НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черногорского городского суда (Республика Хакасия) от 29.04.2019 № 2А-658/19

Дело № 2а-658/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,

при секретаре Елешиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия к Точиловой И.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени,

с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия Селяевой Н.С., действующей на основании доверенности от 07.05.2018,

административного ответчика Точиловой И.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Точиловой И.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 25 727,70 руб., в том числе: недоимки по страховым взносам на ОПС за 2017 г. в размере 21 320 руб., пени по страховым взносам на ОПС за 2017 года в размере 188,68 руб.; недоимки по страховым взносам на ОМС за 2017 г. в размере 4 182 руб., пени по страховым взносам на ОМС за 2017 г. в размере 37,02 руб. Требования мотивированы тем, что Точилова И.Н. осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 15.07.1996 по 28.11.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРИП и является плательщиком страховых взносов. Прекратив предпринимательскую деятельность, Точилова И.Н. в сроки, установленные законодательством, не уплатила страховые взносы в фиксированном размере. По истечении срока уплаты страховых взносов Точиловой И.Н. направлено требование за 2017 г., которое в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налоговым органом к мировому судье г. Черногорска с заявлением о выдаче судебного приказа, который впоследствии 12.09.2018 был отменен.

В судебном заседании представитель Инспекции Селяева Н.С. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Точилова И.Н. в судебном заседании возражала против заявленных административным истцом требований, пояснила, что налоговым органом ей не было разъяснено, что в случае прекращения предпринимательской деятельности необходимо было написать заявление, чем предоставила письменные возражения на административное исковое заявление. Указала, что налоговый орган знал о том, что она сняла с учета кассовый аппарат и кассовый журнал, представила нулевую декларацию, свидетельствующую о том, что она не занимается предпринимательской деятельностью.

Выслушав представителя Инспекции, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

С 01 января 2017 года за ФНС России закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с пп. 2 и. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании п.1 и п. 9 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом плательщику страховых взносов требования об уплате страховых взносов.

На основании пп. 1,2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 г.) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного пп. 3 и. 2 ст. 425 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу п.6 ст.69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату (неуплату) страховых взносов начислены пени.

Материалами дела установлено, что Точилова И.Н. осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 15.07.1996 по 28.11.2017, что следует из выписки ЕГРИП от 28.02.2019. Вид деятельности торговля.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.В соответствии со п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст. 70 НК РФ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

На имя Точиловой И.Н. налоговым органом было направлено требование № 856 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на 19.01.2018 в общей сумме 25 727, 70 руб.

Требование Точиловой И.Н. в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налоговым органом к мировому судье судебного участка г. Черногорска Республики Хакасия с заявлением на выдачу судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 1 г. Черногорска Республики Хакасия по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-1-1735/2018 от 20.08.2018.

Однако в связи с поступлением возражений от должника определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Черногорска Республики Хакасия от 12.09.2018 вышеуказанный судебный приказ отменен.

Согласно расчету административного истца задолженность Точиловой И.Н. по уплате обязательного пенсионного страхования за 2017 год составила:

(7 500,00 руб. (МРОТ на 01.01.2017 г.)* 26 % (тариф) х 10 месяцев (01.01.2017 -31.10.2017)= 19 500,00 руб.

(7 500,00 руб. (МРОТ на 01.01.2017 г.)* 26 % (тариф) х 28 дней (01.11.2017 - 28.11.2017)/30 дней) = 1 820 руб.

Итого: 19 500,00 руб. + 1 820,00 руб. = 21 320,00 руб.

Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017-21 320,00 руб.;

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. - 188,68 руб. (за период с 14.12.2017 по 16.01.2018 ).

Соответственно, фиксированный размер страхового взноса, подлежащий уплате за 2017 г. составит на ОМС:

(7 500,00 руб. (МРОТ на 01.01.2017 )* 5,1 % (тариф) х 10 месяцев (01.01.2017 - 31.10.2017)= 3 825,00 руб.

(7 500,00 руб. (МРОТ на 01.01.2017 г.)* 5,1 % (тариф) х 28 дней (01.11.2017 - 28.11.2017) /30 дней) = 357,00 руб.

Итого: 3 825,00 руб. + 357,00 руб. = 4 182,00 руб.

Недоимка на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 - 4 182,00 руб.;

Пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 - 37,02 руб. (за период с 14.12.2017 по 16.01.2018).

Сумма задолженности за 2017 год составляет: 21 320,00 руб. + 188,68 руб. + 4 182,00 руб. + 37,02 руб. = 25 727,70 руб.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела следует, что сумма задолженности Точиловой И.Н. по налогам и пене превысила 3 000 руб. после предъявления Инспекцией требования № 856 от 19.01.2018 со сроком уплаты до 16.02.2018.

Заявление о вынесении судебного приказа предъявлено Инспекцией в пределах шести месяцев со дня окончания срока исполнения требования.

Административное исковое заявление предъявлено Инспекцией в суд также в пределах шестимесячного срока (06.03.2019) со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (12.09.2018).

Таким образом, срок на взыскание задолженности Инспекцией не пропущен.

Исследованные в судебном заседании письменные доказательства подтверждают, что у ответчика возникла обязанность по уплате задолженности по страховым взносам и пени на ОПС и ОМС, данная обязанность налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнена в полном объеме.

При этом доводы административного ответчика Точиловой И.Н. о том, что, представление «нулевой» декларации, а также снятие с учета кассового аппарата и кассового журнала свидетельствуют о неосуществлении ею предпринимательской деятельности, в связи с чем начисление любых налогов и взносов является незаконным, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), а также п.п. 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В случае если индивидуальный предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности, в соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Закона №129-ФЗ он обязан обратиться в налоговый орган и представить:

а) подписанное заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документ об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно п. 7.2 ст. 83 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со ст. 419 НК РФ, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (места пребывания – при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятие с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Выполненный Инспекцией расчет недоимки и пени судом проверен и признан верным.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика Точиловой И.Н. в соответствии подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 971,83 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Взыскать с Точиловой И.Н., проживающей по адресу: ***, задолженность по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 25 727,70 руб., в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 21 320 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 188,68 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 4 182 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 37,02 руб.

Взыскать с Точиловой И.Н., проживающей по адресу: ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 971,83 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.О. Бастракова

Справка: мотивированное решение составлено 06.05.2019.