Дело № 2-747/2021
УИД 19RS0002-01-2021-000991-20
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селяевой Елены Васильевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
с участием истца Селяевой Е.В., представителя ответчика
Лапиной А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Селяева Е.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее – УПФР в г. Черногорске (межрайонное), пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии. Требования мотивированы тем, что 17 декабря 2020 года она обратилась в УПФР в г. Черногорске (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением УПФР в г. Черногорске (межрайонное) от 27 января 2021 года № 23 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Селяевой Е.В. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Полагала, что пенсионным органом необоснованно не был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ряд периодов ее работы. Просила обязать УПФР в г. Черногорске (межрайонное) включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
- с 1 декабря 1993 года по 1 апреля 1994 года в должности музыкального руководителя Детского ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги;
- с 13 ноября 2000 года по 20 марта 2001 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе;
- с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 января 2009 года по 24 января 2009 года, с 9 марта 2009 года по 30 мая 2009 года, с 1 июня 2009 года по 27 июня 2009 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе;
- с 4 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 9 декабря 2002 года по 21 декабря 2002 года, с 13 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 12 января 2004 года по 30 января 2004 года, с 17 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 5 декабря 2005 года по 16 декабря 2005 года, с 10 января 2006 года по 28 января 2006 года, с 18 сентября 2006 года по 29 сентября 2006 года, с 10 января 2007 года по 30 января 2007 года, 19 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, с 28 мая 2007 года по 23 июня 2007 года, с 11 октября 2010 года по 22 октября 2010 года, с 7 февраля 2011 года по 19 февраля 2011 года, с 11 апреля 2011 года по 22 апреля 2011 года, с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, с 16 февраля 2015 года по 26 февраля 2015 года, с 19 марта 2018 года по 23 марта 2018 года; с 17 декабря 2020 года по 30 декабря 2020 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе.
Также просила определить дату возникновения 25-летнего стажа на 30 декабря 2020 года.
Определением суда от 31 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Расцветская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Расцветская СОШ»).
В судебном заседании истец Селяева Е.В. поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что с 13 ноября 2000 года вышла из декретного отпуска и приступила к работе. Не знает, по какой причине работодателем не были указаны сведения о льготном характере в отдельные периоды работы. Считает, что поскольку обязанность по представлению этих сведений возложена на работодателя, то контроль за правильностью уплаты страховых взносов должен осуществлять пенсионный орган, право лица на досрочное назначение страховой пенсии, в случае представления недостоверных сведений, не должно быть нарушено. Также полагала, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включения в специальный страховой стаж, поскольку за ней сохранялось рабочее место и производилось начисление средней заработной платы.
Представитель ответчика по доверенности Лапина А.А. иск не признала, поддержала принятое пенсионным органом решение по приведенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что представленная в суд уточненная справка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Расцветская средняя общеобразовательная школа» не была представлена ответчику. Кроме того, имеются разночтения в сведениях, указанных в карточках-справках по заработной плате. В отношении требований о включении периодов повышения квалификации указала, что эти периоды могут быть включены только в судебном порядке, так как изменения в пенсионное законодательство были внесены до принятия ответчиком оспариваемого решения.
Представитель третьего лица муниципального бюджетного образовательного учреждения «Расцветская средняя общеобразовательная школа» директор Печенкина М.А. до перерыва в судебном заседании пояснила, что истец осуществляет трудовую деятельность в образовательном учреждении. В 1999 году истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 13 ноября 2000 года истец приступила к работе. В тот период времени начисление заработной плату и представление отчетности и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляла администрация. В дальнейшем начисление школа сама стала направлять отчетность в пенсионный фонд, почему отсутствовала у истца льготная кодировка, пояснить не может.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
17 декабря 2020 года Селяева Е.В., полагая, что имеет стаж работы, необходимый для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении данной пенсии.
Решением УПФР в г. Черногорске (межрайонное) от 27 января 2021 года Селяевой Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Учтенный пенсионным органом педагогический стаж работы Селяевой Е.В. в учреждениях для детей составил 23 года 1 месяц 8 дней.
