НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Долгопрудненского городского суда (Московская область) от 18.06.2020 № 2А-865/20

Дело № 2а-865/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Сухарева А.В.,

при секретаре Байрак Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МРИ ФНС России № 13 по Московской области к С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

28.02.2019 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области (далее МРИ ФНС № 13) обратилась в суд с административным иском к С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участков, расположенных в границах городских поселений: налог в размере 2082 руб., пени в размере 10,77 руб. за 2016 год; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015, 2016 год в размере 62 руб., пени в размере 0,12 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2014 год в размере 45485 руб., пени в размере 235,39 руб., за 2016 год в размере 61350 руб., пени в размере 317,49 руб.

Административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с административного ответчика задолженность по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество с физических лиц за 2014, 2016 год, пояснив, что по состоянию на 01.12.2017 года за административным ответчиком числилась задолженность по налогам за 2014, 2016 год. Налоговым органом сформировано и направлено требование от 21.12.2017 об уплате образовавшейся задолженности, однако в установленный срок требование не исполнено. По заявлению налогового органа мировым судьей 32 судебного участка Долгопрудненского судебного района был вынесен судебный приказ от 30 мая 2018 года, который впоследствии по заявлению С.А., отменен мировым судье 26.06.2018 года. Налоговые обязательства административным ответчиком не исполнены, в связи с чем налоговый орган вынужден обратиться в суд. Причиной пропуска срока является отсутствие у налогового органа доступа к программе «АИС-налог 3» в связи с запуском ФНС РФ процесса совершенствования систем налогового администрирования, в рамках которой производится постоянное обновление функциональных блоков программы «АИС-налог 3» и приостановкой функционирования программ в связи организацией подъема данных в программу «АИС-налог 3».

В судебное заседание представитель административного истца явился, административные исковые требования поддержал.

Административный ответчик в судебное заседание явился, не согласился с административным иском, указав, что срок на подачу иска не подлежит восстановлению.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, 19 января 2018 года МРИ ФНС России № 13 по Московской области в адрес С.А. было направлено соответствующее требование по состоянию на 21.12.2017 об уплате налога и пени (л.д.21, 23).

Срок уплаты в требовании был установлен до 06 февраля 2018 года.

Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате начисленных налогов с 07 февраля 2018 года.

Поскольку направленное в адрес С.А. требование об уплате налога было оставлено без исполнения, то по заявлению налогового органа согласно судебного приказа мирового судьи судебного участка № 32 Долгопрудненского судебного района Московской области от 30.05.2018 была взыскана сумма долга по неоплаченным налогам.

Ввиду наличия возражений административного ответчика С.А., связанных с оплатой налогов, определением мирового судьи от 26.06.2018 судебный приказ был отменен (л.д.10).

28.02.2019 административный истец обратился в Долгопрудненский городской с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени (л.д.5-7), представив заявление о восстановлении срока (л.д.8-9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В данном случае суд учитывает, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с С.А. неуплаченной суммы налога. Обстоятельства, связанные с отменой судебного приказа, а также в связи с обновлением программы «АИС-налог 3» и приостановкой функционирования программ в связи с организацией подъема данных в программу «АИС-налог 3», вследствие чего, суд приходит к выводу о восстановлении административному истцу срока на подачу административного иска.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Административный ответчик С.А. является собственником:

- 2-х комнатной квартиры, площадью 53,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>; право собственности возникла 20.03.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.06.2020.

- дачного дома площадью 78,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности возникло 25.11.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.06.2020.

- земельного участка площадью 1770 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности возникло 17.06.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.06.2020.

Также в 2014 (12/12), 2016 (12/12) году С.А. владел автомобилем марки <данные изъяты>, г.р.з. налоговая база в 2014 году – 409 руб. в 2016 году – 409 руб., налоговая ставка в 2014 году – 90 руб., в 2016 году – 150 руб.; также в 2014 (2/12) году С.А. принадлежал автомобиль <данные изъяты> г.р.з., налоговая база в 2014 году – 333 руб., налоговая ставка в 2014 году – 90 руб.

