НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Далматовского районного суда (Курганская область) от 31.01.2014 № 2-32/2014

  Дело № 2-32/2014 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 **.**.**** г. Далматово

 Далматовский районный суд Курганской области в составе:

 Председательствующего судьи Соколовой Е.В.,

 при секретаре Ворваниной О.Б.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Главного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Далматовском районе к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты, представляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами,

УСТАНОВИЛ:

 ГУ - Управление Пенсионного фонда в Далматовском районе обратилось в Далматовский районный суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты, представляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в сумме ****

 В исковом заявлении истцом указано, что с **.**.**** к пенсии ФИО2, **.**.**** года рождения, с **.**.**** к пенсии ФИО3, **.**.**** года рождения, с 01.12.2012г. к пенсии ФИО4, **.**.**** года рождения, с 01.01.2013г. к пенсии ФИО5, **.**.**** года рождения, являющимися престарелыми, достигшими 80 лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006г. № 1455 (далее Указ № 1455) выплачивалось ****, с учетом районного коэффициента. Уход за нетрудоспособными гражданами осуществляла ФИО1, **.**.**** года рождения, которая скрыла информацию об осуществлении ею оплачиваемой работы на момент назначения данной выплаты. По представленным документам ей была назначена компенсационная выплата за уход.

 В обоснование исковых требований истец ссылается на ст. 1064,1082 ГК РФ, Указ № 1455 и Постановление Правительства РФ от 04.06.2007г. № 343, которым утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

 Согласно п.п. 2,3 данного Порядка компенсационная выплата предоставляется неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелым, достигшим 80 лет, в период осуществления ухода за ним в порядке, предусмотренном для выплаты соответствующих пенсий.

 Пунктом 9,10 указанного Порядка установлено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления данной выплаты, в том числе о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

 В соответствии с п. 11 данного Порядка установлено, что прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение осуществления компенсационной выплаты, указанные в п. 9 настоящего порядка.

 ФИО1 перед назначением компенсационных выплат была предупреждена о том, что при поступлении на работу, при назначении ей пенсии, пособия по безработице, поступлении опекаемого на государственное обеспечение, о прекращении ухода обязана сообщить об этих обстоятельствах в ГУ - УПФР в Далматовском районе, что подтверждается её заявлениями от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., а также расписками от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., в которых она указала, что не работает и при поступлении на работу обязуется сообщить в ГУ-УПФР в Далматовском районе.

 Согласно Распоряжения Администрации Далматовского района Курганской области от **.**.**** № №*-р, Договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от **.**.**** №* ФИО1 осуществляет трудовую деятельность с **.**.**** По настоящее время о данном факте ФИО1 не сообщила специалистам УПФР в Далматовском районе.

 Так же истец ссылается на ст. 152 Семейного кодекса РФ (далее-СК РФ), в соответствии с которой к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

 Исходя из указанного, приемные родители, осуществляющие свои функции на основании договора о приемной семье (передаче ребенка на воспитание в приемную семью) и получающие соответствующее вознаграждение, не имеют права на назначение компенсационной выплаты, неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, т.к. являются лицами, выполняющими работу гражданско-правового характера.

 В результате скрытия ответчиком факта работы ежемесячная денежная компенсация к пенсии ФИО2 за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме ****, к пенсии ФИО3 за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме ****, к пенсии ФИО4 за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме ****, к пенсии ФИО5 за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме ****, в общей сумме **** была выплачена без законных оснований.

 В добровольном порядке ФИО1 суммы переполученной компенсационной выплаты не погасила. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Далматовском районе рассмотрело вопрос на заседании комиссии 06.03.2013г. об обоснованности выплаты ежемесячной компенсационной выплаты. По итогам заседания комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан были приняты решения о взыскании задолженности в общей сумме **** с ФИО1 Решения об удержании (взыскании) излишне выплаченной компенсационной выплаты №* от **.**.****., №* от **.**.****., №* от **.**.****., №* от **.**.****. были направлены ответчице заказным письмом с уведомлением.

