Дело № 2-488/2023
УИД 75RS0025-01-2023-000019-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2023 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Потехиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету образования муниципального района «Читинский район», ФИО2 о признании действий противоправными, компенсации морального вреда,
установил:
Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. С 2019 она состояла в трудовых отношениях с МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» муниципального района «Читинский район», на основании трудовых договоров от 14.03.2019 года (в должности бухгалтера) и от 19.04.2019 года № 84-Т4 (переведена на должность ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета). На основании Устава учреждения за прием, увольнение работников отвечает директор МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» муниципального района «Читинский район». В Комитете образования истец никогда не работала и не работает.
12.07.2022 года ведущий экономист комитета образования ФИО2 по своей личной инициативе и в нарушение своих должностных обязанностей пишет на имя директора МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» муниципального района «Читинский район» докладную о якобы допущенном истцом нарушении при предоставлении ей вспомогательных таблиц для заполнения формы «ЗП образование», перечисляет ее организации, ссылается на неверно проставленный фонд оплаты труда.
Данные вспомогательные таблицы истец сотруднику ФИО2 вообще не предоставляет. Их истец предоставляет начальнику отдела ФИО3, начальник отдела делает свод по всем 59 учреждениям и предоставляет его ФИО2
После написания ФИО2 докладной в учреждение приехала председатель Комитета образования ФИО4, накричала на истца и угрожала уволить по статье. После проведения служебной проверки истцу объявили выговор.
Сотрудник ФИО2 ни какого отношения к ФИО1 не имеет. Какие учреждения закреплены за истцом, она тоже не должна знать и тем более о начислении заработной платы сотрудникам бюджетных учреждений, данные которые являются персональными и имеют ограниченный доступ определенных лиц, в которые вышеуказанный сотрудник не входит.
В августе месяце сотрудник ФИО2 вновь превысила свои полномочия и приняла участие в проведении служебной проверки. 28.09.2022 года истцу был вручен акт о проведенной проверки в отношении ФИО1 в котором указано, что штатное расписание и тарификации не идут между собой. Данный факт надуман комиссией, так как они и не должны идти между собой. На основании этого акта применяют к истцу дисциплинарное взыскание в виде увольнения. В состав комиссии вошла ФИО2
Вмешиваясь во внутренние проблемы посторонней организации, ФИО2 грубо нарушила должностную инструкцию, не обосновано превысила свои полномочия, нарушила трудовые и конституционные права истца.
Все противоправные действия ФИО2 явились одной из основных причин увольнения ФИО1 по статье, в результате чего было подорвано здоровье истца, поскольку она длительное время не получала заработную плату, испытывала морально-психологическое давление, при отсутствии проступка.
Просит суд признать действия ведущего экономиста Комитета образования ФИО2 противоправными.
Истец ФИО1 исковые требования неоднократно уточняла, в окончательной редакции просила суд признать действия ведущего экономиста Комитета образования ФИО2 противоправными, а именно: в написании необоснованной докладной от 12.07.2022 года на сотрудника посторонней организации (по рабочим материалам, не являющихся отчетом); в участии о проведении необоснованной служебной проверки в августе 2022 года по сотруднику посторонней организации, при отсутствии нарушения; во вмешательство во внутренний распорядок работы структурного подразделения, противоречащие вышеуказанными нормативными правовыми актами; при отсутствии доступа к персональным данным сотрудников бюджетных организаций вмешательство в эти данные. Просила суд взыскать с должностного лица Комитета образования муниципального района «Читинский район» ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что в структуру Комитета образования входят 5 отделов не являвшиеся юридическим лицом: отдел общего и дошкольного образования, отдел воспитания, дополнительного образования и спорта, отдел мониторинга, качества образования и методического сопровождения, отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними, финансовый отдел. Каждый отдел имеет свое Положение об отделе и своего начальника (пункт 4.,5 Положения о Комитете), имеет свое Положение и финансовый отдел, в котором работает ФИО2 в должности ведущего экономиста Комитета образования. Ее непосредственный начальник - ФИО5, которая и определяет ей работу в соответствии с Положением об отделе и в соответствии с должностной инструкцией. Данную работу она не поручала ФИО2, не поручала ей эту работу и ФИО4 Должностная инструкция экономиста