НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Десногорского городского суда (Смоленская область) от 28.02.2018 № 2-141/2018

Дело № 2-141/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2018 года г. Десногорск

Десногорский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего (федерального судьи) Михаленкова Д.А.,

с участием истца Запорожцева И.Т.,

его представителя – адвоката Новикова И.В., представившего удостоверение и ордер № 342 от 30.01.2018г.

представителя ответчиков - Департамента Смоленской области по социальному развитию, отдела социальной защиты населения в г. Десногорске Смоленской области по доверенности Тохтамировой Е.А.,

при секретаре Терзи Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запорожцева Ивана Тихоновича к отделу социальной защиты населения в г. Десногорске о признании незаконным решения о приостановлении, а в дальнейшем полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании возобновить указанную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Запорожцев И.Т. обратился в суд к отделу социальной защиты населения в г. Десногорске о признании незаконным решения о приостановлении, а в дальнейшем полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании возобновить указанную выплату, указав в обоснование заявленного требования, что является ветераном труда и ликвидатором последствий катастрофы 1986-1987 годов на Чернобыльской АЭС и с 01 января 2010 года пользовался мерами социальной поддержки, установленными для ветеранов труда.

Для ветеранов труда, проживающих на территории Смоленской области, в соответствии с Областным законом № 95-з от 14.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области», установлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов оплаты за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, установленной областным законом, и 50 процентов оплаты за коммунальные услуги в пределах нормативов их потребления.

Данную компенсацию, как меру социальной поддержки, он получал до 01.10.2016г. С указанной даты и по настоящее время, по решению ответчика - отдела социальной защиты населения в городе Десногорске, истец лишен указанной выплаты, как меры социальной поддержки, что грубо нарушает его законные права и интересы.

Решение о приостановлении с 01 октября 2016 года, а в дальнейшем и по настоящее время - полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг считает незаконным. Указанное решение и следующее за ним нарушение прав и законных интересов истца является длящимся во времени, так как компенсационные выплаты, которых он лишился, носят регулярный ежемесячный характер.

Просит признать незаконным решение отдела социальной защиты населения в городе Десногорске Смоленской области о приостановлении с 01 октября 2016 года, а в дальнейшем - полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отменить данное решение и обязать возобновить указанную выплату, начиная с 01.10.2016г.

Истец Запорожцев И.Т. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснил, что он является собственником 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес> и задолженности по коммунальным услугам у него нет. На данный момент имеется задолженность только по оплате капитального ремонта, которую он не обязан платить, поскольку никакого договора он ни с кем не заключал, к тому же согласно нормам Гражданского кодекса этот взнос исключительно добровольный. В решении Десногорского городского суда № 2-402/2014 указано, что оплата взносов на капитальный ремонт является обязанностью Администрации, в связи с чем, у него нет оснований к оплате задолженности по капитальному ремонту. Считает, что капитальный ремонт не имеет никакого отношения к оплате за жилищные и коммунальные услуги. Кроме того, Некоммерческая организация в пользу которой взыскивается капитальный ремонт утратила силу с 2014 года, такой организации нет и ссылаться на нее нельзя. Также указывает, что стоит на учете в отделе социальной защиты населения в г. Десногорске по областному закону как «Ветеран труда», хотя на самом деле он является федеральным льготником как Ветеран труда и Чернобылец. Все льготы он получает как чернобылец и пользуется ими с 1986 года. В письме социальной защиты населения на его запрос его звание и статус указаны правильно, но выплаты тем не менее они ему приостановили. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца – адвокат Новиков И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по тем основаниям, что платеж за капитальный ремонт не является платежом за жилое помещение и коммунальные услуги. К тому же никакой услуги по капитальному ремонту его доверителю оказано не было. Наличие задолженности за капитальный ремонт не отрицает, при этом задолженности за коммунальные услуги у Запорожцева И.Т. нет. Истец является федеральным льготником, и орган социальной защиты населения должен был решить вопрос о предоставлении ему другой льготы, предусмотренной федеральным законом, однако данный вопрос не решился. Считает, что Запорожцев И.Т. имеет право на льготу в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, которой он незаконно был лишен.

