НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черняховского городского суда (Калининградская область) от 30.03.2022 № 2-6/2022

Дело № 2-6/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2022 года г. Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Лобанова В.А.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова Анатолия Михайловича к командиру войсковой части 30866 Бурлакову А.А. о признании отчета о проведении специальной оценки условий труда недействительным и установлении надбавок и дополнительного оплачиваемого отпуска

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.М. обратился в суд с исковым заявлением к командиру войсковой части 30866 Бурлакову А.А. о признании отчета о проведении специальной оценки условий труда недействительным и установлении надбавок и дополнительного оплачиваемого отпуска, указав в обоснование заявленных требований, что с 01 февраля 2019 года он осуществляет трудовую деятельность в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования) ТЭЧ (авиационной техники) данной войсковой части и согласно трудового договора при принятии на работу ему была установлена надбавка к должностному окладу за опасные и вредные условия труда в размере 24% от должностного оклада и оговорено предоставление дополнительного отпуска в количестве 14 календарных дней. После проведения работодателем специальной оценки условий труда с 01 декабря 2020 года ему была установлена надбавка к должностному окладу в размере 4% и дополнительный отпуск не предоставляется. Истец считает, что условия труда по его должности не изменились, а специальная оценка условий труда была проведена с многочисленными нарушениями, так как АО «ГосНИИхиманалит» соответствующей лицензии не имел, сотрудник указанной организации на его рабочем месте никаких измерений не производил, состав комиссии имел четное количество, хотя законом предписано нечетное количество, специалист по охране труда в состав комиссии включен не был. С учетом изложенного, истец просил суд признать результаты специальной оценки условий труда, проведенной АО «ГосНИИхиманалит» по его рабочему месту в войсковой части 30866 недействительными, признать недействительными п.1.1 и 1.2 дополнительного соглашения от 01 декабря 2020 года к трудовому договору №198, заключенному 01 февраля 2019 года между войсковой частью 30866 и Кузнецовым А.М., просил обязать командира войсковой части производить ему выплату надбавки к должностному окладу за опасные и вредные условия труда в размере 24% за период с 01 декабря 2020 года по настоящее время; предоставлять дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней.

Истец Кузнецов А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и пояснил, что при проведении специальной оценки условий труда не были учтены все факторы, влияющие на условия его труда.

Представитель ответчика - войсковой части 30866 ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании, состоявшемся с его участием 14 марта 2022 года, исковые требования не признал и пояснил, что специальная оценка условий труда была проведена в отношении гражданского персонала войсковой части в строгом соответствии с действующими нормами и правилами.

Соответчик, привлеченный к участию в деле определением суда от 01 февраля 2022 года - АО «ГосНИИхиманалит», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял.

Представитель соответчика, привлеченного к участию в деле определением суда от 01 февраля 2022 года - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» ФИО6, действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в её отсутствие и предоставила письменные возражения на исковое заявление (л.д.215-219), из содержания которых усматривается, что Учреждением все обязательства, предусмотренные законодательством о специальной оценке условий труда, были исполнены надлежащим образом и оно является ненадлежащим ответчиком по делу, так как надлежащими ответчиками являются работодатель Кузнецова А.М. в лице войсковой части 30866 и специализированная организация, проводившая специальную оценку условий труда.

Представитель третьего лица – начальник филиала № 2 ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» ФИО12 в письменных возражениях на исковое заявление указал, что в соответствии с пунктом 12 Положения о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области» управление отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам обслуживаемых воинских частей и учреждений, зачисленных на финансовое обеспечение, исковые требования Кузнецова А.М. просил оставить без удовлетворения (л.д. 48-50).

Третье лицо, привлеченное к участию в деле определением суда от 01 февраля 2022 года - Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло.

Выслушав пояснения участников процесса, явившихся в судебное заседание, допросив свидетеля ФИО7, рассмотрев дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (статья 2 ТК РФ).

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Из части первой статьи 21, части второй статьи 22, части первой статьи 210, части первой и абзаца второго части второй статьи 212, части первой статьи 219, части первой статьи 237 ТК РФ в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников.

Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Отношения, возникающие в связи с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указанный Федеральный закон также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно части 1 статьи 3 данного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется соответствующая комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда (часть 1 статьи 9 ФЗ №426). В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 9).

