НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дальнереченского районного суда (Приморский край) от 11.07.2018 № 12-86/2018

РЕШЕНИЕ

г. Дальнереченск 11 июля 2018 года

Судья Дальнереченского районного суда Приморского края И.В. Покулевская,

с участием защитника П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы законного представителя ООО «Бизнес Торг Д.В.» на постановления главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/24 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, №4-2991-17-ПВ/000527/49/25 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, №4-2991-17-ПВ/000527/49/27 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, №4-2991-17-ПВ/000527/49/26 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/24 от 31.10.2017 года ООО «Бизнес Торг Д.В.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/25 от 31.10.2017 года ООО «Бизнес Торг Д.В.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/27 от 31.10.2017 года ООО «Бизнес Торг Д.В.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/26 от 31.10.2017 года ООО «Бизнес Торг Д.В.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей.

В жалобе на постановление №4-2991-17-ПВ/000527/49/24 от 31.10.2017 года по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ законный представитель юридического лица указал, что в трудовых договорах имеются сведения и подписи работников об их получении. Необоснованно вменено неуказание в трудовых договорах условий труда на рабочем месте. Специальная оценка условий труда в ООО «Бизнес Торг Д.В.» не проводилась. Поскольку в ходе проверки не установлено, что должности, имеющиеся в штатном расписании ООО «Бизнес Торг Д.В.», относятся к указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 года.

В жалобе на постановление №4-2991-17-ПВ/000527/49/25 от 31.10.2017 года по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ законный представитель юридического лица ссылался, что в ходе проверки государственному инспектору были представлены приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда №2 от 06.09.2017 года, приказ об организации обучения и проверке знаний требований охраны труда персонала организации №001/П от 01.09.2017 года, приказ о приеме на работу специалиста по охране труда №14 от 01.09.2017 года, а также комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

В жалобе на постановление №4-2991-17-ПВ/000527/49/27 от 31.10.2017 года по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ законный представитель юридического лица указал, что специальная оценка условий труда в ООО «Бизнес Торг Д.В.» не проводилась, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.

В жалобе на постановление №4-2991-17-ПВ/000527/49/26 от 31.10.2017 года по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ законный представитель юридического лица ссылался, что постановлением Лесозаводского районного суда от 08.09.2017 года деятельность ООО «Бизнес Торг Д.В.» в г. Лесозаводске была приостановлена на 30 суток, и на момент выявления правонарушения 02.10.2017 года работников, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, допущенных к работе и выполнявших трудовые обязанности, не было.

Кроме того, в жалобах законный представитель ООО «Бизнес Торг Д.В.» ссылался, что дела об административных правонарушениях в нарушение требований ст. 29.5 КоАП РФ были рассмотрены не по месту совершения правонарушений, а по месту нахождения должностного лица – в г. Находка Приморского края.

Законный представитель Н. просил отменить обжалуемые постановления, производства по делам об административных правонарушениях прекратить.

В судебное заседание Н. не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, поэтому в соответствии с положениями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник П. доводы жалоб поддержал, просил их удовлетворить, дополнив, что ненадлежащее оформление трудового договора образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, влекущего более строгое наказание, в связи с чем действия не могут быть переквалицированы. Указал, что 02.10.2017 года проверка проводилась в г.Дальнереченске без выезда на производственную площадку в г. Лесозаводск, деятельность которой была приостановлена приказами директора ООО «Бизнес Торг Д.В.» и постановлением Лесозаводского районного суда от 08.09.2017 года.

Выслушав защитника, исследовав материалы, истребованные из Государственной инспекции труда в Приморском крае, и доводы жалоб судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора предусмотрена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности

На основании ст. 217 ТК РФ и положений Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.10.2003 года №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» работодатель обязан организовывать мероприятия по охране труда, создавать комиссию по обучению и проверке знаний по охране труда, назначать ответственного за охрану труда.

Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Положениями постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 года №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" предусмотрено проведение первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда непосредственным руководителем (производителем) работ, прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) должна создаваться комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Из материалов истребованных дел об административных правонарушениях усматривается, что по обращению заместителя руководителя СО по г. Лесозаводску СУ СК России по Приморскому краю от 11.08.2017 года распоряжением №4-2991-17-ПВ/000527/49/1 от 04.09.2017 года была назначена проверка в отношении ООО «Бизнес Торг Д.В.».

