НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край) от 24.03.2020 № 2А-68/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 марта 2020 года город Чита

Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Буданова А.А., при секретаре судебного заседания Макеевой А.С., с участием административного истца Доли С.В., его представителя – адвоката Мельникова В.В., представителя командира войсковой части – Сологуба Д.П., представителя командира войсковой части – Самсоновой М.А., а также прокурора – помощника военного прокурора Читинского гарнизона лейтенанта юстиции Бирюзова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-68/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты>Доли С.В. об оспаривании действий командиров войсковых частей , связанных с исключением из списков личного состава части,

установил:

Доля С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом последующих уточнений указал, что приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он будучи уволенным с военной службы исключён из списков личного состава части с 7 февраля 2020 года. Между тем на момент исключения из указанных списков он не обеспечен жилым помещение по избранному после увольнения месту жительства, ему не предоставлен основной отпуск за 2020 год согласно прослуженному времени, он не обеспечен вещевым имуществом за 2017, 2018 и 2020 годы. Кроме того, за период с 1 января по 7 февраля 2020 года ему не выплачена премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 25 % оклада денежного содержания.

Полагая данные действия должностных лиц незаконными, административный истец просил суд признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить Долю С.В. в списках личного состава воинской части, обязать командира войсковой части обеспечить Долю С.В. денежной компенсацией вместо вещевого имущества, неполученного за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года и с 1 января по 7 февраля 2020 года, выплатить премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 1 января по 7 февраля 2020 года в размере 25 процентов оклада денежного содержания, а также предоставить основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков – командиры войсковых частей , в качестве заинтересованных лиц – ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Востокрегионжильё») и его 4-й отдел, ФКУ «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю».

Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания командиры войсковых частей , ФГКУ «Востокрегионжильё» и его 4-й отдел, ФКУ «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» в суд не прибыли, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец и его представитель – адвокат Мельников В.В., заявленные требования поддержали в полном объёме, административный иск просили удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в нём, пояснив, что исключение Доли С.В. из списков личного состава части нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку находящееся в пользовании служебное жилое помещение не соответствует установленной норме обеспеченности жильём. Кроме того, о предоставлении основного отпуска Доля С.В. не был своевременно извещён, в связи с чем не смог воспользоваться воинскими перевозочными документами (далее ВПД) для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Представитель командира войсковой части – Сологуб Д.П., в удовлетворении административного иска просил отказать, пояснив, что перед исключением административного истца из списков личного состава части тот был полностью обеспечен всеми положенными видами довольствия, основной отпуск за 2020 год предоставлен в полном объёме, а премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей Доле С.В. не выплачивалась в связи со сдачей военнослужащим дел и должности.

Участвующая в судебном заседании представитель командира войсковой части – Самсонова М.А., поддержала доводы представителя командира войсковой части и просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

В представленных в суд возражениях представитель ФГКУ «Востокрегионжильё» - Д.Л.А. указала, что исключение Доли С.В. из списков личного состава части не препятствует получению им жилого помещения по избранному месту жительства в порядке очерёдности.

В представленных в суд возражениях представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» - Б,О.В. в удовлетворении требований административного истца просила отказать в полном объёме, пояснив, что свои обязательства по расчету и перечислению военнослужащему денежного довольствия финансовый орган выполнил в полном объеме.

Выслушав доводы сторон и заключение прокурора, полагавшего административный иск неподлежащим удовлетворению только в части выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 1 января по 7 февраля 2020 года, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее Порядок прохождения военной службы), утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В силу пункта 1 статьи 29 Порядка прохождения военной службы, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.

Продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток (подп. «г» п. 2 ст. 29 Порядка).

Продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему (п. 3 ст. 29 Порядка).

Продолжительность основного отпуска увеличивается военнослужащим, проходящим военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток (подп. «б» п. 4 ст. 29 Порядка).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, Доля С.В., будучи уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключён из списков личного состава части 7 февраля 2020 года, а основной отпуск военнослужащим использован пропорционально прослуженному времени.

Как видно в выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, Доле С.В. в период с 24 января по 5 февраля 2020 года предоставлен основной отпуск за указанный год в количестве 13 суток без выезда.

В судебном заседании административный истец показал, что приказ о предоставлении ему основного отпуска за 2020 года был доведён до него 30 января 2020 года. Данный факт административными ответчиками не оспаривался.

Помимо этого в судебном заседании Доля С.В. пояснил, что каких-либо должностных обязанностей он в 2020 году не исполнял, на службу не прибывал, с рапортами о выдаче ВПД для убытия к месту проведения отпуска к командованию не обращался.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку право на отпуск является реализацией конституционного права на отдых, которое было реализовано Долей С.В. в период с 24 января по 5 февраля 2020 года, а с рапортом о предоставлении ВПД военнослужащий к командованию не обращался, суд в данной части не усматривает в действиях командования войсковой части какого-либо нарушения прав административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного иска в части предоставления основного отпуска за 2020 год надлежит отказать.

