НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Димитровградского городского суда (Ульяновская область) от 19.09.2019 № 2А-2119/19

Дело №2а-2119/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2019 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Еремеевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании суммы излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к Межрайонной ИФНС России №7 по Ульяновской области, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в 2016, 2017 годах им был оплачен налог на патент физического лица в общей сумме 38879 руб. как иностранным гражданином. Вместе с тем, в указанный период он являлся гражданином Российской Федерации на основании решения УФМС г.Вольска Саратовской области от 06.12.2008 и у него отсутствовала обязанность уплачивать указанный налог. На его обращение к административному ответчику с заявлением о возврате налога, был получен отказ.

Просил взыскать излишне уплаченную сумму налога в указанном размере с административного ответчика.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержали, просили исковые требования удовлетворить в связи с тем, что у истца отсутствовали основания для уплаты налога, поскольку на основании решения УФМС г.Вольска Саратовской области от 06.12.2008 он являлся гражданином Российской Федерации, о чем ему стало известно только в 2017 году. Не отрицал, что получал патент для постановки на учет по месту пребывания для осуществления трудовой деятельности и проживания в Российской Федерации. Осуществлял работу без оформления трудовых отношений. С заявлением об аннулировании патента не обращался. Считает, что оснований для его аннулирования не имеется. Просили административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях на административный иск. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области, МО МВД России «Димитровградский», ОВМ МО МВД России «Димитровградский», управления по вопросам миграции УМВД России по Саратовской области, ОВМ МО МВД России по Вольскому району Саратовской области - в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких – либо возражений суду не представили.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

Из сообщения УМВД России по Ульяновской области следует, что по учетам МВД России имеется информация о приобретении гражданства Российской Федерации гражданином ФИО1 под другими установочными данными ФИО1.

ФИО1 в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обратился к административному ответчику с заявлением от 24.04.2018 о возврате налога за 2016 год (налоговый период с 19.08.2016 по 19.08.2017), 2017 год (налоговый период с 30.08.2017 по декабрь 2017 года) в сумме 38 879 руб.

Инспекцией принято решение от 07.05.2018 №* об отказе в возврате заявителю налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами в сумме 38879 руб.

ФИО1 указывает, что фиксированный авансовый платеж на основании патента в соответствии со статьей 227.1 НК РФ как иностранным гражданином уплачен ошибочно, с декабря 2008 года ФИО1 (так в документах) является гражданином Российской Федерации (паспорт серия №*, выданный 25.12.2017 отделом УФМС России по Саратовской области в г.Вольске).

В соответствии с пунктом «б» статьи 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в редакции от 04.12.2007, 01.10.2008, 30.12.2008) «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ) гражданами Российской Федерации являются лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту «б» статьи 11 Закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Статьей 14 Закона № 62-ФЗ предусмотрен прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона № 62-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 35 Закона № 62-ФЗ решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Гражданство Российской Федерации приобретается в частности со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения (часть 1 статьи 37 Закона № 62-ФЗ).

Мать административного истца С* обратилась в ОУФМС России по Саратовской области в г.Вольске с заявлением о принятии ее в гражданство РФ совместно с детьми ФИО1 (так в документах) (ДАТА) г.р., А*(ДАТА) г.р.

УФМС России по Саратовской области принято решение от 06.12.2008 о принятии С* совместно с детьми ФИО1 (ДАТА) г.р., А*(ДАТА) г.р. в гражданство РФ на основании части 4 статьи 14 Закона № 62-ФЗ.

Решение 06.12.2008 утверждено начальником УФМС России по Саратовской области. Сообщение о принятии в гражданство РФ С* совместно с детьми (в том числе ФИО1) направлено в отделение УФМС России по Саратовской области в г. Вольске.

Также имеется копия учетной карточки принявшего гражданство РФ, в которой содержатся, в том числе, следующие сведения: ФИО: С*, дата принятия документов: 10.08.2008, дата решения: 06.12.2008; дата ознакомления: 16.12.2008 года. В указанной карточке также содержатся сведения о детях, в том числе, ФИО1 (ДАТА) г.р., место рождения: <данные изъяты>.

Таким образом, с учетом названных положений Закона № 62-ФЗ ФИО1 с 06.12.2008, т.е. со дня принятия полномочным органом соответствующего решения (часть 1 статьи 37 Закона № 62-ФЗ), является гражданином Российской Федерации.

В то же время паспорт гражданина РФ ФИО1 серия №* получил 25.12.2017, т.е. после 9 лет с даты вынесения УФМС России по Саратовской области решения 06.12.2008.

Кроме того, после получения гражданства РФ ФИО1 получил 17.01.2015 национальный паспорт (серия и номер <данные изъяты>), который указывал в частности при подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе.

Определение статуса иностранного гражданина иностранного государства осуществляется на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ). Действие указанного Закона распространяется на правоотношения на территории РФ, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона № 115-ФЗ).

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании патента предусмотрены положениями статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ.