формируется на основании вышеуказанных документов, которые и определяют ее должностные обязанности и трудовую функцию и не может розниться с вышеуказанными нормативными актами. В данных документах не предусматривается вмешательство во внутренние трудовые вопросы посторонней организации и ее внутреннего трудового распорядка. Должностная инструкции не может разниться с Положениями. Таким образом, то, что в должностной инструкции ФИО2 дописано о том, что она имеет право сообщать о недостатках отдельных работников структурных подразделений противоречит нормативным актам Комитета. В каждом структурном подразделении имеется свое руководство. Она может рассматривать только финансовые вопросы и сообщать по ним результаты и не вмешиваться в трудовые вопросы. А то, что ее попросила ФИО3, это нарушение всех норм и этики поведения, которую грубо нарушила ФИО2, которую и надо привлечь к ответственности. По черновым материалам не пишутся докладные их можно править несколько раз, для этого они и существуют. Истец работает в Муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» - это самостоятельное юридическое лицо, которое находится в ведении Комитета. Комитет и Муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» - это совершенно разные организации. Кроме Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» в ведении Комитета находятся муниципальные образовательные организации, обладающие правом юридического лица, которые имеют свой устав и свои функции и свое руководство, которое наделено полномочиями как по трудовым вопросам, так и по финансовым вопросам (школы, детские сады и дом детского творчества, и детско-юношеская спортивная школа) (пункт 4.,5 Положения о Комитете). Директором является ФИО6 На основании Устава директор наделена полномочиями принимать или увольнять сотрудников, применять дисциплинарные взыскания, проводить служебные проверки. В Уставе нет ссылки и не должно быть о привлечении посторонних лиц во внутренний трудовой процесс организации. Комитет по отношению к данным организациям и к МКУ является контролирующим органом только по финансовым вопросам. Он вправе запрашивать разную информацию для формирования отчета, осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности. В ведении Комитета находятся муниципальные образовательные организации, обладающие правом юридического лица, которые имеют свой Устав и свои функции и свое руководство (школы, детские сады и МКУ). В эти трудовые функции не имеет право вмешиваться Комитет образования. Они контролируют только финансовые вопросы. Данные таблицы являются вспомогательными таблицами (черновики) для облегчения составления отчетности они никем не утверждены, что и подтверждает ответчик. Черновой материал не может являться каким-либо проступком и оснований для написания данного письма повлекшие применении к ней дисциплинарные взыскания и увольнение.
Представитель ответчика Комитета образования муниципального района «Читинский район» - ФИО7, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать. Согласно представленным возражениям на иск следует, что обстоятельства, указанные в исковом заявлении ФИО1 не соответствуют действительности. 12.07.2022 г. ведущий экономист Комитета образования ФИО2 пишет на имя директора МКУ докладную № 486, на основании которой была проведена служебная проверка и истцу был объявлен выговор. Докладная записка от 12.07.2022 г. № 486 была написана не ФИО2, а председателем Комитета образования ФИО4 на имя директора МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» муниципального района «Читинский район» ФИО6. ФИО2, в силу своих должностных полномочий (и. 2.15 должностной инструкции ведущего экономиста финансового отдела Комитета образования № 56 от 11.03.2022), в настоящей докладной записке указана как исполнитель. Также истец заблуждается о превышении полномочий ФИО2 при участии в проведении служебной проверки в августе 2022 года. Приказом директора МКУ «ЦБ УО» ФИО6 был принят приказ о проведении служебного расследования по факту докладной записки начальника отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета ФИО3 № 424 от 23.08.2022 г. В состав комиссии была включена ФИО2 Результаты служебного расследования были оформлены актом 29.08.2022 г. Участие в служебном расследовании ФИО2 не могло являться превышением должностных полномочий, поскольку в состав комиссии она была включена директором МКУ «ЦБ УО», который является учреждением, подведомственным муниципальному району «Читинский район». В дополнении ко всему в своем исковом заявлении ФИО1 утверждает, что ведущий экономист Комитета образования администрации «Читинский район» ФИО2 не имеет права доступа к данным о начислении заработной платы, которые являются персональными данными (не учитывая того факта, что при трудоустройстве на работу каждый сотрудник подписывает заявление на разрешение, обработку и работу со своими персональными данными). В разделе 2 п.