НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 22.09.2021 № 2-2180/2021

66RS0007-01-2021-001040-82

гражданское дело № 2-2180 /2021

решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 15 сентября 2021 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Масловой О.В. при секретаре Васильевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лумпова ФИО7ФИО6 к товариществу собственников жилья «Белинского, 182» о признании незаконными действий, возложении обязанности, взыскании штрафа,

с участием истца Лумпова А.В., представителя ответчика Акава М.П.,

установил:

истец обратилась в суд с указанными требованиями. В обоснование иска указал, что Лумпов А.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером находящегося в составе многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Ответчик – Товарищество собственников жилья «Белинского, 182» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по указанному выше адресу. В период рассмотрения судебного спора по делу № М-3772/2020 (о признании незаконным бездействия и понуждении жилищно-эксплуатационной организации к исполнению обязательств) ТСЖ «Белинского, 182», выступая в качестве ответчика по делу, впервые в декабре 2020 года внесло в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на сайте ГИС ЖКХ - www.dom.gosuslugi.ru лицевой счет и другую надлежащую информацию по принадлежащему истцу помещению и 03.01.2021 разместило в ГИС ЖКХ начисления обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества для собственников помещений в МКД, а также предъявило истцу путем размещения в ГИС ЖКХ соответствующие платежные документы за расчетные периоды с января 2018 г. по декабрь 2020 г. До 03.01.2021 платежные документы ни в бумажном, ни в электронном виде истцу ТСЖ не предъявляло. Истец не имел информации о том, какие начисления производятся и не имел возможности проконтролировать правильность и обоснованность предъявляемых платежей, оплачивая обязательные платежи по самостоятельно произведенным расчетам. Получив доступ к платежным документам, истец обнаружил, что предъявленные ответчиком по лицевому счету истца () платежные документы не соответствуют действующему законодательству: в предъявленных документах ответчик не указал часть информации, предусмотренной п. 69 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354); применил произвольные тарифы на содержание общего имущества для собственников МКД не обоснованно, с нарушением действующего законодательства; неправомерно произвел начисления платежей за счет введения дополнительных статей оплаты, незаконно увеличив тем самым суммы платежей. Истец в данном исковом заявлении заявляет о том, что считает незаконными следующие действия ответчика: 1. При предъявлении обязательных платежей за содержание помещения ответчик ТСЖ «Белинского, 182» незаконно включил в платежные документы в качестве самостоятельных статей следующие статьи оплаты: «Холодная вода», «Горячая вода», «Горячая вода нагрев», «Сточные воды», тем самым начислил истцу для оплаты расходы ТСЖ на коммунальные ресурсы, потребляемые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, не составе (не в том числе), а дополнительно к платежам за содержание помещения, увеличивая суммы предъявленных платежей за 2018, 2019, 2020 годы и январь 2021 года. 2. В предъявленных платежных документах с июля 2018 г. по январь 2021 г. применен размер платы за содержание помещения, ежемесячно используемый ответчиком для начисления обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также не являющихся членами товарищества собственников жилья, который не согласован и не утвержден общим собранием членов ТСЖ, то есть предусмотренным жилищным законодательством способом. 3. В платежных документах отсутствуют сведения о собственнике помещения – фамилия, имя, отчество физического лица (в нарушение пп. а) п. 69 правил № 354), а также в расчетной таблице (строка «содержание помещения» столбец 3) не указана площадь нежилого помещения истца (предусмотрена приказом Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения). Данные действия ответчика нарушают права истца и не соответствуют действующему законодательству.

