Дело № 2-3729/2023 Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2023 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Санниковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грехова Евгения Вячеславовича к Акционерному обществу «Трест Уралтрансспецстрой» о признании положений об оплате труда незаконными, перерасчете, начислении и взыскании заработной платы, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Грехов Е.В. обратился в суд с иском к АО «Трест Уралтрансспецстрой» о признании положений об оплате труда незаконными, перерасчете, начислении и взыскании заработной платы, возложении обязанностей.
В обоснование иска указано, что Грехов Е.В. трудоустроен в должности водителя, в автоколонну ДСУ ОАО «Трансспецстрой» с 14.08.2014 г. на основании трудового договора № 229. С момента трудоустройства была установлена единая тарифная почасовая ставка — 81,76 руб. и надбавка 15,53 руб. Кроме того, установлены надбавки за классность, вредность, районный коэффициент и другое. В период работы между истцом и работодателем был заключен ряд дополнительных соглашений к трудовому договору, целью которых являлось изменение размера оплаты труда с учетом индексации. Между тем, дополнительным соглашением от 01.10.2020 было установлено следующее - с 01.12.2020 внести изменения в раздел трудового договора «Условия оплаты труда Работника», изложив его в следующей редакции: п. 2.1 - в соответствии с установленным 5 квалификационным разрядом, Работнику устанавливается часовая ставка в размере 133,39 руб. в час. Заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время; п. 2.2 - на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка в размере 86,60 руб. То есть работодателем была введена отдельная почасовая тарифная ставка на то время, когда автомобиль, закрепленный за работником, находится на техническом облуживании (ремонте). С данными изменениями работник не согласен в части введения отдельной часовой тарифной ставки на время технического обслуживания (ремонта) автомобиля. Условие об отдельной часовой ставке на время ремонта автомобиля силами работодателя (или привлекаемыми 3-ми лицами) носит дискримирующий характер. Заключение дополнительного соглашения носило по своей сути понудительный характер. Истец не мог отказаться от заключения дополнительного соглашения по причине введения в заблуждение и давления со стороны работодателя. При этом условия оплаты труда работника изменились в худшую сторону и были поставлены в зависимость от факторов, на которые работник не может влиять.
Обязанность Грехова Е.В. производить ремонтные работы автомобиля и участвовать в таких работах с иным порядком почасовой оплаты работодателем, документально не подтверждена. Согласно новой должностной инструкции водителя автомобиля 5 разряда от 16.05.2022 в основные обязанности Грехова Е.В. стали входить, в том числе, ремонтные работы. Начисление заработной ставки по отдельной почасовой тарифной ставке (почасовой ставке на время ремонта автомобиля) началось еще в январе 2020 г. 22.11.2022 работодатель издал Приказ № 194, согласно которому почасовые тарифные ставки на предприятии были проиндексированы на 8.11%. При этом 13.12.2022 Грехов Е.В. был ознакомлен с дополнительным соглашением 01.12.2022 об установлении почасовой ставки в размере — 144,21 руб., почасовой ставки на время технического обслуживания (ремонта) автомобиля в размере — 93,62 руб., которое ему было предложено подписать, что он сделать отказался. Начиная с 01.12.2022, согласно расчетным листкам, Грехову Е.В. также учитывались и оплачивались часы по ставке «ремонт». В период с января 2020 г. по февраль 2023 г. Грехову Е.В. было учтено по почасовой тарифной ставке «ремонт» - 1032,5 часа. Оплата за эти часы производилась по отдельно установленной ставке, установление которой Грехов Е.В. считает незаконной и несправедливой. Истец считает, что оплата этих учтенных часов должны была производиться по основной почасовой тарифной ставке как водителю, исполняющему свою основную трудовую функцию, действующую в каждый конкретный период времени.
В результате действий работодателя, которые работник считает незаконными, работник испытывает моральные и нравственные страдания, выражающиеся в тревожных переживаниях по поводу неполной выплаты ему заработной платы, а также необходимостью доказывать свою правоту.
