НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Димитровградского городского суда (Ульяновская область) от 04.06.2019 № 2-1222/19

Дело №2-1222/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В. при секретаре Хабло А.Н., с участием прокурора Лазаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности», Обособленному структурному подразделению пожарно-химической станции «Мелекесское» о понуждении к обеспечению необходимой техникой, инвентарем и оборудованием,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности», Обособленному структурному подразделению пожарно-технической станции «Мелекесское» о понуждении к обеспечению необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Мелекесского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины.

В ходе проверки установлено, что вопреки приложению №2 к п.1 разделу 2 приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», в обособленном структурном подразделении ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» пожарно-химической станции «Мелекесское» (далее – ОСП ПХС) отсутствуют: один тяжелый мотоцикл с коляской (22-32 лошадиных сил), одна лодка моторная на 4 - 5 человек, с подвесным мотором грузоподъемностью 400 - 500 кг., одна стационарная и три возимых радиостанции, одно звуковещательное устройство передвижное или переносное, имеется 100 метров напорных пожарных рукавов (из 600 метров предусмотренных), имеется один топор (из десяти предусмотренных), отсутствуют один прибор для измерения пожарной опасности погоды (УСП - 1) или осадкомер, психрометр, пять игл для ремонта рукавов, пять химических карандашей или фломастеров, две волосяные или капроновые щетки, клей в количестве трех штук, два полевых бинокля, один компас «Андрианова», одна тонна огнетушащего состава, 50 килограмм смачивателя.

Кроме того, в ходе проверки выявлено полное отсутствие спальных мешков и палаток, предусмотренных в количестве членов команды ОСП ПХС.

С целью устранения вышеуказанных нарушений, 15.03.2019 в адрес директора ОГБУ «Центр по обеспечения пожарной безопасности» внесено представление с требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины.

Из представленного на акт прокурорского реагирования ответа ОГБУ «Центр по обеспечения пожарной безопасности» сообщило, что требования прокурора района выполнены не в полном объеме, до настоящего времени меры по укомплектованности ОСП ПСХ не приняты, поскольку приложение 2 Положения о ПСХ носит рекомендательный характер.

Между тем, не укомплектование ОСП ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обеспечить пожарно-химическую станцию в Мелекесском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудование, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167.

В ходе рассмотрения дела прокурор Мелекесского района Ульяновской области предоставил уточненное исковое заявление, указав, что в ходе рассмотрения искового заявления было установлено отсутствие потребности в тяжелом мотоцикле с коляской, осадкомере, психрометре, спальных мешках и палатках, в связи с чем необходимости оснащения данной техникой, инвентарем, оборудованием не имеется.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Мелекесского района Ульяновской области Лазарева А.В. уточненные исковые требования поддержала, по существу дела дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» ФИО1, действующий на основании доверенности №2 от 27.05.2019, в судебном заседании исковые требования признал. Суду пояснил, что с учетом уточнения прокуратурой Мелекесского района исковых требований, с исключением из списка по доукомплектации тяжелого мотоцикла с коляской (так как в ОСП ПХС в наличии имеется три единицы малых лесопатрульных комплексов на базе УАЗ, которыми осуществляется патрулирование и обслуживание на тушении пожаров), прибора для измерения пожарной опасности УСП-1 или осадкомера, психрометра (так как в настоящее время для определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) и форма «1-МЕТЕО» содержит в себе информацию, которую получает с метеостанций, о количестве осадков, влажности напочвенного покрова, температуре воздуха, классе пожарной опасности, рассчитанном по определенным методикам и данную информацию диспетчер региональной диспетчерской службы ОГБУ «Пожарная безопасность» ежедневно передаёт начальникам ПХС в районах в течение пожароопасного сезона), спальных мешков и палаток (так как в соответствии с Правилами тушения лесных пожаров, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2014 г. № 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров" в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара; и поскольку тушение лесных пожаров в ночное время небезопасно и при условии искусственного освещения тушение пожаров в ночное время не проводится, в связи с этим нет необходимости в спальных мешках и палатках), исковые требования в уточненном виде ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» признает. Будут приниматься меры к скорейшей доукомплектации ОСП ПХС.

Представитель ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, будучи извещенным, в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Указал также, что законодательством не закреплена обязанность Министерства и ОГБУ «Пожарная безопасность» обеспечивать ПХС в Мелекесском районе техникой, инвентарем и оборудование именно в четком соответствии с Приложением №2 Положения о ПХС.

