НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дубенского районного суда (Республика Мордовия) от 21.03.2017 № 2-18/2017

Дело № 2-18/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Дубенки 21 марта 2017 г.

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,

при секретаре судебного заседания Юрташкиной Л.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика - Государственного казённого учреждения «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» - ФИО2, действующей на основании доверенности от 17 февраля 2017 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указала, что уведомлением №2980 от 13 декабря 2016 г. Государственного казённого учреждения «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» (далее - ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия») она извещена о неправомерном назначении ей в период с 18 февраля 2016 г. по 30 сентября 2016 г. мер социальной поддержки по «Освобождению от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам» и «Освобождению от оплаты жилого помещения педагогическим работникам». Также в уведомлении ответчик просил её возвратить переплату в сумме 6491 руб. 13 коп., возникшую за указанный период. Данное решение ответчика считает необоснованным, нарушающим её права и гарантии, как педагогического работника, поскольку с 10 августа 1989 г. она является педагогическим работником по работе с детьми со стажем педагогической деятельности 25 лет, работает и проживает в сельской местности. С 29 января 2016 г. ей назначена досрочная педагогическая пенсия по старости.

Указала также, что 20 декабря 2007 г. она была назначена на должность исполняющего обязанности главы администрации Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия и одновременно продолжала работать в качестве учителя начальных классов в Чиндяновской средней школе Дубенского района Республики Мордовия.

С 01 сентября 2008 г. она переведена на 0,5 ставки учителя начальных классов указанной школы, 20 июня 2012 г. - принята на должность заместителя главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия и одновременно продолжала работать учителем.

Полагает, что предоставление мер социальной поддержки не зависит от объёма выполняемой учебной нагрузки (педагогической работы) и ответчик незаконно просит её вернуть переплату в сумме 6491 руб. 13 коп., возникшую за период с 18 февраля 2016 г. по 30 сентября 2016 г.

Просит суд признать за ней, с 01 февраля 2016 г. право на получение мер социальной поддержки по «Освобождению от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам» и «Освобождению от оплаты жилого помещения педагогическим работникам» как пенсионеру, вышедшему на пенсию непосредственно после окончания работы в образовательном учреждении и проработавшей в сельской местности не менее десяти лет, а также взыскать в её пользу с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить, показания дала в основном аналогичные содержанию иска.

Дополнительно пояснила, что с 29 января 2016 г. ей назначена страховая пенсия по старости, как педагогическому работнику. На момент назначения пенсии она работала по основной работе на должности заместителя главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия и одновременно по совместительству учителем МБОУ «Чиндяновская ООШ». С 30 сентября 2016 г. она работает по совместительству на должности заместителя главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, а с 01 октября 2016 г. она работает учителем начальных классов МБОУ «Чиндяновская ООШ» уже по основному месту работы. Поясняла также, что с 01 июля 2017 г. она вообще будет лишена возможности получать указанные льготы. Кроме того, указала, что школу в <...> возможно будут закрывать.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что истец для назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по категории «педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности» 18 февраля 2016 г. обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» с заявлением и документами, в том числе, представила справку, подтверждающую факт назначения ей пенсии с 29 января 2016 г., копию трудовой книжки, а также справку о доходах, где указано её место работы и занимаемая должность - заместитель главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия. Изначально меры социальной поддержки были назначены ФИО1 ошибочно. Прав на указанные меры социальной поддержки по категории «педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности» ФИО1 не имеет по причине выхода на пенсию не с должности педагогического работника по основной работе, так как на момент выхода на пенсию она работала учителем по совместительству, что не соответствует требованиям статьи 1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия». Также указала, что у истца отсутствовала необходимая педагогическая нагрузка в период работы учителем по совместительству, она работала всего два часа. С 01 октября 2016 г. истец получает указанную социальную поддержку как педагогический работник, так как с указанной даты ФИО1 работает учителем начальных классов по основному месту работы в МБОУ «Чиндяновская ООШ».