Свидетель А.И.А.<данные изъяты> в суде показал, что перед исключением Доли С.В. из списков личного состава части ему выплачена денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части. Иное вещевое имущество, положенное Доле С.В. к выдаче, имеется на складе, однако военнослужащий за ним в вещевую службу не обращался.

Из справки расчёт от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Доли С.В. произведён расчёт денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время.

Как усматривается из расчётного листа за февраль 2020 года, 3 февраля 2020 года Доли С.В. перечислена указанная денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования, а также денежное довольствие за период с 1 по 7 февраля 2020 года.

В судебном заседании административный истец подтвердил факт получения указанных денежных средств 3 февраля 2020 года, а также пояснил, что за вещевым имуществом, недополученным в период прохождения военной службы, в вещевую службу воинской части не обращался.

При этом в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «г» п. 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.06.2006 № 390, право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих, в мирное время имеют, в частности, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, - за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку Доле С.В. выплачена денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части, а права получения денежной компенсации за иные периоды законом не предусмотрено, то основания для удовлетворения административного иска в части выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, неполученного за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года и с 1 января по 7 февраля 2020 года отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении данных требований надлежит отказать.

Кроме того, поскольку командование воинской части своевременно обеспечило военнослужащему реализацию его права на обеспечение вещевым имуществом, однако Доля С.В. за ним в вещевую службу не обратился, то есть фактически своим правом не воспользовался, то суд не усматривает в действиях командования по необеспечению его указанным имуществом на момент исключения из списков личного состава воинской части нарушения права административного истца.

Таким образом, поскольку на момент исключения из списков личного состава части Доля С.В. обеспечен положенным ему денежным довольствием, ему выплачена денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из указанных списков, а за получением остального вещевого имущества военнослужащий в вещевую службу не обращался, то действия командиров войсковых частей , связанные с исключением административного истца из списков личного состава части, являются законными, в связи с чем в удовлетворении административного иска в части признания незаконным приказа командира войсковой части ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение действующего приказа об увольнении Доли С.В. с военной службы, надлежит отказать.

При этом доводы стороны административного истца о том, что исключение из списков личного состава части нарушает его права на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, суд находит несостоятельными, поскольку данное право может быть реализовано бывшим военнослужащим и после исключения из указанных списков.

Вопрос же обеспеченности жильём разрешается при увольнении военнослужащего с военной службы.

Рассматривая требования в части выплаты премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, суд приходит к следующему.

Так, согласно пункту 21 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат" (далее Закон о денежном довольствии) премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2-4 и 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 993, определено, что премия выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Премия исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной воинской должности - месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью), установленных на 1-е число месяца, в котором выплачивается премия, а в декабре - на 1 декабря текущего года. Размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Премия не выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей; направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей; в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям; увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

В соответствии с пунктами 75 и 77 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), утверждённого приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 № 727, военнослужащим по контракту указанная премия выплачивается на основании ежемесячно издаваемого приказа соответствующего командира в размере до 25 процентов от оклада денежного содержания в месяц. Военнослужащим по контракту, прослужившим неполный календарный месяц в связи с увольнением с военной службы, премия выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности исходя из оклада денежного содержания на день принятия решения (издания приказа) о выплате премии.

Как видно из расчётных листов за январь и февраль 2020 года, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей Доле С.В. в период с 1 января по 7 февраля 2020 года не выплачивалась.

Между тем, согласно п.п. 1 и 4 ст. 42 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, нахождения в распоряжении командира.

Пунктом 1 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Кроме того, в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о порядке прохождения военной службы, приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года № 3733 утверждён Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно пункту 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу

Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира. До этого военнослужащий считается проходящим военную службу на воинской должности.

Сведений о том, что Доля С.В. выводился в распоряжение командира, административными ответчиками не представлено.

Каких-либо других оснований для прекращения выплаты административному истцу премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в 2020 году судом не установлено, в связи с чем суд признаёт действия командира войсковой части 55345 в данной части незаконными, права административного истца подлежащими восстановлению, а административный иск – удовлетворению.

Вместе с тем, по мнению суда нарушенное право Доли С.В. на получение указанной премии может быть восстановлены без восстановления военнослужащего в списках личного состава части.

В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления, суд, руководствуясь частью 1 статьи 111 КАС РФ, присуждает судебные расходы, понесённые Долей С.В. по оплате государственной пошлины, с другой стороны и взыскивает их в пользу административного истца с ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Доли С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с невыплатой Доли С.В. в период с 1 января 2020 года по 7 февраля 2020 года включительно премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 25 процентов оклада денежного содержания.

Обязать командира войсковой части и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» выплатить Доли С.В. премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 25 процентов оклада денежного содержания за период с 1 января 2020 года по 7 февраля 2020 года.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Доли С.В. в счёт возмещения судебных расходов по делу 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Буданов