Судом установлено, что 01 февраля 2019 года войсковая часть 30866 заключила трудовой договор № 198 с Кузнецовым А.М., по условиям которого он был принят на должность авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования) ТЭЧ (авиационной техники), при этом в связи с особыми условиями труда ему была установлена доплата в размере 24 % и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней (л.д. 28-29).

Приказом командира войсковой части 30866 от 07 сентября 2020 года № 718, в целях реализации положений Трудового кодекса РФ, регламентирующих требования охраны труда, и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда в АПО «ГосНИИхиманалитик» создана комиссия по проведению СОУТ в количестве пяти членов: ФИО8 – начальника штаба; Ликучёва А.Ю. – старшего помощника начальника штаба; ФИО9 – начальника медицинского пункта; ФИО7 – председателя профсоюзного комитета; ФИО10 – ВРИО заместителя командира части по военно-политической работе, при этом в приказе определен период завершения работы и утверждения отчета о проведении СОУТ не позднее 20 октября 2020 года (л.д. 155-156).

Специальная оценка условий труда проведена акционерным обществом «Государственный научно-исследовательский химико-аналитический институт», которое зарегистрировано в реестре аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда Минтруда России, регистрационный номер 605 от 13 марта 2020 года и включена в реестр органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров).

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений от 09 сентября 2020 года по влиянию вибрации, параметрам переменного электромагнитного поля радиочастотного диапазона, шума, тяжести трудового процесса по рабочему месту авиационного техника по приборам и электрооборудованию установлен итоговый класс условий труда - 3.1.

Согласно составленной 14 октября 2020 года карте № 675 специальной оценки труда по должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования) ТЭЧ (авиационной техники), занимаемой Кузнецовым А.М., подлежит установление повышенной оплаты труда на основании раздела VI, главы 21 статьи 147 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не предусмотрен (л.д. 95-117).

Истец Кузнецов А.М. с указанной оценкой ознакомлен 01 декабря 2020 года и в тот же день было между ним и работодателем было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно п.1.1 которого надбавка за работу с вредными условиями труда составляет 4%, а согласно п.1.2 работнику не предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда (л.д. 46).

Не согласившись с указанной оценкой, в том числе по процессуальным основаниям, Кузнецов А.М. обращался к командиру в/ч 30866 с заявлением об отзыве отчета по СОУТ, которое было оставлено без удовлетворения (л.д.224).

Оценивая результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте Кузнецова А.М. (карта СОУТ от 14 октября 2020 года № 675) и признавая их недействительными, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 216.1 ТК РФ).

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений (часть 6 статьи 216.1 ТК РФ).

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ также определено, что экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

На основании определения суда проведена государственная экспертиза условий труда о качестве проведения СОУТ по должности, занимаемой Кузнецовым А.М.

Согласно выводов, содержащихся в заключении государственной экспертизы условий труда от 20 января 2022 года о качестве проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте авиационного техника по приборам и электрооборудованию технико-эксплуатационной части (авиационной техники) - группы регламента и ремонта (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования) войсковой части 30866 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (карта СОУТ от 14 октября 2020 года № 675) выявлены следующие несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда:

-не идентифицирован вредный фактор производственной среды и трудового процесса (химический фактор), что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ и пункта 4 приложения 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н;

-не проведена оценка химического фактора, что не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ и пункта 12 приложения 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н;

- в строке 022 карты СОУТ указан не весь перечень используемого эксплуатируемого оборудования, а также материалов и сырья на данном рабочем месте, что не соответствует требованиям подпункта 8 пункта 5 приложения 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н;

- по результатам проведенной специальной оценки условий труда на указанном рабочем месте установлен класс условий труда 3.1 (вредные условия труда) по показателю тяжести трудового процесса - «рабочая поза» (рабочее положение тела работника в течении рабочего дня (смены) в положении стоя) без учета хронометражных наблюдений за рабочий день (смену), что не соответствует требованиям пункта 79 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н;

-качество проведения специальной оценки условий труда не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда (л.д. 145-154).