Просила в удовлетворении заявленных требований истца отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия своевременно извещённый о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

На основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания. Суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из пояснений истца, материалов дела, судом установлено, что ФИО1 решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия № 5 от 20 декабря 2007 г. избрана исполняющим обязанности главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия №41 от 25 марта 2009 г. ФИО1 избрана главой Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия №5 от 22 декабря 2011 г. ФИО1 избрана главой Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Решением Совета депутатов Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия №31 от 26 июня 2012 г. ФИО1 досрочно освобождена от занимаемой должности главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Распоряжением исполняющего обязанности главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия № 28 от 26 июня 2012 г. ФИО1 принята на должность заместителя исполняющего обязанности главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия.

Аналогичные записи имеются в трудовой книжке истца (серии AT-V , дата заполнения 26 мая 1990 г.).

Согласно записей в трудовой книжке, ФИО1 10 августа 1989 г. назначена учительницей начальных классов Чиндяновской восьмилетней школы Дубенского района Мордовской АССР (запись №1).

30 сентября 2016 г. ФИО1 освобождена от должности заместителя главы Чиндяновского сельского поселения в связи с переходом на работу к другому работодателю (запись №15) и в этот же день принята на работу по совместительству заместителем главы Чиндяновского сельского поселения на 0,5 ставки (запись №16).

01 октября 2016 г. ФИО1 принята учителем начальных классов в МБОУ «Чиндяновская ООШ» (запись №17).

Согласно выписки из приказа директора МБОУ «Чиндяновская ООШ» №46 от 01 сентября 2016 г. «О распределении педагогической нагрузки на 2015-2016 учебный год» (оспариваемый период) ФИО1 (совместитель), учитель музыки имела педагогическую нагрузку 2 часа, 1 час в пятом классе и 1 час в 7 классе.

Согласно справке Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия №389143/16 от 12 декабря 2016 г. ФИО1 бессрочно установлена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (педагогическая деятельность) с 29 января 2016 г.

Факт наличия требуемого стажа работы истца по педагогической специальности представителем ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Из копии личного дела получателя государственных услуг, судом установлено, что 18 февраля 2016 г. ФИО1 обратилась в ГКУ «Социальная защита населения по Дубенского району Республики Мордовия» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, в котором просила назначить ей меру социальной поддержки - «Освобождение от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам».С аналогичным заявлением истец обращалась к ответчику и 20 апреля 2016 г., предоставив ответчику копии трудовой книжки, справки, подтверждающей факт установления (назначения) пенсии, паспорта гражданина России, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, справки об отсутствии задолженности за газоснабжение, за оплату жилья, за электроэнергию, а также выписку из домовой (поквартирной) книги.

Согласно протоколу №465 от 20 февраля 2016 г. ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» ФИО1 назначена мера социальной поддержки «Освобождение от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам» с 18 февраля 2016 г. в размере 100 % на себя.

Согласно протоколу №1387 от 22 апреля 2016 г. ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» ФИО1 назначена мера социальной поддержки «Освобождение от оплаты жилого помещения педагогическим работникам» с 20 апреля 2016 г. в размере 100 % на себя.

ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» со ссылкой на статью 1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», уведомлением от 13 декабря 2016 г. № 2980 известила ФИО1 о том, что меры социальной поддержки по «Освобождению от оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам» и «Освобождению от оплаты жилого помещения педагогическим работникам» назначены ей неправомерно. В данном уведомлении также содержится просьба вернуть переплату, возникшую за период с 18 февраля 2016 г. по 30 сентября 2016 г., в сумме 6491 руб. 13 коп. за предоставленные меры социальной поддержки.

Из справки от 30 ноября 2016 г., составленной представителем Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия по результатам проведённой проверки организации работы ГКУ «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» установлено, что ФИО1 при обращении с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по категории «педагогический работник, проживающий в сельской местности» приложила к заявлению справку, подтверждающую факт установления (назначения) пенсии с 29 января 2016г. и копию трудовой книжки, согласно записям которой, её место работы и занимаемая должность - заместитель главы Чиндяновского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия. В справке указано, так как ФИО1 вышла на пенсию не с должности педагогического работника, то прав на указанные меры социальной поддержки она не имеет.

В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8.1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) (далее - педагогические работники), предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация), включающая следующие виды расходов: 1) плату за жилое помещение: плату за пользование жилым помещением (плату за наём); плату за содержание жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; 2) плату за отдельные виды коммунальных услуг: электроснабжение; отопление (теплоснабжение), в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления.

