Дело № 2а-352/2020 Уникальный идентификатор дела 73RS0013-01-2020-000087-07 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 февраля 2020 года г.Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Инкина В.А., при секретаре Давыдовой М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Губернатора Ульяновской области к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области, ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата, УСТАНОВИЛ: Губернатор Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области, ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата и принятии решения в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства, указав следующее. Законом Ульяновской области от 31.08.2017 № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях Ульяновской области (далее - муниципальные должности) или замещение должностей глав местных администраций муниципальных образований Ульяновской области по контракту (далее - должности глав местных администраций), и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее также - сведения) Губернатору Ульяновской области и порядок проверки их полноты и достоверности. Пунктом 1 статьи 2 Закона № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным годом, представляют сведения Губернатору Ульяновской области по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации») форме справки. В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность, соответственно на него распространяется действие пункта 1 статьи 2 Закона № 85-ЗО. Положениями статьи 4 Закона № 85-ЗО определён порядок проведения проверки достоверности и полноты, представленных Губернатору Ульяновской области сведений и установлено, что организация проведения проверки достоверности и полноты представленных Губернатору Ульяновской области сведений возлагается на подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области. Полномочия по проведению проверки возложены на управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области распоряжением Губернатора Ульяновской области от 24.12.2019 № 1507-р (далее - Управление). На основании проведённого Управлением на управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области (далее по тексту Управление) анализа справок о доходах за 2018 год и предшествующий период в отношении депутата Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области третьего созыва ФИО1 распоряжением Губернатора Ульяновской области от 20.05.2019 №339-Р была назначена проверка. По итогам проведенной проверки достоверности и полноты представленных сведений, депутатом Городской думы г. Димитровграда Ульяновской области ФИО1, выявлены значительные нарушения. Так, сведения, представленные ФИО1, являются неполными и недостоверными. Депутат ФИО1 не отразил сведения о 3-х счетах ПАО «Сбербанк России»: №* от 30.05.2009 с остатком по счёту на 31.12.2018 - 10,00 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля; №* от 27.03.2009 с остатком на 31.12.2018 - 7,56 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля; №* от 26.07.2008 с остатком на 31.12.2018 - 22,71 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля. Не отразил в разделе 1 справки сведения о доходе от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в сумме 1150000,0 рубля, а также сведения о полученных им ежемесячных денежных выплатах и ежемесячной денежной компенсации расходов за жилое помещение в сумме 11953,40 рубля. Не отразил сведения о 2-х счетах своей супруги ФИО2 в ПАО «Сбербанк России»: 42305810269000169572 от 14.12.2018 с остатком по состоянию на 31.12.2018 - 120000,0 рубля, сумма денежных средств, поступивших на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 120000,0 рубля (счёт закрыт 14.02.2019); №* от 14.06.2018 с остатком по счёту по состоянию на 31.12.2018 - 11426,72 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 10506,6 рубля. Неверно указана дата открытия счёта №* от 02.03.2011 (указано 02.03.2001) с остатком по счёту по состоянию на 31.12.2018 - 1223,56 рубля, сумма денежных средств, поступивших на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 123679,39 рубля. Занизил сведения о доходе супруги от вкладов в банках и иных кредитных организациях на 9881,08 рубля (указал доход в сумме 478,25 рублей, следовало 10359,33 рубля). Не указал сведения об имуществе супруги нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 24,0 кв.м. Факт, непредставления сведений об имуществе супруги вышеуказанного нежилого помещения также нашел своё подтверждение в проверке прокуратуры города Димитровграда. Письмом от 27.09.2019 № 73-АГ-01/25265исх Г. У. области обратился к председателю Городской думы г. Димитровграда ФИО3 с заявлением о досрочном прекращении полномочий вышеуказанных депутатов, в отношении которых выявлены значительные нарушения. Решением Городской Думы г. Димитровграда от 30.10.2019 № 34/257 в удовлетворении требования Губернатора Ульяновской области отказано. Отказ мотивирован, тем, что выявленные нарушения являются несущественными (письмо от 07.11.2019 № 590). Продолжение деятельности депутатов, нарушивших антикоррупционное законодательство, влечёт угрозу функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах. Непринятие представительным органом решения в соответствии с федеральным законодательством нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа. Просил суд прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы г. Димитровграда третьего созыва ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законом от 25.12.2019 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; обратить к немедленному исполнению решение суда. При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области. В судебном заседании представители административного истца ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержали, просили об их удовлетворении,, дали суду пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнительно ФИО6 суду пояснила, что в тексте административного иска допущена техническая опечатка. А именно в счете открытом в ПАО Сбербанк на имя ФИО2№* от 14.06.2018 остаток по состоянию на 31.12.2018 – составляет 11722,16 рублей, а не 11426,72 рубля как указано в административном иске. Уточненная декларация от 25.04.2019, на которую ссылается в своих письменных возражениях к административному иску депутат ФИО1, ни Губернатору Ульяновской области, ни в Управление не подавалась и не поступала. На официальном сайте Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области имеется форма сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области третьего созыва, их супругов (супруг) и несовершеннолетних детей за период с 01 января по 31.12.2018. В данной форме имеются сведения, согласно которых доход ФИО1 составил за 2018 год 18972,99 руб., в собственности у него имеется только два транспортных средства, а в пользовании имеется квартира площадью 82 кв.м. Согласно договору купли-продажи от 19.10.2019 ФИО1 продал ФИО8 принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 42,5 кв.м за 1150000 руб. Однако полученный от продажи данной квартире доход в декларации за 2018 год ФИО1 не указан. Уточненная декларация от 25.04.2019, на которую ссылается депутат ФИО1 ни Губернатору Ульяновской области, ни Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области не поступала. На представленной депутатом уточненной декларации от 25.04.2019 отсутствует сведения о ее принятии. Кроме того на официальном сайте Городской Думы Ульяновской области г.Димитровграда Ульяновской области размещены в свободном доступе все декларации депутатов данного представительного органа, включая уточненные. Однако уточненная декларация от 25.04.2019, на которую ссылается депутат ФИО1 на данном сайте не размещена. Представитель административного ответчика Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО9, действующая на основании доверенности в ходе судебного заседания административный иск не признала, суду пояснила следующее. Не отрицая того обстоятельства, что депутатом ФИО1 не внесены указанные в административном иске сведения в справку о доходах за 2018, считает указанные нарушения несущественными. 29.01.2020 принято решение о наложении на депутата ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, в связи с чем полагала, что требования Губернатора Ульяновской области о досрочном лишении полномочий депутата ФИО1 не могут быть удовлетворены, поскольку в таком случае административный ответчик ФИО1 будет наказан дважды за одно нарушение, что недопустимо. 18.12.2019 принят Закон Ульяновской области «О требованиях к порядку принятия решения о применении к депутату представительного органа в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности», в связи с чем разработан проект порядка принятия решения о применении мер ответственности и решается вопрос о внесении соответствующих изменений в Устав города. После утверждения порядка у Городской Думы появится возможность применять иные, отличные от досрочного прекращения полномочий депутата меры. Каких -либо документов о наделении бывшего сотрудника организационного отдела Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО10 полномочий по оказанию помощи депутатам в составлении деклараций, их проверке и передачи Губернатору Ульяновской области или в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области Городской Думой г.Димитровграда Ульяновской области не издавалось и не принималось. Просила в удовлетворении административного иска отказать. Административный ответчик ФИО1 в ходе судебного заседания административный иск не признал, суду пояснил следующее. Первоначально он сдал декларацию 18.03.2019, в которой действительно не указал сведения, указанные в иске поскольку не имел опыта заполнения деклараций. 25.04.2019 им подавалась уточняющая декларация, в которой он указал относительно себя и своей супруги полные и достоверные сведения об имеющихся счетах в банке, полученных доходах и об имуществе. Обе декларации ему помогал заполнять бывший сотрудник организационного отдела Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО10, которому он доверился и сдал данные декларации. Почему уточненная декларация от 25.04.2019 не поступила Губернатору Ульяновской области или в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, а также почему уточненная декларация от 25.04.2019 отсутствует на официальном сайте Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области он пояснить не может. Представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО11 в ходе судебного заседания административный иск не признал, позицию ФИО1 полностью поддержал. Дополнительно суду пояснил, что ФИО1 каких-либо правонарушений не совершал, а потому не может быть досрочно лишен депутатских полномочий. Допущенные депутатом недостатки по составлению декларации от 18.03.2019 являются не существенными. Просил в удовлетворении административного иска отказать. Представители заинтересованных лиц Правительства Ульяновской области, Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, а также прокурор г.