На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просит:
- признать начисление и выплату заработной платы работнику Грехову Е.В. за период с января по ноябрь 2020 г. по почасовой тарифной ставке меньшей, чем была установлена условиями трудового договора - незаконной;
- признать незаконными положения дополнительного соглашения от 01.10.2020 к трудовому договору от 14.08.2014 в части установления отдельной почасовой тарифной ставки на время технического обслуживания (ремонта) автомобиля;
- признать 1035,5 часа, учтенные и оплаченные ответчиком по незаконно установленной почасовой тарифной ставке - «ремонт», отработанные Греховым Е.В. за период с января 2020 г. по февраль 2023 г., оплачиваемыми по основной почасовой тарифной ставке, действующей в соответствующий период;
- обязать АО «Трест Уралтрансспецстрой» выплатить Грехову Е.В. 47 269 руб. 72 коп. как недоначисленные за период с января 2020 г. по февраль 2023 г.;
- обязать АО «Трест Уралтрансспецстрой» произвести перерасчет ежемесячной заработной платы Грехова Е.В. за период с января 2020 г. по февраль 2023 г. с учетом всех надбавок и коэффициентов, исходя из того, что все учтенные часы работы Грехова Е.В. будут признаны оплачиваемыми по основной почасовой тарифной ставке;
- взыскать с АО «Трест Уралтрансспецстрой» в пользу Грехова Е.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.;
- взыскать с АО «Трест Уралтрансспецстрой» в пользу Грехова Е.В. денежные средства в размере 30 000 руб. в качестве понесенных расходов по оплате юридических услуг представителей по подготовке к судебному разбирательству;
- признать техническое обслуживание и ремонт автомобиля простоем за весь период работы с 14.08.2014;
- взыскать доплату за простой по вине работодателя в сумме 277 391 руб. 64 коп.
Истец Грехов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Трест Уралтрансспецстрой» Вохменцев Д.В. возражал против заявленных исковых требований. Суду пояснил, что истцом пропущен установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ срок для обращения в суд. Также все расчеты оплаты труда производились в соответствии с трудовым договором и локальными нормативными актами. Условия трудового договора и локальных нормативных актов соответствуют нормам трудового законодательства. Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что между АО «Трест Уралтрансспецстрой» и Греховым Е.В. заключен Трудовой договор № 229 от 14.08.2014. Согласно условиям заключенного трудового договора, Грехов Е.В. принят на работу с 14.08.2014 на следующих условиях: структурное подразделение - автоколонна (адрес: <адрес>); профессия, должность – водитель; квалификация - 3 класс; срок испытания - три месяца; вид работы – основная; режим труда - суммированный учет рабочего времени; характер условий труда – тяжелые; характер работы – малоподвижный; условия оплаты труда - оплата труда работника осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников АО «Трест УТСС».
Работнику производится доплата к индивидуальной заработной плате за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 15%.
Индивидуальная заработная плата делится на часовую тарифную ставку 81,76 руб. в час без учета уральского коэффициента; доплата (надбавка) за вредность. Заработная плата выплачивается два раза в месяц: 15 и 25 числа.
К другим условиям труда по договору относятся:
1) Ежедневно выполнять регламент ежедневного технологического обслуживания (проверка масла, охлаждающей жидкости, смазка узлов, чистка рабочих органов);
2) Своевременно, выполнять технологическое обслуживание, согласно отработанных мото-часов (замена масла, фильтров масляных и топливных);
3) Выполнять сезонное обслуживание с заменой масле в полном объеме, а также технически подготовить технику к сезону;
4) Выполнять ежедневные нормативные задания с требуемым качеством согласно технических условий объекта;
5) Нести ответственность за сохранность вверенного имущества и инструмента в период рабочего времени;
6) Выполнять требования техники безопасности, пожарной безопасности на производстве;
7) Не разглашать коммерческой тайны.
