НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край) от 15.09.2023 № 2А-135/2023

РЕШЕНИЕ № 2а-135/2023

именем Российской Федерации

Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Павлова Д.В., при секретаре Беляевой М.В., с участием административного истца ФИО1 и его представителя – Юдиной Н.В., представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Управление Росгвардии по Забайкальскому краю) и его начальника - ФИО2, заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Управления Росгвардии по Забайкальскому краю <данные изъяты> ФИО1 о признании незаконными действий заместителя начальника отдела кадров, связанных с расчетом выслуги лет, а также действий начальника Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, связанных с отказом в перечислении денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете,

установил:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, из которого следует, что он с 20 августа 2001 года по 25 января 2018 года проходил службу в органах внутренних дел и в войсках национальной гвардии на должностях, предусматривающих присвоение специальных званий, а 26 января 2018 года по настоящее время проходит военную службу в Управлении Росгвардии по Забайкальскому краю и является участником накопительно-ипотечной системы. В связи этим, он 19 апреля 2023 года обратился с рапортом к начальнику Управления Росгвардии по Забайкальскому краю с просьбой о перечислении денежных средств с именного накопительного счета, однако ему было отказано в этом, поскольку, по мнению должностных лиц, общая продолжительность его военной службы, в том числе в льготном исчислении, составляет менее 20 лет, что в последующем было отражено и в справке заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю от 28 апреля 2023 года.

Полагая указанные действия незаконными, административный истец просит чуд признать их таковыми, обязав должностных лиц засчитать выслугу лет в органах внутренних дел и в войсках национальной гвардии, до подписания первого контракта, в общую продолжительность военной службы, а также повторно рассмотреть вопрос о перечислении денежных средств с именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы. Кроме того, административный истец просит взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 1200 рублей и оплатой услуг представителя в размере 45000 рублей.

Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела Управление Росгвардии по Забайкальскому краю и его начальник, не явились, суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Административный истец и его представитель заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. При этом пояснили, что административное исковое заявление было подано 28 июля 2023 года, а каких-либо уважительных причин, свидетельствующих о невозможности более раннего обращения в суд не имеется.

Представитель ФИО2, а также заместитель начальника отдела кадров ФИО3, полагали, что заявленные административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме, а также было указано на пропуск административным истцом срока обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Кроме того, ФИО3 пояснил, что административному истцу не подлежит зачету предыдущий период службы, так как он был принят на военную службу не в порядке перевода, а через увольнение.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Так, разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения с вышеуказанными требованиями, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Согласно имеющемуся в деле конверту, административный иск с приложенными к нему документами был сдан в почтовое подразделение 28 июля 2023 года, а из оспариваемого ответа начальника Управления Росгвардии по Забайкальскому краю видно, что с ним административный истец был ознакомлен 25 апреля 2023 года. При этом, каких-либо уважительных причин пропуска процессуального срока в судебном заседании не приведено, как не приведено таковых и в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в связи с чем, суд, не усматривает оснований для восстановления указанного срока и отказывает в части удовлетворения требований об оспаривании вышеуказанного ответа.

Однако, как следует из оспариваемой справки заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю она была изготовлена 28 апреля 2023 года, ввиду этого административным истцом по данному требованию, с учетом приведенных обстоятельств, установленный трехмесячный срок не пропущен, а доводы об обратном несостоятельны.

Рассматривая данное требование, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. При этом определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении, а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 44 Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» - далее (Закон), лица, имеющие специальные звания, переведенные в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в войска национальной гвардии Российской Федерации (на воинские должности) в соответствии с решением руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с их согласия могут быть приняты на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации без прохождения испытания, проведения аттестации, мероприятий по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору, а также без проверки соответствия установленным требованиям по уровню их образования, квалификации и физической подготовки.

Согласно ч. 3.1 ст. 44 Закона по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, могут быть приняты на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, без прохождения испытания, проведения аттестации, мероприятий по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору, без проверки соответствия установленным требованиям по уровню их образования, квалификации и физической подготовки.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 44 Закона лицам, указанным в ч. 3 и ч. 3.1 данной статьи, при назначении на воинские должности (должности) стаж службы (выслуга лет, общая продолжительность военной службы), в том числе в льготном исчислении, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, засчитывается в период службы (выслугу лет, общую продолжительность военной службы) в полном объеме и пересчету не подлежит.

Схожие положения содержаться в указанном пункте, действующем на момент поступления административного истца на военную службу, согласно которым лицам, имеющим специальные звания, переведенным в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, выслуга лет в органах внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии, выплаты денежного довольствия и предоставления иных мер социальной поддержки.

Как следует из п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в том числе и в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида.

