НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 21.08.2023 № 2А-1455/2023

Административное дело № 2а-1455/2023

УИД 09RS0005-01-2023-000062-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2023 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Антонюк Е.В., при секретаре судебного заседания Зориной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-1455/2023 по административному исковому заявлению Гочияева Таулана Рашидовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании безнадежной к взысканию задолженности по обязательным платежам и санкциям и возложении обязанности списать сумму недоимки, заинтересованное лицо – УФССП России по КЧР, по встречному административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Гочияеву Таулану Рашидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Гочияев Т.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Карачаево-Черкесской Республике о признании безнадежной к взысканию задолженности по обязательным платежам и санкциям. В обоснование заявленных требований указано, что Гочияев Т.Р. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика. В декабре 2022 года он узнал о наличии задолженности по налогам, образовавшейся до 2021 года. По мнению истца, налоговым органом утрачена возможность взыскания начисленной задолженности, поскольку в установленные сроки налоговый орган не предпринимал мер для принудительного взыскания задолженности.

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец Гочияев Т.Р. просил суд: 1) признать сумму налогов, рассчитанных в требованиях , , , , , , , , , безнадежными к взысканию и обязанность по её уплате прекращенной; 2) обязать ответчика исключить соответствующие записи о задолженности из лицевого счета Гочияева Т.Р.

Определением Малокарачаевского районного суда КЧР от 28.02.2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Карачаево-Черкесской Республике надлежащим ответчиком – Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – УФНС России по КЧР).

От административного ответчика поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, которое ответчик считает необоснованным, ссылаясь на принятые налоговым органом меры по взысканию задолженности с Гочияева Т.Р., просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Определением от 26.06.2023 г. (протокольно) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП России по КЧР.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик предъявил административному истцу встречное административное исковое заявление о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени. В обоснование заявленных требований административный истец по встречному иску ссылается на то обстоятельство, что административный ответчик является налогоплательщиком и не исполняет надлежащим образом свои обязанности по уплате налогов.

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец по встречному административному иску просил суд взыскать с Гочияева Т.Р. недоимку по транспортному налогу в размере 81008,00 рублей и пени в размере 380,06 рублей.

От представителя административного истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) поступили письменные возражения относительно встречных исковых требований, которые ответчик не признал, указав, что судебные приказы были отменены в 2020 году, налоговый орган обращался в Малокарачаевский районный суд КЧР с административным исковым заявлением, однако в его принятии было отказано. Указанное определение налоговым органом не обжаловалось, и повторно с исковым заявлением налоговый орган не обращался. Ссылаясь на пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие уважительных причин для его восстановления, представитель административного истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) просил в удовлетворении встречных исковых требований отказать в полном объеме.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, в суд не явились, от представителя административного истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Текеева С.И. и представителя административного ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) Чотчаева А.А. поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, административный истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) и представитель заинтересованного лица о причинах неявки не сообщили.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Гочияев Т.Р. состоит на налоговом учете, являясь плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога ввиду наличия зарегистрированных на его имя следующих транспортных средств и объектов недвижимого имущества: автомобили марки Мерседес-Бенц, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 09.08.2016 г., дата утраты права – 27.03.2020 г.), Лада 210740, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 30.10.2018 г., дата утраты права – 13.12.2019 г.), Мерседес-Бенц, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 01.03.2016 г., дата утраты права – 14.02.2020 г.), Форд Фокус, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 30.04.2019 г.), Тойота Камри, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 28.05.2015 г., дата утраты права – 05.09.2018 г.), Мицубиси Pajero, государственный регистрационный номер (дата регистрации права – 19.08.2015 г., дата утраты права – 17.11.2015 г.); земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: КЧР, <адрес>.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог относится к региональным налогам. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налоговые ставки транспортного налога установлены Законом Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2016 г. № 76-РЗ «О транспортном налоге на территории Карачаево-Черкесской Республики».

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 НК РФ.

Главой 32 НК РФ регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата имущественного налога физическими лицами, в соответствии со статьей 400 которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1 ст. 401 НК РФ).

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ч. 2 ст. 401 НК РФ).

Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.

В соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 52, п. 1 и п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, ст. 408 и ст. 409 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество должна быть выполнена налогоплательщиком – физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым периодом по транспортному налогу, по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 393 и ст. 405 НК РФ).

Как следует из материалов дела, за 2015 год налоговым органом исчислен транспортный налог на принадлежащие Гочияеву Т.Р. транспортные средства в размере 19983,00 рублей, земельный налог на принадлежащие ему земельные участки в размере 202,00 рублей, налог на имущество физических лиц в отношении принадлежащих Гочияеву Т.Р. объектов недвижимости в размере 168,00 рублей.

