НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 18.03.2019 № 2А-226/19

Дело № 2а-226/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2019 года

Димитровский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Криулиной О.А.,

при секретаре Потяпкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме к Александровой Н.А. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,

у с т а н о в и л:

Административный истец ИФНС России по г. Костроме обратился в суд с вышеуказанным иском к Александровой Н.П. Требования мотивированы тем, что Александрова Н.П. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ Александрова Н.П. представляла в налоговый орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2257,10 руб. и за 1 ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 4802 руб. Исчисленный по указанным декларациям налог в установленный законом срок ею не уплачен. В связи с несвоевременной уплатой ЕНВД в сумме 6397,79 руб. налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 188,57 руб. и в связи с несвоевременной уплатой оставшейся суммы 2257 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 292,15 руб., в связи с уменьшением – 291,81 руб., всего на общую сумму 480,38 руб. Указанная задолженность вошла в требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 196,89 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 146,56 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 69,28 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ -67,65 руб. С ДД.ММ.ГГГГ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. На ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам на обязательное страхование, зачисляемым в ПФ РФ в сумме 3630 руб. налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 108,75 руб., вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное страхование, зачисляемых в ПФ РФ в сумме 3630 руб. налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 264.53 руб. в связи с уменьшением 198,53 руб., вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ всего в сумме 307,28 руб. На ДД.ММ.ГГГГ у Александровой Н.П. имелась недоимка по страховым вносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС в сумме 841,50 руб., задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМС в сумме 225,31 руб. в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в ФФОМСРФ в сумме 81,50 руб. налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 61,32 руб., в связи с уменьшением 38,87. вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, всего в сумме 289,40 руб. Александрова Н.П. в ходе своей деятельности уплачивала начисленные за периоды с ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС. На ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 67 633,97 руб., из которой по настоящее время осталась недоимка в сумме 6875,99 руб. В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемы в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 34 852,83 руб. налоговым органом начислены пени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11,62 руб. в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 67 633,97 руб. налоговым органом начислены пени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6932,48 руб. всего в связи с уменьшением 3006,57 руб. вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемых в ФФОМС РФ на выплату страховой пенсии в сумме 7 968,22 руб. налоговым органом начислены пени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 238,72 руб. в связи с уменьшением 160.13 руб., вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 281,81 руб. вошедшие в требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ всего в размере 441,94 руб. в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога. сбора. пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; по состоянию на 2104.2017; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением указанных требований налоговый орган первоначально обращался с взысканием задолженности в порядке приказного производства. Мировым судьей судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который был отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ Просил взыскать с административного ответчика пени по ЕНВД в сумме 480,38 руб., по страховым взносам на обязательное страхование, зачисляемым в ПФ РФ в сумме 307,28 руб.. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС в размере 289,40 руб. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 6875,99 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемым в ПФ РФ в сумме 3006,57 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в ФФОМС РФ в сумме 441,94 руб., всего в размере 11 401,56 руб.

Судом по ходатайству представителя административного истца к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костроме и Костромской области.

Административный истец ИФНС России по г. Костроме, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил.

Административный ответчик Александрова Н.П. в судебное заседание не явилась, действует через представителя по доверенности Мамуль И.В.

Представитель административного ответчика Мамуль И.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что Александрова Н.П. была снята с учета в налоговом органе как плательщик ЕНВД, последние зачисления на ее расчетный счет были произведены в ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано прекращение ею деятельности как индивидуального предпринимателя. В связи с чем все требуемые суммы должны быть признаны административным истцом безденежными ко взысканию и списаны.

Заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костроме и Костромской области своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из материалов дела, Александрова Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ. она была снята с учета в налоговом органе в связи с прекращением деятельности в качестве ИП, что подтверждается уведомлением ИФНС России по г. КостромеДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом была осуществлена регистрация прекращения деятельности Александровой Н.П. в качестве индивидуального предпринимателя.

Как видно из содержания дополнительных письменных объяснений административного истца, в соответствии со ст. 80 НК РФ Александрова Н.П. ДД.ММ.ГГГГ. представила в налоговый орган налоговые декларации по ЕНВД за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2257,10 руб. (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.) и за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 4802 руб. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.). Задолженность за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик погасил ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 510,01 руб., ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 151,20 руб., ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 4140,79 руб. За ДД.ММ.ГГГГ. сумма налога была предъявлена ко взысканию в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения в банк ДД.ММ.ГГГГ. и путем решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ. .

