Дело № 2-880/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2018 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Ж.Ю. Лялякиной,
при секретаре Е.Е.Кузнецовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петроченко ФИО15 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о включении спорных периодов в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Петроченко Н.Д. обратился в суд с иском к ответчику, просит с учетом уточненных требований обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) (далее по тексту- ГУ УПФ в Черняховском районе) включить в специальный стаж периоды работы в должности каменщика в составе бригады каменщиков с 14.08.1984 по 31.08.1995 в Ремонтно-строительном управлении № 5, в том числе период прохождения военных сборов 55 дней с 25.08.1986, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование своих требований Петроченко Н.Д. указывал на то, что в ГУ УПФ в Черняховском районе ему было неправомерно отказано во включении в специальный стаж периода работы каменщиком в составе бригады каменщиков, в условиях труда, соответствующих требованиям Списка N 2.
В судебном заседании Петроченко Н.Д. и его представитель Гуков И.И. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Гойшик Е.Н. иск не признала, указав, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств его работы в спорные периоды в составе бригады каменщиков и постоянную занятость на работах с вредными условиями труда.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, пришел к следующему выводу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петроченко Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионные органы с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в чем ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, пенсионными органами в подсчет специального стажа истца не были включены периоды его работы с 14.08.1984 по 31.08.1995 в должности каменщика в бригаде каменщиков в Ремонтно-строительном управлении № 5, в том числе период прохождения военных сборов 55 дней с 25.08.1986, в связи с отсутствием документального подтверждения работы в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад с постоянной занятостью в течение полного рабочего дня.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичное правило закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из представленных истцом в материалы дела доказательств следует, что в период с 14 августа 1984 года по 09.09.2009 года истец работал в должности каменщика Ремонтно-строительного управления № 5 ПО «Калининградоблремстрой», реорганизованного в ТОО «РСУ № 5», что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
Из архивных справок архивного фонда ТОО "Ремонтно-строительное управление № 5» имеются сведения о том, что Петроченко Н.Д. работал с 14.08.1984 по 09.09.2009 в должностях каменщика в бригаде, имеются сведения о создании на предприятии бригад каменщиков, а также наличие в ведомостях по заработной плате за 1989, с февраля 1992 по апрель 1993 начислений за бригадирство Петроченко Н.Д.
В архивном фонде ТОО «РСУ № 5» имеются приказы за 1984-1992 г.г. в приеме рабочих на работу на должность каменщика в бригаду каменщиков (бригадир Свидетель №3, бригадир Петроченко Н.Д.), приказы о возложении обязанностей бригадира каменщиков на Петроченко Н.Д. в связи с отпуском бригадира Свидетель №3.
В соответствии с приказами по РСУ в период работы истца в указанной организации имелись специализированные бригады: бригады каменщиков, бригады плотников, бригады маляров и т.д. Работа каменщиков осуществлялась только в бригадах каменщиков.
Допрошенные судом свидетели Свидетель №3, Свидетель №2, Свидетель №1 указали, что работали в РСУ № 5 вместе с истцом в составе бригады каменщиков в период с 1984 по 1995 годы. Организация занималась строительством новых жилых домов в Гусевском и Озерском районах. На предприятии были созданы специализированные бригады плотников, маляров, каменщиков. Сначала на предприятии были две бригады каменщиков под руководством Федосеенко и Томашевского, которые в конце 80-годов были объединены в одну бригаду по руководством Васюкова, после которого бригадирами были по очереди Свидетель №3 и Петроченко. Каменщиков принимали только в бригаду каменщиков.
Аналогичные показания в суде дала свидетель Свидетель №4 Показания указанных свидетелей подтверждаются письменными доказательствами: записями в их трудовых книжках, приказами РСУ № 5 за спорный период о приеме на работу в специализированные бригады (плотников в бригаду плотников, маляров в бригаду маляров, каменщиков в бригаду каменщиков, в том числе в бригаду Петроченко Н.Д.), а также публикациями в газете «За доблестный труд» за 1986, 1987, 1988, 1989, 1990 г.г. о работе каменщиков специализированной бригады каменщиков РСУ № 5 при строительстве новых жилых домов, с указанием фамилий каменщиков бригады, в том числе Петроченко Н., публикаций фотографий бригады каменщиков (бригадир ФИО14), среди которых изображен истец.
Согласно исторической справке, РСУ № 5 являлось ремонтно-строительной организацией, выполняло строительные работы по строительству жилья, иных зданий и сооружений. Данные обстоятельства подтверждаются также техническими паспортами зданий, согласно которым застройщиком зданий являлось РСУ № 5. Возведение зданий (жилых домов) имело место в период работы истца в данной организации..
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавший до 1 января 1992 года отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Пунктом 54 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.07.1979 N 695 "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям дано указание разработать и осуществить мероприятия по широкому развитию бригадной формы организации и стимулирования труда, имея в виду, что в одиннадцатой пятилетке эта форма должна стать основной.
