20.07.2012 – период работы истца в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

- с 24.08.2012 по 30.09.2012 – период работы истца в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

- с 04.02.2016 по 30.09.2017 – период работы истца в должности санитарки физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская МРБ»;

- с 21.06.1995 по 25.03.1998 – период отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Истец считает отказ в установлении пенсии необоснованным, а решение ответчика от 22 мая 2019 № 190000005497/239989/19 – незаконным, поскольку, трудовая деятельность, которую истец осуществляла в районе Крайнего Севера в указанные выше периоды времени, является иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в районе Крайнего Севера. Помимо этого, ссылаясь на п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», полагает, что истец необоснованно не включил в стаж наравне с периодами работы, период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. На основании изложенного истец Красильникова Н.Е. просит суд признать незаконным решение ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края от 22.05.2019 № 190000005497/239989/19, обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ вышеуказанные периоды работы Красильниковой Н.Е., обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с 21.03.2019 и взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 30 000 рублей и государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Красильникова Н.Е. не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием представителя Дубовской Ю.В., которая в зале суда исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просила иск удовлетворить.

Представители ответчика - ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края, в судебном заседании возражали относительно исковых требований, пояснив, что основанием для отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости послужило отсутствие, на момент обращения, достаточного стажа, дающего право на назначение такой пенсии. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы. Согласно статьи 33 Закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначена страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 стать 30 Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. С учетом положений частей 3 и 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работ (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии, и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работ (деятельности): периоды работы (деятельности) до 01.01.1992 - с учетом правил и норм в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях»; периоды работы (деятельности) с 01.01.1992 до 01.01.2002 - с учетом правил и норм в период действия Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ»; периоды работы (деятельности) с 01.01.2002 до 01.01.2015 - с учетом норм и правил действия Федерального закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в Российско Федерации». Право на досрочное назначение страховой пенсии может быть определено в рамка постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П с применением ранее действовавшего пенсионного законодательства по состоянию на 31.12.2001 с учетом правил и норм в период действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Следовательно, может быть применен порядок суммирования работ с различными условиями труда, предусмотренной ст.13 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1. Истец 21.03.2019 обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.04.2019 года. Решением Управления от 22.05.2019 № 239989/19 Красильниковой Н.Е. был отказано в назначении пенсии. Основанием для отказа послужило отсутствие на момент обращения у истца достаточного стажа на соответствующих видах работ, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ по состоянию на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составляет 06 лет 03 месяца 11 дней, при требуемом стаже -10 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 22 года 02 месяца 25 дней, страховой стаж составляет 25 лет 26 дней. Не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды:

с 02.02.2004 по 10.01.2005 - в качестве санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения КГУЗ «ККПТД №9»; с 11.05.2005 по 31.08.2009 - в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

с 11.05.2005 по 31.08.2009 – в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД № 9»;

с 05.09.2009 по 31.05.2011 - в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

с 11.06.2011 по 20.07.2012 - в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

с 24.08.2012 по 30.09.2012 - в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9»;

с 04.02.2016 по 30.09.2017 - в качестве санитарки физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская МРБ».

