НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черниговского районного суда (Приморский край) от 23.03.2022 № 2А-164/2022

№ 2а-164/2022

УИД: 25RS0033-01-2022-000191-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

23 марта 2022 года

Черниговский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Бурик Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Идиятуллиной Т.В.,

с участием

и.о. прокурора Черниговского района Кремлевой-Гричишкиной А.Г.,

представителя административного ответчика ФИО2<адрес>ФИО14, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица – ФИО2<адрес>ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора ФИО11<адрес> в защиту интересов Российской Федерации к ФИО2<адрес> о признании незаконным бездействия ФИО2<адрес>, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих, о возложении обязанности устранить нарушения требований ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" при замещении должностей: руководителя аппарата ФИО2<адрес>; начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; начальника правового управления ФИО2<адрес>; начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

и.о. прокурора ФИО11<адрес> обратилась в суд с названным административным иском, указав, что <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что в нарушение Федерального закона от 02.03.2017 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>», Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденного решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА, без проведения конкурса, в условиях отсутствия обстоятельств, при которых конкурс на замещение должностей муниципальной службы не проводится, приняты на службу следующие муниципальные служащие: ДД.ММ.ГГГГФИО4 на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>; ФИО15 на должность главного специалиста 1 разряда отдела земельных и имущественных отношений ФИО2<адрес>; ДД.ММ.ГГГГФИО8 на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; ДД.ММ.ГГГГФИО5 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ДД.ММ.ГГГГФИО9 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ДД.ММ.ГГГГФИО6 на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>; ДД.ММ.ГГГГФИО7 на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей работе по профилактике противодействия коррупции в ФИО2 муниципального района, что не способствует устранению причин и условий, порождающих коррупцию, а также формированию нетерпимого отношения к коррупции. Не проведение конкурса на указанные должности препятствует равному доступу граждан к муниципальной службе.

По факту выявленных правонарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ФИО3<адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, нарушения закона не устранены. Согласно ответу ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ представление подлежит удовлетворению, подтвержден факт принятия на службу муниципальных служащих без проведения конкурса, нарушения приняты к сведению, после выявленного нарушения, муниципальные служащие принимаются на службу в соответствии с Положением «О конкурсе в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>».

Вместе с тем, допущенные ФИО2<адрес> нарушения закона, изложенные в представлении не устранены, конкурс на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>; на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; на должность заместителя ФИО3<адрес>; на должность заместителя ФИО3<адрес>; на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>; на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес> не проведен.

Указанное явилось основанием для инициирования вопроса о повторном рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО10<адрес> в ответе указано, что представление прокурора подлежит удовлетворению частично, главный специалист 1 разряда отдела земельных и имущественных отношений ФИО15 уволена с занимаемой должности.

В удовлетворении представления прокурора ФИО11<адрес> в отношении иных должностей, указанных в представлении прокурора, ФИО2<адрес> отказано.

Таким образом, бездействие ФИО10 выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих: ФИО4 на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>, ФИО8 на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>, ФИО5 на должность заместителя ФИО3<адрес>, ФИО9 на должность заместителя ФИО3<адрес>, ФИО6 на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>, ФИО7 на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес> следует признать незаконным, указывает на коррупционный фактор со стороны должностных лиц ФИО2<адрес>, что является недопустимым и подлежит устранению.

Неисполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» нарушает интересы Российской Федерации.

На основании изложенного, ссылаясь на ст. 39 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие ФИО2<адрес>, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих, о возложении обязанности устранить нарушения требований ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" при замещении должностей: руководителя аппарата ФИО2<адрес>; начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; начальника правового управления ФИО2<адрес>; начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>.

И.о. прокурора ФИО11<адрес>ФИО16 в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика - ФИО2<адрес>ФИО14 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать полностью, представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что в силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Из части 1 статьи 46 Устава ФИО11<адрес> следует, что поступление на муниципальную службу, освобождение от замещаемой должности муниципальной службы и увольнение с муниципальной службы производится по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Из положений Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ч. 1 ст. 17) и принятого в соответствии с ним Закона Приморского края от 04.06.2007 № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» (ст. 9), устанавливающих порядок поступления на муниципальную службу, следует, что при замещении должности муниципальной службы заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Исключение составляют должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с выполнением отдельных государственных полномочий, где заключению трудового договора в обязательном порядке предшествует конкурс.

При этом основным способом поступления гражданина на муниципальную службу является назначение на должность муниципальной службы и решение о проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы, которое принимается на усмотрение представителя нанимателя (работодателя).

Также указывает, что Положением «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденным решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА, устанавливается порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы. Положение не содержит императивные нормы, обязывающие в безусловном порядке проводить конкурс на замещение должности муниципальной службы.

