НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дальнереченского районного суда (Приморский край) от 11.01.2022 № 2А-1280/2021

Дело № 2а-54/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Брянцевой Ю.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в Дальнереченский районный суд Приморского края с административным иском о взыскании с административного ответчика ФИО2 задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога, указав, что административный ответчик имеет в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно, транспортное средство: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак – <данные изъяты>, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, снятия с регистрации – не снят. В соответствии с законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № 24-КЗ «О транспортном налоге» административному ответчику начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с тем, что в установленные сроки не были исполнены обязательства по уплате налоговых платежей за указанные периоды, налоговой инспекцией была начислена пеня, согласно ст.75 НК РФ, по транспортному налогу, в общей сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая до настоящего времени не оплачена. В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику были направлены требования об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной уплаты суммы налога. В нарушение п. 1 ст. 45 НК РФ, административный ответчик в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налогов и пени не исполнил. Налоговым органом в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с должника указанной суммы. В связи с предоставлением должником возражений относительно исполнения судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об его отмене. Принимая во внимание, налогоплательщиком до настоящего времени не исполнена обязанность по уплате пени, Межрайонная ИФНС России по <адрес> просит суд взыскать с ФИО2 задолженности по пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Административный истец своего представителя в судебное заседание не направил, судом о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в административном исковом заявлении просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представил письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, в соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации указанного лица.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился, также пояснил, что он является пользователем Портала Госуслуг, наличие задолженности по налогам и сборам отслеживал исключительно на указанном Портале (по почте налоговые уведомления и требования не получал; позже выяснил, что квитанции и требования направлялись налоговым органом на прежний адрес регистрации: <адрес> который он сменил в ДД.ММ.ГГГГ году, о чем неоднократно заявлял в Налоговую инспекцию <адрес>); оплату налогов, сборов, пени (штрафов) производил через Портал Госуслуг. В августе месяце 2021 года получил определение Мирового суда о взыскании задолженности в сумме около <данные изъяты> руб. Не согласившись с взыскиваемой суммой задолженности, ответчик обратился в мировой суд с заявлением об отмене судебного приказа. Также обратился в Налоговую инспекцию <адрес> с требованием выдать квитанцию для оплаты имеющейся задолженности по пени, на что получил отказ, мотивированный невозможностью этой сделать из-за программного обеспечения. Кроме того, административный ответчик обратился в Единую справочную ФНС с указанным вопросом, где ему было предложено произвести оплату Единым платежом, что и было и сделано ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. (история операций, скриншот с Портала Госуслуг прилагает). Считает, что каких-либо неоплаченных налогов и задолженности не имеет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (скриншот с Портала Госуслуг прилагает), а имеется переплата в сумме <данные изъяты> рубля, которая не отражена на Портале Госуслуг, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Изучив доводы административного истца, доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как определено ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе, направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В ст.11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом налоговом периоде (ДД.ММ.ГГГГ годы) ФИО2 являлся собственником транспортного средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак – <данные изъяты>, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, снятия с регистрации – не снят.

В соответствии с законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № 24-КЗ «О транспортном налоге» административному ответчику начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные налоговые уведомления адресованы ФИО2 по адресу: <адрес>. Доказательства направления уведомлений в материалы дела не представлены.

В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога налоговым органом сформировано требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано и направлено по адресу: 692136, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано и направлено по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по пени в общей сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано и направлено по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано по адресу: <адрес> и направлено в форме электронного документа в личный кабинет налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по пени в сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано по адресу: <адрес>, и направлено в форме электронного документа в личный кабинет налогоплательщика.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., которое адресовано по адресу: <адрес>, и направлено в форме электронного документа в личный кабинет налогоплательщика.

В ходе проведения судебного заседания, при установлении личности ответчика, судом установлено, ФИО2 в 2004 году сменил регистрацию по месту жительства на адрес: <адрес> (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно письменному ответу административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течении десяти дней после дня регистрации указанного лица.

Обязанность предоставления в налоговый орган сведений о смене регистрации по месту жительства налогоплательщиком-физическим лицом действующим законодательством не предусмотрена.

Факт отсутствия доказательств направления налоговых уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и направление требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по ненадлежащему адресу регистрации административного ответчика достоверно следует из материалов дела.