В специальный стаж Селяевой Е.В. пенсионным органом не засчитаны, в том числе периоды ее работы: с 1 декабря 1993 года по 1 апреля 1994 года в должности музыкального руководителя Детского ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги, в связи с тем, что отсутствуют сведения о занятии штатной должности в период работы; с 13 ноября 2000 года по 20 марта 2001 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, переименованной на основании решения Регистрационной палаты Усть-Абаканского района от 15 ноября 2000 года № 291 в МУ Расцветская средняя общеобразовательная школа, переименованной на основании приказа от 14 ноября 2001 года № 305/1 в МБОУ «Расцветская средняя общеобразовательная школа», в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, 28 мая 1999 года рождения, до достижения им возраста полутора лет; с 4 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 9 декабря 2002 года по 21 декабря 2002 года, с 13 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 12 января 2004 года по 30 января 2004 года, с 17 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 5 декабря 2005 года по 16 декабря 2005 года, с 10 января 2006 года по 28 января 2006 года, с 18 сентября 2006 года по 29 сентября 2006 года, с 10 января 2007 года по 30 января 2007 года, 19 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, с 28 мая 2007 года по 23 июня 2007 года, с 11 октября 2010 года по 22 октября 2010 года, с 7 февраля 2011 года по 19 февраля 2011 года, с 11 апреля 2011 года по 22 апреля 2011 года, с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, с 16 февраля 2015 года по 26 февраля 2015 года, с 19 марта 2018 года по 23 марта 2018 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, переименованной на основании решения Регистрационной палаты Усть-Абаканского района от 15 ноября 2000 года № 291 в МУ Расцветская средняя общеобразовательная школа, переименованной на основании приказа от 14 ноября 2001 года № 305/1 в МБОУ «Расцветская средняя общеобразовательная школа», по причине нахождения на курсах повышения квалификации; с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 января 2009 года по 24 января 2009 года, с 9 марта 2009 года по 30 мая 2009 года, с 1 июня 2009 года по 27 июня 2009 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, переименованной на основании решения Регистрационной палаты Усть-Абаканского района от 15 ноября 2000 года № 291 в МУ Расцветская средняя общеобразовательная школа, переименованной на основании приказа от 14 ноября 2001 года № 305/1 в МБОУ «Расцветская средняя общеобразовательная школа», поскольку в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемых работодателями, отсутствует кодировка, подтверждающая работу в особых условиях труда.
Не согласившись с решением пенсионного органа об исключении из специального стажа названных периодов трудовой деятельности, Селяева Е.В. обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» п. 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В Списке от 6 сентября 1991 года № 463, подлежащем применению к периоду работы Селяевой Е.В. с 1 декабря 1993 года по 1 апреля 1994 года в должности музыкального руководителя Детского ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги, в разделе «Наименование учреждений» к детским дошкольным учреждениям относятся все типы, в том числе сады – ясли. В разделе «Наименование должностей» этого же списка указана должность воспитатель, должность музыкального руководителя не поименована.
Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 39) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно архивной справке от 27 января 2020 года *** Ковалева (Селяева) Е.В. принята музыкальным руководителем с 25 ноября 1993 года постоянно, уволена 1 апреля 1994 года.
Из справки от 25 сентября 2020 года *** следует, что в списках работников ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги за 1994 год фамилия Селяева (Ковалева) Е.В. не значится, так как списки составлены на 30 ноября 1994 года (позже даты увольнения). Тарификационные списки ясли-сада № 89 и ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги за 1993 год, а также карточки формы Т-2 на уволенных работников на хранение не поступали, местонахождение неизвестно.
Несмотря на отсутствие в Списке от 6 сентября 1991 года № 463 должности «музыкальный руководитель», суд приходит к выводу, что период работы Селяевой Е.В. музыкальным руководителем с 1 декабря 1993 года по 1 апреля 1994 года в должности музыкального руководителя Детского ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги подлежит зачету в специальный стаж в силу следующего.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пользуются те работники, чьи должности предусмотрены соответствующими Списками, при условии, если они работают в учреждениях, поименованных в этих же Списках. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктами 10, 11, 43 названных Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из трудовой книжки Селяевой Е.В., а также архивной справки следует, что она занимала должность музыкального руководителя на постоянной основе. Отсутствие в архиве списков работников за 1993 год, тарификационных списков и личной карточки работника не свидетельствует о том, что истец работала не на штатной должности.
Кроме того, возможность включения периодов трудовой деятельности без занятия штатной должности предусмотрена п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.
При названных обстоятельствах, у ответчика не имелось оснований для исключения данного периода из специального стажа, в связи с чем спорный период подлежит включению в судебном порядке.
В Списке от 22 сентября 1999 года № 1067, подлежащем применению к периоду работы Селяевой Е.В. с 13 ноября 2000 года по 20 марта 2001 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, в разделе «Наименование учреждений» (пункт 1) к общеобразовательным учреждениям отнесена средняя общеобразовательная школа. В разделе «Наименование должностей» этого же списка поименована должность учитель (пункт 1).
Селяева Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 29 ноября 1999 года, следовательно данный период трудовой деятельности подлежит включению в специальный стаж на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
На возможность включения в специальный страховой стаж периодов осуществления трудовой деятельности, в случае наличия недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета обращено внимание в ряде решений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (от 6 мая 2019 года № 16-КГ19-6, от 15 февраля 2021 года № 16-КГ20-31-К4 и других).
При этом право лица, оспаривающего содержание сведений индивидуального (персонифицированного) учета, может быть защищено как в рамках отдельной судебной процедуры (путем предъявления самостоятельного иска), так и в рамках дела об оспаривании решения пенсионного органа.