 Определением Далматовского районного суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спорта на стороне ответчика, привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

 **.**.**** определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено УДОКМС Администрации Далматовского района Курганской области.

 В судебном заседании представитель истца – ГУ УПФР в Далматовском районе ФИО8 требования искового заявления поддержал и пояснил, что ФИО1 обратилась в Управление ПФ в Далматовском районе с заявлением о назначении компенсационной выплаты к пенсии указанных граждан **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., представила необходимые документы. Ей было разъяснено, что указанная выплата производится только неработающим гражданам, т.е. тем, кто не выполняет никакую оплачиваемую работу и не занимается оплачиваемой деятельностью, что при наступлении указанных обстоятельств, она должна сообщить об этом в ПФ. Но ФИО1 не сообщила о том, что она является приемным родителем, получает за это заработную плату, т.е. доход, следовательно, занимается иной оплачиваемой деятельностью по гражданско-правовому договору. В результате к пенсии ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 была назначена компенсационная выплата по уходу, и в общей сумме **** была выплачена без законных оснований. Не согласен с доводами ФИО1 о том, что ей не разъяснили, что получение дохода как приемным родителем так же является недопустимым, поскольку она имела возможность задать все вопросы специалистам Пенсионного фонда, поинтересоваться именно доходом как приемный родитель. На момент обращения с заявлениями на получение компенсационных выплат, она уже являлась приемным родителем, получала вознаграждение и должна была сообщить об этом. Оплата приемным родителям является объектом налогообложения в соответствии с разъяснениями Минфина РФ. В обязанности Пенсионного фонда не входит проверка получения заявителем дохода, это возможно установить только в ходе плановых и выборочных проверок. В результате такой проверки в **.**.**** г. было установлено, что ФИО1 занимается оплачиваемой деятельностью, с указанного дохода за неё производятся отчисления в ПФ. Направлением писем о состоянии счета застрахованного лица, Управление ПФ в Далматовском районе не занимается. Просит взыскать с ФИО1 незаконно полученную компенсационную выплату, представляемую неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в сумме **** в пользу Государственного Учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Далматовском районе Курганской области, а так же уплаченную при обращении в суд госпошлину.

 Ответчик ФИО1 требования искового заявления не признала и пояснила, что она с **.**.**** г. является приемным родителем, при оформлении договора на передачу ребенка в приемную семью ей никто не разъяснял, что указанный период будет зачтен в стаж, что оплата приемному родителю является доходом и ей нельзя заниматься каким-либо видом деятельности. При этом специалистами УДОКМС ей было разъяснено, что трудоустройство приемного родителя приветствуется, и она может работать. При обращении в ПФ она предъявляла трудовую книжку, о наличии дохода её не спрашивали, сама она так же не задавала вопросов по поводу приемной семьи, т.к. не понимала, что это может быть отнесено к иной оплачиваемой деятельности, поскольку на работу в УДОКМС она не устраивалась. За престарелыми гражданами она ухаживала добросовестно, никаких претензий на уход с их стороны не было, поэтому считает, что компенсационные выплаты были ей получены за реальный труд. На взыскание с неё **** не согласна так же и той причине, что для её семьи это сумма значительная, переплата произошла не по её вине, а по вине тех лиц, которые не разъяснили ей, что приемная семья-это оплачиваемая деятельность.

