НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черноярского районного суда (Астраханская область) от 08.12.2021 № 2А-275/2021

№ 2а-275/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 декабря 2021 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш.,

при помощнике судьи Ларионовой Н.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Попову Виктору Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Астраханской области обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что Попов В.Н. не уплатил транспортный налог, а также пени за 2018 год в общей сумме 11080,34 руб. В соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ 11 февраля 2020 года должнику было направлено требование № 20461 об уплате налога и пени на сумму задолженности в размере 11080,34 руб., которое оставлено без удовлетворения. Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа. 13 ноября 2020 года мировым судом судебного участка № 1 Черноярского района Астраханской области вынесен приказ о взыскании задолженности по налогу и пени. Определением от 8 апреля 2021 года указанный приказ по заявлению Попова В.Н. отменен. Поскольку до настоящего времени транспортный налог и пени не уплачены, инспекция просила взыскать их с административного ответчика Попова В.Н.

Представитель административного истца МИФНС России № 5 по Астраханской области Ефимов А.А. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, направил заявление, в котором указал, что настаивает на исковых требованиях и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции. Кроме того, в дополнительных пояснениях к исковому заявлению указал, что в соответствии с установленным приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н порядком заполнения платежных документов на перечисление налогов в бюджет, предусматривается указание в платежных документах налогового периода, за который осуществляется уплата налога. При отсутствии сведений о налоговом периоде и невозможности однозначно идентифицировать платеж, ФНС вправе относить поступившие денежные средства к другим периодам уплаты налога. По указанным основаниям уплаченный Поповым В.Н. в 2015 налог был отнесен к периоду 2013 года, а уплаченный в 2019 года налог в связи с отсутствием сведений о налоговом периоде был отнесен к налогу за 2014 год. В связи с этим налог за 2018 год ответчиком остался неуплаченным и МИФНС просила взыскать его с Попова В.Н.

Административный ответчик Попов В.Н. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, в предыдущем судебном заседании не согласился с требованиями административного истца и просил их отклонить, пояснив, что по всем налоговым уведомлениям своевременно уплачивал транспортный налог, в том числе за 2014 и 2018 годы.

С учетом надлежащего извещения сторон о слушании дела суд рассматривает дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В силу положений п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Астраханской области от 22 ноября 2002 года № 49/2002-ОЗ «О транспортном налоге» определены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Астраханской области.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика Попова В.Н. с 14 марта 1995 года зарегистрирован автомобиль грузовой .

С учетом мощности двигателей указанных транспортных средств и налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ и ст. 1 Закона Астраханской области от 22 ноября 2002 года № 49/2002-ОЗ «О транспортном налоге» налоговой инспекцией ответчику начислен транспортный налог за 2018 год в размере 10920 руб.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н установлены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Эти правила обязательны для исполнения кредитными организациями при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, принятых от плательщиков - физических лиц.

П. 8 указанных Правил предусмотрено указание в распоряжениях о переводе денежных средств значения показателя налогового периода.

Вместе с тем, п.п. 4, 12 Правил установлена обязанность кредитных организаций указания в распоряжениях о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления (УИН), состоящего из 20-ти знаков.

При этом, тем же приказом Минфина России установлены Правила проверки значения уникального идентификатора начисления.

Таким образом, исходя из буквального и системного правового толкования понятия уникального идентификатора начисления, он является числовым идентификатором, однозначно определяющим сумму и реквизиты платежа в бюджетную систему РФ.

П. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно представленным данным, МИФНС России № 5 по Астраханской области Попову В.Н. направлено налоговое уведомление № 27994483 от 15 июля 2019 года об уплате указанного налога в срок до 1 декабря 2019 года.

В разделе налогового уведомления «Информация, необходимая для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (реквизиты платежа)» кроме банковских данных получателя платежа, указан и УИН (уникальный идентификатор начисления) за № 18203023196004507627.

П. 5 ст. 2 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) является организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Из представленной административным ответчиком квитанции следует, что 15 ноября 2019 года в организации предоставления государственных и муниципальных услуг - АУ АО «МФЦ» Поповым В.Н. был уплачен транспортный налог в сумме 10920 руб. Получателем платежа в квитанции указана МИФНС России № 5 по Астраханской области. В квитанции содержатся сведения об ИНН, ОКТМО, счете получателя платежа, а также данные плательщика Попова В.Н., полностью соответствующие сведениям, отраженным в налоговом уведомлении.

Кроме того, платежная квитанция отражает и сведения об уникальном идентификаторе начисления, который полностью совпадает с УИН, указанным в уведомлении об уплате налога № 27994483 от 15 июля 2019 года, направленном Попову В.Н. административным истцом.

Соответственно, произведенный Поповым В.Н. платеж, при наличии имеющихся в платежном документе реквизитов, несмотря на отсутствие в нем данных о налоговом периоде, полностью позволял идентифицировать его как платеж Попова В.Н. за транспортный налог за 2018 год.

При этих обстоятельствах МИФНС не имела правомочий относить уплаченный Поповым В.Н. налог к налогу за 2014 год, тем более, что ранее требований к Попову В.Н. о взыскании налога за 2014 год не предъявлялось, а он, согласно квитанции от 24 сентября 2015 года заплатил транспортный налог за 2014 год, который МИ ФНС № 5 был без объяснения причин направлен в счет погашения налога за 2013 год.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что Попов В.Н. своевременно и в полном объеме выполнил обязанность по уплате налога и поэтому требования МИФНС о взыскании с него данного платежа и пени являются необоснованными и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Астраханской области к Попову Виктору Николаевичу о взыскании налогов и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления его полного текста.

Решение изготовлено при помощи компьютера в совещательной комнате 8 декабря 2021 года.

Судья Н.Ш. Джумалиев