Дело № 2а-796/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 г. г.Кострома
Димитровский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Гаевого Д.Д.
при секретаре Варёшиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Короткова А.В. к Ярославской таможне Центрального таможенного управления о признании незаконными возврата заявления без рассмотрения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Коротков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ярославской таможне Центрального таможенного управления о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, возврате оплаченных денежных средств в размере 234784 рубля. В обоснование иска указал, что 10 января 2018 г. приобрел новое транспортное средство <данные изъяты>, стоимостью 33150 Евро. Для оплаты налога выставлен счет на сумму 6630 Евро. В соответствии с законодательством Эстонии продавец начислил налог с оборота в размере 6630 Евро, итого стоимость автомобиля с налогом составила 39780 Евро, которую он оплатил платежным поручение от 12.01.2018. Поскольку налог является возвратным, 25.01.2018 ему были возвращены денежные средства в размере 6618 Евро. Ярославской таможне он заплатил авансовый платеж в размере 1340000 рублей, таможенная пошлина должна составить 15912 Евро. Поскольку таможенная стоимость товаров при её перерасчете определяется по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства- члена, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, подлежащая уплате пошлина должна составить 1105216 рублей, то есть переплата составила 234784 рубля, которую он просил возвратить как излишне уплаченную сумму. Однако Ярославская таможня возвратила заявление без рассмотрения, указав на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты. Считает данное бездействие таможенного органа незаконным.
Административный истец Коротков А.В. и его представитель по доверенности Кузнецова Е.А., надлежаще извещенные о судебном заседании, в суд не явились. Представитель административного истца Кузнецова Е.А. телефонограммой просила о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителя истца, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Ярославская таможня по доверенности Волкова Н.В. в суде возражала против удовлетворения иска, полагая требования истца необоснованными.
Выслушав представителя административного ответчика Волкову Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Согласно ч. 3 указанной статьи ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 261 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся, наряду с другими, имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование.
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно материалам дела истец Коротков А.В. на основании договора купли-продажи от 10.01.2018 № 1116990 приобрел в Эстонии у продавца City Motors AS легковой автомобиль <данные изъяты>, VIN код №, 2017 года выпуска. Стоимость автомобиля с налогом с оборота составила 39780 евро. Оплата произведена Коротковым А.В. 12.01.2018 в сумме 39780 евро платежным поручением от 12.01.2018 № 778202.
В целях исполнения требований п. 5 ст. 263, ст. 271 ТК ЕАЭС Коротковым А.В. в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа платежным поручением от 12.01.2018 № 771276 внесены денежные средства в размере 1340000 рублей. 12.01.2018 истцом начальнику Костромского таможенного поста подано заявление о выдаче таможенной расписки в качестве подтверждения внесения денежного залога и оформлении сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указано, что стоимость транспортного средства составляет 39780 евро, сумма вносимого обеспечения 1340000 рублей. Такая расписка Короткову А.В. выдана 15.01.2018 (№ 10117080/150118/ЭР-0041285).
Автомобиль был ввезен Коротковым А.В. на территорию Российской Федерации для личного пользования, в связи с чем, 25.01.2018 на Костромской таможенный пост Ярославской таможни им была подана пассажирская таможенная декларация №. В ней, декларируя автомобиль, истец заявил стоимость в размере 33150 евро. В ходе таможенного контроля Костромским таможенным постом Ярославской таможни 25.01.2018 на основании договора от 10.01.2018 № 1116990 стоимость автомобиля скорректирована, определена таможенным органом в размере 39780 евро.
В соответствии с таможенным приходным ордером № ТС-2019923 декларантом Коротковым А.В. были уплачены таможенные платежи в сумме 1333575,53 руб., из которых таможенные сборы за совершение таможенных операций – 7500 руб., таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования – 1326075,53 руб.
Костромским таможенным постом Ярославской таможни 25.01.2018 задекларированный Коротковым А.В. автомобиль выпущен в свободное обращение и на него выдан паспорт транспортного средства от 26.01.2018 №.
На основании заявления Короткова А.В. от 01.02.2018 решением Ярославской таможни от 05.02.2018 № 10117000/050218/ВАв-24/-/З ему возвращены авансовые платежи в размере 6424,27 руб., о чем он был извещен письмом таможни от 20.02.2018 № 12-07/03/2241.
05.02.2018 Коротков А.В. обратился в Ярославскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 3182,40 евро в связи с обложением таможенным сбором автомобиля, исходя из ошибочно взятой сотрудником таможенной службы таможенной стоимости, содержащей возвратный налог в размере 20%, а не из цены автомобиля.
Указанное заявление возвращено Ярославской таможней Короткову А.В. без рассмотрения.
В связи с неполучением истцом этого ответа, он был повторно направлен в адрес Короткова А.В. письмом таможни от 03.04.2018
№ 12-07/04/4516.
Проанализировав указанные фактические обстоятельства, суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия Ярославской таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей и для возложения обязанности возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 234784 рубля.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования установлены главой 37 ТК ЕАЭС.