п. 2.9., 2.10., 2.13., 2.15 должностной инструкции ведущего экономиста Финансового отдела Комитета образования Администрации МР «Читинский район», утвержденного приказом Комитета образования Администрации МР «Читинский район» № 56-р от 11 марта 2022 года, четко прописаны должностные обязанности экономиста финансового отдела. На месте ФИО2 мог оказаться любой другой специалист, работник, который также связан рабочими обязательствами и должностными обязанностями. В случае если бы ФИО2 отказалась исполнить свои обязанности, определенные должностной инструкцией, она могла бы быть привлеченной к дисциплинарной ответственности (стр.5 Положения о финансовом отделе). В Положении о финансовом отделе Комитета образования администрации МР «Читинский район» в разделе 4 п.п.4.1, п.п.п.4.1.1. указано, что финансовый отдел имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от других структурных подразделений Комитета, подведомственных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, а также согласно раздела 5 п.п. 5.1. Отдел выполняет свои права и реализует права в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями Комитета (коим является МКУ «Центральная бухгалтерия»), подведомственными организациями и по необходимости с представителями сторонних организаций. До настоящего времени в адрес МКУ «Централизованная бухгалтерия» и Комитет образования администрация МР «Читинский район» поступают жалобы, докладные записки (устные и письменные) на действия и бездействия ФИО8 в должностной инструкции, которой четко прописано, что помимо должностных обязанностей оговоренных в разделе 2, истец должна выполнять отдельные трудовые обязанности (служебные поручения) начальника отдела, главного бухгалтера, директора МКУ «ЦБ УО Читинского района». А в случае некачественной работы и ошибочных действий, так и за бездействие и непринятие решений, которые входят в сферу обязанностей и компетенции, предусмотренные должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка, ведущий экономист по финансовой работе несет ответственность (раздел 4 п.п. 4.4.). На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку действия ФИО2 нельзя признать противоправными, превышающими должностные полномочия и нарушающими трудовые права истца.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 ТК РФ в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений - равенство прав и возможностей работников, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части первой статьи 3 ТК РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части второй статьи 22 ТК РФ).
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы второй, третий, четвертый, шестой части 2 названной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (часть 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела истец ФИО1 с 14.03.2019 года работает в должности ведущего бухгалтера в Муниципальном казенном учреждении «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» (далее – ответчик, учреждение).
На основании трудового договора № 84-ТД от 19 апреля 2019 г., приказа от 19.04.2019 № 76-к ФИО1 была переведена на должность ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета.
Из приказа МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» № 24-о/д от 23.03.2022 года за ведущим специалистом ФИО1 закреплены следующие образовательные учреждения: МОУ СОШ с. Угдан, МОУ СОШ п. Лесной Городок, МОУ СОШ с. Новотроицк, МОУ ООШ №28 с. Яблоново, МОУ СОШ с. Маккавеево, МОУ СОШ с. Гонгота, МДОУ д/с «Светлячок» пгт. Атамановка, МДОУ д/с «Колосок» с. Маккавеево, МДОУ д/с «Тремок» ст. Лесная, МДОУ д/с «Березка» ст. Ингода, МДОУ д/с «Березка» с. Смоленка. В обязанности входит формировать и своевременно предоставлять отчетность по учреждениям. Контроль исполнения приказа возложен на начальника отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета – ФИО3
Согласно информации Комитета образования муниципального района «Читинский район» от 12.07.2022 года № 486, подписанной председателем КО МР «Читинский район» ФИО4 (исполнитель ФИО2) и направленной на имя директора МКУ ЦБ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» ФИО6 установлено, что Комитет образования муниципального района «Читинский район» по предоставлению мониторингов за июнь месяц 2022 года МКУ ЦБ, сообщает следующее. Для подготовки сводных мониторингов на сайте Министерства образования и науки Забайкальского края obryujan.zabedu.ru. необходимо было свести мониторинги по общеобразовательным учреждениям. Сумма начисленной заработной платы по основным и внешним работникам не соответствовала общей сумме начислений. Комитетом образования были проверены начисления по заработной плате и выявлено следующее: 1) МОУ ООШ с. Яблоново сумма итого начислено на июнь месяц 751,4 тыс. руб. с классным руководством по федеральному и краевому бюджетам. Сумма без классного руководства составляет 751,4 тыс. руб. должна быть 712,5 руб. Внутреннего совместительства по должности учителя и директора не стоит )111,4 тыс. руб.), что влияет на среднемесячную заработную плату АУП. Сумма страховых взносов по начислению краевых средств в мониторинге 186,3 тыс.