 Представитель ответчика - ФИО9 с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что договор о приемной семье нельзя отнести к трудовой деятельности и к договорам гражданско-правового характера, поскольку в данном случае происходит помещение ребенка на воспитание в семью и это нельзя отнести к возмездному оказанию услуг. ФИО1 никакой трудовой деятельности в соответствии с указанным договором не осуществляла, в соответствии с дополнительным соглашением от **.**.**** указанная выплата является вознаграждением в соответствии с законом от **.**.**** г., т.е. на момент обращения в Пенсионный фонд, это уже зарплатой не являлось. Так же из текста расписок, которые ответчик подписывала в ПФ, не следует, что приемная семья отнесена к обстоятельствам, о которых следует сообщать. О том, что с указанной выплаты производятся какие-либо отчисления, ФИО1 не знала, поскольку об этом её в известность УДОКМС не ставили, никаких разъяснений не давали. Полагает, что в обязанности ПФ входит проверка предоставляемых сведений, поэтому при обращении ФИО1 у истца была возможность проверить отсутствие у неё дохода. В Порядке осуществления компенсационных выплат, на который ссылается истец, не указано, что такая выплата может производиться только неработающему лицу, помимо этого, Порядок предусматривает только прекращение компенсационной выплаты, а не обратное взыскание. В случае необходимости удовлетворения исковых требований, следует применить срок давности 3 года. Так же из представленных документов не усматривается полномочие Управления Пенсионного фонда РФ в Далматовском районе на взыскание произведенных им выплат. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

 Представитель третьего лица – УДОКМС Администрации Далматовского района Курганской области - ФИО10 в судебное заседание не явилась, предварительно была извещена надлежащим образом. В судебном заседании ранее, она пояснила, что ФИО1 является приемным родителем на основании договора о приемной семье, который является возмездным, за осуществление функций приемного родителя она получает денежное вознаграждение, которое не является заработной платой. В **.**.****. приемным родителям не разъяснялось, что с указанных выплат производятся страховые взносы в Пенсионный фонд, все вопросы, связанные с оплатой приемным родителям находятся в компетенции бухгалтерии УДОКМС. Разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

 Третьи лица- ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, предварительно были извещены надлежащим образом.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Главного учреждения - Управления пенсионного фонда в Далматовском районе законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в соответствии с представленными доказательствами. К указанным выводам суд пришел на основании исследования следующих доказательств.

 В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

 В пункте 3 Указа дано поручение Правительству Российской Федерации определить источники финансирования указанных выплат и порядок их осуществления.

 Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 июня 2007 года №343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее- Правила).

 В пункте 2 указанных Правил установлено, что компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).

 Из пункта 3 Правил (в редакции от 02.05.2013 г.), следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится в назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. В ранее действующей редакции (Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 г. №520), было установлено, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

 Подпунктом «д» пункта 9 Правил предусмотрены случаи прекращения выплаты, к которым отнесено выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

 Лицо, осуществляющее уход обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (пункт 10 Правил).

 Из материалов дела установлено, что **.**.**** ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в Далматовском районе с заявлением как трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином – ФИО2, о назначении компенсационной выплаты с **.**.**** года, сообщив, что ранее пенсия (иная) выплата по другому основанию или от другого ведомства не назначалась, представила паспорт и трудовую книжку. В заявлении указано, что ФИО1 получены разъяснения об обязанности безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты и об ответственности. В случае устройства на работу, назначения пенсии, пособия по безработице регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, а также при возникновении иных обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, она обязана безотлагательно известить территориальный орган ПФР по месту получения компенсационной выплаты.

 Согласно копии расписки от **.**.**** ФИО1 обязалась сообщить в течение пяти дней в Пенсионный фонд о поступлении на работу, о получении пособия по безработице, о работе у частного предпринимателя, о занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью и других обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты.

 Решением УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* по заявлению ФИО1 к пенсии ФИО2 назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», осуществляемой уход за ФИО2 в размере **** с **.**.**** по **.**.****

 Из копии решения ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* следует, что ФИО1 в период компенсационной выплаты осуществляет трудовую деятельность в УДОКМС с **.**.**** (договор № №*-р от **.**.**** г.) по настоящее время, о данном факте она не сообщила. В результате нарушения требований п. 10 Порядка от **.**.**** №* «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» образовалась переплата компенсационной выплаты за период с **.**.**** по **.**.****. в общей сумме ****, которую решено взыскать с ФИО1