К товарам для личного пользования относятся товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
В соответствии с пунктом 12 статьи 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, базой для их исчисления в зависимости от категорий товаров для личного пользования и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара).
Приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа.
Согласно пункту 3 Таблицы 2 Приложения № 2 в отношении автомобилей легковых, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, стоимость которых превышает 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте, уплачиваются таможенные пошлины, налоги по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Пунктом 1 статьи 267 ТК ЕАЭА предусмотрено, что стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании товаров для личного пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления. Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, - оригиналы документов либо их копии. В стоимость товаров для личного пользования не включаются расходы по их перевозке и страхованию.
По договору купли- продажи стоимость, за которую истец Коротков А.В. приобрел автомобиль, составила 39780 Евро. В этом объеме она была оплачена продавцу платежным поручением № 778202 от 12.01.2018. В этот же день Коротков А.В. обращается в таможню с заявлением о выдаче ему таможенной расписки в качестве подтверждения внесения им денежного залога в связи с перемещением транспортного средства для личных нужд, в котором собственноручно проставляет стоимость транспортного средства 39780 Евро. Сведения о стоимости автомобиля в указанных документах соответствуют друг другу.
При заполнении пассажирской таможенной декларации 25.01.2018 истец указывает таможенную стоимость транспортного средства в размере 33150 Евро. Проверяющий сведения в декларации сотрудник таможни указал скорректированную таможенную стоимость 39780 руб. Эти действия сотрудника таможни Коротков А.В. не обжаловал в установленном порядке, против скорректированной таможенной стоимости не возражал.
В настоящее время, в обоснование довода о том, что налог в сумме 6630 Евро не должен включаться в стоимость автомобиля для целей взыскания таможенных платежей, истец сослался на счета (л.д. 13 и 14) и выписку с расчетного счета о перечислениях ему суммы 6618 Евро 25 января 2018 г.
Суд полагает, что данные документы не подтверждают стоимость автомобиля в размере, заявленном истцом. Выставление счетов к оплате должно предшествовать оплате. Тогда как в данном случае оплата произведена в полном объеме 12.01.2018, счета с разбивкой стоимости автомобиля (отдельным выделением суммы налога) выставлены позднее: 18 и 21 января 2018 г., что не логично и потому вызвало обоснованные сомнения в достоверности этих документов у таможенного органа. Кроме того, из выписки (л.д. 15) не представляется возможным сделать вывод об относимости перечисленной истцу суммы 6618 Евро к сделке по покупке автомобиля, соответствующих указаний она не содержит. А сумма, перечисленная истцу, отлична от суммы налога, выставленного в счете.
Приведенная выше правовая норма п.1 ст. 267 ТК ЕАЭА ограничивает перечень тех составляющих, которые исключаются из стоимости товара для целей начисления таможенных платежей, это расходы по их перевозке и страхованию. Таким образом, налог исключению из стоимости товара не подлежит.
Поскольку автомобиль ввезен Коротковым А.В. для личного пользования, механизм определения стоимости товара, предусмотренный ст. 40 ТК ЕАЭС, допускающий вычеты из таможенной стоимости товара пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза, не применяется.
Суд также принимает во внимание довод ответчика о том, что в настоящее время автомобиль выставляется на продажу тем же продавцом на аналогичных условиях, фактически за ту же стоимость, что была уплачена Коротковым А.В. Это также свидетельствует о том, что стоимость автомобиля в размере 39780 Евро является достоверной. Поскольку таможенные платежи начислены Короткову А.В. исходя из этой стоимости, суд полагает необоснованным требование административного истца о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины.
Изучив заявление Короткова А.В. от 05.02.2018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 3182,40 евро, Ярославская таможня возвратила его Короткову А.В. без рассмотрения
Пунктами 4, 6 статьи 67 ТК ЕАЭС установлено, что возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин и налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
На основании части 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
В представленном Коротковым А.В. комплекте документов к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств отсутствовали документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или излишнего взыскания. К таким документам, в частности, можно отнести скорректированный в установленном порядке таможенный приходный ордер (обязанность представления которого установлена пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС), решение вышестоящего таможенного органа или суда о признании недействительным решения Костромского таможенного поста Ярославской таможни от 25.01.2018 об определении стоимости автомобиля, задекларированного пассажирской таможенной декларации
№.
Кроме того, частью 8 статьи 147 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации. В поданном в Ярославскую таможню заявлении от 05.02.2018 сумма подлежащих к возврату таможенных пошлин, налогов указана в размере 3182,40 евро.
Таким образом, у Ярославской таможни имелись основания для возврата без рассмотрения заявления А.В. Короткова от 05.02.2018 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Такой совокупности в рассматриваемом споре судом не усматривается, оспариваемое решение вынесено при наличии на то правовых оснований.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований Короткова А.В. надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Короткова А.В. к Ярославской таможне Центрального таможенного управления о признании незаконными возврата заявления без рассмотрения, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.Д. Гаевый