По поводу включения в платежные документы дополнительных статей оплаты. При управлении домом Товариществом собственников жилья размер обязательных платежей за содержание помещения применяется как одна величина, в которой уже учтены в качестве составляющих частей «Холодная вода», «Горячая вода», «Горячая вода нагрев», «Сточные воды» и прочие расходы ТСЖ на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик в предъявленных истцу платежных документах, самовольно изменяя установленную действующим законодательством структуру платы за содержание помещения, дополнительно к размеру платы за содержание помещения неправомерно вводит самостоятельные статьи оплаты, чем добавляет к начислениям для истца расходы ТСЖ по коммунальным ресурсам, использованным товариществом в целях содержания общего имущества МКД, незаконно возлагая на истца дополнительные статьи расходов. В платежных документах, предъявленных через систему ГИС ЖКХ, форма документа соответствует требованиям Приказа Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр, установлена программно и не может быть изменена по усмотрению управляющей организации: в столбце 1 указан вид услуги «Содержание помещения» и ниже указано «в том числе коммунальные ресурсы,, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:», которые далее отражаются в платежном документе отдельной строкой (а не в качестве самостоятельных статей расходов) по каждому виду ресурсов в соответствии с абз. 5 ст. 29 Правил. Однако, в платежных документах, предъявленных ответчиком, на примере платежного документа за сентябрь 2020 очевидно по столбцу 6 «начислено за расчетный период» к числу по строке «Содержание помещения» 6733,97 (вероятно вычислено следующим образом: 6733,97 = 254,4 кв.м, х 26,47 руб.) прибавлены числа по строкам «холодная вода» 99.08; «горячая вода» 46,10; «горячая вода нагрев» 96.50; «сточные воды» 104,22 и сумма 7079,87 (7079.87 = 6733.97 + 99,08 + 46,10 + 96,50 + 104,22) помещена по строке «Содержание помещения» в столбце 11. Таким образом, по строке «Содержание помещения» в столбце 11 сумма «к оплате за расчетный период» на 345,90 руб. больше чем в столбце 6 «начислено за расчетный период», а расходы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества, фактически, предъявлены дважды. В платежном документе, например, за декабрь 2020 г. незаконно к начислениям по строке «содержание помещения», не учитывая, что написано «в том числе», фактически добавлены статьи расходов на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (в качестве необоснованных перерасчетов) и сумма к оплате более чем в два раза превышает начисленную за содержание помещения за расчетный период.