 Указанная сумма подтверждается представленным расчетом переплаты компенсационной выплаты ФИО1, осуществляющей уход за ФИО2, за период с **.**.**** по **.**.****

 **.**.**** ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в Далматовском районе с заявлением как трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином – ФИО3, о назначении компенсационной выплаты с **.**.**** года, сообщив, что она не работает, представив паспорт и трудовую книжку. В заявлении указано, что ФИО1 получены разъяснения об обязанности безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты и об ответственности. В случае устройства на работу, назначения пенсии, пособия по безработице регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, а также при возникновении иных обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, обязана безотлагательно известить территориальный орган ПФР по месту получения компенсационной выплаты.

 Решением УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* по заявлению ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», осуществляемой уход за ФИО3 в размере **** с **.**.**** по **.**.****

 Из копии решения ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* следует, что ФИО1 в период компенсационной выплаты осуществляет трудовую деятельность в УДОКМС с **.**.****. (договор № №*-р от **.**.**** г.) по настоящее время, о чем она не сообщила. В результате нарушения требований п. 10 Порядка от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» образовалась переплата компенсационной выплаты за период с **.**.**** по **.**.****. в общей сумме ****, которую решено взыскать с ФИО1

 Указанная сумма подтверждается представленным расчетом переплаты компенсационной выплаты ФИО1, осуществляющей уход за ФИО3, за период с **.**.**** по **.**.****

 **.**.**** ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в Далматовском районе с заявлением как трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином – ФИО4, о назначении компенсационной выплаты с **.**.**** года, сообщив, что получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ она не является, пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» не получает, представила паспорт, трудовую книжку, справку из службы занятости. В заявлении ФИО1 предупреждена о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращения осуществления компенсационной выплаты: о смерти нетрудоспособного лица или признании его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; о прекращении осуществления ухода лицом, осуществляющим уход; о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице; о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицо, осуществляющим уход, оплачиваемой работы; о помещении нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания; о лишении родителя, осуществляющего уход за ребенком –инвалидом, родительских прав.

 Согласно копии расписки от **.**.**** ФИО1 обязалась сообщить в течение пяти дней в Пенсионный фонд о поступлении на работу, о получении пособия по безработице, о работе у частного предпринимателя, о занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью и других обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты.

 Решением УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* по заявлению ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», осуществляемой уход за ФИО4 в размере **** с **.**.**** на период осуществления ухода.

 Из копии решения ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* следует, что ФИО1 в период компенсационной выплаты осуществляет трудовую деятельность в УДОКМС с **.**.**** (договор №*р от **.**.**** г.) по настоящее время, о чем она не сообщила. В результате нарушения требований п. 10 Порядка от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» образовалась переплата компенсационной выплаты за период с **.**.**** по **.**.****. в общей сумме ****, которую решено взыскать с ФИО1

 Указанная сумма подтверждается представленным расчетом переплаты компенсационной выплаты ФИО1, осуществляющей уход за ФИО4, за период с **.**.**** по **.**.****

 **.**.**** ФИО1 обратилась в ГУ - УПФР в Далматовском районе с заявлением как трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным гражданином – ФИО5, о назначении компенсационной выплаты с **.**.**** года, сообщив, что получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ она не является, пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» не получает, представив паспорт, трудовую книжку, справку из службы занятости. В заявлении ФИО1 предупреждена о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращения осуществления компенсационной выплаты: о смерти нетрудоспособного лица или признании его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; о прекращении осуществления ухода лицом, осуществляющим уход; о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице; о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицо, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, о помещении нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания; о лишении родителя, осуществляющего уход за ребенком –инвалидом, родительских прав.

 Согласно копии расписки от **.**.**** ФИО1 обязалась сообщить в течение пяти дней в Пенсионный фонд о поступлении на работу, о получении пособия по безработице, о работе у частного предпринимателя, о занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью и других обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты.

