НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черногорского городского суда (Республика Хакасия) от 26.08.2021 № 2-1450/2021

УИД 19RS0002-01-2021-002345-32 Дело № 2-1450/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Бойко А.В.,

с участием истца Макаровой И.П.,

представителя ответчика Серебряковой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Ирины Павловны к Администрации г. Черногорска о взыскании материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Макарова И.П. обратилась в суд с иском к Администрации г. Черногорска о взыскании суммы невыплаченной материальной помощи в размере 56 816,4 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что с 22.03.1994 по 06.03.2020 истец работала в Администрации г. Черногорска, являлась муниципальным служащим. В 2107-2020 гг. истец получила материальную помощь в общей сумме 94 694 руб. 00 коп., при этом ее выплата производилась без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, в связи с чем ей была не доплачена материальная помощь в размере 56 8165 руб. 40 коп.

В судебном заседании истец Макарова И.П. требования поддержала по вышеизложенным основаниям, возразила против заявления ответчика о пропуске срока обращения в суд, пояснив, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку о возможности перерасчета материальной помощи ей стало известно в июне 2021 г. от С.Г.В., которая рассказала, что в декабре 2020 года состоялось решение Черногорского городского суда Республики Хакасия о взыскании суммы недоплаченной материальной помощи по аналогичному делу.

Представитель ответчика Серебрякова П.А. против удовлетворения иска возражала, в своих устных объяснениях и письменных возражениях на иск указала, что с учетом положений ст.ст. 10, 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации материальная помощь не входит в заработную плату, следовательно, начисление на материальную помощь районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд, поскольку работник был уведомлен о размере материальной помощи и удержанных в связи с ее выплатой налогов путем передачи расчетного листа за соответствующие периоды, следовательно, работник не мог не знать о том, что материальная помощь к отпуску начислялась не должным образом, и имел право в течение года со дня соответствующих выплат обратиться в суд. Кроме того, в связи с расторжением трудового договора с истцом спорные выплаты не могут быть произведены, поскольку находятся за пределами фонда оплаты труда и лимитов бюджетных ассигнований на оплату труда работников.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) указано в том числе право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью 3 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что все работодатели (физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Частью 4 ст. 57 ТК РФ определено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.

Согласно ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные правовые положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с п. 1 постановления Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Как следует из материалов дела, 30.12.2003 между Администрацией г. Черногорска и Макаровой И.П. заключен трудовой договор № 41, в соответствии с которым Макаровой И.П. предоставлена возможность прохождения муниципальной службы на должности ведущей группы – начальника отдела благоустройства Администрации г. Черногорска.

Согласно пункту 5.1 5 трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.05.2018) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы согласно штатному расписанию в размере 10 636 руб. в месяц; производятся выплаты районного коэффициента и северной надбавки, надбавки за классный чин.

Муниципальному служащему предусмотрены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; материальная помощь, выплачиваемая один раз в год перед отпуском или стационарным лечением в размере двух должностных окладов; ежемесячная премия по результатам работы. Работодателем может быть установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда (п. 5.2 трудового договора).

Дополнительным соглашением от 19.07.2018 к трудовому договору от 30.12.2003 № 41 должностной оклад с 01.07.2018 установлен в размере 12 763.

Дополнительным соглашением от 09.01.2020 к трудовому договору от 30.12.2003 № 41 должностной оклад с 01.01.2020 установлен в размере 13 312 руб. в месяц, с 01.10.2020 – 13 711 руб. в месяц.

Из приказов от 24.01.2017 № 12, от 09.01.2018 № 3, от 17.01.2019 № 12, от 09.01.2020 № 5, расчетных листков истца за январь 2017 года, январь 2018 года, январь 2019 года, январь 2020 года, реестров на оплату от 12.01.2018 № 4, от 28.01.2019 № 34, от 14.01.2020 № 2, списка перечисляемой в банк зарплаты от 27.01.2017, расчета выплаты материальной помощи к отпуску следует, что в 2017-2020 г.г. Макаровой И.П. выплачена материальная помощь к отпуску в общей сумме 94 694 руб. (21 272 руб. + 21 272 руб. + 25 526 руб. + 26 624 руб.).

Расчет материальной помощи произведен без учета районного коэффициента и северной надбавки, что представителем ответчика не оспаривается.

Вместе с тем, согласно Положению о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Черногорска, утвержденному решением Совета депутатов г. Черногорска от 18.09.2007 № 67, денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных выплат (п. 1.3 Положения).

К дополнительным выплатам относится в том числе материальная помощь, выплачиваемая один раз в год перед отпуском или стационарным лечением в размере двух должностных окладов (п. 3.5 Положения).

Формирование годового фонда оплаты труда в части выплаты денежного содержания осуществляется исходя из предельной штатной численности муниципальных служащих, должностных окладов, учитываемых при формировании фонда оплаты труда, и дополнительных выплат, предусмотренных разделом 3 настоящего Положения. Фонд оплаты труда формируется с учетом средств, необходимых для выплаты районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Республике Хакасия (п. 3.6 Положения).

При таких обстоятельствах суд признает неправомерными действия Администрации г. Черногорска по выплате истцу материальной помощи к отпуску за 2017-2020 гг. в размере, определенном без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия.

Обоснованность выполненного истцом расчета задолженности представителем ответчика не оспаривается.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска по следующим мотивам.

Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 2-П).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, и обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 ТК РФ).

В соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Как указано в статье 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 ТК РФ).

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1, 2 и 3 ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

В абзаце третьем пункта 16 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям").

В абзаце пятом пункта 16 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений ст. 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Как следует из материалов дела, истец уволена из Администрации г. Черногорска в марте 2020 г., обратилась в суд с настоящим иском в июле 2021 года, то есть по истечении одного года со дня увольнения, при этом просила взыскать в ее пользу недоплаченные ей суммы за период 2017-2020 гг.

В судебном заседании истец заявила о пропуске срока обращения в суд по уважительным причинам.

Исследуя положения трудового договора, суд отмечает, что в соответствии с установленными им правилами оплаты труда Макаровой И.П. производится выплата материальной помощи, выплачиваемой раз в год перед отпуском или стационарным лечением в размере двух должностных окладов, при этом сведений о том, что на нее подлежит начислению районный коэффициент и северная надбавка, в трудовом договоре не имеется.

Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, не являясь специалистом в вопросах начисления заработной платы, добросовестно заблуждалась в том, что расчет полагающихся ей сумм производится работодателем верно.

Таким образом, несмотря на обоснованность доводов представителя ответчика о том, что срок обращения в суд по требованию о взыскании доплат подлежит исчислению с момента совершения соответствующих выплат, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска истцом данного срока.

Доводы Макаровой И.П. в части того, что о праве на получение спорных выплат ей стало известно лишь в июне 2021 года, работодателем не опровергнуты, что в совокупности с иными установленными судом обстоятельствами является основанием для восстановления пропущенного срока.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 134-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Администрации г. Черногорска в пользу Макаровой Ирины Павловны сумму невыплаченной материальной помощи в размере 56 816 руб. 40 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Мотивированное решение составлено 02.09.2021.