Дело №2-172/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дигора 9 октября 2017 года
Дигорский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Кадзаева К.Р.,
при секретаре Золоевой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам,
УСТАНОВИЛ:
КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО1 в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, денежные средства в размере ............. рублей ............. копеек.
Исковое заявление мотивировано тем, что <Дата> ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве - автомобиле тягач седельный ............. с государственным регистрационным знаком №............, с полуприцепом ............. с государственным регистрационным знаком №............, по маршруту - граница Республики Марий Эл - г.Яранск - г.Советск - г.ФИО5 - г.ФИО5 - п.Зуевка - п.Фаленки - граница Удмуртской республики в нарушение действующего законодательства РФ и нормативно правовых актов Правительства Кировской области.
Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В том числе, к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решения о временных ограничениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.
Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в целях обеспечения безопасности дорожного движения, уполномочивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о временных ограничениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ временное ограничение движения транспортных средств на дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.11,2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, Закон Кировской области от 02.12.2010 года №581-30 «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области» установил порядок осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и относит к ведению Правительства Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности следующие полномочия:
-установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (п.7.1 ст.3),
-определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (п.8 ст.3),
-определение уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего полномочия в сфере регулирования дорожной деятельности (п.20 ст.3).
Постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2009 года №23/285 «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения» определен круг мероприятий, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог, в том числе: проверка соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включая периоды временного ограничения движения транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012г. №145/164, в целях реализации ч.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ, п.18 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010г. №581-30, утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения.
Пунктом 4.4 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
В соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
В соответствии 3 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что для получения специального разрешения, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно п.3 ч. б ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.
При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Правительство Кировской области, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Кировской области, руководствуясь п.8 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010г. №581-30, определяет размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановление Правительства Кировской области от 02.02.2015 №23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" предусматривает, что КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 №29/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года" с 20 апреля по 19 мая 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Данным Постановлением КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.
Постановление устанавливает, что обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств осуществляется уполномоченным органом при применении оборудования для измерения весовых параметров транспортных средств, предназначенного для проведения контроля за соблюдением пользователями автомобильных дорог требований нормативных правовых актов в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.
Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2015 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.
В нарушение требований данных нормативных правовых актов, при перевозке на транспортном средстве - автомобиле тягач седельный ............., государственный регистрационный знак №............, с полуприцепом ............., государственный регистрационный знак №............, по маршруту - граница республики Марий Эл - г.Яранск - г.Советск - г.ФИО5 - г.ФИО5 - п.Зуевка - п.Фаленки - граница Удмуртской республики, ответчиком допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2015 году.
Всего расстояние, пройденное автомобилем ответчика по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составило 342 км. Данное расстояние рассчитано на основании Постановления Правительства Кировской области от 29.05.2009 года №13/130 "Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения". Транспортное средство проехало по трем автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения:
- ФИО5-Советск-Яранск протяженностью 202,3 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Кировской области от <Дата>№............ ОП РЗ 33Р-008),
- ФИО5-Малмыж-Вятские Поляны протяженностью 316,1 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Кировской области от <Дата>№............ ОП РЗ 33Р-002) с учетом того, что автомобиль Ответчика проехал по данной дороге расстояние протяженностью 3 км - от окончания автомобильной дороги №............ ОП РЗ 33Р-008 до начала автомобильной дороги №............ ОП РЗ 33Р-003,
- ФИО5-Слободской-Белая Холуница-Омутнинск-Афанасьево - граница Пермского края протяженностью 279,6 км (идентификационный номер, согласно Перечню, утвержденному постановлением Кировской области от <Дата>№............ ОП РЗ 33Р-003).
Постановлением Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Кировской области рекомендовано оказывать содействие уполномоченному органу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» при осуществлении им проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств.