ФИО1, (ДАТА) года рождения, 25.07.2016 обратился в инспекцию с заявлением по форме № 2-2-Учет (далее заявление) для постановки на налоговый учет и получения свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе. К заявлению приложена копия нотариально заверенного перевода паспорта иностранного гражданина, выданного 17.01.2015 (серия и номер <данные изъяты>). Срок действия паспорта до 16.01.2025. Достоверность и полнота сведений, указанных в заявлении, подтверждена заявителем личной подписью.

Таким образом, ФИО1 обратился в инспекцию для постановки на налоговый учет с указанием сведений о себе как об иностранном гражданине.

ФИО1 поставлен инспекцией на налоговый учет как физическое лицо 29.07.2016 с присвоением ИНН №*. Свидетельство ИНН серия №* получено ФИО1 01.08.2016, о чем имеется его личная подпись.

Согласно информации, предоставленной МО МВД России по г. Димитровграду от 08.04.2019, гражданин <данные изъяты> ФИО1 09.08.2016 обратился с заявлением о выдаче патента, 19.08.2016 ФИО1 выдан патент серии №*. Также ФИО1 обращался с заявлением о выдаче патента 22.08.2017, заявителю выдан патент серии №*.

Инспекцией 10.10.2016 из Межрайонного отдела УФМС России по Ульяновской области в г. Димитровграде получены сведения о постановке на учет иностранного работника по месту пребывания в отношении ФИО1 (серия и номер патента №*).

Согласно платежным документам, ФИО1 за период 2016-2017 гг. уплатил 38 879 руб. (оплата патента), в том числе: 08.08.2016 - 5 232,4 руб., 04.10.2016 5 232,4 руб., 16.12.2016 – 5 232,4 руб., 22.02.2017 – 6 349,2 руб., 02.05.2017 – 2 616,2 руб., 16.06.2017 – 1 516,2 руб., 19.07.2017 – 2 616,2 руб., 22.08.2017 – 560 руб., 03.10.2017 – 3 175 руб., 20.10.2017 – 3 175 руб., 23.11.2017 – 3 174,6 руб.

Иностранным гражданам, прибывающим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности по найму на основании трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ для личных нужд граждан РФ, не связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо получить патент в соответствии со статьей 13.3 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Патент предоставляет иностранным гражданам возможность осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Его получение является условием допуска на ее рынок труда, без него трудовая деятельность является незаконной. Перечисление в бюджет авансовых платежей по НДФЛ в фиксированном размере с указанием конкретного назначения платежа связано с осуществлением иностранным гражданином трудовой деятельности и возможностью извлекать доход. Государство тем самым взимает налог не с суммы дохода, который может меняться, а в виде фиксированных сумм.

Уплачивая в бюджет авансовые платежи, иностранный гражданин в назначении платежного поручения указывает на перечисление НДФЛ, тем самым прямо признавая свой статус налогоплательщика и наличие обязанности по его уплате.

Согласно подпункту 3 пункта 22 статьи 13.3 Закона № 114-ФЗ выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: в случае поступления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент иностранному гражданину, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему патента.

Административный истец с заявлением об аннулировании выданного патента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент иностранному гражданину, не обращался.

Таким образом, он поставлен на учет, как иностранный работник и им уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами.

Административный истец 24.04.2018, ссылаясь на статью 78 НК РФ, обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 38 879,6 руб. (серия и номер патента №*, №* за 2016 и 2017 гг., налоговые периоды с 19.08.2016 по 19.08.2017, с 30.08.2017 по декабрь месяц 2017 года).

По результатам рассмотрения его заявления налоговым органом принято решение от 07.05.2018 №* об отказе в зачете (возврате) суммы налога.

Порядок исчисления налога на доходы с физического лица, уплачиваемого в виде фиксированного авансового платежа, осуществляющего трудовую деятельность по найму на территории РФ, регулируется нормами пункта 1 статьи 227.1 НК РФ.

Обязанности у налогового органа определять правомерность уплаты стоимости патента иностранным гражданином НК РФ не определено.

По итогам года иностранный гражданин должен самостоятельно рассчитать окончательную сумму НДФЛ с учетом ранее уплаченных авансовых платежей.

Декларация представляется в налоговый орган в случаях:

- если сумма НДФЛ, рассчитанная исходя из фактически полученных доходов, превышает сумму уплаченных фиксированных авансов;

- если иностранный гражданин покидает территорию РФ до окончания налогового периода и общая сумма НДФЛ исходя из доходов, фактически полученных от «патентной» деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

- если патент аннулирован в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Выданные административному истцу патенты серии №*, №* не аннулированы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ФИО1 отсутствовала переплата по налогу в сумме 38 879 руб.

Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется, в удовлетворении административного иска ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании суммы излишне уплаченного налога следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании суммы излишне уплаченного налога отказать.

Решение моет быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 24 сентября 2019 года.

Судья С.В. Тудиярова