По поводу размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов содержание общего имущества (именуемого ответчиком «тариф на содержание и ремонт многоквартирного дома»). По смыслу норм жилищного законодательства, на ответчике ТСЖ «Белинского, 182» лежит обязанность по ежегодному проведению общего собрания членов ТСЖ, к исключительной компетенции которого относится установление размера взносов членов ТСЖ и размера обязательных платежей для собственников помещений в МКД, не являющихся членами ТСЖ на основе утвержденной таким собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества. Исходя из информации, размещенной в ГИС ЖКХ, последний раз в установленном законом порядке решениями собрания членов ТСЖ, оформленных Протоколом внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Белинского, 182» от 10.12.2015 (десятый вопрос) был утвержден для собственников многоквартирного дома по адресу <адрес> тариф на содержание и ремонт многоквартирного дома в размере 25,50 руб. с 1 кв.м. Ответчик за период с 01.01.2018 по 31.01.2021 произвел начисления платежей и предъявил истцу к оплате платежные документы с применением следующих тарифов на содержание помещения (размер платы с 1 кв.м, площади помещения): 25,50 руб. - с 01.01.2018 по 21.07.2018; 27,72 руб. - с 22.07.2018 по 31.12.2018; 26,47 руб. - с 01.01.2019 по 31.01.2021. Никакие другие тарифы на содержание помещения кроме 25,50 руб. за 1 кв.м законным образом не установлены, поскольку с 10.12.2015 до подачи настоящего искового заявления отсутствуют иные решения собраний членов ТСЖ об утверждении размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, также размер платы за содержание помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, на основе утвержденной общим собранием членов ТСЖ сметы доходов и расходов на содержание общего имущества, так же как и самих собраний с такой повесткой не проводилось. Данные факты наряду с другими нарушениями были рассмотрены Арбитражными судами в рамках дела № А60-4144/2019 об оспаривании ТСЖ «Белинского, 182» предписаний Департамента ГЖИ Свердловской области об устранении нарушений жилищного законодательства (предписания ГЖИ признаны судами законными и обоснованными). Так, Арбитражным судом Свердловской области - решение от 31.07.2019 установлена неправомерность применяемых ТСЖ «Белинского, 182» размеров обязательных платежей для собственников помещений при содержании общего имущества МКД в отсутствии утверждения тарифа на содержание помещения общим собранием членов ТСЖ. В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 поддержаны выводы суда первой инстанции и подтверждены факты не проведения собраний для утверждения сметы доходов и расходов и тарифов обязательных платежей. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-123/20 от 03.03.2020 решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе. Предписанием ГЖИ № 29-05-17-275 от 27.11.2018 предписано ответчику утвердить размер обязательных платежей для собственников помещений на содержание общего имущества МКД до 25.02.2019. Указанный срок продлевался до 01.07.2020. Однако, ТСЖ «Белинского, 182», игнорируя предписания ГЖИ и решения судебных органов, свои обязанности не исполнило до настоящего времени: собраний для утверждения сметы доходов и расходов до настоящего времени не проводилось, иные тарифы на содержание помещения не утверждены, о чем свидетельствует продление департаментом ГЖИ срока исполнения указанного предписания до 06.04.2021. Таким образом, до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании членов ТСЖ «Белинского, 182» нового размера платы за содержание помещения в целях содержания общего имущества собственников МКД, считается действующим утвержденный ранее тариф, а именно 25,50 руб. с 1 кв.м площади помещения собственника и исключительно указанный тариф должен применяться ответчиком в платежных документах при совершении соответствующих начислений. Ответчик незаконно увеличил размер платы на содержание помещения и применял эти тарифы для начисления платежей, что повлекло для истца превышение начисленной платы за содержание помещения над размером платы, которую надлежало начислить. В результате неправомерных действий ответчика с учетом допущенных нарушений, указанных истцом в исковом заявлении, истцу предъявлены платежные документы за периоды с 01.01.2018 по 31.01.2021 с общей суммой незаконных (излишних) начислений, согласно расчетам истца: 19440,76 рубля (3494,29 руб. + 4248,13 руб. + 11346,91 руб. + 351,43 руб.). Истец неоднократно обращался к ответчику за разъяснениями по поводу неправомерных платежных документов и начислений, требованиями добровольно устранить допущенные нарушения, однако ответов на обращения в установленные сроки со стороны ТСЖ «Белинского, 182» не последовало.

Истец просит признать незаконными действия ответчика ТСЖ «Белинского, 182» по включению в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт помещения по лицевому счету по помещению с адресом: <адрес>, собственником которого является истец Лумпов А.В., предъявленные истцу за периоды с 01.01.2018 по 31.01.2021 следующих статей оплаты: «Холодная вода», «Горячая вода», «Горячая вода нагрев», «Сточные воды». Признать незаконными действия ответчика по применению ТСЖ «Белинского, 182» в предъявленных истцу Лумпову А.В. платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт помещения по лицевому счету не установленных предусмотренным действующим законодательством способом размеров платы за содержание нежилого помещения для начисления обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе установленных ответчиком размеров платы за содержание помещения 27,72 руб. с 1 кв.м; 26,47 руб. с 1 кв.м, площади помещения. Обязать ответчика ТСЖ «Белинского, 182» отозвать незаконные платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт помещения по лицевому счёту , предъявленные истцу Лумпову А.В. за периоды с 01.07.2018 по 31.01.2021 номера которых указаны в перечне спорных платежных документов, а также предоставить истцу, в том числе путем размещения в системе ГИС ЖКХ, исправленные платежные документы за указанные периоды, составленные в соответствии с п.33 Правил № 491, п.69 Правил № 354; с учетом требований изложенных истцом в п.1 и п.2 настоящего искового заявления; в том числе: исключить из платежных документов не предусмотренные законодательством статьи оплаты, применить для начисления истцу за содержание нежилого помещения обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленный законно размер платы 25,50 рублей с 1 кв.м, соразмерно доле истца в праве общей собственности на это имущество, включающий в указанный размер платы (учитывающий в том числе) расходы товарищества собственников жилья на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Обязать ответчика ТСЖ «Белинского, 182» выплатить истцу Лумпову А.В., в соответствии с п. 11, ст. 156 Жилищного кодекса РФ, штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание помещения над размером платы, которую надлежало начислить, а именно 9720 рублей (л.д. 87-92).

