НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черноморского районного суда (Республика Крым) от 29.02.2024 № А-285/2024

УИД 91RS0-59

Дело а-285/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2024 года.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

29 февраля 2024 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.

при секретаре - Кирильчук Е.А.

с участием представителя процессуального истца - Ермоленко М.В.

представителя Черноморского района - Шейхаметовой Л.Л.

представителя МБОУ - Дейлид А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым административное дело, по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Черноморского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Оленевская средняя школа» о признании незаконными действия и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым Давыдко А.В., в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Черноморского района, МБОУ «Оленевская средняя школа» о понуждении к совершению определенных действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Черноморского района проведена проверка исполнения МБОУ «Оленевская средняя школа имени Мещерякова Ивана Егоровича» законодательства направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры. В ходе проведенной проверки в июне 2022 года установлено, что МБОУ «Оленевская средняя школа», которое расположено по адресу: Республика Крым, Черноморский район, с. Оленевка, ул. Ленина, 39, относится к объектам социальной инфраструктуры. Должностными лицами общеобразовательного учреждения не обеспечено размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также административное здание учреждения не оборудовано специальным пандусом. Изложенные нарушения нашли свое отражение в представлении прокуратуры района от 27.06.2022 Прдр-20350028-229-22/-20350028, внесенное в адрес МБОУ «Оленевская средняя школа». Согласно ответу МБОУ «Оленевская средняя школа», от 08.07.2022 № 476/01-19, указанное представление рассмотрено и удовлетворено, с целью устранения нарушений в администрацию Черноморского района направлено ходатайство на дополнительное финансирование. Вместе с тем, в ходе повторных проверочных мероприятий в ноябре 2023, в порядке контроля устранения выявленных нарушений установлено, что изложенные МБОУ «Оленевская средняя школа», сведения в ответе от 21.07.2022 не соответствуют действительности, в частности вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены. Поскольку учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Черноморский район, функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация Черноморского района Республики Крым и деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем, истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Черноморского района Республики Крым, выразившееся в невыполнении требований, изложенных в предписании прокуратуры от 27.06.2022 Прдр-20350028-219-22/-20350028; обязать администрацию Черноморского района Республики Крым в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ «Оленевская средняя школа», на приобретение и размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также обеспечить финансирование оборудования образовательного учреждения пандусом; обязать МБОУ «Оленевская средняя школа», обеспечить приобретение и размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также оборудовать образовательное учреждение пандусом.

В судебном заседании представитель процессуального истца – ФИО3 настаивала на заявленных требованиях по основаниям указанным в иске, пояснила, что в настоящее время не исполнено представление прокуратуры в адрес МБДОУ «Детский сад «Теремок» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого приложена к иску, в иске описка - ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала, что делается всё возможное для установки в МБДОУ «Детский сад «Теремок» мнемосхем.

Представитель МБОУ «Оленевская средняя школа» ФИО4 в судебном заседании полагала необходимым выполнять требования действующего законодательства, предоставила суду письменный отзыв на исковые требования и документы, подтверждающие выполнение Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках предоставленных ей полномочий; пояснила, что без финансирования со стороны администрации Черноморского района они не могут исполнить Представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснила, что в настоящее время в Оленевкой средней школе нет детей и сотрудников с проблемами по зрению и передвижению.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1, ч.8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено, что процессуальный истец обратился в суд в установленные законом процессуальные сроки.

Судом установлено, что во исполнение соблюдения законодательства направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры, прокуратурой Черноморского района проведена проверка в МБОУ «Оленевская средняя школа», по результатам которой установлено, что должностными лицами общеобразовательного учреждения не обеспечено размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также административное здание учреждения не оборудовано специальным пандусом.

Изложенные нарушения нашли свое отражение в представлении прокуратуры района от 27.06.2022 Прдр-20350028-222-22/-20350028, внесенное в адрес МБОУ «Оленевская средняя школа» (л.д.12).