 Решением УПФР в Далматовском районе от **.**.**** №* по заявлению ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», осуществляемой уход за ФИО5 в размере **** с **.**.**** на период осуществления ухода.

 Из копии решения ГУ УПФР в Далматовском районе Курганской области от **.**.**** №* следует, что ФИО1 в период компенсационной выплаты осуществляет трудовую деятельность в УДОКМС с **.**.**** (договор № №* от **.**.**** г.) по настоящее время, о чем она не сообщила. В результате нарушения требований п. 10 Порядка от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» образовалась переплата компенсационной выплаты за период с **.**.**** по 28.02.2013г. в общей сумме ****, которую решено взыскать с ФИО1

 Указанная сумма подтверждается представленным расчетом переплаты компенсационной выплаты ФИО1, осуществляющей уход за ФИО5, за период с **.**.**** по **.**.**** г.

 Из копии Распоряжения Администрации Далматовского района Курганской области от **.**.**** №№*-р «О назначении приемными родителями ФИО6, ФИО1, над Данные Изъяты ФИО7, **.**.**** года рождения» следует, что осуществляется передача Данные Изъяты ФИО7 в приемную семью, муниципальному органу, обеспечивающему реализацию полномочий по опеке и попечительству (администрация Далматовского района) заключить договор о передаче Данные Изъяты ФИО7 в приемную семью.

 В соответствии с договором о передаче детей на воспитание в приемную семью от **.**.**** №28, заключенному между органом опеки и попечительства администрации Далматовского района в лице ФИО13, главы Адрес Обезличен и ФИО6, ФИО1, орган опеки и попечительства передает, а приемные родители ФИО6 и ФИО1 принимают на воспитание в приемную семью Данные Изъяты ФИО7,**.**.**** Договором предусмотрены обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства-производить оплату труда приемному родителю в соответствии с Законом Курганской области от 01.02.2002 г. «О размере оплаты труда приемных родителей» с учетом внесенных изменений и дополнений ( п.2.2 договора). Договор заключен сроком с **.**.**** до совершеннолетия ребенка и вступает в силу с момента его подписания.

 Согласно дополнительного соглашения №* к указанному выше Договору п.2.2 изложен в редакции, согласно которой приемному родителю выплачивается денежное вознаграждение в соответствии с Законом Курганской области от 01.12.2008 г. №417 «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемной семье на территории Курганской области».

 Из справки УДОКМС Администрации Далматовского района от **.**.**** №* следует, что ФИО1 не осуществляет трудовую деятельность в УДОКМС, является приемным родителем на основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от **.**.**** №28, который не является трудовым договором. ФИО1 выплачивается денежное вознаграждение за принятие ребенка в свою семью на основании Закона Курганской области от 01.12.2008 г. №417 «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемной семье на территории Курганской области».

 В соответствии с Выпиской из лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования ФИО1 от **.**.**** следует, что в период **.**.**** г. по **.**.**** страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии перечислялись в **.**.**** г.- МДОУ «Новопетропавловский», в **.**.**** г.- Уксянской средней школой, с **.**.**** г.-УДОКМС, в **.**.**** г.- ГБУ «КСЦОН по Далматовскому району», суммы страховых взносов в Выписке приведены.

 Из показаний свидетеля ФИО14 следует, что в её обязанности как бухгалтера УДОКМС входит начисление денежного вознаграждения приемным родителям. Вознаграждение выплачивается на основании договора о приемной семье, который является разновидностью договора на оказание услуг. Оплата приемным родителям производится из расчета ****+ 15% уральских, т.е. в сумме **** ежемесячно, с указанной суммы удерживается подоходный налог, а так же УДОКМС производит перечисления в Пенсионный фонд 22 %. По вопросу перечислений в ПФ имеется разъяснение Минфина от 28.06.2007 г. №03-04-07-02/31, которым она руководствуется. ФИО14 с приемными родителями не работает, работу с ними осуществляет отдел опеки и попечительства.