Как следует из имеющейся в материалах пенсионного дела справки «Расцветская СОШ» от 17 декабря 2020 года № 204, Селяева Е.В. с 20 сентября 1999 года по 20 марта 2021 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.
Селяевой Е.В. названный отпуск был предоставлен на основании приказа от 30 сентября 1999 года № 62.
Не соглашаясь с отказом ответчика во включении в специальный страховой стаж периода с 13 ноября 2000 года по 20 марта 2001 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, истец представил в материалы гражданского дела приказ от 8 ноября 2000 года, в соответствии с которым Селяева Е.В. считается вышедшей из декретного отпуска с 13 ноября 2000 года, с нагрузкой: 15 часов учебной нагрузки, 3 факультатива, 1 час вспомогательной работы.
По запросу суда МБОУ «Расцветская СОШ» была предоставлена справка от 17 мая 2021 года № 99, аналогичная по содержанию справке, имеющейся в материалах пенсионного дела.
В дальнейшем, после привлечения МБОУ «Расцветская СОШ» в качестве третьего лица, была представлена справка от 17 мая 2021 года № 99, согласно сведениям в которой Селяева Е.В. с 20 сентября 1999 года по 13 ноября 2000 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.
Также в материалы дела представлена справка Администрации Расцветовского сельсовета от 17 июня 2021 года № 1241, из которой следует, что Селяевой Е.В. в должности учителя музыки Расцветской средней школы, с ноября 2000 года по декабрь 2000 года, января 2001 года по декабрь 2001 года производилось начисление заработной платы и отчисление страховых взносов в пенсионный фонд, что подтверждает дело № 46 «Карточка-справка по заработной плате работников муниципального образования», дело № 47 «Карточка-справка по заработной плате работников муниципального образования».
Данные сведения подтверждаются представленными в материалы дела Карточками-справками за 2000 и за 2001 годы.
Кроме того, Селяевой Е.В. представлена справка Администрации Расцветовского сельсовета от 17 июня 2021 года, которая подтверждает начисление и выплату ей заработной платы в спорный период, отчисление страховых взносов.
Из материалов пенсионного дела видно, что Селяевой Е.В. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставлялся в связи с рождением Селяева И.В., 28 мая 1999 года рождения.
В соответствии с п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 (далее именуется Список), включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191.
Ставки заработной платы педагогических работников (за исключением работников учреждений начального и среднего профессионального образования) выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы): за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю: учителям V - XI (XII) классов образовательных учреждений.
Оценивая представленные истцом доказательства, подтверждающие работу истца в учреждении и должности, предусмотренной Списком от 22 сентября 1999 года № 1067, выполнение Селяевой Е.В. нормы рабочего времени (учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, уплату работодателем страховых взносов, достижение Селяевым И.В., 28 мая 1999 года рождения, возраста полутора лет 28 ноября 2000 года, в то время как согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета продолжительность данного отпуска была определена по 20 марта 2001 года, суд приходит к выводу, что спорный период подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
Отказывая во включении в специальный страховой стаж периодов с 4 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 9 декабря 2002 года по 21 декабря 2002 года, с 13 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 12 января 2004 года по 30 января 2004 года, с 17 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 5 декабря 2005 года по 16 декабря 2005 года, с 10 января 2006 года по 28 января 2006 года, с 18 сентября 2006 года по 29 сентября 2006 года, с 10 января 2007 года по 30 января 2007 года, 19 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, с 28 мая 2007 года по 23 июня 2007 года, с 11 октября 2010 года по 22 октября 2010 года, с 7 февраля 2011 года по 19 февраля 2011 года, с 11 апреля 2011 года по 22 апреля 2011 года, с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, с 16 февраля 2015 года по 26 февраля 2015 года, с 19 марта 2018 года по 23 марта 2018 года, пенсионный орган исходил из того, что истец в данное время трудовую деятельность не осуществлял, так как находился на курсах повышения квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 322 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» дополнено пунктом 3(1).
Согласно п. 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с требованиями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя их приведенных норм, прохождение соответствующего обучения на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца, нахождение истца в командировках, на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, методических объединениях, в ученических отпусках было обусловлено необходимостью подтверждения ее квалификационной категории как педагогического работника. В спорные периоды за истцом сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились необходимые страховые отчисления в Пенсионный фонд.
Таким образом, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы повышения квалификации, в учебные отпуска, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
На основании изложенного требования истца о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежат удовлетворению.
В качестве основания для отказа во включении в специальный страховой стаж периодов с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 12 января 2009 года по 24 января 2009 года, с 9 марта 2009 года по 30 мая 2009 года, с 1 июня 2009 года по 27 июня 2009 года, пенсионный орган в решении указал на отсутствие кодировки в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающей работу в особых условиях.