Судом установлено, что 06.07.2022 исх. № 474/01-19 МБОУ «Оленевская средняя школа» в адрес начальника отдела образования молодежи и спорта направила Ходатайство на дополнительное финансирование на сумму 309050,00 рублей, необходимых для адаптации и повышения доступности здания инвалидам и другим маломобильным группам населения (л.д.50).

Согласно ответу администрации МБОУ «Оленевская средняя школа» от 08.07.2022 № 476/01-19, указанное представление рассмотрено и удовлетворено, с целью устранения нарушений в администрацию Черноморского района направлено ходатайство на дополнительное финансирование (л.д. 49).

Судом установлено, что в ходе повторных проверочных мероприятий в ноябре 2023 года, в порядке контроля устранения выявленных нарушений установлено, что изложенные МБОУ «Оленевская средняя школа», сведения в ответе от 21.07.2023 не соответствуют действительности, в частности вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Судом установлено, что 19.01.2024 исх. № 16/01-19 МБОУ «Оленевская средняя школа» в адрес заместителя начальника отдела образования молодежи и спорта направила Ходатайство на дополнительное финансирование на сумму 453030,00 рублей, необходимых для адаптации и повышения доступности здания инвалидам и другим маломобильным группам населения (л.д.59).

Судом установлено, что только 24.01.2024 заместитель начальника отдела образования, молодёжи и спорта, во исполнение представления прокурора Черноморского района Республики Крым «Об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав и интересов инвалидов», с целью обеспечения досягаемости и беспрепятственного перемещения лиц с ограниченными возможностями внутри зданий образовательных учреждений Черноморского района Республики Крым ходатайствует перед Заместителем главы администрации Черноморского района, Начальником финансового управления администрации Черноморского района о выделении дополнительных средств, требуемых для закупки и установки базовых элементов «Доступная среда» на общую сумму 2117735,00 рублей, в том числе МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А.» на сумму 453030 рублей (л.д.31).

Часть 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации, установлено, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384) доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В целях реализации указанных выше положений утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и так далее.

Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП « 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Пунктом 6.1.2 Свода правил установлено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах (п. 6.5.9 Свода правил).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена необходимость оборудования входов в здания объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (детей-инвалидов), например, кнопкой вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду, а также обеспечение помещения соответствующими информационными мнемосхемами, дополнительными знаками, таблицами, поскольку является необходимым, для соблюдения требований указанного выше Федерального закона № 384-ФЗ.

МБОУ «Оленевская средняя школа» является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением.

Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Черноморский район. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация Черноморского района Республики Крым. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем.

Судом установлено, что администрацией Черноморского района Республики Крым с 06.07.2022 (с момента подачи Ходатайства на дополнительное финансирование) не обеспечено финансирование на размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, также, образовательное учреждение не оборудовано пандусом.

Суду не предоставлено доказательств того, что подготовлено соответствующее ходатайство на Министерство финансов Республики Крым для исполнение представления прокурора Черноморского района Республики Крым «Об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав и интересов инвалидов» от 27.06.2022 Прдр-20350028-219-22/-20350028; судом установлено длящееся бездействие со стороны администрации Черноморского района (с 06.07.2022 по настоящее время).

Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

На основании вышеизложенного, в судебном заседании установлено бездействие администрации Черноморского района Республики Крым, которое влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Довод представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оленевская средняя школа» о том, что в школе нет детей и сотрудников с ограниченными возможностями, суд не принимает во внимание, так как данная категория граждан ограничена в доступе к образовательному учреждению.

На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-186 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Черноморского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Оленевская средняя школа» о признании незаконными действия и понуждении совершить определенные действия, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Черноморского района Республики Крым, выразившееся в невыполнении требований, изложенных в предписании прокуратуры от 27.06.2022 Прдр-20350028-219-22/-20350028.

Обязать администрацию Черноморского района Республики Крым в течение одного финансового года, со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование МБОУ «Оленевская средняя школа» на приобретение и размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также обеспечить финансирование оборудования образовательного учреждения пандусом.

Обязать МБОУ «Оленевская средняя школа», обеспечить приобретение и размещение для инвалидов по зрению при входе информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также оборудовать образовательное учреждение пандусом.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.П. Ильичева