 В соответствии с Положением о государственном учреждении-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области, утвержденным Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 05.03.2001 г. №32 и зарегистрированным Постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** №173, Управление входит в систему ПФ РФ и непосредственно подчиняется Отделению ПФ РФ по Курганской области ( п.1). В соответствии с п.; Положения, Управление обеспечивает…целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий, своевременное назначение (перерасчет) государственных пенсий, прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб. Управление является государственным учреждением ( п.8) и юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде ( п.9 Положения).

 Согласно Свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области зарегистрировано в качестве юридического лица на основании постановления Администрации Далматовского района Курганской области от **.**.**** №173.

 Начальником управления ПФ РФ в Далматовском районе Курганской области назначена ФИО15 на основании Приказа Отделения ПФ РФ по Курганской области от **.**.**** №55-ок.

 Таким образом, взыскание денежных средств, выплата которых была назначена решением Управления ПФ РФ в Далматовском районе, и которые гражданин получил, не имея законных оснований, входит в полномочия истца, что подтверждается представленными документами.

 В соответствии со ст. 152 СК РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

 К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

 Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации ( п.2 ст. 153.1 СК РФ).

 Из указанных норм следует, что государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждения и компенсаций за воспитание ребенка.

 В соответствии со ст. 3 Закона Курганской области от 01.12.2008 г. №417 «О выплате ежемесячного вознаграждения опекунам (попечителям), приемной семье на территории Курганской области», ежемесячное вознаграждение приемным родителям выплачивается в размере **** за каждого ребенка, переданного в приемную семью. Выплата ежемесячного вознаграждения приемным родителям осуществляется с применением районного коэффициента.

 Таким образом, передача ребенка на воспитание в приемную семью является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители исполняют свои обязанности на возмездной основе, по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение, с которого уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов, т.е. выполняют оплачиваемую работу, что исключает возможность назначения им ежемесячной выплаты компенсации за уход за нетрудоспособным гражданином. Поэтому ФИО1, получая ежемесячное вознаграждение по договору о приемной семье, не имела право на получение компенсационных выплат за осуществление ухода за нетрудоспособными гражданами, в связи с чем, требования истца о взыскании выплаченных сумм являются обоснованными.

 Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 В силу пункта 4 статьи 23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

 Согласно пункта 2 статьи 25 указанного выше закона в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

 Довод представителя ответчика ФИО9 о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд считает необоснованным. Согласно статей 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Частью 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истец узнал о переплате в феврале 2013 года, с заявлением в суд обратился **.**.**** года, т.е. в пределах предусмотренного статьей 196 ГК РФ срока исковой давности.

 Доводы ответчика и представителя ответчика о том, что у истца имелась возможность проверить информацию о получении ФИО1. дохода, суд считает необоснованными, поскольку обязанность по предоставлению таких сведений о работе лежит на лице осуществляющим уход за престарелым, а не на Управлении Пенсионного фонда.

 В силу статьи 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего кодекса.

 Принимая во внимание, что исковые требования ГУ-Управление Пенсионного фонда в Далматовском районе Курганской области подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика ФИО1 подлежит взыскание в пользу ГУ-Управление Пенсионного фонда в Далматовском районе Курганской области в счет возврата госпошлины ****

 Руководствуясь ст. ст. 194-199, 98 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда в Далматовском районе к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты, представляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, удовлетворить.

 Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда в Далматовском районе компенсационную выплату, предоставляемую неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, за период с **.**.**** по **.**.**** г., в сумме ****, в счет возмещения расходов на уплату государственной пошлины при обращении в суд в сумме **** 40 коп.

 Лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с мотивированным решением суда в Далматовском районном суде **.**.**** с 8.00 ч.

 Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца, начиная с **.**.**** путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.

 Судья Е.В. Соколова

 **.**.**** судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение Далматовского районного суда Курганской области от **.**.**** по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты, представляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами отменить.

 В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Далматовском районе Курганской области к ФИО1 о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты, представляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами отказать.