Определением суда от 07.02.2018 года в качестве соответчика по иску Запорожцева Ивана Тихоновича в силу ст. 40 ГПК РФ был привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию старший менеджер по социальной работе отдела социальной защиты населения в г. Десногорске Тохтамирова Е.А. заявленные требования не признала, представила суду письменные возражения на иск, в которых указала, что Запорожцев И.Т. состоит на учете в Департаменте как ветеран труда, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>

На территории Смоленской области меры социальной поддержки для ветеранов труда установлены областным законом от 14.12.2004г. № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области». Порядок предоставления компенсации расходов установлен законом от 26.11.2015г. № 150-з «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, ветеранам военной службы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Смоленской области» (далее - областной закон от 26.11.2015 № 150-з).

Согласно ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом, органы социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) льготника ежемесячно от предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) получают сведения о наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании заключенных с Департаментом соглашений об информационном обмене.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 областного закона от 26.11.2015 № 150-з выплата компенсации расходов может быть приостановлена в случае неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев подряд, а в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 указанного областного закона прекращается, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение одного месяца с даты направления уведомления о приостановлении выплаты.

На основании полученной в сентябре 2016 года информации от НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о наличии задолженности по услуге «взнос на капитальный ремонт» (21 месяц) истцу была приостановлена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт с 01.10.2016г. по причине неуплаты получателем текущих платежей по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в течение 2-х месяцев (п. 2 ч. 1 ст. 6 областного закона от 26.11.2015 № 150-з). Истцом не было представлено в течение месяца сведений о погашении задолженности по взносу на капитальный ремонт. В связи с чем, вынесено решение о прекращении от 29.10.2016 № 318, уведомление от 29.10.2016г. № 552 по причине непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца от даты уведомления получателя о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительной причины образования задолженности), основание (п. 4 ч. 1 ст. 7 областного закона от 26.11.2015 № 150-з).

С учетом изложенного, для возобновления выплаты компенсации расходов истцу необходимо либо погасить задолженность по взносу на капитальный ремонт, либо заключить соглашение о погашении указанного долга с указанным предприятием и обратиться в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» или в сектор социальных выплат, приема и обработки информации СОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации», с заявлением и необходимыми документами.

Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена. При этом компенсация назначается и выплачивается за прошедший период, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее предоставлением (п. 7 ст. 7 областного закона от 26.11.2015 № 150-з).

Таким образом, Департамент не видит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Истца.

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 1.4 Положения о Департаменте Смоленской области по социальному развитию, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 26.05.2014 № 391 (далее - Положение), Департамент обладает правами юридического лица, и имеет обособленные подразделения - отделы (секторы) социальной защиты населения в муниципальных образованиях Смоленской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, отдел социальной защиты населения в городе Десногорске не является юридическим лицом и не может быть ответчиком в суде.

Просит отказать Запорожцеву И.Т. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию, исследовав письменные доказательства, оценив их во всей совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Согласно пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.

Следовательно, ежемесячный взнос на капитальный ремонт также как плата за жилое помещение и коммунальные услуги является обязательным платежом.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области и опубликована 20.01.2014 г.

При этом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), т.е. с 01.10.2014г.

В соответствии со ст. 3 ч. 1 п. 5 Областного закона Смоленской области № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной областным законом; б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной областным законом, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной областным законом, в том числе нетрудоспособным членам семьи ветерана труда, совместно с ним проживающим, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; г) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов). При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Порядок предоставления компенсации расходов установлен Областным законом от 26.11.2015г. № 150-з «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Смоленской области» и согласно ст. 2 ч. 2 данного закона компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В силу ч. 3 ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 6 Областного закона от 26.11.2015г. № 150-з выплата компенсации гражданину приостанавливается в случае неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев подряд.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Областного закона от 26.11.2015г. № 150-з выплата компенсации гражданину прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления гражданину уведомления о приостановлении выплаты компенсации (при отсутствии уважительных причин, указанных в части 9 статьи 6 настоящего закона).