К трудовому договору заключены следующие дополнительные соглашения:
- Дополнительное соглашение от 01.10.2015: в трудовой договор добавлен раздел «Условия труда на рабочем месте»: общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 класс (вредные); в трудовой договор добавлен раздел «Гарантии и компенсации»: добавлена компенсация «Повышенный размер оплаты труда» в размере 4 %; уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества;
- Дополнительное соглашение от 10.04.2017: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: срок выплаты заработной платы перенесен на другие даты (за 1-ю половину месяца - 29 числа текущего месяца, за 2-ю половину месяца - 14 числа следующего месяца).
- Дополнительное соглашение от 01.08.2017: изменен раздел «Гарантии и компенсации», а именно: уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества.
- Дополнительное соглашение от 21.05.2018: изменен раздел «Условия труда на рабочем месте», а именно: общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.2 класс (вредные); изменен раздел «Гарантии и компенсации»: добавлена компенсация «Ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск (к.д.)» в количестве 7 к.д.; увеличен размер компенсации «Повышенный размер оплаты труда (с 4% до 8%)»; уточнены нормы выдачи бесплатных средств индивидуальной защиты и другого имущества; изменен раздел «Условия оплаты труда»: с 21.05.2018 заработная плата составляет: 72,62 руб. тарифная ставка; 5, 81 руб. доплата за вредность.
- Дополнительное соглашение от 01.04.2019: изменена трудовая функция: «Водитель автомобиля 5 разряда»; изменен раздел «Условия труда на рабочем месте», а именно: Общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.1 класс (вредные); изменен раздел «Гарантии и компенсации»: снижен размер компенсации «Повышенный размер оплаты труда (с 8% до 4%)»; предусмотрено проведение медицинских осмотров;
- Дополнительное соглашение от 01.04.2019: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: в соответствии с тарифной сеткой и установленным квалификационным разрядом работнику устанавливается часовая тарифная ставка в размере 118, 73 руб., заработная плата начисляется и выплачивается Работнику за фактические отработанное время; работнику производится индексация заработной платы - увеличение часовой тарифной ставки на 7% и составляет 127,04 руб. в час. Заработная плата начисляется и выплачивается Работнику за фактически отработанное время; работнику выплачиваются компенсационные выплаты (доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в размере 4% от должностного оклада); работнику могут быть выплачены прочие стимулирующие выплаты, в том числе премия (приработок) в соответствии с Положением об оплате труда. Стимулирующие выплаты являются правом, а не обязанностью Работодателя; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 01.12.2019: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: оплата труда осуществляется в соответствии с Положением по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест Уралтрансспецстрой» от 21.11.2019; с 01.12.2019 работнику устанавливается индивидуальная сдельно-премиальная система оплаты труда; сдельная оплата формируется из фактически перевезенных тонн груза и единой системы сдельных расценок; установлены новые доплаты и надбавки, которые могут быть выплачены, стимулирующие выплаты при этом право, а не обязанность работодателей; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 22.10.2020: произведена индексация заработной платы (часовой тарифной ставки) на 5%; изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: работнику устанавливается часовая ставка в размере 133,39 руб. в час. в соответствии с 5 квалификационным разрядом. Заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время; на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка 86,60 руб. в час; в период перевозки работником навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле и отражена в товарно-транспортной накладной, применяется простая индивидуальная сдельная система оплаты труда. Стоимость 1 тонны перевезенного груза определяется Приложением № 1 к Положению по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС». Заработная плата начисляется исходя из фактически перевезенного количества груза; работнику выплачиваются компенсационные выплаты за работу в ночную смену в размере 20% от должностного оклада (часовой тарифной ставки, сдельной расценки) за каждый час работы; на все составные части заработной платы работнику начисляется надбавка за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) в размере 15%.
- Дополнительное соглашение от 19.08.2021: изменен раздел «Условия оплаты труда Работника», а именно: работнику устанавливается смешанная оплата труда; работнику устанавливается часовая ставка в размере 133,39 руб. в час. Заработная плата начисляется и выплачивается за фактически отработанное время; на период технического обслуживания (ремонта) автотранспортного средства работнику устанавливается часовая тарифная ставка 86,60 руб. в час; в период перевозки работником навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле и отражена в товарно-транспортной накладной, применяется простая индивидуальная сдельная система оплаты труда. Стоимость 1 тонны перевезенного груза определяется Приложением № 1 к Положению по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС». Заработная плата начисляется исходя из фактически перевезенного количества груза.