В рамках мероприятий по оказанию содействия КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по проверке соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых параметров транспортных средств при осуществлении расчета, начисления платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, в целях установления владельца (собственника) транспортного средства и маршрута движения транспортного средства сотрудниками Управления ГИБДД УВД по Кировской области от водителя транспортного средства были затребованы и предоставлены сотрудникам Истца:
-свидетельство о регистрации транспортного средства (автомобиль тягач седельный ............., г/н №............) №............;
-свидетельство о регистрации транспортного средства (полуприцеп ............., г/н №............) №............;
-копия водительского удостоверения на ФИО1;
-товарная накладная №............ от <Дата>.
Истцу от ФИО2 направлено письмо от <Дата>, к письму приложены в том числе, следующие документы:
-копия договора купли-продажи транспортного средства от <Дата>, заключенного между ФИО2 и ФИО1, на продажу автомобиля ............., г/н №............,
-копия паспорта транспортного средства №............,
-копия личного паспорта ФИО1
Согласно Договору, <Дата> автомобиль ............. с государственным регистрационным знаком №............ продан ФИО1
Решением Арбитражного суда от <Дата> по делу №............ установлено, что владельцем автомобиля ............. с государственным регистрационным знаком №............ на дату совершения проверки и причинения вреда автомобильным дорогам Кировской области на основании договора купли - продажи от <Дата> являлся ФИО1.
Владельцем полуприцепа ............. с государственным регистрационным знаком РА 9339 26 на основании свидетельства о регистрации №............ является Ц.С.Д.
Причинение вреда автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения имело место при использовании ответчиком двух транспортных средств (тягач и прицеп). Прицеп, в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. №1090) представляет собой транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (транспортное средство, приводимое в движение двигателем).
Поскольку использование прицепа отдельно от механического транспортного средства (седельного тягача, находящегося в собственности Ответчика в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства №............) является не возможным, то в силу этого и вред, возникший от использования ответчиком в дорожном движении двух транспортных средств в одном составе, подлежит возмещению со стороны владельца седельного тягача, то есть ФИО1
Маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, указанный в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось №............ от 09.05.2015г., не противоречит данным о маршруте, имеющимся в материалах дела.
Согласно товарной накладной №............ от <Дата>, от поставщика ООО парфюмерно-косметическое предприятие «Т-Косметикс» (РСО - Алания) в адрес грузополучателя ИП К.А.Ю. (г.Ижевск) направлен груз - парфюмерно-косметическая продукция. Кроме того, мероприятия по весовому контролю в отношении принадлежащего ответчику автомобиля произведены в Кировской области.
Данные нарушения со стороны ответчика были выявлены истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам на 137 км автомобильной дороги ФИО5 - Советск - Яранск в г.Советске и зафиксированы в акте №............ от <Дата> о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Проверка соблюдения ответчиком весовых параметров транспортного средства была осуществлена истцом (уполномоченным органом), то есть надлежащим лицом.
Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы автомобильные переносные №............, №............. Весы были использованы надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации №............. Весы автомобильные переносные №............, №............ в установленном порядке прошли поверку (свидетельство о поверке №............, №............ выданы ФБУ ГРЦСМиИ в Кировской области <Дата> и действительно до <Дата>)
Установленные в результате проверки истцом весовых параметров транспортного средства на оборудовании, прошедшем поверку в установленном порядке, значения осевых нагрузок являются объективными и достоверными.
Кроме того, в установленном законом порядке ответчиком не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2015 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Размер вреда, причинённого транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составил ............. рублей ............. копеек.
Экземпляр акта №............ о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 09.05.2015г. был получен лицом, управляющим транспортным средством (ответчиком), которое было ознакомлено с данным актом. Акт содержит банковские реквизиты для оплаты, а также предусматривает срок оплаты - не позднее 30 дней с даты составления акта.
<Дата> за исх. №............ ответчику направлена претензия о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, и применении санкций за пользование чужими денежными средствами. Претензия Ответчиком получена, о чем свидетельствует почтовое уведомление с отметкой о вручении претензии.
Вместе с тем вред, причинённый транспортными средствами ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, не возмещен со стороны ответчика вплоть до настоящего времени.
В результате ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком нарушены имущественные права КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области».
Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в качестве возмещения вреда, причинённого его транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, денежные средства в сумме ............. рублей 00 копеек.
Представитель КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» ФИО3, представляющая интересы истца на основании доверенности от 9 января 2017 года, в суд не явилась. Просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» и направить копию решения суда по почте.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО1, надлежаще уведомленный о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Однако на предыдущем судебном заседании ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и показал, что действительно 9 мая 2015 года он в г. Ижевск перевозил на принадлежащей ему автомашине парфюмерную продукцию. При этом он с Республики Марий Эл заехал на территорию Кировской области. Он проехал г.Яранск и в г.Советск его остановили на посту ДПС для весового контроля, где у него выявили перегруз. Каких-либо дорожных знаков и вывесок о временном ограничении использования дорог общего пользования большегрузным автотранспортом во время следования по Кировской области он вдоль автодороги нигде не видел. При загрузке его автомашины парфюмерной продукцией в г.Владикавказе ему не было известно о фактической массе перевозимого товара, так как в накладной вес не был указан. В г.Советск на посту ДПС он встретил знакомого ему водителя на большегрузной автомашине, который ехал пустым в нужном ему направлении, и предложил ему перегрузить часть груза в его автомашину. Кроме того, он не проезжал через г.ФИО5 и в Пермский край не заезжал, а с Кировской области въехал стразу на территорию Удмуртской Республики, то есть в направлении г.Ижевск. По маршруту, указанному в исковом заявлении, он не мог поехать, так как это для него было бы очень невыгодно в материальном плане и по времени. Просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах не сообщила.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав ответчика, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1079 ГК РФ установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий могут устанавливаться временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, которое по дорогам федерального значения осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 данного Федерального закона определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 31 движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 2 Правил определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле, приведенной в п. 6 вышеприведенных Правил возмещения вреда.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В целях реализации Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, был издан Закон Кировской области от 02.12.2010 года №581-30 «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области», который установил порядок осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Правительству Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности переданы следующие полномочия:
1. установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
2. определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3. определение уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области, осуществляющего полномочия в сфере регулирования дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Кировской области от 07.09.2009 года №23/285 «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения» определен круг мероприятий, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог, в том числе: проверка соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включая периоды временного ограничения движения транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 года №145/164, в целях реализации ч.2.1 ст.30 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ, п.18 ст.3 Закона Кировской области от 02.12.2010 года №581-30, утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения.
Пунктом 4.4 Порядка предусматривает, что в период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения специального разрешения, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.
При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015 года №23/35 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения" предусмотрено, что КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 года №29/137 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года» с 20 апреля по 19 мая 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Данным Постановлением КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.
Постановление устанавливает, что обеспечение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств осуществляется уполномоченным органом при применении оборудования для измерения весовых параметров транспортных средств, предназначенного для проведения контроля за соблюдением пользователями автомобильных дорог требований нормативных правовых актов в области перевозок грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.
Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2015 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору купли-продажи от <Дата>, ФИО1 приобрел у ФИО2 транспортное средство ............., идентификационный номер №............, ............. года выпуска, белого цвета с государственным регистрационным знаком №............. Договор подписан сторонами. ФИО1 получил транспортное средство, а ФИО2 получила за него денежные средства.
Из свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства следует, что собственником ............. с государственным регистрационным знаком №............ является ФИО2
Автомобиль в соответствии с гражданским законодательством относится к движимым вещам, пользование и распоряжение которыми осуществляется по общим правилам гражданского оборота. Сделки с транспортными средствами совершаются по общему правилу в простой письменной форме, не требующей ни нотариального заверения, ни государственной регистрации.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств осуществляется для их допуска к участию в дорожном движении.
Ни Гражданский кодекс РФ, ни другие федеральные законы не содержат нормы, обязывающей собственников (владельцев) транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Не содержат таких ограничений на оборотоспособность транспортных средств Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
Регистрация автомобиля в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения носит административный характер и никак не влияет на момент возникновения права собственности у покупателя. Нормы административного права о регистрации транспортных средств в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения не регулируют отношения, связанные с возникновением и прекращением права собственности на транспортные средства.
