НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 01.09.2020 № 2А-3693/20

Дело № 2а-3693/2020 (А60-12337/20-С1)

УИД 1245703093_9610251

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 19 августа 2020 г.

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеева М.В., при секретаре Оняновой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Лисьих Сергея Юрьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о возврате излишне уплаченных сумм налога,

УСТАНОВИЛ:

Лисьих С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о возврате излишне уплаченных сумм налога.

В обосновании заявления указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лисьих С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, производил отчисления по страховым взносам и уплачивал необходимые налоги. При произведении сверки взаиморасчетов с МИФНС № 25 в сентябре 2019 года выяснилось, что у административного истца имеется переплата по нескольким видам налогов, о наличии которых налоговой инспекцией истец до этого не был уведомлен. Добровольно возвратить денежные средства Инспекция отказалась, в связи с чем административный истец просил суд: обязать Инспекцию возвратить ему переплаты: по налогу, взимаемому с налогоплательщиков в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) на сумму 49 218 руб. и пени в размере 32,70 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 9 620,40 руб. и пени в размере 558,84 руб., а также взыскать судебные расходы, состоящие из почтовых расходов 729,86 руб., расходов по оплате юридических услуг 15 000 руб., госпошлины 300 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Лисьих Н.В. доводы, изложенные в административном иске, поддержала.

Представитель административного ответчика Володина С.А., представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Ганеева В.Б., в судебном заседании против удовлетворения иска возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

На основании подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

На основании п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым, органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течении пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Как следует из материалов дела, С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лисьих С.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации).

В сентябре 2019 года от Лисьих С.Ю. в Инспекцию поступили два заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере 49 218 руб.

указанные заявления налоговым органом рассмотрены, с учетом положений п. 7 ст. 78 НК РФ по ним приняты решения об отказе в возврате налога и .

в Инспекцию через Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» от Лисьих С.Ю. поступило Интернет- обращение , в котором он вновь просил вернуть ему переплату по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 49 218 руб., а так же пени в размере 32,70 руб.

В связи с тем, что указанное заявление было подано через сервис «ЛК2 Жалоба», а не через сервис «Заявление о возврате/зачете», и не содержало электронной подписи заявителя, в адрес Лисьих С.Ю. через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ содержащий соответствующие разъяснения.

В ответ на Интернет-обращение от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее через сайт ФНС России, в адрес Лисьих С.Ю. направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по его заявлению о возврате излишне уплаченного налога на сумму 49 218 руб. было принято решение об отказе, возврат указанной суммы, а также пени в размере 32,70 руб. невозможен, т.к. со дня возникновения переплаты истекло более 3-х лет.

Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении сверки расчетов с бюджетом в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика обнаружен факт излишней уплаты Лисьих С.Ю. налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 2012 год со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 449 руб., за 2 кв. 2013 года со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ год на сумму 10 085 руб., за 4 кв. 2013 года со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму 35 199 руб. (всего на сумму 51 733 руб.), о чем в адрес Лисьих С.Ю. направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ.

В мае 2015 года между Инспекцией и Лисьих С.Ю. была произведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт . Из указанного акта следует, что по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, на конец сверяемого периода переплата составляет 72 155 руб. (налог) и 32,70 руб. (пени). Вместе с тем имеется задолженность по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ на сумму 22 937 руб.

После этого, согласно сведениям, содержащимся в ЭОД, ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию от Лисьих С.Ю. поступило заявление вх. о зачете переплаты, на основании которого принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о зачете переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в сумме 22 937 руб. в счет погашения задолженности по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в адрес Лисьих С.Ю. направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно в адрес Лисьих С.Ю. направлены извещения и от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при проведении сверки в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по состоянию па 1 ДД.ММ.ГГГГ обнаружен факт излишней \ платы Лисьих С.Ю. налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за 3 кв. 2014 года со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20 422 руб., а также пени на сумму 32.70 руб. (указанные суммы ранее уже были включены в акт совместной сверки (51 733 руб. - сумма переплаты, выявленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ + 20 422 руб. = 72 155 руб.)).

Таким образом, общая сумма переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 49 218 руб. образовалась у Лисьих С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ (51 733 руб. + 20 422 руб. - 22 937 руб.). Последняя сумма - 29 691 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, вошедшая в указанную переплату, была перечислена им ДД.ММ.ГГГГ. Сумма переплаты по пене в размере 32,70 руб. образовалась в момент ее уплаты - ДД.ММ.ГГГГ, при этом налоговым органом она не начислялась. Из вышеуказанного следует, что Лисьих С.Ю. об указанных суммах переплаты был осведомлен ещё в мае 2015 года.

Таким образом, поскольку на момент обращения Лисьих С.Ю. в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (ДД.ММ.ГГГГ) установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня внесения последнего платежа, вошедшего в спорную переплату, - ДД.ММ.ГГГГ пропущен, решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченного налога и от ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией вынесены правомерно, переплата по налогу в размере 49 218 руб., а также пеня в размере 32,70 руб., возврату налогоплательщику не подлежат.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.

В силу пункта 3 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

В связи с тем, что Лисьих С.Ю. обратился в налоговый орган за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, у последнего отсутствовали законные основания для удовлетворения такого заявления.

Между тем, суд отмечает, что закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для возврата налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

В этом случае, в отсутствие в налоговом законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 21 июня 2001 года N 173-О, от 03 июля 2008 года N 630-О-П).

Исходя из вышеуказанных положений закона, право на зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что при должной степени осмотрительности административный истец должен был узнать о наличии у него переплаты по налогам не позднее мая 2015 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с требованиями о возврате излишне уплаченного налога, установленный частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации истек. Административным истцом доказательств невозможности подачи заявления о возврате суммы налога в срок не представлено, как и не представлено доказательств того, что о наличии переплаты ему стало известно только в сентябре 2019 года.

Доводы административного истца, что срок необходимо исчислять с сентября 2019 года, судом отклоняются, поскольку при установленных выше обстоятельствах они не могут повлечь правовых последствий в виде изменения начала течения срока на возврат излишне уплаченного налога.

Также, в сентябре 2019 года от Лисьих С.Ю. в Инспекцию поступили два заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 9 620 руб.

указанные заявления налоговым органом рассмотрены. С учетом разъяснений ФНС России, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ по ним также приняты решения об отказе и .

Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017, с изм. от 31.10.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, в обязанности налогового органа не входит принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ заявления Лисьих С.Ю. о возврате страховых взносов в размере 9 620 руб. были перенаправлены в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области.

Отделением ПФР по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и пеней.

При этом, правомерность отказа в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение предметом проверки по настоящему делу не является, поскольку требований к Пенсионному фонду административным истцом заявлено не было.

Учитывая установленные судом обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Лисьих Сергея Юрьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области о возврате излишне уплаченных сумм налога, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья М.В. Матвеев