Во исполнение указанного Постановления Госкомтруд СССР, Секретариат ВЦСПС 31.12.1980 N 389/22-119 утвердили Типовое положение о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров. Этим же положением определялись права и обязанности звеньевых, что также подтверждает то, что в состав комплексных бригад входили специализированные звенья по ведущим строительным профессиям, таким как каменщики, монтажники и т.п.
Пунктом 3 Постановления от 31.12.1980 N 389/22-119 установлено, что бригадная форма организации и стимулирования труда является основной. Министерствам, ведомствам, центральным и республиканским комитетам профсоюзов предписано разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему внедрению бригадной организации и оплаты труда, повышению ее эффективности, распространению бригадного хозрасчета как основы экономии трудовых затрат и материальных ресурсов. Установить строгую ответственность руководителей объединений, предприятий, организаций и комитетов профсоюзов за последовательное осуществление указанных мероприятий, создание каждой бригаде условий для высокопроизводительного труда, экономного использования рабочего времени, сырья и материалов, повышения качества работы, безусловного выполнения установленных норм и производственных заданий.
Согласно приказам в РСУ № 5 применялась аккордно-премиальная система оплаты труда, при которой усиливалась взаимосвязь между заработком бригады и объемом готовой строительной продукции.
Согласно Методическим рекомендациям по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, заработная плата бригаде по расчетным периодам начисляется в виде аванса, а окончательный расчет производится после выполнения всего задания.
Учитывая, что в периоды работы Петроченко Н.Д. в качестве каменщика в РСУ № 5, организация труда путем создания соответствующих бригад находила широкое применение, что установлено пунктом 3 Постановления Госкомтруда СССР от 31.12.1980 N 389/22-119, об утверждении Типового положения о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров, из которого следует, что бригадная форма организации и стимулирования труда является основной, суд принимает в качестве доказательств приказы о приеме каменщиками к бригаду каменщиков, приказы о премировании бригад, об установления аккордно-премиальной системы оплаты труда в качестве доказательств бригадной формы организации труда РСУ № 5.
Истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК Российской Федерации представлено достаточно письменных доказательств, что трудовая деятельность в спорный период осуществлялась им именно в составе бригады каменщиков в РСУ № 5.
В связи с чем, суд пришел к выводу о доказанности работы истца в указанный период в составе специализированной бригады каменщиков.
В период работы Петроченко Н.Д. имеются сведения о призыве его на военные сборы с 25 августа 1986 г. 55 дней, с сохранением заработной платы. В ведомостях по начислению заработной платы до 1992 года сведений о неполном рабочем дне, прогулах, отпусках без сохранения заработной платы, совмещения профессий нет.
В период прохождения истцом военных сборов действовало постановление Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" абзацем вторым пункта "л" части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 72 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохранялась за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивался средний заработок.
Положения главы 9 указанного Закона СССР устанавливали права, обязанности и ответственность военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военные сборы также включает в воинскую обязанность гражданина (статья 1), а граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (статья 37).
Таким образом, период прохождения истцом военных сборов подлежит включению в специальный стаж, иное повлекло бы нарушение конституционных прав истца в сфере пенсионного обеспечения.
Указанные доказательства свидетельствуют о работе истца в период с 14 августа 1984 года по 31 декабря 1991 года в качестве каменщика специализированной бригады каменщиков, то есть в должности, предусмотренной Списком № 2, и данный период может быть включен в стаж без подтверждения работы в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 08 января 1992 года N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года N 3/235.
Указанное требование не может быть распространено на периоды до января 1992 года.
Период работы истца с 14.08.1984 по 31.12.1991 имело место до издания указанных разъяснений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2012 N 81-В11-9.
Таким образом, имеются предусмотренные законом условия для включения в специальный стаж периода работы истца в должности каменщика бригады каменщиков в РСУ № 5 с 14.08.1984 по 31.12.1991 (7 лет 4 месяца 17дней).
Однако, период работы Петроченко Н.Д. на указанном выше предприятии с 01.01.1992 по 31.08.1995 включению в специальный стаж не подлежит, поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и достаточные доказательства, подтверждающих постоянную занятость истца в тяжелых условиях труда в этот период.
Согласно архивной справке, с 1992 года норма отработанных часов не соответствует норме при 40 часовой рабочей недели, с ноября 1992 года в ведомостях по начислению заработной платы у Петроченко отсутствуют отработанные дни, имеются отметки о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
В силу Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Представленные в материалы дела доказательства не позволяют сделать вывод о работе истца в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели в тяжелых условиях труда, в связи, с чем периоды работы с 01.01.1992 года включению в льготный стаж не подлежат.
В соответствии со ст. ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцу подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) включить Петроченко ФИО16 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности каменщика в бригаде каменщиков в Ремонтно-строительном управлении № 5, с 14 августа 1984 года по 31 декабря 1991 года, в том числе период прохождения военных сборов 55 дней с 25.08.1986 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) в пользу Петроченко ФИО17 судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Петроченко Н.Д. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Черняховского городского суда Лялякина Ж.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2018 года.
Судья
Черняховского городского суда Лялякина Ж.Ю.