руб. (от суммы 589,2 тыс. руб., должно быть 177,9 тыс. руб.). 2) МОУ ООС с. Угдан сумма итого начислено на июнь месяц 1 151,6 тыс. руб. с классным руководством по федеральному и краевому бюджетам. Сумма без классного руководства составляет 1 125,7 тыс. руб. должна быть 1 134,6 руб. Сумма страховых взносов по начислению краевых средств в мониторинге 299,5 тыс.руб. (от суммы 965,8 тыс. руб., должно быть 291,7 тыс. руб.). 3) МОУ СОШ п.ст. Лесной Городок сумма итого начислено на июнь месяц 2 015,8 тыс. руб. с классным руководством по федеральному и краевому бюджетам. Сумма без классного руководства составляет 1 979,4 тыс. руб. должна быть 1 972,1 руб. Сумма страховых взносов по начислению краевых средств в мониторинге 572,7 тыс.руб. (от суммы 1 810,3 тыс. руб., должно быть 546,7 тыс. руб.). По должности директора всего начислено 142,7 тыс. руб., в том числе внутреннее строительство 150,8 тыс. руб. По заместителя руководителя не указана среднесписочная численность, по учителям не указана сумма по внутреннему совместительству. 4) МОУ СОШ с. Гонгота сумма итого начислено по школе без детского сада на июнь месяц 1 850,9 тыс. руб. с классным руководством по федеральному и краевому бюджетам. Сумма страховых взносов по начислению краевых средств в мониторинге 537,5 тыс.руб. (от суммы 1 618,6 тыс. руб., должно быть 488,8 тыс. руб.). По заместителя руководителя не указана среднесписочная численность, сумма начисления заработной платы 115,2 тыс. руб., заработная плата без внешних совместителей 53,4 тыс. руб., в столбце заработная плата внешних совместителей 0 тыс. руб. По учителям начисленная заработная плата 1 126,2 тыс. руб., из них заработная плата внешних совместителей 7,6 тыс. руб., основных 817,1 тыс. руб. 5) МОУ СОШ с. Маккавеево сумма страховых взносов по начислению краевых средств в мониторинге 1 224,1 тыс. руб. (от суммы 3 585,0 тыс. руб., должно быть 1 082,7 тыс. руб.). 6) МОУ СОШ с. Новотроицк сумма итого начислено на июнь месяц 1 938,0 тыс. руб. с классным руководством по федеральному и краевому бюджетам. Сумма без классного руководства составляет 1 900,9 тыс. руб. Должно, быть с классным руководством 1 900,9 тыс. руб., без классного руководства 1 863,7 тыс. руб. По должности педагог-библиотекарь не указана среднесписочная численность и физические лица. Просят в дальнейшем не допускать ошибки при составлении мониторингов по заработной плате, так как это влечет за собой искажение исходных данных и несвоевременную сдачу отчета (л.д. 11-13).
В связи с этим, приказом № 108-к от 14.07.2022 года «О наложении дисциплинированного взыскания» на основании результатов акта проведенного служебного расследования по составленному мониторингу за июнь 2022 года, учитывая доводы комиссии, ФИО1, ведущему экономисту отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета, за ненадлежащее исполнение работником возложенных на него должностных обязанностей, что привело к искажению ежемесячной отчетности по финансовым показателям, объявлен выговор (л.д. 14).
Из приказа Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» № 200/1 от 23.08.2022 года установлено, что назначено служебное расследование в отношении ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета ФИО1 Назначена комиссия в связи с проведением служебного расследования, по факту докладной записки начальника отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета ФИО3 В состав комиссии входят: председатель комиссии – ФИО6; члены комиссии: ФИО3 – начальник отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета ФИО9 – начальник отдела по учету материалов и бухгалтерской отчетности; ФИО2 – ведущий экономист отдела образования муниципального района «Читинский район».
В акте о результатах служебного расследования от 29.08.2022 отражено, что на основании докладной записки начальника отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета ФИО3 от 23.08.2022, приказа № 46-ОД от 23.08.2022 о создании комиссии для проведения служебного расследования, в результате проведенного расследования, выявлены отклонения отраженных сумм в тарификационных списках и штатном расписании по МОУ С (О)ОШ с. Угдан, с. Яблоново, п.ст. Лесной городок, с. Гонгота, с. Маккавеево, с. Новотроицк, с приведением соответствующих сумм. Не доведенная заработная плата до минимального размера оплаты труда по работникам образовательных учреждений не допустима, и является грубейшим нарушением, что может привести к судебным разбирательствам. Указанные ошибки были допущены в виду систематического некачественного исполнения своих должностных обязанностей ведущим специалистом ФИО1 (л.д. 17).
До составления акта о результатах служебного расследования от 29.08.2022 ФИО1 объяснения не даны, что подтверждается актом об отказе в даче объяснений.
Как следует из должностной инструкции ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район», утвержденной директором ФИО10 15.10.2021 года, согласно которой на ведущего экономиста возлагаются следующие должностные обязанности: предоставление в Министерство образования и науки Забайкальского края ежемесячных, годовых отчетов в программе СВОД-СМАРТ, БЮДЖЕТ-СМАРТ, obryujan.zabedu.ru, Контур-экстерн текущей информации. Кроме этого в обязанности ведущего экономиста входят выполнение отдельных служебных поручений начальника отдела, главного бухгалтера, директора МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район».
Должностной инструкцией предусмотрена ответственность за некачественную работу и ошибочные действия, так и за бездействие и непринятие решений, которые входят в сферу его обязанностей и компетенции, предусмотренные данной должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена 15.10.2021 года.
Как следует из Положения о финансовом отделе Комитета образования администрации муниципального района «Читинской области», утвержденной приказом Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» № 56-р от 11.03.2022 года установлено, что финансовый отдел является структурным подразделением Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район». Отдел подчиняется председателю Комитета.
Согласно п. 6.2 названного Положения работники отдела несут ответственность за неисполнение, ненадлежащее и (или) несвоевременное исполнение своих обязанностей, определенных должностными инструкциями и трудовыми договорами в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и Забайкальского края.
ФИО2 занимает должность ведущего экономиста Комитета образования администрации МР «Читинский район».
Из должностной инструкции ведущего экономиста финансового отдела Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», утвержденной приказом Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» №56-р от 11.03.2022 года установлено, что ведущий экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности учреждений, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; осуществляет контроль за финансовыми показателями исполнения муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности по всем образовательным учреждениям.
Согласно п. 4.5. Положения о комитете образования администрации муниципального района «Читинский район», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 11.05.2022 № 878, в ведении Комитета образования, в том числе, находится МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район».
Подпунктом 9, 40 п. 2.2 положения установлено, что Комитет образования осуществляет контроль деятельности муниципальных организаций в пределах, установленных действующим законодательством РФ и нормативными правовыми актами органами местного самоуправления муниципального района «Читинский район»; контроль ведения бюджетного, бухгалтерского, статистического учета и отчетности в подведомственных муниципальных образовательных организациях.
Согласно п.п. 6 п. 4.3 Председатель Комитета образования осуществляет функции представителя нанимателя и работодателя для работников Комитета образования, утверждает их должностные обязанности.
Аналогичные положения о подведомственности содержатся в п. 6 Устава МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район», утвержденного 03.02.2017 г. постановлением администрации муниципального района «Читинский район» № 268, функции и полномочия учредителя Казенного учреждения возложены на администрацию муниципального района «Читинский район», от имени которой действия учредителя осуществляет отраслевой орган в сфере образования - Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».
Согласно п. 2 раздела 3 Устава МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» казенное учреждение возглавляет директор, назначаемый на эту должность и освобождаемый распорядительным актом Комитета образования.
Согласно Положению о финансовом отделе Комитета Образования Администрации Муниципального района «Читинской области» (утв. приказом Комитета образования администрации МР «Читинский район» № 56-р от 11.03.2022) в функции отдела входит осуществление контроля и обеспечение соблюдения штатной финансовой дисциплины в Комитете и подведомственных ему организаций (п. 3.16, п. 3.18). Отдел выполняет свои функции и реализует права в тесном взаимодействии сов всеми структурными подразделениями Комитета, подведомственными организациями (п. 5.1.).
Как следует из п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 997 от 25.06.2021 года Контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, контролируемые лица).
Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, по окончании проведения документарной проверки составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки). Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту проверки.
Оформление акта проверки производится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования в день окончания проведения документарной проверки. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом в сфере образования и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО3, занимающая должность начальника экономического отдела МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МР «Читинский район», которая суду пояснила, что ФИО2 была включена директором МКУ «ЦУ УО» в силу своих должностных полномочий в комиссию по проведению в отношении истца проверки, поскольку последней неоднократно допускались ошибки в работе. Пояснила, что нарушений прав истца в данном случае не имеется.