В Приложении № 2 Положения о ПХС приведён лишь примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е. данное положение носит рекомендательный характер. В связи с этим, считает необходимым, исключить из списка, указанном в исковом заявлении по доукомплектации следующие позиции:

- тяжелый мотоцикл с коляской 22-32 л.с., так как в ПХС I типа Мелекесс в наличии имеется 3 единицы малых лесопатрульных комплексов на базе УАЗ, которыми осуществляется патрулирование и обслуживание на тушении пожаров;

- прибор для измерения пожарной опасности УСП-1 или осадкомер, психрометр, так как в настоящее время для определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). В частности форма «1-МЕТЕО» содержит в себе информацию, которую получает с метеостанций, о количестве осадков, влажности напочвенного покрова, температуре воздуха, классе пожарной опасности, рассчитанном по определенным методикам. Данную информацию диспетчер региональной диспетчерской службы ОГБУ «Пожарная безопасность» ежедневно передаёт начальникам ПХС в районах в течение пожароопасного сезона;

- спальные мешки и палатки, так как в соответствии с Правилами тушения лесных пожаров, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2014 г. № 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров" в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. Так как тушение лесных

пожаров в ночное время небезопасно и при условии искусственного освещения тушение пожаров в ночное время не проводится, в связи с этим нет необходимости в спальных мешках и палатке. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст. 53.8 ЛК РФ при Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области создано специализированное областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» для осуществления функций по тушению лесных пожаров и для выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.

ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» имеет 19 обособленных структурных подразделений пожарно-химические на территориях 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе, одно подразделение на территории МО «Мелекесский район» - пожарно-химическая станция 1 типа, находящаяся в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, расположенная по адресу: У.<адрес>.

Деятельность ПХС заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а так же для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

Как следует из материалов дела, 14.03.2019 прокурором Мелекесского района по заданию прокуратуры Ульяновской области от 29.11.2018 принято решение о проведении проверки деятельности ОСП ПХС «Мелекесское» на предмет исполнения законодательства в сфере лесопользования(л.д.7).

Согласно п.3 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167, ОСП ПХС первого типа образуются в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Станция обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории; оснащается специализированной лесной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем.

В соответствии с п. 6 раздела 4 Положения о пожарно-химических станциях в ОСП ПХС должна обеспечиваться постоянная готовность техники к незамедлительному выезду на пожар.

Между тем, в ходе указанной проверки установлено, что вопреки приложению №2 к п.1 разделу 2 приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», в обособленном структурном подразделении ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» пожарно-химической станции «Мелекесское» (далее – ОСП ПХС) отсутствуют: одна лодка моторная на 4 - 5 человек, с подвесным мотором грузоподъемностью 400 - 500 кг., одна стационарная и три возимых радиостанции, одно звуковещательное устройство передвижное или переносное, имеется 100 метров напорных пожарных рукавов (из 600 метров предусмотренных), имеется один топор (из десяти предусмотренных), отсутствуют иглы для ремонта рукавов, химические карандаши или фломастеры, волосяные или капроновые щетки, клей, два полевых бинокля, один компас «Андрианова», одна тонна огнетушащего состава, 50 килограмм смачивателя(л.д.8-14)

15.03.2019 в адрес директора ОГБУ «Центр по обеспечения пожарной безопасности» внесено представление № 07-01-2019 с требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере охраны и использования лесов и оборота древесины (л.д.15).

Согласно ответа ОГБУ «Центр по обеспечения пожарной безопасности» на указанное представление прокурора Мелекесского района, требования выполнены не в полном объеме, до настоящего времени не в полном объеме приняты меры по укомплектованности ОСП ПСХ «Мелекесское» (л.д.18).

Доказательств обратного не установлено.

Не полное укомплектование ОСП ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенного, суд находит уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района подлежащими удовлетворению, в связи с чем Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» надлежит обязать обеспечить обособленное структурное подразделение пожарно-химическую станцию «Мелекесское» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием в соответствии с требованиями приказа Россельхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях».

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обеспечить обособленное структурное подразделение пожарно-химическую станцию «Мелекесское» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием в соответствии с требованиями приказа Россельхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 июня 2019 года.

Судья И.В. Евдокимова