НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Донской городского суда (Тульская область) от 03.06.2015 № 2-491/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2015 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Николаевой А.О.,

с участием

представителя истца администрации муниципального образования город Донской- <...>., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-491/2015 .по иску администрации муниципального образования город Донской к ООО «Канализационные системы» об обязании разработать план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязании разработать, утвердить и согласовать в территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере природопользования, программу контроля состава и свойств сточных вод в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения в законную силу,

установил:

администрация муниципального образования город Донской обратилась в суд с иском к ООО «Канализационные системы» об обязании разработать план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязании разработать, утвердить и согласовать в территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере природопользования, программу контроля состава и свойств сточных вод в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Донского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Тульского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования город Донской в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм были удовлетворены в полном объеме.

Отмечает, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Канализационные системы» осуществляют водоотведение пользователей на территории муниципального образования город Донской, и по сути своей является организацией осуществляющей водоотведение.

Также отмечает, что в силу статьи 26 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает план снижения сбросов и утверждает такой план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, однако, требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утверждает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади", план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение (далее - организации), а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, планы разрабатываются на срок до 7 лет.

Отмечает, что в соответствии со ст. 26 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. N 525), порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод), в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов) и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод).

Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: а) отбор проб сточных вод; б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).

Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.

Утверждает, что организацией осуществляющей водоотведение не разработаны: план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской и программа контроля состава и свойств сточных вод в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской.

Представитель истца администрации муниципального образования город Донской ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы в их обоснование.

Представитель ответчика ООО «Канализационные системы» ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. Из письменного отзыва, представленного им, следует, что исковые требования администрации муниципального образования город Донской он не признает, поскольку в соответствии с ч. 1, ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы).

Отмечает, что в силу п. 2 Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317, план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

Отмечает, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»

Однако, утверждает, что для ООО «Канализационные системы» нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов не установлены, поскольку очистные сооружения фактически не выполняют функцию очистки сточных вод, а, следовательно, не могут быть достигнуты показатели нормативов допустимого воздействия на водные объекты и предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Сведениями об установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для отдельных абонентов, ООО «Канализационные системы» не располагает.

Кроме того, отмечает, что администрация муниципального образования г. Донской неоднократно уведомлялась о том, что очистные сооружения фактически не функционируют по причине их критического износа, а также о том, что данные сооружения выводятся собственником из эксплуатации.

Решением Донского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования г. Донской возложена обязанность организовать водоотведение на территории муниципального образования г. Донской, следовательно, на администрацию муниципального образования г. Донской возложена и обязанность организовать очистку сточных вод, путем постройки (реконструкции) очистных сооружений. И только при наличии функционирующих очистных сооружений, по его утверждению, появится возможность разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а в последующем, в случае недостижения показателей, установленных данными нормативами, дополнительно разработать и план снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Следовательно, при отсутствии утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, исковые требования администрации муниципального образования город Донской в части обязания ООО «Канализационные системы» разработать план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской, не обоснованы.

Отмечает, что в соответствии с ч. 1, ст. 30 Закона о водоснабжении и водоотведении, контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила контроля свойств сточных вод), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пункт 3 Правил контроля свойств сточных вод установлено, что контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: а) отбор проб сточных вод; б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

Согласно п. 4 Правил контроля свойств сточных вод, программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).

Утверждает, что ООО «Канализационные системы» имеет разработанную и утвержденную программу контроля свойств сточных вод, по которой периодически осуществляются отбор проб и их анализ. Однако, поскольку ООО «Канализационные системы» с ДД.ММ.ГГГГ фактически прекратило деятельность по водоотведению, данная программа с территориальным органом Росприроднадзора не согласована.

Следовательно, считает, что исковые требования администрации муниципального образования г. Донской в части обязания ООО «Канализационные системы» разработать, утвердить и согласовать в территориальном органе Росприроднадзора, программу контроля состава и свойств сточных вод, также необоснованными.

Кроме того, отмечает, что в настоящее время на рассмотрении в Арбитражном суде <...> области находится дело о признании ООО «Канализационные системы» несостоятельным (банкротом), определением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Канализационные системы» введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий.

Также отмечает, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Канализационные системы» фактически прекратило деятельность по водоотведению и не владеет канализационными сетями и сооружениями, поскольку истек срок договора аренды.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением <...> городского суда <...> области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Тульского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании организовать водоотведение на территории муниципального образования город Донской в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм были удовлетворены в полном объеме.

Суд обязал администрацию муниципального образования город Донской в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение, обеспечивающее сбор, отведение и очистку сточных канализационных вод в мкр-нах <...> и исключающую их поступление на рельеф местности в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади", план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

В силу п. 2 Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317, план разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»

В соответствии с ч. 1, ст. 30 Закона о водоснабжении и водоотведении, контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила контроля свойств сточных вод), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО <...> в лице управляющего ФИО3 и ООО «Канализационные системы» в лице управляющего ФИО4 был заключен договор аренды имущества, указанного в приложениях №№1<...>.

Согласно п.5.3 срок действия указанного договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО <...> в лице управляющего ФИО3 и ООО «Канализационные системы» в лице управляющего ФИО4 был заключен договор аренды имущества, указанного в приложениях №№<...>.

Согласно п.5.3 срок действия указанного договора с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку договор аренды имущества на дату рассмотрения настоящего предмета спора истек, то исковые требования администрации муниципального образования город Донской к ООО «Канализационные системы» об обязании разработать план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязании разработать, утвердить и согласовать в территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере природопользования, программу контроля состава и свойств сточных вод в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, являются небоснованными, и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Донской к ООО «Канализационные системы» об обязании разработать план поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязании разработать, утвердить и согласовать в территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере природопользования, программу контроля состава и свойств сточных вод в микрорайонах <...> муниципального образования город Донской в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.

Судья Е.В. Пасечникова