Положения Устава ФИО11<адрес>, имеющие большую юридическую силу по отношению к иным муниципальным правовым актам, также не содержат императивных норм, обязывающих представителя нанимателя (работодателя) проводить конкурс на замещение должностей муниципальной службы.

В силу правовой неопределенности, учитывая противоречие муниципального правового акта Думы ФИО11<адрес> требованиям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ и Устава ФИО11<адрес>, ФИО3<адрес> было принято решение о замещении вышеуказанных должностей без назначения конкурсных процедур в силу прямого указания закона, имеющего прямое действие на всей территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах непроведение конкурса на замещение должностей: руководителя аппарата ФИО2<адрес>; начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; начальника правового управления ФИО2<адрес>; начальника ГО и ЧС ФИО2<адрес>, не может рассматриваться как незаконное бездействие со стороны ФИО2<адрес>.

Также представитель административного ответчика представила дополнения к возражениям на административное исковое заявление, в которых, ссылаясь на части 2, 3 ст. 2, ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», указала, что надлежащим административным ответчиком по делу является ФИО3<адрес>.

Кроме того, отмечает, что в административном иске указано, что бездействие ФИО10, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих, указывает на коррупционный фактор со стороны должностных лиц ФИО2<адрес>. При этом не указано: какой конкретно коррупционный фактор в данном случае имеется и со стороны каких должностных лиц, что нарушает положения ч. 2 ст. 62 КАС РФ, неисполнение каких конкретно требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответчиком свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации, в чем конкретно в данном случае выражены интересы Российской Федерации, при наличии принципа самостоятельности местного самоуправления.

Также считает, что не проведение конкурса в данном случае не может рассматривать как незаконное бездействие, нарушающее требования ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, поскольку данная норма носит диспозитивный характер, на что прямо в ней указано.

Заинтересованное лицо ФИО4, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просила суд рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала позицию выраженную ФИО2<адрес> в представленных возражениях и дополнении.

Заинтересованное лицо ФИО6 о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения административного искового заявления, поддержал позицию выраженную ФИО2<адрес> в представленных возражениях и дополнении.

Заинтересованное лицо ФИО5 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просила суд рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала позицию выраженную ФИО2<адрес> в представленных возражениях и дополнении.

Заинтересованное лицо ФИО7, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержал позицию выраженную ФИО2<адрес> в представленных возражениях и дополнении.

Заинтересованное лицо ФИО8 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство, в котором просила суд рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала позицию выраженную ФИО2<адрес> в представленных возражениях и дополнении.

Заинтересованное лицо ФИО9 о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО2<адрес>ФИО17 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считая их не подлежащими удовлетворению, в обоснование указал, что в ФИО2<адрес> конкурс для постановки кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы не проводился, муниципальные служащие ФИО4, ФИО15, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО6ФИО7 в кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы не состояли. При принятии на муниципальную службу на вакантные должности данных сотрудников руководствовался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», где сказано о том, что конкурс в отношении данных лиц можно проводить, а можно и не проводить его. Что касается лиц, несущих гос.полномочия, то конкурс необходимо проводить. Существует понимание муниципальные должности и муниципальная служба. К муниципальным должностям относится ФИО2, председатель Думы, и с этого года председатель счётной комиссии, все остальные муниципальные служащие. В отношении муниципальных должностей объявляется конкурс. Конкурс объявляется на избрание председателя Думы, на избрание ФИО3, председателя Ревизионной комиссии. Есть муниципальные должности и муниципальные служащие. Они же относятся к муниципальным должностям. На основании распоряжений ФИО2<адрес> им принимались на работу муниципальные служащие. На момент принятия данного решения он руководствовался Законом «О муниципальной службе», Уставом, в связи с чем, считает, что муниципальные служащие были приняты на работу согласно законодательству. Муниципальных должностей до сентября 2021 года у них было две, затем дали еще должность.

С учетом надлежащего уведомления суд считает возможным на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, возражений и дополнений, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), регламентировано, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В пункте 2 части 2 указанной статьи 1 КАС РФ указано, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями ч. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца.

Из материалов дела усматривается, что на основании задания прокуратуры <адрес> прокурором ФИО11<адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ-П о проведении проверки ФИО2<адрес>, цель проверки: оценка соблюдения законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции, срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проверку поручено было провести помощнику прокурора ФИО11<адрес>ФИО18

Проверкой было установлено, что в нарушение Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденного решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА, на высшие и главные должности муниципальной службы приняты лица без проведения конкурса. В нарушение указанного Положения без проведения конкурса были приняты на службу ФИО5, ФИО9, ФИО4, ФИО6, ФИО15, ФИО7, ФИО8

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В соответствии с п. 2 указанной статьи порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Аналогичные положения предусмотрены Законом Приморского края от 04.06.2007 № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае».

Решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА принято Положение «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>» (далее - Положение), которое определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>, а также порядок формирования конкурсной комиссии.

Согласно Положению конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес> проводится в целях обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к муниципальной службе, а также право муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что конкурс в органе местного самоуправления ФИО11<адрес> объявляется на высшие и главные должности муниципальной службы, а также на ведущие должности муниципальной службы, если исполнение должностных обязанностей по ведущей должности связано с выполнением отдельных государственных полномочий. Кроме того, данным пунктом установлены случаи, когда конкурс не проводится: при заключении срочного трудового договора; при назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случае невозможности в соответствии с медицинским заключением исполнения им должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, высвобождения по сокращению штата или численности; при назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве.

Согласно Решению Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА к высшей группе должностей в ФИО2<адрес> относятся первый заместитель ФИО3 местной ФИО10, заместитель ФИО3 местной ФИО10, руководитель аппарата местной ФИО10, начальник управления; к главным группам должностей относятся начальник отдела, начальник отдела в управлении, заместитель начальника управления; к ведущей группе должностей относятся главные специалисты 1 – 2 разрядов, ведущий специалист 1 – 3 разрядов.

В нарушение вышеуказанных правовых норм без проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы приняты на службу ФИО5, ФИО9, ФИО4, ФИО6, ФИО15, ФИО7, ФИО8

ФИО5 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначена на должность муниципальной службы заместителя ФИО2<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО9 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначена на должность муниципальной службы заместителя ФИО2<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО4 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначена на должность муниципальной службы руководителя аппарата ФИО2<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО8 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначена на должность муниципальной службы начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначен на должность муниципальной службы начальника правового управления ФИО2<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО7 распоряжением ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-лс назначен на должность муниципальной службы начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ, с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО15ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность главного специалиста 1 разряда отдела земельных и имущественных отношений ФИО2<адрес>.

Документов, подтверждающих проведение конкурса на замещение должностей муниципальной службы в отношении вышеуказанных граждан, материалы дела не содержат.

По факту выявленных правонарушений прокуратурой района в адрес ФИО3<адрес> направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

В ответе ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на представление указано, что представление подлежит удовлетворению, подтвержден факт принятия на службу муниципальных служащих без проведения конкурса, указано, что муниципальные служащие приняты на службу без проведения конкурса в связи с кадровыми изменениями в составе комиссии по проведению конкурса и дефицитом кадров соответствующей квалификации. Выявленное нарушение устранено, муниципальные служащие принимаются на службу в соответствии с Положением «О конкурсе в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>».

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в декабре 2021 года, установлено, что меры по устранению нарушений в отношении сотрудников уже принятых на муниципальную службу без проведения конкурсной процедуры ФИО10 не приняты. Конкурс на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>; на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; на должность заместителя ФИО3<адрес>; на должность заместителя ФИО3<адрес>; на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>; на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес> не проведен.

В связи с чем, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ прокурор ФИО11<адрес> предложил ФИО2<адрес> вернуться к рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ исх. и сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах в прокуратуру района.

ФИО2<адрес> указанное представление прокурора ФИО11<адрес> было повторно рассмотрено. В ответе ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что представление прокурора в части обязательного проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы, подлежит удовлетворению частично.

Согласно ответу в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Согласно части 2 статьи 17 указанного закона порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Следовательно, к предмету правового регулирования представительного органа муниципального образования (Думы ФИО11<адрес>) отнесены полномочия об утверждении порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, как нормативного правового акта, регулирующего исключительно саму процедуру проведения конкурса, без отнесения к полномочиям Думы ФИО11<адрес> регулирования вопроса об определении перечня должностей муниципальной службы, в отношении которых проведение конкурса является обязательным.

Также порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы определен ст. 46 Устава ФИО11<адрес>, в соответствии с которой поступление на муниципальную службу, освобождение от замещаемой должности муниципальной службы и увольнение с муниципальной службы производится по основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Считают, что федеральными законами не установлен обязательный императивный порядок проведения конкурса в отношении должностных лиц, исполнение должностных обязанностей которых не связано с выполнением отдельных государственных полномочий. В связи с чем, орган местного самоуправления вправе сам принять решение о порядке замещения вакантных должностей муниципальной службы, в том числе и в порядке конкурса или без такового.

ФИО3<адрес>, являющийся нанимателем в отношении муниципальных служащих, исполнение должностных обязанностей которых не связано с выполнением отдельных государственных полномочий был вправе заключить трудовой договор без проведения процедуры конкурсного отбора.

В удовлетворении представления прокурора ФИО11<адрес> в части признания незаконным замещения вакантных должностей муниципальной службы в отношении муниципальных служащих, исполнение должностных обязанностей которых не связано с выполнением отдельных государственных полномочий, отказано.