Димитровграда Ульяновской области будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Губернатор Ульяновской области, в соответствии с Уставом Ульяновской области, статьёй 1 Закона Ульяновской области от 17.11.2016 № 163-ЗО «О Губернаторе Ульяновской области» является высшим должностным лицом Ульяновской области. Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Губернатор Ульяновской области имеет право на обращение с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления. В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В силу положений части 1 статьи 2 указанного Федерального закона депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность. В силу предписаний Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции). 31.08.2017 принят закон Ульяновской области №85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», в соответствии со ст.2 которого лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляют сведения Губернатору Ульяновской области через подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области. Лица, указанные в абзацах первом и втором настоящей части, представляют сведения по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки. При этом сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в объеме и за период, установленные соответственно для граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Судом установлено, что согласно Постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» от 24.09.2018 № 130/534-3 «О регистрации депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области ФИО1 является депутатом Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области третьего созыва. ФИО1, являясь депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области на непостоянной основе, 18.03.2019 заполнил и подписал справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 (л.д.76-87). Указанное обстоятельство стороной административного ответчика ФИО1 не оспаривалось. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.7.2). Положениями статьи 4 Закона от 31.08.2017 № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» определён порядок проведения проверки достоверности и полноты представленных Губернатору Ульяновской области сведений и установлено, что организация проведения проверки достоверности и полноты представленных Губернатору Ульяновской области сведений возлагается на подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области. Полномочия по проведению проверки возложены на Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области распоряжением Губернатора Ульяновской области от 24.12.2019 № 1507-р. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 20.05.2019 №339-р назначена проверка достоверности и полноты сведений, представленных ФИО1, замещающим муниципальную должность депутата Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области (л.д.14). Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что о начале проведения проверки и о ее завершении ФИО1 был уведомлен надлежащим образом, ему разъяснялось право давать объяснения, представить материалы, обращаться в департамент с ходатайством о проведении беседы с целью информирования о том, какие сведения подлежат проверке. Данное обстоятельство ФИО1 в судебном заседании не оспаривалось. Как установлено в судебном заседании и стороной административных ответчиков не оспаривалось, ФИО1 предоставленными ему правами не воспользовался, уточненную справку Губернатору Ульяновской области или в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области не подавал, об уважительности причин невозможности участия при проведении проверки не заявлял, не установлено данных причин и в ходе рассмотрения настоящего дела в суде. По итогам проведенной Управлением по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, проверки достоверности и полноты представленных сведений, депутатом Городской думы г. Димитровграда ФИО1, выявлены значительные нарушения следующего характера. Ряд сведений, представленных депутатом ФИО1 в декларации, являются неполными и недостоверными. Так, депутат ФИО1 не отразил сведения о 3-х счетах ПАО «Сбербанк России»: №* от 30.05.2009 с остатком по счёту на 31.12.2018 - 10,00 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля. №* от 27.03.2009 с остатком на 31.12.2018 - 7,56 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля. №* от 26.07.2008 с остатком на 31.12.2018 - 22,71 рубля, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 0,00 рубля. Депутат ФИО1 также не отразил в разделе 1 справки сведения о доходе от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в сумме 1150000,0 рубля, а также сведения о полученных им ежемесячных денежных выплатах и ежемесячной денежной компенсации расходов за жилое помещение в сумме 11953,40 рубля. Кроме этого депутат ФИО1 не отразил сведения о 2-х счетах своей супруги ФИО2 в ПАО «Сбербанк России»: №* от 14.12.2018 с остатком по состоянию на 31.12.2018 - 120000,0 рубля, сумма денежных средств, поступивших на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 120000,0 рубля (счёт закрыт 14.02.2019); №* от 14.06.2018 с остатком по счёту по состоянию на 31.12.2018 - 11722,16 рублей, сумма денежных средств, поступившая на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 10506,6 рубля. Депутатом ФИО1 неверно указана дата открытия счёта №* от 02.03.2011 (указано 02.03.2001) с остатком по счёту по состоянию на 31.12.2018 - 1223,56 рубля, сумма денежных средств, поступивших на счёт за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 123679,39 рубля. Депутат ФИО1 также занизил сведения о доходе супруги от вкладов в банках и иных кредитных организациях на 9881,08 рубля (указал доход в сумме 478,25 рублей, следовало 10359,33 рубля). Депутатом ФИО1 не указаны сведения об имуществе супруги, а именно сведения о нежилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, площадью 24,0 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями ФИО1 согласно которых им в декларации от 18.03.2019 были допущены вышеуказанные недостатки; материалами административного дела, в частности, справкой о доходах за 2018 г., представленной ФИО1; формой сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области третьего созыва имеющейся на официальном сайте Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области, размещенной для свободного доступа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которой указано, что доход ФИО1 составил за 2018 год 18972,99 руб., в собственности у него имеется только два транспортных средства, а в пользовании имеется квартира в России, площадью 82 кв.м.; договором купли-продажи от (ДАТА) согласно которого ФИО1 продал ФИО8 принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 42,5 кв.м за 1150000 руб. Довод депутата ФИО1 и его представителя согласно которого административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку 25.04.2019 ФИО1 подавалась уточняющая декларация, в которой он указал относительно себя и своей супруги полные и достоверные сведения об имеющихся счетах в банке, полученных доходах и об имуществе судом отклоняется как необоснованный. Согласно ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона от 31.08.2017 № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» в случае если граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, или лица, замещающие муниципальные должности, обнаружили, что в представленных ими Губернатору Ульяновской области сведениях не отражены или не полностью отражены те или иные сведения или имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в следующие сроки: граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, - в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с абзацем первым части 1 настоящей статьи; лица, замещающие муниципальные должности, - в течение одного месяца со дня окончания срока, указанного в абзаце втором части 1 настоящей статьи. Доказательств того, что ФИО1 являясь депутатом Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области в указанный в пункте 3 статьи 2 Закона от 31.08.2017 № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» срок предоставлял Губернатору Ульяновской области или в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера декларации суду не представлено. В представленной суду депутатом ФИО1 уточненной декларации от 25.04.2019 отсутствует сведения о ее приеме уполномоченным должностным лицом. На официальном сайте Городской Думы Ульяновской области г.Димитровграда Ульяновской области размещены в свободном доступе все декларации депутатов данного представительного органа, включая уточненные. Однако уточненная декларация от 25.04.2019, на которую ссылается депутат ФИО1 на данном сайте не размещена. Кроме того, из пояснений депутата ФИО1 следует, что уточненная декларация от 25.04.2019 после ее составления им была передана бывшему сотруднику организационного отдела Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО10, дальнейшая судьба уточненной декларации ему не известна. Из пояснений представителя административного ответчика Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО9 следует, что каких -либо документов о наделении бывшего сотрудника организационного отдела Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области ФИО10 полномочий по оказанию помощи депутатам в составлении деклараций, их проверке и передачи Губернатору Ульяновской области или в Управление по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области Городской Думой г.Димитровграда Ульяновской области не издавалось и не принималось. Между тем пунктом 1 статьи 2 Закона Ульяновской области № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» прямо установлена обязанность именно лица, замещающего муниципальную должность, ежегодно, представлять Губернатору Ульяновской области через подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной форме. Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих, в том числе, муниципальные должности прямо возложена обязанность предоставлять полные и достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Согласно ч.7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Судом установлено, что Губернатор Ульяновской области письмом от 27.09.2019 обратился к председателю Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1 в связи с выявлением в поданных им сведениях существенных нарушений (л.