Из справок МБОУ «Расцветская СОШ» от 17 декабря 2020 года № 204 и от 17 мая 2021 года № 99 следует, что с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года Селяева Е.В. находилась в учебных отпусках с сохранением заработной платы.
Предоставление данных отпусков также подтверждается приказами МБОУ «Расцветская СОШ».
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков названными Правилами не урегулирован.
Согласно п. 2 указанных выше Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 12 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что непосредственно периодам предоставления отпусков и сразу после них, как видно из сведений индивидуального (персонифицированного) учета, следовали периоды трудовой деятельности, которые включены пенсионным органом в специальный страховой стаж в бесспорном порядке, суд приходит к выводу о необходимости включения периодов с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года в специальный страховой стаж.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По данным индивидуального (персонифицированного) учета периоды работы истца с 12 января 2009 года по 24 января 2009 года, с 9 марта 2009 года по 30 мая 2009 года, с 1 июня 2009 года по 27 июня 2009 года не отнесены работодателем к особым условиям труда.
Принимая во внимание установленный законом порядок исчисления страхового стажа, отсутствие льготной кодировки, указывающей на особые условия труда, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований во включении в специальный страховой стаж периодов с 12 января 2009 года по 24 января 2009 года, с 9 марта 2009 года по 30 мая 2009 года, с 1 июня 2009 года по 27 июня 2009 года.
Суд также полагает необходимым обратить внимание, что истец может обратиться к работодателю, в случае имеющихся неточностей в сведениях индивидуального персонифицированного учета для их корректировки.
Таким образом, на дату обращения в пенсионный орган, специальный страховой стаж истца составляет 24 года 7 месяцев 3 дня.
В соответствии с ч. 1.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 в 2021 году срок назначения досрочной страховой пенсии по старости не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Оценка пенсионных прав застрахованного лица, в силу положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ принадлежит Пенсионному фонду Российской Федерации.
Судебной защите в силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Между тем, правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода с 17 декабря 2020 года по 30 декабря 2020 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе не имеется, поскольку при наличии в 2021 году 25 лет педагогического стажа, право на назначение пенсии появится у Селяевой Е.В. только через 36 месяцев, то есть в 2024 году, следовательно истец не лишена возможности обратиться в пенсионный орган с заявлением для определения ее пенсионных прав и включения периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж.
Требуя включить данный период, истец фактически просит суд подменить пенсионный орган, однако право истца, в связи с отдаленностью даты возникновения права на назначение пенсии, не нарушено, оснований для включения спорного периода не имеется.
По этим же основаниям, в связи с отсутствием у истца не менее 25 лет стажа педагогической работы в учреждениях для детей как на дату обращения в пенсионный орган, так и по состоянию на 30 декабря, учитывая, что оценка пенсионных прав не проводилась, оснований для установления даты возникновения 25-летнего стажа, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) включить Селяевой Елене Васильевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды:
- с 1 декабря 1993 года по 1 апреля 1994 года в должности музыкального руководителя Детского ясли-сада № 67 ст. Абакан Красноярской железной дороги;
- с 13 ноября 2000 года по 20 марта 2001 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, переименованной на основании решения Регистрационной палаты Усть-Абаканского района от 15 ноября 2000 года № 291 в МУ Расцветская средняя общеобразовательная школа, переименованной на основании приказа от 14 ноября 2001 года № 305/1 в МБОУ «Расцветская средняя общеобразовательная школа»;
- с 4 февраля 2002 года по 23 февраля 2002 года, с 9 декабря 2002 года по 21 декабря 2002 года, с 13 октября 2003 года по 25 октября 2003 года, с 12 января 2004 года по 30 января 2004 года, с 9 февраля 2004 года по 21 февраля 2004 года, с 7 июня 2004 года по 19 июня 2004 года, с 10 января 2005 года по 29 января 2005 года, с 17 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 5 декабря 2005 года по 16 декабря 2005 года, с 10 января 2006 года по 28 января 2006 года, с 18 сентября 2006 года по 29 сентября 2006 года, с 10 января 2007 года по 30 января 2007 года, 19 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, с 28 мая 2007 года по 23 июня 2007 года, с 11 октября 2010 года по 22 октября 2010 года, с 7 февраля 2011 года по 19 февраля 2011 года, с 11 апреля 2011 года по 22 апреля 2011 года, с 26 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, с 16 февраля 2015 года по 26 февраля 2015 года, с 19 марта 2018 года по 23 марта 2018 года в должности учителя музыки в Расцветской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе, переименованной на основании решения Регистрационной палаты Усть-Абаканского района от 15 ноября 2000 года № 291 в МУ Расцветская средняя общеобразовательная школа, переименованной на основании приказа от 14 ноября 2001 года № 305/1 в МБОУ «Расцветская средняя общеобразовательная школа».
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2021 года