Таким образом, основанием возникновения права собственности является заключение сторонами договора купли-продажи в отношении имущества.
В силу п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В договоре отражено, что покупатель деньги передал и транспортное средство получил.
Ввиду исполнения сторонами условий договора купли-продажи транспортного средства у ФИО1 в силу положений ст. ст. 218, 223, 224 ГК РФ возникло право собственности на автомобиль на основании договора купли-продажи от <Дата>, который реально был исполнен сторонами.
Кроме того, из решения Арбитражного суда КБР от <Дата> усматривается, что в иске КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» к ИП ФИО2 о взыскании ............. руб. в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области, отказано в связи с предъявлением требований к ненадлежащему ответчику. При этом Арбитражным судом было установлено, что ФИО1, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, являлся собственником транспортного средства на <Дата>.
Следовательно, ФИО1, как собственник транспортного средства ............. с государственным регистрационным знаком №............ несет ответственность за вред, причиненный в результате использования данного автомобиля.
Согласно товарному накладному №............ от <Дата> ООО парфюмерно-косметическое предприятие «Т-Косметикс» с г. Владикавказ РСО-Алания направил косметическую продукцию ИП ФИО4 в г. Ижевск через водителя ФИО1 При этом в накладной масса отпускаемого товара не указана, а только количество в единицах.
<Дата> КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по согласованию с Управлением ГИБДД УВД по Кировской области утвердило места дислокации передвижных постов весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального и межмуниципального значения, в том числе на автодороге «ФИО5-Советск-Яранск» 137 км, пост ДПС, г. Советск.
Указанная площадка весового контроля была принята в эксплуатацию приемочной комиссией на основании акта от <Дата>, утвержденного КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» <Дата>.
Во исполнение Постановления Правительства Кировской области от <Дата>№............ «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года» КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» 24 марта 2015 года направило подрядчику КОГП «Вятавтодор» задание об установке аншлагов и дорожных знаков на период весеннего ограничения движения в 2015 году и о проведении ремонтных работ в местах дислокации ППВК, в том числе:
- в срок до <Дата> установить аншлаги на металлических стойках на автодорогах Кировской области регионального и межмуниципального значения в соответствии со схемой их установки;
- в срок до <Дата> установить дорожные знаки 3.12 и знаки дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2, устанавливающие предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств, в местах выездов с автодорог местного значения на региональную сеть, а также на всех выездах из г. Кирова и районных центров, въездах на территорию Кировской области и перед постами ДПС;
- в срок до <Дата> произвести ремонтные работы в местах дислокации передвижных постов весового контроля.
Указанные работы были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком согласно акту №............ от <Дата> «О приемке выполненных работ за апрель 2015 года».
<Дата> сотрудниками отдела безопасности дорожного движения и весового контроля КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в ходе осуществления весового контроля на 137 км автодороги ФИО5-Советск-Яранск, на посту ДПС г.Советск, составлен акт N 4542, согласно которому выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза при отсутствии специального разрешения, вышеуказанным транспортным средством под управлением водителя ФИО1 пройдено расстояние по автомобильным дорогам Кировской области 342 км.
Из данного акта следует, что по результатам взвешивания вышеуказанного транспортного средства были выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки:
на 1 оси превышение отсутствует, на 2 оси превышение 3,85 т, на 3 оси превышение 2,95 т, на 4 оси превышение 5,58 т, на 5 оси превышение 6,49 т, на 6 оси превышение 3,30 т.
Водителю было предложено устранить перегруз на месте.
Размер нанесенного вреда автомобильным дорогам общего пользования составил ............. рублей.
Из акта видно, что при взвешивании транспортного средства ФИО1 использовались весы марки ВА-15С-2 №............ и №.............
Согласно руководству по эксплуатации весов ВА-15С-2 весы предназначены для статистического взвешивания осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства. Весы позволяют измерять нагрузку от колеса автомобиля до 15000 кг. Весы, снабженные двумя платформами и пультом, позволяют измерять осевые нагрузки до 30000 кг и автоматически определять полную массу автопоездов до 270000 кг и числом осей до девяти.