Ответчиком АО «Трест УТСС» заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд по заявленным исковым требованиям.
В силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", действовавшей до 02.10.2016) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Другая редакция ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в части второй которой предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, вступила в силу 03.10.2016 (п. 4 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"). Указания на придание норме закона обратной силы нет.
Дополнительное соглашение от 01.04.2019 к Трудовому договору № 229 от 14.08.2014 подписано Греховым Е.В. собственноручно 01.04.2019. Срок для обращения в суд в отношении указанного дополнительного соглашения, истек 01.04.2020.
Дополнительное соглашение от 01.12.2019 к Трудовому договору № 229 от 14.08.2014 подписано Греховым Е.В. собственноручно 01.12.2019. Срок для обращения в суд в отношении указанного дополнительного соглашения истек 01.12.2020.
Дополнительное соглашение от 01.10.2020 к Трудовому договору № 229 от 14.08.2014 подписано Греховым Е.В. собственноручно 23.10.2020. Срок для обращения в суд в отношении указанного дополнительного соглашения истек 23.10.2021.
Дополнительное соглашение от 19.08.2021 к Трудовому договору № 229 от 14.08.2014 подписано Греховым Е.В. собственноручно 19.08.2021. Срок для обращения в суд в отношении указанного дополнительного соглашения истек 19.08.2022.
Содержание Трудового договора и Дополнительных соглашений к нему в сроки, установленные ст. 392 ТК РФ, Греховым Е.В. ранее не оспаривались, несмотря на наличие индивидуального трудового спора, рассмотренного в Кировском районном суде (гражданское дело № 2-1807/2022).
Требования о выплате заработной платы, содержащиеся в исковом заявлении, не являются требованиями о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, соответственно предполагаемое нарушение трудовых прав, о котором заявляет Грехов Е.В., не носит длящийся характер.
Истец ежемесячно получал заработную плату и расчетные листы по заработной плате и знал о размере оплаты труда в соответствии с трудовым договором. Истец имел возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о перерасчете заработной плате в срок, определенный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
По существу заявленных требований судом установлено, что помимо условий оплаты труда, предусмотренных трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, условия оплаты труда Грехова Е.В. регулируются локальными нормативными актами АО «Трест УТСС»: Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников АО «Трест УТСС» (утверждено приказом генерального директора № 23/12 от 01.02.2014).
Грехов Е.В. ознакомлен с Положением об оплате труда при подписании трудового договора, о чем имеется его собственноручная отметка в тексте трудового договора.
Указанное положение устанавливает систему оплаты труда работников предприятия с учетом специфики организации труда и его оплаты в предприятии.
Фонд оплаты формируется из следующих выплат работникам: сдельная заработная плата; повременная заработная плата; повременная заработная плата водителей автомобилей, машинистов дорожной и строительной техники на период технического обслуживания и текущего ремонта.;
Для работников и (или) профессий и (или) структурных подразделений предприятия трудовыми договорами и (или) дополнительными соглашениями к трудовым договорам и (или) специальными локальными нормативными актами могут устанавливаться особенности систем оплаты труда и (или) специальные системы оплаты труда, прямо не указанные (непоименованные) в настоящем положении, которые могут включать в себя как совокупность систем оплаты труда, предусмотренных настоящим положением, так и отдельные элементы систем оплаты труда, предусмотренных настоящим положением, так и определять возможность применения к трудовым отношениям иных систем оплаты труда.