Под педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), понимаются физические лица, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), выполняющие обязанности на основании трудового договора по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Мордовия, в том числе в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения Республики Мордовия, а также проживающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) пенсионеры, вышедшие на пенсию непосредственно после окончания работы в указанных организациях (учреждениях) и проработавшие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) по специальности не менее 10 лет (статья 1 названного Закона Республики Мордовия в редакции от 31 декабря 2015 г.).

Таким образом, правом на предоставление указанных мер социальной поддержки обладают лица, осуществляющие педагогическую деятельность и состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Мордовия, а также пенсионеры, если они вышли на пенсию непосредственно после окончания работы в указанных организациях.

Факт проживания истца в сельской местности, представителем ответчика также не оспаривается и подтверждается ранее выданным ФИО1 паспортом серии , выданным отделом внутренних дел Дубенского района Республики Мордовия 05 марта 2002 г., а также выпиской из домовой книги, имеющимся в материалах личного дела, представленного ответчиком, согласно которым истец с 2002 г. зарегистрирована и проживает в <...>.

Основанием для отказа в назначении истцу указанных мер социальной поддержки является выход ФИО1 на пенсию не с должности педагогического работника по основной работе, так как она работала на момент выхода на пенсию учителем по совместительству, что не соответствует требованиям статьи 1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия».

В соответствии с выпиской из приказа директора МБОУ «Чиндяновская ООШ» № 31 от 31 мая 2016 г., учитель по совместительству ФИО1, уволена с 31 мая 2016 г.

Согласно выписке из приказа директора МБОУ «Чиндяновская ООШ» № 60 от 01 октября 2016 г., ФИО1 с указанной даты принята на работу учителем начальных классов.

По смыслу вышеприведённых правовых норм, правом на предоставление указанных мер социальной поддержки не обладают лица, осуществляющие образовательную деятельность по трудовому договору, не состоящие в штате по основному месту работы в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Мордовия.

При таких обстоятельствах следует, что поскольку ФИО1 в оспариваемый период - с 18 февраля 2016г. по 30 сентября 2016 г., осуществляла образовательную деятельность по трудовому договору по совместительству, то есть данная деятельность не являлась для неё основной, то она не имела право на получение указанных мер социальной поддержки до 01 октября 2016 г. - начала работы в школе по основному месту работы.

Кроме того, как установлено судом и не опровергается сторонами, истец после назначения ей пенсии, не окончила работу, продолжает работать, в том числе и в образовательном учреждении, а также является получателем указанных мер социальной поддержки, в связи с чем, не лишена права на получение данных мер как пенсионер, проживающий в сельском населённом пункте, вышедший на пенсию непосредственно после окончания работы в организациях (учреждениях), указанных в статье 1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. №102-3, и проработавший в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) по специальности не менее 10 лет.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований ФИО1

Довод истца о том, что её исковые требования являются обоснованными, в том числе и в связи с тем, что с 29 января 2016 г. она уже получает льготную пенсию - досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, является несостоятельным, поскольку ФИО1 назначена пенсия хотя и во время работы в образовательном учреждении, но данная работа для неё являлась работой не по основному месту работы и в штате образовательного учреждения Республики Мордовия она не состояла. А сам факт наличия требуемого стажа работы истца по педагогической специальности для назначения указанной досрочной страховой пенсии, никем не оспаривается и подтверждается копией пенсионного дела в отношении ФИО1

Утверждение истца о том, что с 01 июля 2017 г. она будет лишена возможности получать указанные льготы, судом во внимание не берётся, поскольку гражданское судопроизводство в Российской Федерации ведётся в соответствии с Законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела.

Утверждение истца о том, что школу в <...> возможно будут закрывать, судом также не берётся во внимание, как не относящееся к рассматриваемым исковым требованиям.

Довод представителя ответчика в возражениях на исковые требования, в том числе об отсутствии у ФИО1 в оспариваемый период педагогической нагрузки, при вышеизложенных обстоятельствах, значения не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, Дубёнский районный суд Республики Мордовия

решил:

В удовлетворении исковых требования ФИО1 к Государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия» о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.

Судья Дубёнского районного суда

Республики Мордовия (подпись) Г. Г. Татаркина

Решение в окончательной форме принято 24 марта 2017 г.

Судья Дубёнского районного суда

Республики Мордовия (подпись) Г. Г. Татаркина