Таким образом, указанные положения Закона, предусматривают дополнительные гарантии для отдельной группы военнослужащих (поступивших на военную службу по контракту в связи с переводом в войска национальной гвардии из органов внутренних дел), в том числе и в виде зачета выслуги лет в органах внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсии, выплаты денежного довольствия и предоставления иных мер социальной поддержки.

При этом по смыслу ст. 3 и иных норм Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что под мерами социальной поддержки, социальных гарантий военнослужащих понимается, в том числе и обеспечение денежным довольствием, предоставлением права на бесплатный проезд к новому месту службы и в командировку, продовольственное, медицинское, вещевое, жилищное, пенсионное обеспечение и другие компоненты.

Из приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 был уволен со службы в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида, то есть на основании п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно выписке из приказа командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был принят на военную службу по контракту, зачислен в списки личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации и назначен на воинскую должность, а согласно выписке из приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу с 26 января 2018 года было присвоено воинское звание «<данные изъяты>».

С учетом изложенного следует, что ФИО1 уволенный со службы в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида на следующий день, то есть без какого-либо перерыва, был принят на военную службу по контракту с присвоением с этого же дня воинского звания офицера, что свидетельствует о его переводе из органов внутренних дел на военную службу в войска национальной гвардии, следовательно, доводы об обратном несостоятельны.

При таких обстоятельствах, поскольку административный истец имеющий специальное звание, был переведен в войска национальной гвардии, принят на военную службу по контракту и назначен на воинскую должность, то он относится к отдельной специально определенной законодательством группе военнослужащих, в общую продолжительность военной службы которых, подлежит зачету предшествующий указанному переводу стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел.

Таким образом оспариваемые действия заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, связанные с незачетом в общую продолжительность военной службы административного истца его выслуги лет в органах внутренних дел Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации по 25 января 2018 года, нельзя признать законными, поскольку это противоречит приведенным положениям, а также создает препятствия к реализации предоставляемых прав военнослужащим, в том числе и на предоставление положенных мер социальной поддержки.

При этом суд учитывает, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении каких-либо мер социальной поддержки принимается отдельно уполномоченными на то должностными лицами конкретно в каждом случае, и они не связаны при принятии решений справкой выданной кадровым органом.

Кроме того, поскольку решение суда должно быть, как законным, так и справедливым, суд считает, что права административного истца в данном случае будут восстановлены путем возложения обязанности на заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю повторно рассмотреть вопрос о выдаче справки о выслуги лет, с зачетом в общую продолжительность военной службы административного истца его выслуги лет в органах внутренних дел Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации по 25 января 2018 года, при этом определение судом конкретной продолжительности военной службы в настоящее время преждевременно, поскольку должностным лицом данный расчет еще не производился.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления, на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат возмещению ему Управлением Росгвардии по Забайкальскому краю, а сумма переплаты в размере 900 рублей по желанию административного истца может быть зачтена или возвращена в соответствии со ст. 105 КАС РФ и ст. 333.40 НК РФ.

Кроме того, для оказания юридической помощи административный истец обращался к адвокату Юдиной Н.В. При этом, согласно имеющемуся в деле платежному документу, расходы административного истца на оплату юридических услуг составили 45000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 112 КАС РФ, применяя принцип разумности в целях соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, учитывая сложность административного дела, объем юридических услуг, оказанных административному истцу Юдиной Н.В., заключающихся, в том числе в составлении процессуальных документов, участии представителя в подготовке дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях, частичное удовлетворение заявленных требований, суд считает необходимым возместить судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, которые подлежат возмещению Управлением Росгвардии по Забайкальскому краю.

Руководствуясь ст. 111, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о признании действий заместителя начальника отдела кадров, связанных с расчетом выслуги лет, а также действий начальника Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, связанных с отказом в перечислении денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете – удовлетворить частично.

Признать действия заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю, связанные с незачетом в общую продолжительность военной службы административного истца его выслуги лет в органах внутренних дел Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации по 25 января 2018 года, незаконными.

Обязать заместителя начальника отдела кадров Управления Росгвардии по Забайкальскому краю повторно рассмотреть вопрос о выдаче административному истцу справки о выслуги лет, с зачетом в общую продолжительность военной службы административного истца его выслуги лет в органах внутренних дел Российской Федерации и войсках национальной гвардии Российской Федерации по 25 января 2018 года.

Об исполнении данного решения сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Управления Росгвардии по Забайкальскому краю в пользу ФИО1 денежные средства в размере 10300 (десяти тысяч трехсот) рублей, в счет возмещения судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.В. Павлов

В окончательной форме решение принято - 22 сентября 2023 года.