Для работников, занятых по профессиям водителей автотранспортных средств, машинистов дорожной и строительной техники, трактористов (машинистов), механизаторов, настоящим положением устанавливаются следующие особенности оплаты труда на период нахождения автотранспортных средств и ДСТ на техническом обслуживании и текущем ремонте:
- для водителей автомобиля 1 класса, водителей автомобиля 2 класса, водителей автомобиля 3 класса на период технического обслуживания и текущего ремонта транспортного средства оплата труда водителей осуществляется за фактически отработанное время в размере (80 % или 0,8) основной часовой тарифной ставки;
- для водителей автомобиля 4 разряда, водителей автомобиля 5 разряда на период технического обслуживания и текущего ремонта транспортного средства оплата труда водителей осуществляется за фактически отработанное время по часовым тарифным ставкам, установленным по профессии «слесарь по ремонту 3 разряда», в соответствии с утвержденной тарифной сеткой;
Положение по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС» (утверждено приказом генерального директора № 303к от 21.11.2019) введено в действие с 01.12.2019.
Грехов Евгений Вячеславович ознакомлен с Положением по сдельной системе оплаты труда 26.11.2019, о чем имеется отметка в Листе ознакомления с положением по сдельной системе оплаты труда.
В АО «Трест УТСС» установлена простая индивидуальная сдельная система оплаты труда, величина которой зависит от фактических количественных измеримых результатов труда работника. Сдельная система оплаты труда вводится в Обществе с целью повышения производительности труда.
Сдельная система оплаты труда применяется для работников, занятых по профессии, водитель автомобиля (грузового автомобиля с самосвальным типом кузова), осуществляющих перевозку навалочных грузов, масса которых зафиксирована на весовом контроле грузоотправителя и отражена в товарно-транспортной накладной (ТТН) транспортной накладной (ТН) грузоотправителем.
Формирование сдельной оплаты труда основывается на стоимости массы перевезенного груза.
На период технического обслуживания и текущего ремонта оплата труда водителей осуществляется за фактически отработанное время по часовым тарифным ставкам, установленным по профессии слесарь по ремонту 3 разряда, в соответствии с утвержденной тарифной сеткой. Надбавка за классность, безаварийное вождение, за отсутствие штрафов за нарушение правил ПДД, за наставничество за время, оплаченное по тарифным ставкам слесаря по ремонту, водителям не выплачивается. Надбавка за вредность оплачивается исходя из условий труда по выполняемой профессии.
Оплата труда производится в соответствии с квалификационным разрядом и утвержденной тарифной сеткой в следующих случаях:
- в случае отсутствия условий по фиксации массы перевозимых грузов на весовом контроле грузоотправителя;
- в случае перемещения работника на выполнение работ, где невозможно установить измеримые количественные результаты труда;
- в случае технологического простоя (сверхнормативного простоя автотранспорта в ожидании разгрузки при укладке асфальтобетонных смесей, погрузки асфальтобетонных смесей с завода АБЗ, разгрузки и погрузки прочих перевозимых грузов, и прочие простои не по вине работников).
Надбавки за вредность, за классность, безаварийное вождение за отсутствие штрафов за нарушение правил ПДД, за наставничество за время, оплаченное по тарифным ставкам, начисляются и выплачиваются от часовой тарифной ставки.
Время для оплаты по тарифной ставке фиксируется в путевом листе за подписью ответственного лица (начальника автоколонны, механика, главного механика, мастера АБЗ, мастера СМР).
В период с 14.08.2014 по 31.03.2019 Грехов Е.В. выполнял трудовую функцию водителя 3 класса, согласно Трудовому договору. С 01.04.2019 должность (профессия) Грехова Е.В. была изменена - ему предоставлена работа по трудовой функции водитель автомобиля 5 разряда, о чем были заключены два дополнительных соглашения к трудовому договору. Часовая тарифная ставка устанавливается в соответствии с тарифной сеткой и установленным квалификационным разрядом.
В период с 01.04.2019 по 30.11.2020 система оплаты труда Грехова Е.В. состояла из сдельной заработной платы; повременной заработной платы в размере 127,04 руб., установленной в соответствии с тарифной сеткой и квалификационным разрядом; повременной заработной платы водителя автомобиля на период технического обслуживания и текущего ремонта в размере 82,48 руб., которая оплачивается по часовым тарифным ставкам, установленным по профессии «слесарь по ремонту 3 разряда», в соответствии с утвержденной тарифной сеткой.