Согласно Списка №2 раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» от 26.01.1991 №10 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются средний и младший медицинский персонал непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных учреждениях, отделениях, кабинетах. «Непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т. д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). По решению Управления от 06 мая 2019 года №8 проведена документальная проверка страхователя КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница». Целью проверки являлось установление факта работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии Красильниковой Н.Е., за периоды работы в ОГУЗ «Окружной противотуберкулезный диспансер» с 01.10.1992 г. по 26.03.1998 г. в качестве палатной санитарки детского туберкулезного отделения, кухонной рабочей, санитарки-уборщицы взрослого туберкулезного отделения, палатной санитарки взрослого туберкулезного отделения; с 02.02.2004 г. по 30.09.2017г. в качестве санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения, санитарки общебольничного персонала, санитарки физиокабинета общебольничного персонала, санитарки палатной взрослого туберкулезного отделения, санитарки физиотерапевтического отделения. За периоды работы с 02.02.2004 по 30.09.2012 в качестве санитарки физиокабинета и санитарки общебольничного персонала противотуберкулезного диспансера, а также с 04.02.2016 по 30.09.2017 в качестве санитарки физиотерапевтического отделения противотуберкулезного диспансера в КГБУЗ «Таймырская МРБ», занятость по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня (или не менее 80% рабочего времени) документально не подтверждается. Не приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период с 21.06.1995 по 25.03.1998 - отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, перечислены периоды, подлежащие включению в льготный стаж - это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Таким образом, периоды обучения на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком, отпуск без сохранения заработной платы, простой (как по вине работодателя, так и самого работника), донорские дни и другие не включаются в льготный стаж, так как не предусмотрены указанными Правилами. Истцом также заявлено требование о взыскании с Управления понесенных ею судебных расходов в размере 30 300 рублей, из них 300 рублей - государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, 30 000 - оплата юридических услуг, а именно составление искового заявления. По мнению Управления, сумма издержек является завышенной и не отвечает критерию разумности, характеру рассматриваемого спора, объему и уровню сложности выполненной работы и, кроме того, по данной категории дел имеется сложившаяся судебная практика. В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Перечень расходов, которые относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела предусмотрен ст. ст. 88, 94 ГПК РФ. Возмещение расходов за составление искового заявления не входит в перечень издержек, указанных в ст. 94 ГПК РФ. Принимая во внимание позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 21.01.2016г. № 1, согласно которой суды могут признать судебными издержками расходы, несение которых было необходимо для реализации права на обращение в суд, Управление обращает внимание суда на следующее. Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Средства Пенсионного фонда России являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату пенсий (Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1). Таким образом, расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым. В связи с вышеизложенным, представители ответчика просили суд в удовлетворении исковых требований Красильниковой Н.Е. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу, Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которой, основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 вышеназванного Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Частью 2 ст. 30 указанного выше Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В этой связи периоды работы (деятельности) до 01.01.1992 в период действия закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» могут исчисляться с учетом правил пенсионного законодательства Союза ССР от 1956 года.

Периоды работы (деятельности) с 01.01.1992 до 01.01.2002 в период действия Закона 20.11.1990 № 340-1 могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты.

Периоды работы с 01.01.2002 до 01.01.2015 могут исчисляться с учетом правил и норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 (в ред. от 24.04.2003 г.) «О Списках производств, работ, профессий...» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Списком № 2 к имеющим право на льготное назначение пенсии отнесен «младший медицинский персонал» (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального развития, подраздел 22600000-1754б «Работники, непосредственно обслуживающие больных», позиция 2260000а).

Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств», обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.

Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

В Указаниях Министерства социальной защиты от 26.04.1993 № 1-31-У определены виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

Как следует из материалов дела, истец Красильникова Н.Е. в период с 02.02.2004 по 10.01.2005 работала санитаркой физиокабинета взрослого туберкулезного отделения КГУЗ «ККПТД» № 9»; в период с 11.05.2005 по 30.09.2012 – санитаркой общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД № 9»; с 04.02.2016 по 30.09.2017 – санитаркой физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская МРБ», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 12-16), трудовыми договорами и дополнительным соглашением к трудовому договору (л.д. 34-38, 39-41, 56-57, 58-59), приказом о переводе на другую работу и заявлением Красильниковой Н.Е. (л.д. 42, 43).

Согласно должностной инструкции санитарки физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница» от 30.01.2014, санитарка физиотерапевтического отделения, помимо прочего, выполняет обязанности, которые связаны с непосредственным обслуживанием больных, то есть в условиях контакта медицинского работника и пациента, о чем свидетельствует ряд пунктов должностной инструкции, а именно: п. 2.3. – помогает медицинской сестре при наложении аппликации, выполнение процедур; п. 2.5. – сопровождение в необходимых случаях больных, после физиотерапевтических процедур в отделение (в случае нахождения пациентов на стационарном лечении); п. 2.6. – собирает, производит смену белья (простыни, пеленки) (л.д. 44-46).

Аналогичные обязанности, согласно должностной инструкции от 08.12.2003, выполняет санитарка физиотерапевтического отделения (кабинета) общебольничного персонала туберкулезного диспансера ОГУЗ «Окружной противотуберкулезный диспансер» (л.д. 54-55).

Согласно справке, представленной КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница» от 04.09.2019 № 214, Красильникова Н.Е. была принята в Центральную окружную больницу г. Дудинки, находящуюся в районе Крайнего Севера и работала, в том числе:

- с 02.02.2004 по 10.01.2005, на основании приказа от 09.02.2004 г. № 16/л, в должности санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения окружного государственного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер»;

- с 11.01.2005 по 30.09.2012, на основании приказа от 11.01.2005 г. № 2/1/л, в должности санитарки общебольничного персонала окружного государственного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер»;

- с 01.10.2012 по 31.05.2015, на основании приказа от 01.10.2012 г. № 150/л, в должности санитарки палатной общебольничного персонала муниципального казенного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер»;

- с 01.06.2015 по 03.02.2016, на основании приказа от 01.06.2015 г. № 155-п, в должности санитарки взрослого туберкулезного отделения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Таймырская межрайонная больница»;

- с 04.02.2016 по 30.09.2017, на основании приказа от 04.02.2016 г. № 19-пер, в должности санитарки физиотерапевтического отделения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Таймырская межрайонная больница»;

- с 01.10.2017 по настоящее время, на основании приказа от 22.09.2017 г. № 181-пер, в должности уборщицы медицинской организации физиотерапевтического отделения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Таймырская межрайонная больница».

Работа в вышеуказанных должностях выполнялась в течение полного рабочего дня на полную ставку.

При этом, должности санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения окружного государственного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер», санитарки общебольничного персонала окружного государственного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер», санитарки палатной общебольничного персонала муниципального казенного учреждения здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер», санитарки взрослого туберкулезного отделения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Таймырская межрайонная больница» относятся к категории младшего медицинского персонала. Работа в указанных должностях дает право на назначение досрочной пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. и предусмотрена Списком №2 раздел 24 код 2260000а (работники непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах), утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.

С 1 января 2013 года в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 243-Ф3 уплачен (начислен) дополнительный тариф страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере: 2% за 2013 год; 8% за 2014, 2015 годы и 4% с 2016 года от выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела личной карточкой работника формы Т-2 (л.д. 84-87), штатным расписанием на 01.01.2008, табелями учета рабочего времени за период с февраля 2004 года по сентябрь 2017 года.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости включения периодов работы Красильниковой Н.Е. с 02 февраля 2004 года по 10 января 2005 года в качестве санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения КГУЗ «ККПТД №9», с 11 мая 2005 года по 30 сентября 2012 года в качестве санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9», с 04 февраля 2016 года по 30 сентября 2017 года в качестве санитарки физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская МРБ», в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального развития, подраздел 22600000-1754б «Работники, непосредственно обслуживающие больных», позиция 2260000а «младший медицинский персонал», поскольку отказ Пенсионного фонда во включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения вышеуказанных периодов, является незаконным и необоснованным.

Доводы представителей ответчика о том, что истец Красильникова Н.Е. не была занята по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня (или не менее 80% рабочего времени), являются несостоятельными и опровергаются представленными доказательствами.

Из материалов дела видно, что 21 марта 2019 года Красильникова Н.Е. обратилась в ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако, решением ГУ - УПФР в ТДНР Красноярского края от 22.05.2019 № 239989/19 истцу отказано в назначении пенсии на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (требуется 10 лет, имеется 6 лет 03 месяца 11 дней), поскольку периоды работы с 02.02.2004 года по 10.01.2005 года, с 11.05.2005 года по 30.09.2012 года и с 04.02.2016 года по 30.09.2017 года были исключены из стажа, так как не подтверждается полная занятость по обслуживанию больных в течение рабочего дня (или не менее 80% рабочего времени в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5).

С учетом положений ст. 33 Закона № 400-ФЗ, предусматривающих снижение возраста, установленного для досрочного назначения страховой пенсии на пять лет, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает у ситца Красильниковой Н.Е. по достижении ею 45 летнего возраста, то есть с 09 апреля 2019 года (л.д. 9), а не с момента подачи заявления в УПФР.

Одновременно с этим, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Красильниковой Н.Е. о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет с 21.06.1995 по 25.03.1998, поскольку, порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.
По ранее действовавшему законодательству, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5).

В статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.200 г., аналогично статье 167 КЗоТ РФ, указано, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Аналогичная позиция изложена и в п. 27 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как видно из материалов дела, период нахождения истца с 21.06.1995 по 25.03.1998 в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет, имел место после 6 октября 1992 года, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не может быть включен в специальный стаж работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Совокупность стажа истца по спорным периодам с периодами, зачтенными Пенсионным фондом, по состоянию на 09 апреля 2019 года (достижение истцом 45-летнего возраста) составляет более 10 лет, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии.

В своём исковом заявлении истец Красильникова Н.Е. также просит взыскать с ответчика судебные расходы в размере 30 300 рублей, включающие в себя: 30 000 рублей - расходы по оплате юридических услуг, 300 рублей - расходы по оплате госпошлины.

В соответствии с ч.1ст. 88, ст. 94, ч.1 ст. 98, 100 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Оплата истцом юридических услуг за подготовку искового заявления и представительство в суде в размере 30 00 рублей подтверждается договором оказания юридических услуг № 25 от 25.05.2019 и квитанцией от 25.05.2019 (л.д. 20-21, 22). Оплата государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждается чеком - ордером от 14.06.2019 (л.д. 2).

Указанные выше расходы были понесены истцом Красильниковой Н.Е. по делу для сбора документов, необходимых для подачи искового заявления в суд, составление искового заявления, предоставления доказательств по делу и участия представителя в судебных заседаниях, и в силу положений абз. 9 ст. 94 ГПК РФ, должны быть отнесены к издержкам, необходимым в связи с рассмотрением дела, и подлежащим возмещению по правилам ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.

В то же время, с учетом сложности и объёма рассматриваемого дела, затраченного представителем времени и труда на подготовку, подачу искового заявления, количества состоявшихся судебных заседаний, а также, принимая во внимание, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из принципа разумности, суд считает расходы на оплату услуг представителя также подлежащими частичному удовлетворению в размере 15 000 руб.

Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы в общей сумме 15 300 рублей, на основании ст.98, 100 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красильниковой Натальи Евгеньевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное), удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края от 22 мая 2019 года № 190000005497/239989/19 об отказе Красильниковой Наталье Евгеньевне в установлении пенсии.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) включить Красильниковой Наталье Евгеньевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии период её работы в должности санитарки физиокабинета взрослого туберкулезного отделения КГУЗ «ККПТД №9» с 02.02.2004 по 10.01.2005; период работы в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9» с 11.05.2005 по 31.08.2009; период работы в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9» с 05.09.2009 по 31.05.2011; период работы в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9» с 11.06.2011 по 20.07.2012; период работы в должности санитарки общебольничного персонала КГУЗ «ККПТД №9» с 24.08.2012 по 30.09.2012; период работы в должности санитарки физиотерапевтического отделения КГБУЗ «Таймырская МРБ» с 04.02.2016 по 30.09.2017.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) назначить Красильниковой Наталье Евгеньевне досрочную страховую пенсию по старости с 09 апреля 2019 года.

В удовлетворении исковых требований Красильниковой Натальи Евгеньевны о включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии период отпуска по уходу за ребенком до трех лет с 21.06.1995 по 25.03.1998 – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (межрайонное) в пользу Красильниковой Натальи Евгеньевны судебные расходы в размере 15 300 рублей, включающие в себя:

- 15 000 рублей – расходы по оплате юридических услуг;

- 300 рублей – расходы по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2019 года.