В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок транспортного, земельного налога и налога на имущество, С.А. направлено требование по состоянию на 21.12.2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество по сроку уплаты до 06.02.2018.

Данное требование направлено в адрес административного ответчика через почтовой связью 19.01.2018 (ШПИ ).

Доказательств того, что земельный налог, налог на имущество и транспортный налог был уплачен административным ответчиком, суду не представлено.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.

Согласно пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Решением Совета депутатов гп СергиевПосад от 28.11.2013 № 3-06/28-ГС «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области установлены налоговые ставки 0.1% в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Административным ответчиком произведен расчет задолженности по земельному налогу в размере 2082 руб. за 2016 год, где 1388264 (налоговая база) х 0,30% (налоговая ставка) х 1(доля в праве) х 6/12 (количество месяцев владения в году) х 0,4 (коэффициент к налоговому периоду).

За неуплату в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 10,77 руб.

Данный расчет проверен судом и признается верным.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.

Согласно расчету транспортного налога, произведенного в налоговом уведомлении от 21.09.2017 С.А..А. начислен налог за 2016 год в размере 61350 руб., за 2014 год – 45 486 руб. (л.д.16).

По автомобилю Кадилак:

за 2016 год размер задолженности на транспортный налог 61350 рублей, исходя из расчета налоговая база 409 руб. х налоговую ставку 150 руб. х 12 мес. (количество месяце владения в году); за 2014 год размер задолженности на транспортный налог 40 491 рублей, исходя из расчета налоговая база 409 руб. х налоговую ставку 90 руб. х 12 мес. (количество месяце владения в году) х повышающий коэффициент 1,10;

По автомобилю Инфинити:

за 2014 год размер задолженности на транспортный налог 4995 рублей, исходя из расчета налоговая база 333 руб. х налоговую ставку 90 руб. х 2 мес. (количество месяцев владения в году);

За неуплату в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени, размер которой за 2014 года составляет 235,39 руб., из расчета (45486 х 1/300 х 15 дней просрочки), за 2016 год составляет 317,49 руб., из расчета (61350 х 1/300 х 15 дней просрочки).

Данный расчет проверен судом, налоговым органом правильно произведен расчет задолженности административного ответчика по транспортного налогу и с С.А. подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 45 486 руб., за 2016 год в размере 61350 рублей, а также пени.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

За 2015 год размер задолженности на налог на имущество (жилой дом <адрес>) составил 23 руб.., из расчета 115169 руб. (налоговая база) х 0,10% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (владения месяцев) х 0,2 (коэффициент к налоговому периоду).

За 2016 год размер задолженности на налог на имущество составил 39 руб.., из расчета 196987 руб. (налоговая база) х 0,10% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 6/12 (владения месяцев) х 0,4 (коэффициент к налоговому периоду).

За 2016 год размер задолженности на налог на имущество (квартира в <адрес>) составил 813 руб.., из расчета 2031521 руб. (налоговая база) х 0,10% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (владения месяцев) х 0,4 (коэффициент к налоговому периоду).

За неуплату в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 0,12 руб.

Оплата налога на имущества также была выставлена административным ответчиком в выше указанном уведомлении и требовании.

Произведенный административным истцом расчет проверен судом и признается верным.

Таким образом, суд считает, что задолженность по налогу на имущество за 2015, 2016 год, пени подлежит взысканию с административного ответчика.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МРИ ФНС России № 13 по Московской области к С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени удовлетворить.

Взыскать с С.А. задолженность:

- по транспортному налогу за 2014 год в размере 45485 руб., пени в размере 235,39 руб., за 2016 год в размере 61350 руб., пени в размере 317,49руб.;

- земельному налогу за 2016 год в размере 2082 руб., пени в размере 10,77 руб.;

- налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 год в размере 62 руб., пени 0,12 руб., за 2016 год в размере 813 руб.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение подготовлено 10.08.2020 г.