НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черногорского городского суда (Республика Хакасия) от 19.02.2016 № 12-164/2015

Дело № 12-7/2016

РЕШЕНИЕ

на постановление по делу об административном правонарушении

г.Черногорск 19 февраля 2016 г.

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Ермак Л.В.,

при секретаре Парсаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе привлеченной к административной ответственности Железняковой С.Л., ***, гражданки РФ, работающей главным бухгалтером Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Залив» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, проживающей по адресу: ***.

на постановление Территориального Управления Росфиннадзора в Республике Хакасия от ***, которым Железнякова С.Л. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении руководителя ТУ Росфиннадзора в РХ Соловьевой Г.Г. *** от *** Железнякова С.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Железнякова С.Л. обратилась в суд с жалобой на постановление *** от ***, в которой просит отменить постановление по делу, производство по делу об административном правонарушении прекратить по следующим основаниям. Постановление было вынесено административным органом без учета конкретных обстоятельств. Основанием для отражения в бухгалтерском учета информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичными учетными документами по оплате налога на прибыль, транспортного налога и платы за загрязнение окружающей среды являются налоговая декларация и заявка на кассовый расход. Учитывая порядок и сроки предоставления налоговой декларации (по истечении отчетного периода), то отразить на счета 502.11 бюджетные обязательства по КБК 17101090509900852290 на 31 декабря 2013 года не представлялось возможным.

В судебном заседании Железнякова С.Л. жалобу поддержала, по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании представитель ТУ Росфиннадзора в РХ Румпа Е.О., действующая на основании доверенности от ***, выразила не согласие с жалобой, предоставила отзыв на жалобу, из которого следует, что принятые в соответствии с законом путем начисления налогов бюджетные обязательства подлежат учету на счете 502 00. Учреждением 31.12.2013 произведено начисление налога на прибыль в сумме 24 350 руб., платы за загрязнение окружающей среды и транспортного налога в сумме 21 638,14 руб. в общей сумме 45 988,14 руб., что подтверждается карточками счетов 303.05, 303.03. Таким образом, учреждением 31.12.2013 приняты бюджетные обязательства путем начисление указанных налогов. Следовательно, принятые бюджетные обязательства должны быть отражены 31.12.2013 на счете 502.11. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 502 11 за 2013 год принятые бюджетные обязательства не отражены учреждением на указанном счете. Своевременное отражение принятых бюджетных обязательств по счету 502 получает отражение в силу пункта 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, в Отчете о бюджетных обязательствах ф. 0503128, при анализе которой главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может узнать о том, что получателем бюджетных средств допущено превышение лимитов бюджетных обязательств при их принятии. Таким образом, рассматриваемое правонарушение влечет искажение отчетных данных (ф. 0503128), а также вводит в заблуждение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который не может увидеть из отчета данное нарушение.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого постановления, изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Железнякову С.Л., представителя ТУ Росфиннадзора в РХ, суд приходит к следующему.

Факт правонарушения и вина Железняковой С.Л. в его совершении подтверждаются: приказом *** от *** о назначении Железняковой С.Л. главным бухгалтером ФГУ комбинат «Залив»; должностной инструкцией главного бухгалтера ФГУ комбинат «Залив»; расчетом налога на прибыль организаций; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 г.; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 г.; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 г.; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 г.; налоговой декларацией по транспортному налогу за 2013 год; налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций за 2013 год; актом выездной проверки (ревизии) от ***; протоколом об административном правонарушении, согласно которого ФГКУ комбинат «Залив» Росрезерва не отражены 31 декабря 2013 года на счете 502.11 бюджетные обязательства на общую сумму 45 988 руб. 14 коп., принятые на 2013 год по КБК 17101090509900852290 путем начисления налога на прибыль в сумме 24350 руб., платы за загрязнение окружающей среды и транспортного налога в сумме 21 638 руб. 14 коп.; постановлением о назначении административного наказания *** от ***.

Из диспозиции статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Как следует из материалов дела, установлено судом, Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Залив» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является казенным учреждением, а соответственно получателем бюджетных средств.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу *** от *** Железнякова С.Л. назначена главным бухгалтером ФГУ комбинат «Залив».

Из должностной инструкции главного бухгалтера ФГУ комбинат «Залив» следует, Железнякова С.Л. обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бюджетного учета и хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов.

Исходя из изложенного, главный бухгалтер Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Залив» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является субъектом ответственности за соблюдение порядка учета бюджетных обязательств, которая предусмотрена КоАП РФ.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектом учета) регламентируется пунктами 318 - 320 раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» Инструкции № 157н.Согласно пункту 318 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей в проверяемый период) счет 502 00 «Принятые обязательства» предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, принятые в силу Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства подлежат учету на счете 502 00.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Из указанных норм следует, что принятые бюджетные обязательства подлежат отражению на счете 502 00 (в том числе 502 10 «Санкционирование по текущему финансовому году») при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Как следует из материалов дела, Учреждением 31.12.2013 произведено начисление налога на прибыль в сумме 24 350 руб., платы за загрязнение окружающей среды и транспортного налога в сумме 21 638,14 руб. в общей сумме 45 988,14 руб., что подтверждается карточками счетов 303.05, 303.03, балансом Учреждения на 01.01.2014.

Согласно данным карточки-счета 502 11 за 2013 год принятые бюджетные обязательства не отражены Учреждением на счете 502 11.

Таким образом, Учреждением 31.12.2013 не отражены в бухгалтерском учете на счете 502.11 принятые бюджетные обязательства, выразившиеся в начислении налога на прибыль, платы за загрязнение окружающей среды и транспортного налога.

Согласно Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

В соответствии с учетной политикой, утвержденной приказом Учреждения №231 от 29.12.2012, документами являющимися основанием для принятия бюджетных обязательств по налогам являются налоговые регистры (п. 5 приложение № 16 к приказу) (л.д. 108).

Согласно ст. 314 Налогового кодекса РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы, при этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации.

Согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, то есть является отчетной формой.

Из изложенного следует, что налоговая декларация не является основанием для отражения принятого бюджетного обязательства в бухгалтерском учете юридического лица.

Утверждение заявителя о том, что по состоянию на 31 декабря 2013 года она не могла объективно отразить принятые обязательства по налогу на прибыль, транспортному налогу, платы за загрязнение окружающей среды, поскольку эти данные могут быть получены после отчетного периода опровергается проводками за декабрь 2013 года (л.д. 105), карточкой счета 303.05 за 2013 г. (л.д. 106-107), из которых следует, что у главного бухгалтера Железняковой С.Л. по состоянию на 31 декабря 2013 г. эти данные имелись и были отражены на других счетах.

Постановлением ТУ Росфиннадзора в РХ *** от ***, Железнякова С.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Железняковой С.Л. свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Совершенное Железняковой С.Л. нарушение порядка учета бюджетных обязательств, пренебрежительное отношение должностного лица к публичным обязанностям не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.

Действия Железняковой С.Л. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, то есть нарушение должностным лицом казенного учреждения порядка учета бюджетных обязательств.

Постановление о привлечении Железняковой С.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Железняковой С.Л. в пределах, установленных санкцией статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах полагать, что Железнякова С.Л. незаконно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.7 КоАП РФ, у суда не имеется.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствия в действиях Железняковой С.Л. состава административного правонарушения, или вызывающих сомнение в совершении ей вмененного административного правонарушения, в материалах дела не содержится.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении руководителя ТУ Росфиннадзора в РХ Соловьевой Г.Г. *** от *** оставить без изменения, жалобу Железняковой С.Л. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней.

Судья Л.В. Ермак