Расчет сдельной заработной платы в период с 01.04.2019 по 30.11.2019 осуществлялся на основании Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, а в период с 01.12.2019 на основании Положения по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС». О необходимости применять специальное положение для расчета оплаты труда указано также в дополнительном соглашении к трудовому договору от 01.12.2019.
В период с 01.12.2020 по 30.11.2022 система оплаты труда Грехова Е.В. состояла из сдельной заработной платы (на основании Положения по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС», введённого в действие с 01.12.2019); повременной заработной платы в размере 133,40 руб., установленной в соответствии с тарифной сеткой и квалификационным разрядом; повременной заработной платы водителя автомобиля на период технического обслуживания и текущего ремонта в размере 86,60 руб., которая оплачивается по часовым тарифным ставкам, установленным по профессии «слесарь по ремонту 3 разряда», в соответствии с утвержденной тарифной сеткой.
В период с 01.12.2022 по настоящее время система оплаты труда Грехова Е.В. состояла из сдельной заработной платы (на основании Положения по сдельной системе оплаты труда водителей грузового автотранспорта АО «Трест УТСС», введённого в действие с 01.12.2019); повременной заработной платы в размере 144,21 руб., установленной в соответствии с тарифной сеткой и квалификационным разрядом; повременной заработной платы водителя автомобиля на период технического обслуживания и текущего ремонта в размере 93,62 руб., которая оплачивается по часовым тарифным ставкам, установленным по профессии «слесарь по ремонту 3 разряда», в соответствии с утвержденной тарифной сеткой.
Дополнительное соглашение к Трудовому договору от 01 декабря 2022 г. (в связи с индексацией заработной платы на 8,11%) Греховым Е.В. не подписано. Заработная плата выплачивается в повышенном размере в целях недопущения дискриминации и защиты трудовых прав Грехова Е.В.
Обязанность водителей автомобиля 5 разряда устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности обслуживаемого автомобиля, не требующие разборки механизмов, а также выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи установлена Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих». При этом водитель автомобиля 5 разряда должен знать признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях.
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями. Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую, что следует из положений Приказа Минтруда России от 09.12.2020 № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».
Также свидетель А, начальник автоколонны с 2016 по 2023 г.г., суду пояснил, что водители выполняют мелкий, текущий ремонт транспортных средств на линии самостоятельно. При необходимости более крупного ремонта, он производится на СТО.
Таким образом, действующее нормативное регулирование обязывает работника устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности обслуживаемого автомобиля, не требующие разборки механизмов, а также выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Локальное регулирование обязывает работника при возникновении неисправностей в работе ТС и оборудования принять меры к их самостоятельному устранению, однако в случае невозможности устранения неисправностей своими силами не налагает обязанности выполнять какие-либо ремонтные работы, особенно требующие разборку механизмов и/или специальных знаний и навыков. А в случае возникновения опасности для жизни и здоровья, работник обязан отказаться от выполнения работ. При этом должностная инструкция не устанавливает особых требований к квалификации работника (раздел «работник обязан знать») в части работ по техническому обслуживанию и ремонту - требования установлены квалификационным справочником.
Таким образом, из анализа трудового договора, дополнительных соглашений, локальных нормативных актов следует, что оплата труда Грехова Е.В. осуществлялась и осуществляется в соответствии с действующей в АО «Трест УТСС» системой оплаты труда. В свою очередь система оплаты труда в АО «Трест УТСС» соответствует нормам трудового законодательства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Грехова Е.В. к Акционерному обществу «Трест Уралтрансспецстрой» о признании положений об оплате труда незаконными, перерасчете, начислении и взыскании заработной платы, возложении обязанностей являются незаконными, необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грехова Евгения Вячеславовича к Акционерному обществу «Трест Уралтрансспецстрой» о признании положений об оплате труда незаконными, перерасчете, начислении и взыскании заработной платы, возложении обязанностей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных