25RS0034-01-2021-000444-09
дело № 12-27/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 08.07.2021
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Российской Федерации Поденок А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 от 29.03.2021 №, которым общество с ограниченной ответственностью «Дубрава» (далее – ООО «Дубрава») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 от 29.03.2021 № ООО «Дубрава» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 25.05.2020 в ходе осмотра места рубки установлено, что ООО «Дубрава» на территории лесного участка, находящегося в аренде (договор аренды от № от 14.02.2011), по месту фактического осуществления деятельности – на лесосеке №, расположенной в выделе 23 квартала 32 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», не приняло в установленный законом срок меры по вывозу заготовленной древесины породы «Пихта» общим объемом 9 м3, чем нарушило п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Дубрава» Медведева Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой полагает его незаконным, просит отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указала, что состав и событие вмененного обществу административного правонарушения отсутствуют в связи с тем, что установленные правила заготовки древесины при проведении лесозаготовительных работ соблюдаются. Из п. 11 Правил следует, что вывоз заготовленной древесины осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Указанный срок может быть увеличен не более чем на 12 месяцев. С учетом начала декларируемого периода 28.09.2019 на момент осмотра лесосеки срок вывозки древесины не истек. Более того, правилами предусмотрена возможность хранения древесины на складах, что обществом и было сделано. Правила, нарушение которых вменяется обществу, утратили силу в связи с вступлением 01.01.2021 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 №.
Кроме отсутствия события и состава административного правонарушения, по мнению защитника, имеются иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Так, в силу п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращений в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 ст. 15, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2021.
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 ст. 15, с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №, не включены в перечень правовых актов, в отношении которых не применяются положения ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №, признаны утратившими силу, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении с назначением ООО «Дубрава» административного наказания не могло быть вынесено.
В письменном отзыве представитель КГКУ «Приморское лесничество» ФИО3 полагала жалобу необоснованной, а постановление по делу об административном правонарушении отвечающим требованиям закона. В связи с тем, что лесные насаждения ООО «Дубрава» на лесосеке № выдела 23 квартала 32 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества заготавливались на основании лесной декларации от 28.09.2019. Декларируемый период по лесной декларации № от 28.09.2019 истекал 31.12.2019, в связи с чем в соответствии п.п. 2, 7, 8 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.01.2015 №, при продолжении использования лесов на спорной лесосеке, ООО «Дубрава» до 20.12.2019 обязано было подать дополнение к лесной декларации. С учетом того, что дополнение к лесной декларации не было подано, основания для хранения древесины на лесосеке до 28.09.2020 отсутствовали.
В связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №, действующие до 01.01.2021, признаны утратившими сил, а с 01.01.2021 вступили в силу Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2020 №, предусматривающие аналогичные положения о сроках хранения древесины на лесосеке, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствовали.
С учетом изложенного представитель просил постановление по делу об административном правонарушении изменить, считать ООО «Дубрава» нарушившим п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2020 №, оставив жалобу ООО «Дубрава» без удовлетворения.
В судебное заседание стороны не явились. С учетом принятия судом мер по надлежащему извещению о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с ч. 1.1. ст. 25.4 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, обратившегося с жалобой, и должностного лица, вынесшего постановление.
Изучив материалы и исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1- 25.5.1 КоАП РФ, в районный суд по месту рассмотрения дела.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Положениями ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
В. силу ч.ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, действовавшие до 01.01.2021.
В силу п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 №, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
При этом, п. 11 вышеуказанных Правил установлено, что вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков вывоза древесины допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, не более, чем на 12 месяцев и только по письменному заявлению лица, использующего леса.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами ООО «Дубрава» на основании договора аренды № от 04.02.2011 является арендатором лесных участков, расположенных в Шумнинском участковом лесничестве Чугуевского лесничества, в том числе квартала №.
04.10.2019 ООО «Дубрава» в департамент лесного хозяйства Приморского края направлена лесная декларация № от 28.09.2019 о намерении использования лесов, в том числе для заготовки с 08.10.2019 по 31.12.2019 древесины на лесосеке № в выделе № квартала № Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества.
23.04.2020 ООО «Дубрава» уведомлено директором Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» об осмотре мест рубок в связи с окончанием заготовки древесины по лесной декларации № от 28.09.2019.
Из акта осмотра лесосеки № от 25.05.2020 установлено, что участковым лесничим Шумнинского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» в присутствии представителя ООО «Дубрава» ФИО4 осмотрено место рубки лесных насаждений – лесосека №, расположенная в выделе 23 квартала 32 Шумниского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество». В результате осмотра установлено, что организацией, проводившей работы по заготовке древесины, не вывезена древесина породы «Пихта» общим объемом 9, м3. Акт осмотра лесосеки составлен в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ от 27.06.2016 №, объективность сведений, изложенных в нем, сторонами не оспаривается и у сомнений не вызывает.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении № от 23.06.2020, согласно которому в ходе осмотра места осуществления ООО «Дубрава» заготовки древесины – лесосеки №, расположенной в выделе 32 квартала 32 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», 25.05.2020 установлено нарушение п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2013 №, выразившееся в нарушение сроков вывоза заготовленной древесины породы «пихта» общим объемом 9 м3.
Действия ООО «Дубрава» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя ООО «Дубрава».
Проанализировав представленные доказательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Дубрава» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и о наличии оснований для прекращения производства по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Правительством РФ до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020.
В свою очередь, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч.ч. 1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N № утвержден Перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2, 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 №, в указанный Перечень не включены.
Кроме того, указанные правила признаны утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 №, а с 01.01.2021 предпринимательская деятельность, связанная с заготовкой древесины, регламентируется Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 №
При таких обстоятельствах, нарушение Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 №, с 01.01.2021 не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, а обжалуемое постановление не отвечает требованиям закона.
При наличии безусловных оснований для прекращения производства по делу вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждению не подлежит.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.9, 30.12 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 № от 29.03.2021, которым ООО «Дубрава» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дубрава» прекратить на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.14 КоАП РФ.
Судья А.А. Поденок