д.32-39). Рассмотрев обращение Губернатора Ульяновской области, Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва 30.10.2019 приняла решение об отказе в удовлетворении требования Губернатора Ульяновской области (л.д.41). Согласно ч.7.3-1, 7.3-2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Закон Ульяновской области от 23.12.2019, устанавливающий порядок принятия решения о применении к депутату представительного органа, члену выборного органа местного самоуправления в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение с ведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности принят Законодательным Собранием Ульяновской области 18.12.2019, однако до настоящего времени Городской Думой города Димитровграда Ульяновской области не принято решение о порядке принятия решения о применении мер ответственности к депутату Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Вместе с тем, суд соглашается с доводами стороны административного истца о том, что непредставление депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва ФИО1 указанных в административном иске сведений является существенным условием, влекущим невозможность замещения должности депутата. Только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества, что Думой учтено не было, и в конечном итоге привело к игнорированию требований законодательства о противодействии коррупции и уклонению от реализации своих полномочий в этой сфере в связи с не рассмотрением вопроса о применении специальной ответственность депутата, в виде досрочного прекращения его полномочий. Само по себе не указание полных и достоверных сведений депутатом ФИО1 о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своей супруги за 2018 год, по мнению суда, является достаточным основанием для применения к нему мер в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с совершением им коррупционных нарушений в случае поступления соответствующего заявления от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, что Городской Думой города Димитровграда третьего созыва сделано не было. Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1). Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11). Доводы стороны административного ответчика Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области о том, что 29.01.2020 принято решение о наложении на депутата ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела решение Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 30.10.2019, вынесенное в связи с обращением Губернатора Ульяновской области не отменено, свое действие не прекратило. Указанное решение не содержит выводов о том, являются ли допущенные депутатами, в том числе депутатом ФИО1 нарушения при составлении справок существенными либо не существенными, решением констатировано лишь отсутствие Закона Ульяновской области, устанавливающего порядок принятия решения о применении к депутату представительного органа муниципального образования в Ульяновской области мер ответственности, указанных в ч.7.3-1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, само по себе принятие Городской Думой города Димитровграда Ульяновской области 29.01.2020 указанного выше решения также не свидетельствует о разрешении требования Губернатора Ульяновской области о досрочном прекращении полномочий депутата, направленного в адрес Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области 27.09.2019, поскольку, исходя из изложенного, каких-либо иных вариантов решения, чем указано в ч.7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусмотрено. Указанное согласуется и со ст.33 Устава города Димитровграда Ульяновской области, в соответствии с которой полномочия депутата Городской Думы, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом какой-либо альтернативы при решении вопроса о наказании депутату в случае нарушения им антикоррупционного законодательства Устав города г.Димитровграда Ульяновской области также не содержит, на момент рассмотрения дела судом какие-либо изменения в него не внесены. При таких обстоятельствах, учитывая, что допущенные административным ответчиком ФИО1 нарушения являются существенными, оснований для применения к нему иного, чем заявлено в административном иске, наказания, не имеется, в связи с чем административный иск, заявленный Губернатором Ульяновской области подлежит удовлетворению: надлежит прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии со ст.188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Учитывая, что деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить иск Губернатора Ульяновской области об обращении решения суда к немедленному исполнению. Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования Губернатора Ульяновской области к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области, ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворить. Прекратить досрочно полномочия депутата Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области третьего созыва ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции». Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 18.02.2020. Председательствующий судья В.А.Инкин |