Истец Лумпов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ТСЖ «Белинского, 182» Акава М.П., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменные возражения на иск.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Установлено, что Лумпов А.В. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Управление многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляет ТСЖ «Белинского, 182».

С 19.04.2019 по 25.05.2019 проводилось внеочередное общее собрание собственников многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования, на котором принято решение об утверждении начисления платы за общедомовое потребление коммунальных ресурсов по фактическому потреблению, начиная с 01.01.2017 (протокол от 14.06.2019).

С 14.05.2021 по 30.06.2021 в многоквартирном доме проводилось внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования, на котором собственниками утвержден тариф на содержание общего имущества в размере 27,72 руб. с 10.07.2018 по 31.12.2018, установленного Администрацией города Екатеринбурга, в размере 26,47 руб. с 1 кв.м с 01.01.2019, с 01.01.2021 до принятия нового тарифа – в размере 31,86 руб. с 1 кв.м (протокол от 09.08.2021). В настоящее время данные решения оспариваются Лумповым А.В. в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Аналогичная норма содержится и в ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2018 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова» указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.

Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (п. 1). Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 9.1).

А частями 9.2 и 9.3 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок определения размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета и при их отсутствии.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил структуру платы за содержание жилых помещений.

Указания по расчету и определению размера такой платы содержатся и в Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр.

Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, Постановлением от 13.08.2006 № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а Постановлением от 03.04.2013 № 290 – Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.

В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.

При этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 35 Правил).

В судебном заседании с достоверностью установлено, что общее собрание членов товарищества собственников жилья не определяло размер обязательных платежей и взносов членов товарищества до 09.08.2021, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций и не утверждало сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Расчет платы собственникам помещений за содержание общего имущества в многоквартирном доме за спорный период производился на основании цен за содержание жилых помещений, утвержденных Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 22.06.2017 № 1091 «Об утверждении ставок платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», что ежемесячно отражалось в платежных документах.

Право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, для собственников жилого помещения предусмотрено частью 4 статьи 158 поименованного Кодекса.

При этом, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по принятию решений о включении в размер платы за содержание жилого помещения суммы расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества (разъяснение аналогичного содержания имеется в п. 3.2 Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения).

В данном случае размер платы за содержание и ремонт общего имущества определен ответчиком на основании размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, установленного в спорный период органом местного самоуправления, путем умножения установленного размера платы на площадь помещения, принадлежащего истцу, отдельной строкой предъявлены к оплате расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.

В связи с чем, суд не находит оснований для признания незаконным действий ответчика по включению в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт помещения, предъявленные истцу за периоды с 01.01.2018 по 31.01.2021 следующих статей оплаты: «Холодная вода», «Горячая вода», «Горячая вода нагрев», «Сточные воды».

Кроме того, суд принимает во внимание, что решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга по делу № 2-3162/2019 частично удовлетворены (с учетом апелляционного определения Свердловского областного суда от 17.10.2019 по делу № 33-17692/2019) исковые требования ТСЖ «Белинского, 182» к Лумпову А.В. о взыскании задолженности по внесению обязательных платежей: с Лумпова А.В. взыскана задолженность по состоянию на 01.01.2019, в том числе: 105786 руб. 59 коп. – задолженность за коммунальные услуги и содержание жилья, 104012 руб. 66 коп. – задолженность по взносам за капитальный ремонт.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с чем, суд отказывает в признании незаконными действий ответчика по включению в платежные документы оспариваемых статей оплаты с 01.01.2018 по 31.12.2018 еще и по этим основаниям.