Согласно акту проверки №42991-17-ПВ/000527/49/2 от 02.10.2017 года в деятельности ООО «Бизнес Торг Д.В.» выявлены нарушения: отсутствуют отметки о выдаче экземпляров трудовых договоров №144 от 30.05.2017 года С., №148 от 30.05.2017 года Л., №129 от 13.02.2017 года В., №137 от 13.02.2017 года Мэн Фаньхуа и других работников; не организованы мероприятия по охране труда, отсутствуют комиссия по обучению и проверке знаний по охране труда и приказ руководителя о назначении ответвленного за охрану труда, обучение и проверка знаний по охране труда, проведение инструктажей на рабочем месте работников ООО «Бизнес Торг Д.В.» осуществляется лицами, не обученными в установленном порядке и не утвержденными приказом руководителя; не проведена специальная оценка условий труда; отсутствует комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

Рассматривая вопрос о законности привлечения ООО «Бизнес Торг Д.В.» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, судья приходит к выводу об отсутствии состава указанного правонарушения в действиях юридического лица.

Положениями ст.ст. 57 и 67 ТК РФ регламентированы обязательность включения в трудовой договор условий труда на рабочем месте, а также получение работником экземпляра трудового договора, что должно подтверждаться его подписью на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Невыполнение перечисленных требований Трудового кодекса РФ образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Поскольку нарушение ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ влечет более строгое наказание, чем предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5, переквалификация в данном случае на ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ невозможна в связи с тем, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело.

При таких обстоятельствах постановление №4-2991-17-ПВ/000527/49/24 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях ООО «Бизнес Торг Д.В.» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Что касается постановления №4-2991-17-ПВ/000527/49/27 от 31.10.2107 года, которым ООО «Бизнес Торг Д.В.» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о его отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Между тем, в акте проверки и в обжалуемом постановлении отсутствуют сведения, в отношении каких рабочих мест не проведена специальная оценка условий труда.

В силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 названного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Таким образом, суд соглашается с доводами жалобы и приходит к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в действиях ООО «Бизнес-Торг Д.В.» отсутствует, в связи с чем постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Бизнес Торг Д.В.» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ подтверждается: протоколами об административных правонарушениях от 20.10.2017 года, а также указанными выше распоряжением и актом проверки, свидетельствующими о наличии нарушений в деятельности ООО «Бизнес Торг Д.В.», а именно: отсутствие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности, непроведение мероприятий по охране труда, отсутствие комиссии по обучению и проверке знаний по охране труда и ответственного за охрану труда; а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Суду не представлено достоверных доказательств соблюдения ООО «Бизнес Торг Д.В.» положений ст. 212 ТК РФ и постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 года №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" о порядке создания комиссии по проверке знаний требований охраны труда, что свидетельствует о допуске к производству работ лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Факт приостановления деятельности ООО «Бизнес Торг Д.В.» в момент выявления нарушений не является основанием для вывода об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку проверка, проводимая инспектором Государственной инспекции труда в Приморском крае, и приостановление деятельности юридического лица фактически явились следствием нарушения ООО «Бизнес Торг Д.В.» требований охраны труда, что подтверждается указанным выше постановлением Лесозаводского районного суда и письмом заместителя руководителя СО по г. Лесозаводску СУ СК России по Приморскому краю от 11.08.2017 года.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении ООО «Бизнес Торг Д.В.» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановления о привлечении ООО «Бизнес Торг Д.В.» к административной ответственности вынесены соответствующим ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При вынесении должностным лицом Государственной инспекции туда в Приморском крае 31.10.2017 года постановлений №4-2991-17-ПВ/000527/49/25 и №4-2991-17-ПВ/000527/49/26 положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были.

Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения были допущены ООО «Бизнес Торг Д.В.» в результате совершения одного бездействия.

Рассмотрение возбужденных в отношении ООО «Бизнес Торг Д.В.» дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.

Следовательно, ООО «Бизнес Торг Д.В.», совершившее одним бездействием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в связи с чем имеются основания для изменения обжалуемых постановлений и назначения наказания за данные правонарушения в соответствии с правилами ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

Из представленных сведений следует, что ООО «Бизнес Торг Д.В.» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Между тем, судья не находит оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Работодателем не были соблюдены государственные нормативные требования охраны труда, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО «Бизнес Торг Д.В.» к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных трудовым законодательством, и к интересам работников, которым государством гарантируется создание безопасных условий труда.

Поскольку в материалах дел об административных правонарушениях не содержатся сведения о наличии в действиях ООО «Бизнес Торг Д.В.» обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не находит оснований для назначения юридическому лицу административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобы законного представителя ООО «Бизнес Торг Д.В.» удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/24 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/27 от 31.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановления главного государственного инспектора отдела Государственной инспекции труда в Приморском крае №4-2991-17-ПВ/000527/49/25 от 31.10.2017 года и №4-2991-17-ПВ/000527/49/26 от 31.10.2017 года, вынесенные в отношении ООО «Бизнес Торг Д.В.» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменить.

Назначить ООО «Бизнес Торг Д.В.» по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей (ста десяти тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Приморский краевой суд.

Судья И.В. Покулевская