В части назначения ДД.ММ.ГГГГ на муниципальную службу без проведения конкурса главного специалиста 1 разряда отдела земельных и имущественных отношений ФИО2<адрес>ФИО15, исполнение должностных обязанностей по которой связано с выполнением отдельных государственных полномочий <адрес>, представление удовлетворено. ФИО15 уволена с занимаемой должности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденного решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА, на высшие должности муниципальной службы приняты лица без проведения конкурса: ФИО5 на должность муниципальной службы заместителя ФИО2<адрес>, ФИО9 на должность муниципальной службы заместителя ФИО2<адрес>, ФИО4 на должность муниципальной службы руководителя аппарата ФИО2<адрес>, ФИО6 на должность муниципальной службы начальника правового управления ФИО2<адрес>, на должности муниципальной службы относящиеся к Главной группе должностей приняты лица без проведения конкурса: ФИО8 на должность муниципальной службы начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>, ФИО7 на должность муниципальной службы начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>, путём заключения с ними трудовых договоров.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о ненадлежащей работе по профилактике противодействия коррупции в ФИО2<адрес>, не способствует устранению причин и условий, порождающих коррупцию. Не проведение конкурса на указанные должности препятствует равному доступу граждан к муниципальной службе.

Бездействие административного ответчика является незаконным, нарушает интересы Российской Федерации, требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>», Положение «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденного Решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА.

В связи с не устранением нарушений требований действующего законодательства бездействие ФИО10, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих: ФИО4 на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>; ФИО8 на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; ФИО5 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ФИО9 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ФИО6 на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>; ФИО7 на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес> является незаконным, указывает на коррупционный фактор со стороны должностных лиц ФИО2<адрес>, что является недопустимым и подлежит устранению.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

И при таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования и.о. прокурора ФИО11<адрес> подлежат удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы не обязательно, являются ошибочными, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в данном случае, при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя, а от правил указанного Положения.

Указанное Положение разработано и принято в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Приморского края от 04.06.2007 № 82-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>», Уставом ФИО11<адрес> и конкретизирует порядок применения положений указанных законов.

Доводы возражений и дополнений о том, что ФИО2<адрес> не может являться административным ответчиком по данному делу, административным ответчиком должен быть ФИО3<адрес>, ошибочны, поскольку согласно п.1 ч.1 ст.19 Устава ФИО11 муниципального района <адрес>, принятого решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2<адрес> входит в структуру органов местного самоуправления ФИО11<адрес> и является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления ФИО11<адрес>.

Согласно ч.2 ст.31 Устава ФИО3<адрес> в качестве ФИО2<адрес> назначает и освобождает от должности первого заместителя ФИО2<адрес>, заместителей ФИО2<адрес>, руководителей структурных подразделений ФИО2<адрес>. Распоряжения ФИО2<адрес> о назначении на должности ФИО5, ФИО9, ФИО4, ФИО8, ФИО6, ФИО7 подписаны ФИО3<адрес> от имени ФИО2<адрес>, также трудовые договоры с указанными муниципальными служащими заключены ФИО2 муниципального района, именуемой «Работодатель» в лице ФИО2<адрес>ФИО17, действующего на основании Устава ФИО11 муниципального района, в связи с чем ФИО3 является представителем ФИО10 и исполняет свои обязанности от её имени.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

В ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ определены основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ФИО2<адрес> при издании распоряжений о приеме граждан на должность муниципальной службы должна руководствоваться принципом законности, установленном в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, однако, вопреки установленным законодательством требованиям, совершила действия по изданию распоряжений о назначении на должность муниципальной службы ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО6, ФИО7 без проведения конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих в нарушение Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ФИО11<адрес>», утвержденного решением Думы ФИО11<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-НПА, не обеспечив конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а также право муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление и.о. прокурора ФИО11<адрес>, в защиту интересов Российской Федерации, к ФИО2<адрес> о признании незаконным бездействия ФИО2<адрес>, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих, о возложении обязанности устранить нарушения требований ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" при замещении должностей: руководителя аппарата ФИО2<адрес>; начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; начальника правового управления ФИО2<адрес>; начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО2<адрес>, выразившееся в не проведении конкурса при трудоустройстве муниципальных служащих: ФИО4 на должность руководителя аппарата ФИО2<адрес>; ФИО8 на должность начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; ФИО5 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ФИО9 на должность заместителя ФИО3<адрес>; ФИО6 на должность начальника правового управления ФИО2<адрес>; ФИО7 на должность начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>.

Возложить обязанность на ФИО2<адрес> устранить нарушения требований ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должностей: руководителя аппарата ФИО2<адрес>; начальника отдела муниципальных закупок ФИО2<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; заместителя ФИО3<адрес>; начальника правового управления ФИО2<адрес>; начальника отдела ГО и ЧС ФИО2<адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Черниговский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2022 года.

Судья Ю.В. Бурик