РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2014 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре Мироновой А.М.,
представителя истца по ч.6 ст.53 ГПК РФ ФИО1,
представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН г.Донского» по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-148/14 по иску ФИО3 <данные изъяты> к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения г.Донского» о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения г.Донского» о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, в настоящее время получает трудовую пенсию.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ему присвоено звание «<данные изъяты>».
По мнению истца, данный факт дает ему право на установление и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005г. №609-ЗТО, по поводу установления которой он обратился в Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г.Донского» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в письменном ответе № в установлении указанной доплаты к пенсии истцу было отказано.
Не согласившись с данным отказом от ДД.ММ.ГГГГ, просил признать за ним право на ему ежемесячную доплату у трудовой пенсии по старости в размере 5% ежемесячного денежного вознаграждения за каждый полный год работы сверх одного года в должности <данные изъяты> с учетом государственной награды – присвоения звания «<данные изъяты>» со дня обращения к ответчику.
В ходе рассмотрения дела истец уточнял исковые требования под запись в протоколе судебного заседания, просил суд признать за ним право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области", обязать Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г.Донской» установить истцу ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" с 24 декабря 2013 года.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца по ч.6 ст.53 ГПК РФ ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом их уточнения, просил суд признать за истцом право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области", обязать Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г.Донской» установить истцу ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" с 24 декабря 2013 года.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Донского» по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО3 не признала в полном объеме по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что оснований для перерасчета доплаты к пенсии истцу, как лицу, замещавшему <данные изъяты> в Тульской области, с учетом имеющейся у ФИО3 награды «<данные изъяты>» у ответчика не было, в связи с тем, что в п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010г. №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации перечне государственной наградной системы» такая награда не поименована. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
25 июля 2005 года принят Закон Тульской области N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области", который регулирует правоотношения, связанные с установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области (далее по тексту - лица, замещавшие государственные (муниципальные) должности), за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
Статья 2 Закона Тульской области N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" определяет круг лиц, имеющих право на доплату к пенсии - это лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счет средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица имеют право на доплату к пенсии, если освобождение от замещаемой государственной должности имело место не ранее 16 августа 1995 года, а освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 23 ноября 1997 года.
Статьей 4 Закона (в ред. Закона Тульской области от 15.07.2013 N 1982-ЗТО) установлены размеры доплаты к пенсии.
Так, согласно п.1 ст.4 Закона доплата к пенсии устанавливается при замещении государственной (муниципальной) должности не менее одного года в размере 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной (муниципальной) должности.
За каждый последующий полный год работы в указанной должности сверх одного года размер доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной (муниципальной) должности, за исключением случая, установленного настоящим абзацем.
В случае, если лицо награждено государственными наградами Российской Федерации за каждый последующий полный год работы сверх одного года размер доплаты к пенсии увеличивается на 5 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной (муниципальной) должности.
Порядок назначения доплаты к пенсии установлен ст.5 указанного Закона, а также Постановлением администрации Тульской области от 17.06.2009 N 433
"Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Определение размера, выплата и перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Тульской области".
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 присвоено почетное звание «<данные изъяты>», что подтверждается удостоверением к Государственной награде № (л.д.<данные изъяты>).
Из трудовой книжки истца следует, что ФИО3 Решением собрания депутатов муниципального образования город Донской № от ДД.ММ.ГГГГ избран на должность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ должность <данные изъяты> поименована как должность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 освобожден от должности <данные изъяты>, в связи с истечением срока полномочий.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г.Донского» с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005г. №609- ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области».
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» ФИО3 отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005г. №609- ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области» (л.д.8).
Из содержания письма от ДД.ММ.ГГГГ, по сути, являющегося отказом ФИО3 в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, следует, что основанием к отказу послужил тот факт, что государственная награда «<данные изъяты>» не поименована в Указе Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».
Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в объяснениях и в письменных возражениях представителем ответчика, не согласуется с нормами законодательства, действовавшего на момент присвоения истцу почетного звания, а также правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения дела.
Высшей формой поощрения граждан за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охраны здоровья и жизни, защиты прав и свобод граждан, воспитания, развития спорта и за иные заслуги перед государством являются государственные награды Российской Федерации.
Вопросы награждения граждан от имени Российской Федерации регулируются Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (далее – Указ № 1099). Государственными наградами являются почетные звания Российской Федерации, звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации.
При этом Указом Президента Российской Федерации № были упразднены некоторые почетные звания, ранее предусматривавшиеся законодательством о государственных наградах, в том числе и почетное звание «<данные изъяты>» (подп. «а» п. 5 Указа №).
Положение о данном звании было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
Согласно названному Положению почетное звание «<данные изъяты>» присваивалось высокопрофессиональным работникам государственной, кооперативной, частной торговли, общественного питания за услуги в развитии торговой сети, совершенствовании форм и методов торговли, обеспечении высокой культуры торгового обслуживания населения, подготовке кадров и работающим в области торговли 15 и более лет.
Ни ныне действующее, ни ранее действовавшее законодательство какие-либо социальные льготы непосредственно в связи с награждением гражданина званием «<данные изъяты>» не предусматривает.
В то же время факт награждения лица почетным званием Российской Федерации наряду с наличием у него трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, может являться основанием для обеспечения граждан определенными социальными гарантиями.
С ДД.ММ.ГГГГ почетное звание «<данные изъяты>» исключено из перечня почетных званий Российской Федерации и в настоящее время гражданам не присваивается.
Однако, по мнению суда, упразднение почетного звания «<данные изъяты>» не лишает юридической силы те правоприменительные акты (приказы, распоряжения и т.п.), которыми в соответствии с ранее действовавшим законодательством оформлялись решения о присвоении гражданам данного почетного звания.
Поскольку на момент присвоения гражданину почетного звания «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ это звание относилось к почетным званиям Российской Федерации, такой гражданин является лицом, удостоенным почетного звания Российской Федерации.
Данный вывод суда согласуется в положениями пункта 4 Указа №, согласно которому лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу данного Указа, а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при освобождении ФИО3 от <данные изъяты> должности, с учетом наличия у истца необходимого стажа работы на <данные изъяты> должностях, с момента назначения ему государственной пенсии, у него возникло право на получение доплаты к ней в размере, предусмотренном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а именно в соответствии Законом Тульской области от 25.07.2005г. №609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области».
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Ввиду изложенного, суд полагает необходимым и возможным исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения г.Донского» о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО3 <данные изъяты> к Государственному учреждению «Управление социальной защиты населения г.Донского» о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за ФИО3 <данные изъяты> право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
Обязать Государственное учреждение «Управление социальной защиты населения г.Донской» установить ФИО3 <данные изъяты> ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствие с п.1 ст.4 Закона Тульской области от 25.07.2005 года №609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.
Судья