Также суд отказывает в признании незаконными действий ответчика по установлению размеров платы за содержание помещения 27,72 руб. с 1 кв.м и 26,47 руб. с 1 кв.м, поскольку в отсутствие утвержденной Товариществом сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, размеров обязательных платежей и взносов на содержание общего имущества, Товарищество правомерно руководствовалось ставками платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Администрацией г. Екатеринбурга в соответствующие периоды.

В том числе, оспариваемая истцом ставка 27,72 руб. действовала в период с 22.07.2018 по 31.12.2018, за который задолженность с истца по настоящему делу взыскана в судебном порядке.

Ссылка истца на предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, постановления арбитражных судов судом не принимается.

Как следует из представленных в материалы дела предписаний (от 27.11.2018 № 29-05-17-275, от 18.12.2019 № 29-05-17-539), контролирующим органом выявлено нарушение: не утвержден размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание имущества на соответствующий год, на ТСЖ «Белинского, 182» возложена обязанность утвердить размер таких платежей (л.д. 71, 72).

Однако, Департаментом как нарушение указано неутверждение размера платежа, тогда как сам размер платы за содержание жилья, взимаемый в спорный период, предметом проверки не являлся.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2019 по делу № А60-4144/2019 (оставленным без изменения вышестоящими инстанциями) в удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Белинского, 182» о признании недействительными предписаний Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 26.10.2018 № 29-08-17-345, от 26.11.2018 № 29-09-17-97, от 27.11.2018 № 29-05-17-275 отказано.

При этом, суд указал, что размер платы за содержание жилого помещения связан с утвержденной сметой доходов и расходов, которая является срочной и действует год. Размер платы за содержание жилого помещения в таком случае ограничивается сроком действия сметы (один год). По истечении годичного срока действия сметы доходов и расходов срок действия размера платы за содержание жилого помещения также истекает. Действующее жилищное законодательство не предусматривает пролонгацию срока действия сметы доходов и расходов и размера платы за содержание жилого помещения. Поскольку их срок действия ограничен годом, то в последующие годичные периоды следует утверждать новые сметы доходов и расходов, а также размеры платы за содержание жилого помещения с учетом изменения цен на рынке работ и услуг, проведения товариществом работы по выбору исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.

По приведенным выше основаниям суд не усматривает оснований для удовлетворения требований об отзыве платежных документов, предоставления истцу исправленных платежных документов (п. 3 просительной части искового заявления).

Кроме того, суд находит, что требование об отзыве платежных документов, выставлении новых платежных документов не приведет к восстановлению прав истца, является ненадлежащим способом защиты права.

Оформление платежных документов не в соответствии с требованиями к их оформлению, при установлении судом правомерности произведенных начислений, также не является основанием для удовлетворения заявленного требования, так как само по себе несоответствие только формы документа права истца не нарушает.

Поскольку в удовлетворении требований о признании действий ответчика незаконными отказано, не имеется оснований и для взыскания штрафа в порядке ст. 156 ЖК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 11 ст. 156 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Согласно ч. 12 ст. 156 ЖК РФ при поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и принять одно из следующих решений: 1) о выявлении нарушения и выплате штрафа; 2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Штраф уплачивается не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника путем снижения размера платы, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы до уплаты штрафа в полном объеме (ч. 13 ст. 156 ЖК РФ).

Аналогичные правила действуют в случае завышения лицом, предоставляющим коммунальные услуги, размера платы за такие услуги (ч. 6, 7 ст. 157 ЖК РФ). Штраф отражается в платежном документе отдельной строкой (п. 155 (2) Правил предоставления коммунальных услуг).

Из указанных правовых норм следует, что должно быть обязательное обращение собственника с заявлением в письменной форме о выплате штрафа и выплата штрафа производится не денежными средствами в пользу собственника, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги.

Доказательств обращения истца к ответчику с заявлением о выплате штрафа материалы дела не содержат.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, судебных расходы по оплате государственной пошлины, почтовых услуг относятся на истца (ст. 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лумпова ФИО8 к товариществу собственников жилья «Белинского, 182» о признании незаконными действий, возложении обязанности, взыскании штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.В.Маслова