Проанализировав указанные документы, суд приходит к выводу, что участие ФИО2 в комиссии по проведению служебного расследования было обусловлено ее должностными обязанностями в соответствии с должностной инструкцией, согласно которым ведущий экономист Комитета образования выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам (п. 2.3. должностной инструкции), проводит проверку тарификационных списков и штатных расписаний общеобразовательных учреждений (п. 2.9. должностной инструкции).
Согласно п. 3.6. должностной инструкции ведущего экономиста Комитета образования, ведущий экономист имеет право в пределах своей компетенции проверять и сообщать председателю Комитета образования, начальнику финансового отдела о всех недостатках в деятельности образовательных учреждений (структурного подразделения, отдельных работников), МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район», выявленных в процессе исполнения своих должностных прав и обязанностей и вносить предложения по их устранению.
Таким образом, включение ФИО2 в комиссию по проведению служебного расследования по факту докладной записки ФИО3, являлось допустимым в силу положений нормативно-правовых актов МКУ «ЦБ УО», Положения о комитете образования администрации муниципального района «Читинский район», финансового отдела Комитета образования, и должностной инструкции ведущего экономиста Комитета образования.
Кроме этого, следует отметить, что ранее ФИО1 обращалась в суд за защитой своих нарушенных прав и указала на то, что допущенные ею арифметические ошибки, которые были и предметом служебной проверки, не могли являться основанием для применения к ней мер дисциплинарного характера, негативных последствий не наступило, заработная плата работника была выплачена вовремя и в полном объеме, искажения отчетности не допущено, все ошибки были исправлены в рабочем порядке. Четких указаний, нормативных документов по выполняемой работе не имеется. Работодателем не были созданы условия для выполнения трудовых обязанностей, рабочие программы должным образом не работали и не были настроены.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 19.12.2022 года исковые требования ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» об оспаривании приказов о дисциплинарном взыскании, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворены частично. Судебным решением постановлено: Признать незаконным и отменить приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» № 99-К от 29 июня 2022 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания и снижении размера стимулирующей выплаты за качество выполняемых работ на 20% за июнь 2022 г. Признать незаконным и отменить приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» № 108-К от 14 июля 2022 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Признать незаконным и отменить приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» № 145-К от 29 сентября 2022 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Признать приказ МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» № 146-К от 30 сентября 2022 года о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО1 незаконным. Восстановить ФИО1 на работе в прежней должности ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» с 03 октября 2022 года. Взыскать с МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 97082 руб. 70 коп., стимулирующую выплату за июнь 2022 г. в размере 1885 руб. 30 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на юридические услуги в размере 1000 руб. Взыскать с МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального района «Читинский район» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3169 руб. В остальной части иска отказать. Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Судом установлено, что какая-либо оценка в актах служебного расследования предоставленным ФИО1 объяснениям не дана. Как и в приказах о применении дисциплинарного взыскания во всех составленных актах не отражено, не указано, какие именно пункты должностной инструкции ведущего экономиста отдела планирования, финансирования и анализа исполнения бюджета нарушены и не исполнены, а также положений, приказов работодателя. В акте от 29.08.2022 не отражены конкретные проступки и период времени, в течение которого истцом было допущено неоднократное нарушение без уважительных причин трудовых обязанностей, что давало бы ответчику основания для увольнения ФИО1 по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ. У суда отсутствуют основания самостоятельно за работодателя определять, в чем заключались дисциплинарные проступки ФИО1, в результате послужившие поводом для её увольнения.
Судом отмечено, что исковые требования о признании проведенных служебных проверок при отсутствии проступка незаконными, признании приказа от 22.06.2022 года №34-од «О создании комиссии для проведения служебного расследования» по докладной ФИО11 от 16.06.2022г незаконным, признании приказа от 11.07.2022 года №37-од «О создании комиссии для проведения служебного расследования» по докладной ФИО3 от 08.07.2022 г. незаконным, признании актов служебного расследования от 24.06.2022 года и от 13.07.2022 года незаконными, признании приказа от 23.08.2022 года № 46-од о проведении служебной проверки недействительным, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку проведение служебных проверок, создание комиссий, составление актов по результатам служебных проверок, является правом работодателя и сами по себе на затрагивают прав работника, поскольку не влекут для него каких-либо правовых последствий.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика ФИО12 – без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Шокол Е.В.
Мотивированное решение составлено 21 июля 2023 года.