НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Домодедовского городского суда (Московская область) от 17.06.2020 № 2А-1763/20

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи

О.Б. Рагулиной

при секретаре

З.Ж. Куликовой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а по административному иску Гвоздевой Ольги Леонардовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решений, обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости

УСТАНОВИЛ:

Гвоздева О.Л. обратилась с административным иском о признании незаконными Решения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету по заявлению , Решения Апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе к принятию заявления , Решения от ДД.ММ.ГГГГ №МО-19/РКФ-457140 об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> на основании заявления .

В обоснование требований Гвоздева О.Л. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Росреестр по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ был приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на предоставление необходимых документов, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета в связи с тем, что ЕГРН содержит сведения об обременении земельных участков, на которых находится реконструированный объект недвижимости, а затем ДД.ММ.ГГГГ отказал в кадастровом учете. Не согласившись с решением государственного регистратора, истица ДД.ММ.ГГГГ направила жалобу в Апелляционную комиссию, которая Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказала в принятии к рассмотрению заявления в связи с пропуском срока на обжалование. Полагая, что оспариваемые решения вынесены с нарушением закона, Гвоздева О.Л. обратилась в суд.

В судебном заседании представитель неявившейся Гвоздевой О.Л. - Щеголев А.И. (доверенность – л.д. 106) требования поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, возражений не направил.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статья 4 КАС РФ гласит, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Согласно под. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.

Судом установлено, что Гвоздева О.Л. является собственником земельных участков КН по адресу: <адрес>, <адрес> и объекта недвижимости – жилого дома площадью 159.2 кв.м., расположенного на участке КН (выписки из ЕГРН -л.д. 39-46, 49-57).

Проведя реконструкцию жилого дома (площадь дома увеличилась до 311,1 кв.м, дом расположен на двух земельных участках) Гвоздева О.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении реконструированного объекта (характеристики объекта недвижимости – л.д. 31, схема расположения – л.д. 29).

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации недвижимости, Закон №218-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Основания приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регламентируются ст. 26 Закона №218-ФЗ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет был приостановлен в связи с неточностями и противоречиями, выявленными в документах, представленных для государственного кадастрового учета (декларация, технический план), а также в связи с отсутствием уведомления застройщика о планируемой реконструкции садового дома и уведомления органа местного самоуправления о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции садового дома параметров садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения садового дома на земельном участке (л.д.12-14).

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Гвоздева О.Л. попросила приостановить на срок 6 месяцев осуществление государственного кадастрового учета в связи с необходимостью устранить выявленные недостатки (л.д. 15,16).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановило с 11.06.2019г. до 10.12.2019г. осуществление действий по заявлению (л.д. 17).

Пунктом 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 установлено, что в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.

В ответ на заявление Гвоздевой О.Л. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-48) о возобновлении кадастрового учета по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (заявление -л.д. 20-38) Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области известило Гвоздеву О.Л. о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета в связи с тем, что ЕГРН содержит сведения об обременении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и , указанные земельные участки имеют ограничения, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации - «Приаэродромная территория», сведения об обременении внесены в ЕГРН в 2018 году (л.д. 65-66).

Таким образом, административный ответчик обязан направить Уведомление о невозможности возобновить кадастровый учет, следовательно, направленное Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ принято в рамках нормативно-правового регулирования.

Не согласившись с Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, Гвоздева О.Л. ДД.ММ.ГГГГ направила в Апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по <адрес> Заявление () об обжаловании Решения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета (заявление – л.д. 67-69), при этом в просительной части жалобы ФИО3 просила признать решение о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, тогда как решение о приостановлении ДД.ММ.ГГГГ не принималось, а было принято ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено право обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета. Заявление об обжаловании решения о приостановлении подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 указанной статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

Решением Апелляционной комиссии от 05.12.2019 в принятии к рассмотрению Заявления № было отказано в связи с пропуском 30-дневного срока с даты принятия решения о приостановлении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74).

Довод представителя административного истца о том, что срок для подачи жалобы в апелляционную комиссию не пропущен, основан на неверном толковании норм материального права, так как Законом о регистрации не предусмотрена возможность обжалования в апелляционную комиссию каких-либо решений, помимо решений о приостановлении кадастрового учета, таким образом, Решение апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с нормами Закона о регистрации недвижимости, административный иск в части признания незаконным данного решения удовлетворению не подлежит.

Статья 27 Закона №218-ФЗ гласит, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ N МО-19/РКФ-457140 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказало в осуществлении кадастрового учета недвижимого имущества по поданному Гвоздевой О.Л. заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не находит оснований для признания незаконным Решения об отказе в осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.

Из исследованных судом доказательств следует, что земельные участки истицы имеют обременения – «Приаэродромная территория», о чем сведения внесены в ЕГРН в 2018 году.

Согласно пункту 2 Правил использования воздушного пространства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 под приаэродромной территорией понимается прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории. Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения подп. 3 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривают, что до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 этой статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 этой статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), для аэродрома гражданской авиации. Указанное согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 N 1055 определено, что органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных ч.1,2 ст.4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта.

Следовательно, в силу прямого указания закона строительство, реконструкция жилого дома в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома запрещено.

Поскольку требования воздушного законодательства Российской Федерации носят специальный характер, то они правомерно были учтены административным ответчиком при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в пределах приаэродромной территории

При наличии в ЕГРН сведений об ограничениях, указывающих на невозможность возведения на садовом земельном участке садового или жилого дома либо указывающих на ограничение параметров строительства таких объектов, несоответствие возведенных объектов таким ограничениям является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.7, 22 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости) при условии, что такие ограничения были установлены на момент начала строительства указанных объектов.

Установленный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, установленный ч. 12, 13 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости, не освобождает правообладателя земельного участка от необходимости соблюдения ограничений, устанавливаемых в зонах с особыми условиями использования территорий.

Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами и в приаэродромной территории административным истцом не отрицалось, однако документа, подтверждающего согласование с Федеральным агентством воздушного транспорта, ни в Управление Росреестра по Московской области, ни в суд не представлено.

Оснований для обязания органов Росреестра осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес> не имеется, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Гвоздевой Ольге Леонардовне в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными: Решения от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету по заявлению , Решения Апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе к принятию заявления , Решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «РОСЬ», <адрес> на основании заявления .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья О.Б. Рагулина