Согласно свидетельствам о поверке весы марки ВА-15С-2 №............ и №............ пригодны к применению до <Дата>.
То есть, взвешивание осевых нагрузок транспортного средства ФИО1 проведено весами, пригодными по техническим параметрам к использованию в качестве средств измерения.
Организация перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также условия перевозки грузов урегулированы "Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272.
Под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 (п. 5 указанных выше Правил).
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.
Согласно п. 2 данных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Пункт 2 ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ устанавливает, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности в соответствии с указанной нормой необходимо наличие состава правонарушения. При этом на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда доказывает, что вред причинен не по его вине.
По общему правилу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 года №29/137 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2015 года» с 20 апреля по 19 мая 2015 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Во исполнение данного постановления на всех въездах в Кировскую область на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения были установлены дорожные знаки 3.12 и знаки дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2, устанавливающие предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Доводы ответчика о том, что он не замечал каких-либо дорожных знаков, ограничивающих движение большегрузных транспортных средств, опровергаются материалами дела, в том числе актом приемки выполненных работ №5 от 27 апреля 2015 года.
Кроме того, водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения РФ, а так же Правила перевозки большевесных грузов.
Истцом представлены доказательства, что на участках автодороги, по которым следовал ответчик, были установлены дорожные знаки, ограничивающие нагрузки на оси транспортного средства.
Имеющийся в материалах дела акт №4542 от 9 мая 2015 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось суд признает недостаточным доказательством для удовлетворения иска в полном объеме. В нем содержатся сведения о маршруте движения транспортного средства – г. Владикавказ РСО-Алания - граница Республики Марий Эл – Яранск – Советск – ФИО5 - ФИО5 – Зуевка –Фаленки – граница Удмуртской Республики. При этом сведения о том, на основании каких документов указан данный маршрут, а также путевой лист в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, ответчик ФИО1 в судебном заседании утверждал, что часть перевозимой им парфюмерной продукции он перегрузил в автомашину его знакомого водителя в г. Советск.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что ФИО1 с г.Советск проехал по маршруту, указанному в акте №4542 от 9 мая 2015 года, и тем более с превышением установленных допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возложена на истца.
Представленный истцом расчет причиненного вреда произведен с учетом Показателей размера вреда, установленных приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года №934, а также данных о превышении предельно допустимых осевых нагрузок, установленных актом №4542 от 9 мая 2015 года, но маршрут движения транспортного средства и расстояние, которое проехал ответчик по автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, указанные в акте, не нашли своего подтверждения.
В судебном заседании ответчик подтвердил, что действительно он с территории Республики Марий Эл въехал на территорию Кировской области и в г.Советск на передвижном посту весового контроля был установлен перегруз его транспортного средства.
На запрос суда Отделением ГИБДД МО МВД России «Советский» было сообщено, что расстояние от г. Советск Кировской области до границы с Республикой Марий Эл составляет 82 км.
Причиненный транспортным средством ФИО1 вред автомобильным дорогам Кировской области рассчитан из расчета 342 км проеденного расстояния.
Однако, в ходе судебного разбирательства данный факт не нашел своего подтверждения.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что размер причиненного вреда следует рассчитать исходя из расстояния 82 км (от г. Советск Кировской области до границы с Республикой Марий Эл), что составляет ............. рубля.
Следовательно, исковые требования КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» к ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
Так как истец в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ и ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика ФИО1 следует взыскать в доход государства государственную пошлину пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере ............. рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, денежные средства в размере ............. рубля ............. копеек.
В удовлетворении исковых требований КОГКУ «Дорожный комитет <адрес>» о взыскании с ФИО1 в качестве возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам <адрес> регионального и межмуниципального значения, ............. рубля ............. копеек, отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере .............) рублей ............. копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Дигорский районный суд.
Судья К.Р.Кадзаев