Таким образом, суд на основании выводов данного заключения установил в ходе рассмотрения заявленного истцом спора факта наличия таких существенных недостатков при проведении СОУТ, которые, безусловно, могли повлиять на установление класса условий труда Кузнецова А.М. и как следствие, на возможность реализации его прав на получение социальных гарантий в связи с работой в особых условиях труда, в том числе на установление ему соответствующих доплат и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, и без устранения которых не представляется возможным сделать однозначный вывод о выявлении всех вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и об оценке уровня их воздействия на истца при отклонении их фактических значений от установленных нормативов, а также о необходимости предоставления ему соответствующих компенсаций и применения средств индивидуальной и коллективной защиты на рабочем месте.

Вышеуказанное заключение дано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, уполномоченным на проведение такого рода экспертиз, и указанное заключение, бесспорно подтвердившее факт наличия таких существенных недостатков при проведении СОУТ на рабочем месте по занимаемой истцом должности, которые объективно не позволили дать оценку её качеству, может быть положено судом в основу выводов о наличии законных оснований для признания результатов такой специальной оценки условий труда в указанной части недействительными.

Кроме того, судом установлено процессуальное нарушение, имевшее место при создании работодателем комиссии по проведению СОУТ, выразившееся в нарушении требований части 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, в части не включения в состав комиссии специалиста по охране труда, что негативно отразилось на проведении СОУТ в отношении рабочего места, занимаемого Кузнецовым, а доказательств того, что кто-либо иной из членов комиссии прошел соответствующее обучение, суду представителем войсковой части 30866 представлено не было.

При этом, как следует из материалов дела, и не оспаривается представителем войсковой части 30866, до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой оспариваются Кузнецовым А.М., в связи с занятостью на работах с опасными условиями труда на основании Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников воинских частей и организаций), занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», предоставлялись дополнительные социальные гарантии в виде повышения должностного оклада на 24% и установления ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 дней.

Единственным основанием для уменьшения размера повышения должностного оклада истцов до 4 % и отмены предоставления дополнительного отпуска за работу в особых условиях, явились результаты СОУТ, признанные судом недействительными. При этом доказательств того, что работодателем были выполнены какие-либо мероприятия, направленные на улучшение условий труда на рабочем месте Кузнецова А.М., в результате которых произошли такие изменения, которые привели к устранению воздействия на его здоровье опасных факторов, в связи с наличием которых ранее ему предоставлялись соответствующие социальные гарантии, представителем войсковой части 30866 представлено не было, а доводы истца о сохранении в полном объеме прежних условий труда данным ответчиком не опровергнуты.

При таком положении, поскольку результаты СОУТ в части, касающейся должности, занимаемой Кузнецовым А.М., признаны судом недействительными и не влекущими правовых последствий, и, принимая во внимание, что согласно вышеназванному Приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545, повышение должностных окладов гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда, у суда не имеется законных оснований для отказа в удовлетворении требований истца о сохранении прежних условий оплаты труда и предоставления дополнительного отпуска до проведения СОУТ, качество которой будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, в связи с чем исковые требования Кузнецова А.М. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова Анатолия Михайловича удовлетворить.

Признать недействительным отчет о проведении специальной оценки условий труда, проведенной АО «ГосНИИхиманалит», в части оценки по должности авиационный техник по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования) ТЭЧ (авиационной техники) войсковой части 30866 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (карта специальной оценки условий труда от 14 октября 2020 года №675).

Признать недействительными п.1.1 и 1.2 дополнительного соглашения от 01 декабря 2020 года к трудовому договору №198, заключенному 01 февраля 2019 года между войсковой частью 30866 и Кузнецовым Анатолием Михайловичем.

Обязать командира войсковой части 30866 произвести доплату Кузнецову Анатолию Михайловичу за период с 01 декабря 2020 года до 30 марта 2022 года в соответствии с п.4.1.2 трудового договора №198 и в дальнейшем до проведения специальной оценки условий труда проводить оплату в соответствии с п.4.1.2 трудового договора №198.

Обязать командира войсковой части 30866 обеспечить предоставление Кузнецову Анатолию Михайловичу за период с 01 декабря 2020 года до 30 марта 2022 года в соответствии с п.5.5 трудового договора №198 ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней и в дальнейшем до проведения специальной оценки условий труда обеспечить предоставление такого отпуска в соответствии с п.5.5 трудового договора №198.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 06 апреля 2022 года.

Судья Черняховского городского суда Лобанов В.А.