НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чунского районного суда (Иркутская область) от 09.01.2014 № 2-4/2014

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

9 января 2014 года пос. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области, в составе:

председательствующего судьи Пелех М.Ю.,

при секретаре: Алферовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каверзина В.В. к Чунскому районному муниципальному образованию Иркутской области о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы,

У С Т А Н О В И Л :

Каверзин В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Чунскому районному муниципальному образованию Иркутской области о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.

В судебном заседании истец Каверзин В.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что 26 июля 2013 года ему была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона № l73-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях». В период трудовой деятельности с 11 ноября 1979 года по 04 января 2001 года Каверзин В.В. являлся муниципальным служащим в учреждениях Чунского района, общий стаж муниципального служащего составляет 20 лет 08 месяцев и 25 дней.

8 августа 2013 г. Каверзин В.В. обратился в Чунское районное муниципальное образование с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности.

Уведомлением от 12.09.2013 года комиссия по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чунского районного муниципального образования Каверзину В.В. было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием права на назначение пенсии за выслугу лет. С решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чунского районного муниципального образования Каверзин В.В. не согласен, считает его незаконным.

Согласно ст. 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» № 88-ОЗ от 15.10.2007 года граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета (далее - пенсия за выслугу лет) при наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт

2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона; 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области.

В соответствии с письмом Министерства труда и занятости Иркутской области от 06 мая 2013 года стаж муниципальной службы Иркутской области, дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет 20 лет 08 месяцев 25 дней. Каверзин В.В. был уволен в 2001 году по статье КЗОТ РФ «по соглашению сторон», что отражено в трудовой книжке. Непосредственно перед увольнением с муниципальной службы срок замещения должности муниципальной службы составляет более 12 месяцев.

Каверзин В.В. считаю, что решение комиссии по установлению пенсии за выслугу лет – незаконное, просил признать право Каверзина В.В. на доплату, установленную Законом Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» № 88-0З от 15.10.2007 года за выслугу лет муниципальным служащим к пенсии по старости. Обязать Чунское районное муниципальное образование назначить Каверзину В.В. доплату за выслугу лет, связанную с замещением должности муниципальной службы к пенсии по старости с 08 августа 2013 года.

Представитель Чунского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования Каверзина В.В. не признали.

В отзыве на исковое заявление представитель Чунского районного муниципального образования указал, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы и уволившимся в период действия Закона Иркутской области «О муниципальной службе в Иркутской области» от 15.05.1998 года № 15-0З и до вступления в силу Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» от 15.10.2007 года № 88-оз, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определённом частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-0З «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», но только в том случае, если у данного лица было право на ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-ОЗ. Для того, чтобы право на доплату к государственной пенсии за счёт средств местного бюджета в соответствии с указанным пунктом (п.4.4. ст.17 Закона Иркутской области от15.10.2007 года № 88-0З) возникло, необходимо уволиться с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области № 15-0З и на момент увольнения с муниципальной службы иметь право, в соответствии с указанным законом (15-0З), на ежемесячную доплату к государственной пенсии. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-0З «О муниципальной службе в Иркутской области»: «…муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин.. . »

Следовательно, для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-0З «О муниципальной службе в Иркутской области» необходимо чтобы соблюдалось одновременно три условия.

На момент увольнения с муниципальной службы заявитель не достиг пенсионного возраста, справки о назначении государственной пенсии на тот момент не предоставил, то есть пенсионный возраст не наступил. Заявитель уволился с муниципальной должности до назначения трудовой пенсии. Просил в исковых требованиях Каверзину В.В. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения истца Каверзина В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч.1 ст. 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статья 11 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», Устав Чунского районного муниципального образования предусматривают право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 г. № 88-0З «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета (далее - пенсия за выслугу лет), при наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с муниципальной службы в т.ч. по инициативе муниципального служащего (по собственному желанию); 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 17З-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости пожизненно. Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальными правовыми актами. Статья 17 данного Закона предусматривает, что пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.11 этого закона назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу настоящего Закона; лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 г. № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 настоящего закона. В случае, если указанное лицо имеет стаж муниципальной службы менее 15 лет, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом из расчета стажа муниципальной службы 15 лет.

Как установлено в судебном заседании Каверзин В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чунском районе Иркутской области от 8.08.2013 года № ОП-11-02\07 Каверзин В.В. с 26.07.2013 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях».

Факт достижения истцом Каверзиным В.В. пенсионного возраста и назначения ему в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовой пенсии по старости ответчиком не оспаривается.

Из трудовой книжки Каверзина В.В., выданной ДД.ММ.ГГГГ и вкладыша в трудовую книжку усматривается, что в период трудовой деятельности с 11 ноября 1979 года по 04 января 2001 года Каверзин В.В. являлся муниципальным служащим в учреждениях Чунского района, общий стаж муниципального служащего составляет 20 лет 08 месяцев и 25 дней.