Направление налоговым органом ФИО2 в личный кабинет налогоплательщика в форме электронного документа требований об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и пени на общую сумму <данные изъяты> руб. (соответственно: <данные изъяты>.), также не свидетельствует о соблюдении налоговым органом процедуры взыскания имущественных налогов с физических лиц, поскольку обязанность уплатить имущественный налог возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое должно быть направлено налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога (п.п. 2, 3 ст.52, п.4 ст.57, п.3 ст.363 НК РФ). Доказательства направления перечисленных налоговых уведомлений в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе – направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Учитывая, что по надлежащему адресу регистрации налогоплательщика налоговые уведомление и требования в установленном порядке не направлены, а в силу ч.4 ст.69 НК РФ срок для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога подлежит исчислению с даты получения требования, суд полагает, что оснований для принудительного взыскания с ФИО2 задолженности по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке не имеется.

В связи с несоблюдением налоговым органом порядка взыскания налоговой задолженности не подлежат удовлетворению административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> руб.

Кроме того, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Административный ответчик в ходе судебного заседания пояснил, что является добросовестным налогоплательщиком; регулярно контролирует начисление налогов в Портале Госуслуги; в силу возможности старается своевременно оплачивать начисленные налоги, пени штрафы; с целью досудебного урегулирования настоящего спора обращался в налоговые органы <адрес> для получения квитанции на оплату имеющейся задолженности, на что получил отказ, мотивированный проблемами с программным обеспечением; согласно рекомендации Единой справочной ФНС, оплату взыскиваемой суммы пени произвел ДД.ММ.ГГГГ. Единым налоговым платежом в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: налог в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб. В доказательство административный ответчик представил: историю операций по начислению и оплате транспортного налога, согласно которой оплата налога произведена ДД.ММ.ГГГГ Единым налоговым платежом в сумме <данные изъяты> руб.; скриншот начисления и оплаты транспортного налога из личного кабинета налогоплательщика, согласно которому оплата налога произведена ДД.ММ.ГГГГ Единым налоговым платежом в сумме <данные изъяты> руб., после чего произведен зачет транспортного налога из единого налогового платежа соответственно в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.; скриншот из личного кабинета налогоплательщика – ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с информацией об отсутствии неоплаченных налогов и задолженности; скриншот из личного кабинета налогоплательщика – ФИО2 извещения об осуществлении операции с использованием электронного средства платежа – Единого налогового платежа физического лица на сумму <данные изъяты> рублей.

Ст.67 ГПК РФ возлагает на суд обязанность оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает как каждое отдельное доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности, так и достаточность взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленные административным ответчиком доказательства позволяют достоверно установить операции по начислению транспортного налога, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ (с указанием сроков уплаты), а также оплату задолженности по транспортному налогу (история операций по начислению и оплате транспортного налога; скриншот начисления и оплаты транспортного налога из личного кабинета налогоплательщика). Указанная информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ идентична сведениям, представленным налоговым органом в расчетах сумм пени, включенных в требование (л.д. 20-26), в связи с чем не вызывает у суда сомнений.

Согласно представленной Истории операций по начислению и оплате транспортного налога, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата транспортного налога Единым налоговым платежом в общей сумме <данные изъяты> руб. Данный факт также подтверждает скриншот из личного кабинета налогоплательщика – ФИО2 извещения об осуществлении операции с использованием электронного средства платежа – Единого налогового платежа физического лица на сумму <данные изъяты> руб. Кроме того, из скриншота начисления и оплаты транспортного налога из личного кабинета налогоплательщика, также следует, что оплата задолженности произведена ДД.ММ.ГГГГ Единым налоговым платежом в сумме общей <данные изъяты> руб., после чего произведен зачет транспортного налога из единого налогового платежа соответственно в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> руб. Согласно объяснениям ФИО2ДД.ММ.ГГГГ Единым налоговым платежом в сумме <данные изъяты> руб. им произведена оплата всей имеющейся задолженности по транспортному налогу, в том числе: налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб. В доказательство представил скриншот из личного кабинета налогоплательщика – ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с информацией об отсутствии неоплаченных налогов и задолженности.

В соответствии с ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Административный истец представил суду сведения о наличии задолженности по пене по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. На момент рассмотрения дела, административный истец не представил суду актуальных сведений о наличии/отсутствии задолженности взыскиваемой пене по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., в связи с чем, суд, с учетом представленных административным ответчиком объяснений и доказательств, считает обязанность по оплате взыскиваемой задолженности по пене по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, исполненной ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 29,1 75-180, 226, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Дальнереченский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено в печатном варианте ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.Н. Брянцева