В судебном заседании установлено, что Запорожцев И.Т. является собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, состоит на учете в отделе социальной защиты населения в г. Десногорске как Ветеран труда и в силу ст. 3 Областного закона Смоленской области № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» на него распространяются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %. Запорожцеву И.Т. до 01.10.2016г. предоставлялась мера социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт, по оплате жилья и коммунальных услуг. В сентябре 2016г. в Департамент Смоленской области по социальному развитию от НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (далее региональный оператор) поступила информация о невнесении истцом взноса на капитальный ремонт в течение 21 месяца, и уведомлением от 29.09.2016г. выплата компенсации расходов была приостановлена с 01.10.2016г., с указанием о том, что для возобновления данной выплаты необходимо в срок до 29.10.2016г. представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности, либо в случае отсутствия возможности погасить имеющуюся задолженность заключить с данным предприятием соглашение о реструктуризации имеющего долга. Одновременно было разъяснено, что в случае непогашения задолженности, несогласования срока погашения задолженности с предприятием и (или) непредставлением в орган социальной защиты населения указанных документов, начисление и выплата денежного эквивалента будут прекращены с 01.10.2016г. В связи с неоплатой имеющейся задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт выплата денежной компенсации расходов была прекращена. Задолженность по оплате на капитальный ремонт до настоящего времени не погашена.

Данные обстоятельства подтверждаются уведомлением Департамента Смоленской области по социальному развитию № 546 от 29.09.2016г. о приостановлении выплаты денежной компенсации расходов (л.д. 8), ответами Отдела социальной защиты населения в г. Десногорске от 11.10.2016г. и 31.10.2016г. на претензии Запорожцева И.СТ. (л.д. 9-13, 14-16), сообщением регионального оператора о наличии заключенных с Департаментом Смоленской области по социальному развитию соглашений об обмене информацией (л.д. 31), запросом отдела социальной защиты населения в г. Десногорске в филиал СГБУФКП Росреестра по Смоленской области о предоставлении информации о регистрации права собственности по адресу: <адрес> (л.д. 32), выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 33-34), запросом отдела социальной защиты населения в г. Десногорске в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области о предоставлении данных о наличии или отсутствии задолженности по оплате капитального ремонта у Запорожцева И.Т. (л.д. 35), сообщением НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области, согласно которого по адресу: <адрес> заведены два лицевых счета. Данный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников в этом доме с 01.10.2014г. За период с 01.10.2014г. по 30.09.2016г. задолженность по каждому лицевому счету составила 4536,18 рублей, оплаты на указанные лицевые счета не совершались (л.д. 36), справкой о назначении мер социальной поддержки в отношении Запорожцева И.Т (л.д. 37-39).

Таким образом, по мнению суда, у истца в настоящее время отсутствует право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается истцом, что у него имеется задолженность по оплате коммунальных услуг в виде взносов на капитальный ремонт за 21 месяц, которая до настоящего времени не погашена.

Суд также учитывает, что по смыслу Закона, законодатель, предоставляя такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в соответствии с нормами Областного закона Смоленской области № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области», вправе самостоятельно определять условия и порядок ее выдачи, а согласно ч. 2 ст. 2 Областного закона от 26.11.2015г. № 150-з «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Смоленской области» компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Ссылка истца о том, что он является чернобыльцем, федеральным льготником и это является основанием для предоставления ему льготы в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с учетом задолженности за капитальный ремонт несостоятельна, поскольку меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены ст. 14 ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом порядок предоставления мер социальной поддержки на территории Смоленской области установлен постановлением Администрации Смоленской области от 13.11.2015 № 714 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска» (далее - Постановление от 13.11.2015 № 714).

Из системного толкования п. 2.16 Постановления от 13.11.2015 № 714 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска» при начислении компенсации расходов учитываются требования части 3 статьи 160 ЖК РФ, согласно которой, компенсация расходов предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании установлено наличие задолженности у Запорожцева И.Т. по оплате взноса за капитальный ремонт, которая не оспаривается и самим истцом, данная задолженность до настоящего времени не погашена, соглашение о реструктуризации имеющегося долга с региональным оператором не заключено, то решение Департамента Смоленской области по социальному развитию о приостановлении с 01.10.2016г., а в дальнейшем и полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении истца следует признать законным, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Запорожцева Ивана Тихоновича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, отделу социальной защиты населения в г. Десногорске о признании незаконным решения о приостановлении, а в дальнейшем полном прекращении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании возобновить указанную выплату, - отказать в полном объеме.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд в течение месяца.

Судья Михаленков Д.А.

Мотивированное решение суда изготовлено 05.03.2018 года.