Дело №2а-571/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зубаировой С.С.,
при секретаре Хасановой Р.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № городского округа <адрес> РБ к Государственной инспекции труда в <адрес>, Главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) БАА о признании незаконным и отмене предписания Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № городского округа <адрес> РБ обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в <адрес>, указав, что по результатам проверки (на основании письма коллектива), проводимой Главным государственным инспектором труда ( по правовым вопросам) БАА Государственной инспекции труда в <адрес> был составлен Акт проверки и выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, а именно: п.1 «произвести доплату воспитателям за увеличение объема работы (перенаполняемость) с ДД.ММ.ГГГГ с соответствии с ч. 1 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ».
С данным предписанием я не согласна, так как:
Проектная мощность МБДОУ Детский сад № составляет 8 групп в количестве 184 детей, списочная численность детей (согласно отчету 85-к) в ДД.ММ.ГГГГ составила 248 человек, что составило 134,8 от проектной мощности. Фактическая среднегодовая посещаемость детей без учета летних месяцев составила 157 человек. То есть процент посещаемости воспитанников от списочного состава составил - 64%. Таким образом, факт переполнения детей в группах за проверяемый период был не обоснован и не подтвержден (справка о посещаемости детей прилагается).
Оплата труда педагогического персонала МБДОУ Детский сад № городского округа <адрес> РБ производится за счет средств республиканского бюджета по разделу 0701»Дошкольное образование», по главе 775 «Управление образования Администрации ГО <адрес> РБ». Оплата груда педагогических работников начисляется согласно всех действующих нормативных документов.
Начисление и выплата заработной платы педагогическим работникам производится согласно утвержденного штатного расписания, на основании приказов заведующего и данных табелей учёта рабочего времени.
В ДД.ММ.ГГГГ на оплату труда педагогическим работникам по статье 211 «Оплата труда» произведены кассовые расходы в сумме 4 449 105 рублей, по статье 213 «Начисление на оплату труда» произведены расходы в сумме 1 745 229 руб.
В фонд заработной платы педагогического персонала входят следующие выплаты: оклад; компенсационные выплаты (районный коэффициент); стимулирующие выплаты (категория, стаж, высшее образование, звание); иные стимулирующие выплаты, предусмотренные из экономии фонда заработной платы.
Иные стимулирующие выплаты подразумевают под собой доплату к заработной плате за выполнение критериев результативности, качества профессиональной деятельности, увеличение объёмов работы педагогического персонала. Критерии определены протоколом, в котором предусмотрена бальная система оплаты труда. За проверяемый период, т.е. за 2017 год, от сотрудников МБДОУ детский сад № не поступало заявлений о доплате за превышение фактического количества воспитанников в группе, следовательно, эта доплата не вошла в стимулирующую выплату.
Согласно приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работникам были выплачены иные выплаты стимулирующего характера. Таким образом, субсидии, предусмотренные на выплату заработной платы и отчислений педагогических работников МБДОУ Детский сад № в ДД.ММ.ГГГГ, использованы по целевому назначению и в полном объёме. Возможность дополнительных выплат за ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена. Вопрос является спорным.
Постановление Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Республики Башкортостан» представляет собой гарантированную стандартную стоимость образовательной услуги, предоставляемой за счет бюджета Республики Башкортостан, данное постановление не устанавливает оклад сотрудника, следовательно этот норматив никак не должен влиять на заработную плату отдельного сотрудника. Согласно трудовым договорам 1 ставка подразумевает под собой занятость работника 36 часов в неделю и оплату заработной платы в полном объёме.
Государственная инспекция труда выставляет требование произвести доплату воспитателям за увеличение объема работ («перенаполняемость»). Таким образом, если учреждение дошкольного образования будет доплачивать за «перенаполняемость» групп, то соответственно за уменьшение детей в группах должно быть произведено удержание из заработной платы работников. Исходя из вышеизложенного, выводы инспектора труда являются незаконными и необоснованными.
Административный истец просит: признать незаконным и отменить пункт 1 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) БАА – «произвести доплату воспитателям за увеличение объема работы («перенаполняемость») с ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с ч.1 ст.60.2, ст.151 ТК РФ».
В ходе судебного разбирательства определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика - Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) БАА; в качестве заинтересованных лиц - воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № городского округа <адрес> РБ: АСВ, БДЮ, БОА, ГМН, ИРМ, ИГФ, КТП, ЛЛС, МВИ, РЖВ, ШАХ, ШРЗ, ХЛИ.
Представитель административного истца – заведующая Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № городского округа <адрес> РБ ГНЮ в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Административный ответчик - Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) БАА, также представляющая по доверенности интересы административного ответчика - Государственной инспекции труда в <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, просит в иске отказать.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в <адрес>, заинтересованные лица АСВ, БДЮ, БОА, ГМН, ИРМ, ИГФ, КТП, ЛЛС, МВИ, РЖВ, ШАХ, ШРЗ, ХЛИ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу абз.6 ч.1 ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно ч.2 ст.357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем
Судом установлено и подтверждено в судебном заседании сторонами, что на основании обращений воспитателей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № городского округа <адрес> РБ Государственной инспекцией труда в <адрес> проведена проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пунктом 1 предписания на работодателя возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести доплату воспитателям за увеличение объема работу («перенаполняемость») с января 2017 года в соответствии с ч.1 ст.60.2, ст.151 ТК РФ.
В соответствии со ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Как следует из содержания заявления педагогического коллектива МБДОУ детский сад №, заявители просили провести проверку по факту недоплаты заработной платы за 2016 и 2017 годы.
Возражая против этих требований, в судебном заседании представитель МБДОУ детский сад № ссылался на отсутствие экономии фонда оплаты труда, несоблюдение условий для доплаты за совмещение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии индивидуального трудового спора по вопросу оплаты за выполнение дополнительной работы, подлежащего рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Обязав работодателя произвести работникам выплаты, инспекция труда, не имея на то полномочий, оспариваемым пунктом 1 предписания фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, что противоречит приведенным нормам трудового законодательства.
В этой связи предписание № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным и отмене, как вынесенное за пределами полномочий Государственной инспекции труда.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № городского округа <адрес> РБ к Государственной инспекции труда в <адрес>, Главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) БАА о признании незаконным и отмене предписания Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 1 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) БАА – «произвести доплату воспитателям за увеличение объема работы («перенаполняемость») с января 2017 года в соответствии с ч.1 ст.60.2, ст.151 ТК РФ».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 27 марта 2018 года.
согласовано судья Зубаирова С.С.