Из заявления от 8 августа 2013 года Каверзина В.В. следует, что он обратился в Чунское районное муниципальное образование с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с замещением муниципальной должности.

Уведомлением № 11 от 12.09.2013 года комиссия по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чунского районного муниципального образования Каверзину В.В. было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием права на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.

Следовательно, положения ст. 17 п. 4(4) Закона Иркутской области № 88 от 15 октября 2007 года, распространяются на Каверзина В.В, так как Каверзин В.В. уволился с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области № 15 от 15 мая 1998 года, то есть до вступления в законную силу Закона Иркутской области № 88 от 15 октября 2007 года.

Согласно ст. 24 ч.2 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-ОЗ « О муниципальной службе в Иркутской области» муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Из ст. 17 п. 6 Закона Иркутской области № 88-ОЗ от 15 октября 2007 года следует, что «впредь до принятия закона области о порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, применяются в соответствующих случаях Закон Иркутской области от 2 февраля 1999 года N 8-оз "О периодах трудовой деятельности, учитываемых при исчислении стажа замещения областных государственных и муниципальных должностей, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" и Закон Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 3-оз "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области».

Согласно Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25 « О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); на муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с письмом Министерства труда и занятости Иркутской области от 6 мая 2013 года стаж муниципальной службы Иркутской области Каверзина В.В., дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет 20 лет 08 месяцев 25 дней.

Из решения Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чунского районного муниципального образования от 12.09.2013 года следует, что Каверзину В.В. было отказано, в установлении пенсии за выслугу лет «в связи с отсутствием обязательного условия, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему - увольнение с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным, областным законодательством».

Ответчиком не оспаривается факт наличия у Каверзина В.В. стажа муниципальной службы за период его работы с 11 ноября 1979 года по 04 января 2001 года, т.е. 20 лет 08 месяцев и 25 дней, не оспаривается факт увольнения Каверзина В.В. с муниципальной службы по собственному желанию; не оспаривается факт замещения Каверзиным В.В. должности муниципальной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, как не оспаривает и факт обращения его с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 8 августа 2013 года.

Доводы представителя ответчика Федорука В.Г. о том, что пенсия за выслугу лет лицам, уволившимся с муниципальной службы до дня вступления в силу закона Иркутской области № 88-0З от 15.10.2007 года может быть назначена только в случае увольнения с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, суд находит несостоятельными.

Анализируя исследованные доказательства, суд находит требования истца Каверзина В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что истец Каверзин В.В. являлся лицом, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы на протяжении свыше 20 лет, уволилась с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области № 15-0З «О муниципальной службе в Иркутской области».

Положения ст. 24 Закона Иркутской области № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» не дают оснований полагать, что предусмотренная этой статьей ежемесячная доплата к пенсии может выплачиваться только в случае увольнения в муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. Закон не содержит положений о том, что право на ежемесячную доплату получали только те граждане, которые доработали на муниципальной службе до достижения пенсионного возраста и уволились с муниципальной службы в связи с уходом на пенсию. Формулировка части 2 ст. 24 закона № 15-0З свидетельствует о том, что при соблюдении всех иных условий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии муниципальные служащие имели лишь после выхода на пенсию. Иное толкование статьи 24 Закона Иркутской области № 15-0З, недопустимо, поскольку ведет к нарушению гарантированного статьёй 19 Конституции РФ принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, истец Каверзин В.В. в соответствии со ст. 24 Закона Иркутской области № 15-0З «О муниципальной службе в Иркутской области» имеет право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии после достижения пенсионного возраста и назначения соответствующей пенсии. Доплата к пенсии Каверзину В.В. не была установлена до момента вступления в силу закона Иркутской области № 88-0З «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» только по той причине, что к моменту вступления в силу этого Закона Каверзин В.В. еще на пенсию не вышел.

Принятое 12 сентября 2013 года Комиссией по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Чунского районного муниципального образования решение об отказе в назначении Каверзину В.В. пенсии за выслугу лет не соответствует требованиям действующего законодательства.

Истец Каверзин В.В. согласно Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы Чунского районного муниципального образования, утвержденного решением Думы № 86 от 21.09.2011 года на момент обращения Каверзина с заявлением вправе был претендовать на назначение пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, поскольку продолжительность муниципальной службы составила более 20 лет, Каверзин В.В. уволился с муниципальной службы по собственному желанию, при этом непосредственно перед увольнением с муниципальной службы замещал должность муниципальной службы более 12 полных месяцев.

Согласно (ст. 5 Положения) пенсия за выслугу лет назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было зарегистрировано заявление о назначении пенсии за выслугу лет.

Следовательно, право Каверзина В.В. на получение пенсии за выслугу лет должно быть признано судом с 1 августа 2013 года.

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каверзина В.В. к Чунскому районному муниципальному образованию Иркутской области о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы – удовлетворить.

Признать за Каверзиным В.В. право на назначение с 1 августа 2013 года пенсии по выслуге лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Чунский районный суд.

Судья: Пелех М.Ю.