В связи с несвоевременной уплатой налога по ЕНВД налоговым органом были начислены пени на эту недоимку с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., которые вошли в требования от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 196,89 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 146,56 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 69,28 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 67,65 руб.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69НК).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

При этом при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, сумма недоимок по обязательным налоговым платежам, сборам, пени и санкциям, превышающая 3000 рублей, стала составлять после выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд за взысканием пени на недоимку по ЕНВД до ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как в суд с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ. Вынесенный судебный приказ № 2а-756/2018 от 06.06.2018г. был отменен мировым судьей судебного участка № 15 Димитровского судебного района г. Костромы определением от 20.06.2018г. В этой связи указанные требования рассматриваются Димитровским районным судом г. Костромы в порядке административного производства. Поскольку мировым судьей дело было рассмотрено в отсутствие сторон в порядке приказного производства, вопрос о своевременности предъявления налоговым органом данных требований в суд не выяснялся.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе судебного разбирательства суд предлагал административному истцу обосновать причины несоблюдения установленного законом срока для взыскания обязательных платежей, взносов, пени и санкций. Однако таких доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, в суд не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока обращения в суд административным истцом не предъявлялось. Поэтому в удовлетворении административного иска о взыскании с Александровой Н.П. пени по ЕНВД в сумме 480 рублей 38 копеек следует отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Кроме указанных исковых требований административным истцом предъявлены требования о взыскании с административного ответчика недоимок и пени по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование.

Статьей 23 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусмотрено, что расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку требования административного истца касаются взыскания недоимки по страховым взносам и пени, начисленным на недоимки по страховым взносам, образовавшимся за период до регистрации прекращения деятельности административного истца в качестве индивидуального предпринимателя (28.03.2016г.), при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который с 01.01.2017 года утратил свою силу.

Обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрена соответствующей редакцией ст.ст. 6, 14, 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из материалов дела усматривается, что Александрова Н.П. как индивидуальный предприниматель в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ являлась плательщиком страховых взносов.

Частью 1 ст. 10 вышеуказанного закона определено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2); в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2).

Согласно ч. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщиков страховых взносов (помимо обязанности по уплате самих взносов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате взносов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы основного обязательства, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по страховым взносам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате. Следовательно, при рассмотрении споров о взыскании пеней необходимо исследовать вопрос о том, не истекли ли сроки для взыскания задолженности по страховым взносам, сроки выставления требования об уплате пени, сроки на обращения в суд.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (пункт 2).

Представителем административного ответчика в обоснование доводов о том, что ранее с Александровой Н.П. уже были произведены взыскания задолженности по страховым взносам, предъявлены копии судебных приказов № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. Он же пояснил, что к Александровой Н.П. ранее применялась налоговая амнистия по платежам до прекращения ею деятельности в качестве ИП.

Судом, несмотря на привлечение к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица УПФР в г. Костроме и Костромской области, разъяснялось, что бремя доказывания обстоятельств и требований, указанных в административном иске, в силу положений ст. 289 КАС РФ, возлагается на административного истца.

В этой связи судом неоднократно откладывалось разбирательство по делу, как по ходатайству представителя административного истца, так и по ходатайству представителя заинтересованного лица с целью предоставления времени для представления дополнительных доказательств.

Однако на дату судебного разбирательства доказательств того, на какую недоимку по страховым взносам были начислены пени, а также подтверждающих тот факт, что возможность их взыскания не утрачена, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск ИФНС России по городу Костроме к Александровой Н.А. о взыскании пени по ЕНВД в сумме 480 рублей 38 копеек, пени по страховым взносам, зачисляемым в ПФ РФ, в сумме 307 рублей 28 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в ФФОМС, в сумме 289 рублей 40 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 6875 рублей 99 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ, в сумме 3006 рублей 57 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС РФ, в сумме 441 рубль 94 копейки, а всего: в сумме 11 401 рубль 56 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - О.А. Криулина