За 2016 год транспортный налог исчислен в размере 59168,00 рублей, земельный налог в размере 238,14 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей.

За 2017 год транспортный налог составил 82800,00 рублей, земельный налог – 246,00 рублей, налог на имущество физических лиц – 503,00 рублей.

За 2018 год транспортный налог исчислен в размере 81008,00 рублей, земельный налог в размере 246,00 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей.

За 2019 год транспортный налог составил 62245,00 рублей, земельный налог – 260,00 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 553,00 рублей.

За 2020 год транспортный налог исчислен в размере 11788,00 рублей, земельный налог в размере 261,55 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 608,00 рублей.

Представленные налоговым органом расчеты сумм налогов признаются судом правильными, поскольку расчеты произведены в соответствии с нормами действующего законодательства. Административным истцом по первоначальному иску (ответчиком по встречному иску) расчеты не оспаривались.

Транспортный налог, земельный налог и налог на имущество подлежат уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 2 п. 1 ст. 397 и ч. 1 ст. 409 НК РФ).

Налогоплательщику Гочияеву Т.Р. были направлены уведомления от 12.10.2016 г. о начислении за 2015 год транспортного налога в размере 19983,00 рублей, земельного налога в размере 202,00 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 168,00 рублей; от 21.09.2017 г. о начислении за 2016 год транспортного налога в размере 59168,00 рублей, земельного налога в размере 238,14 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей; от 14.08.2018 г. о начислении за 2017 год транспортного налога в размере 82800,00 рублей, земельного налога в размере 246,00 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей, от 01.08.2019 г. о начислении за 2018 год транспортного налога в размере 81008,00 рублей, земельного налога в размере 246,00 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей, от 01.09.2020 г. о начислении за 2019 год транспортного налога в размере 62245,00 рублей, земельного налога в размере 260,00 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 553,00 рублей, от 01.09.2021 г. о начислении за 2020 год транспортного налога в размере 11788,00 рублей, земельного налога в размере 261,55 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 608,00 рублей.

Как указано в ст. 58 НК РФ, подлежащая уплате сумма налога, уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (ч. 2 и ч. 6).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (п. 1 ст. 31 НК РФ).

В соответствии со ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, представляющее собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением административным истцом по первоначальному иску (ответчиком по встречному иску) обязанности по уплате обязательных платежей в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, налоговым органом произведено начисление пени и выставлены следующие требования: от 06.12.2017 г. об уплате за 2016 год транспортного налога в размере 59168,00 рублей и пени – 65,08 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей и пени в размере 0,55 рублей, земельного налога в размере 238,14 рублей и пени в размере 0,26 рублей в срок до 24 января 2018 года; от 31.01.2019 г. об уплате за 2017 год транспортного налога в размере 82800,00 рублей и пени – 1231,65 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей, земельного налога в размере 246,00 рублей в срок до 21 марта 2019 года; от 25.12.2019 года об уплате за 2018 год транспортного налога в размере 81008,00 рублей и пени в размере 380,06 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей и пени в размере 2,36 рублей, земельного налога в размере 246,00 рублей и пени в размере 1,15 рублей в срок до 05 февраля 2020 года; от 31.01.2020 г. об уплате пени по транспортному налогу в размере 15372,07 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3,88 рублей в срок до 25 марта 2020 года; от 13.02.2020 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 555,03 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1,35 рублей в срок до 07 апреля 2020 года; от 26.02.2020 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 537,82 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1,31 рублей в срок до 21 апреля 2020 года; от 21.07.2020 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 5547,00 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 13,49 рублей в срок до 17 ноября 2020 года; от 20.10.2020 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 2132,98 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6,51 рублей в срок до 15 декабря 2020 года; от 21.12.2020 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере 4446,00 рублей и пени в размере 11,97 рублей, транспортного налога за 2019 год в размере 62245,00 рублей и пени в размере 167,54 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 553,00 рублей и пени в размере 1,49 рублей, земельного налога в размере 260,00 рублей и пени в размере 0,70 рублей в срок до 03 февраля 2021 года.

В установленные сроки налогоплательщик не исполнил указанные требования, что явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов.

29 июня 2018 года мировым судьей судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР вынесен судебный приказ № 2а-674/2018 о взыскании с Гочияева Т.Р. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 48401,00 рублей.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа определением от 28.10.2019 года судебный приказ отменен.

Возбужденное на основании судебного приказа № 2а-674/2018 исполнительное производство -ИП прекращено постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.11.2019 г. в связи с отменой судебного приказа.

14 июня 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР вынесен судебный приказ № 2а-875/2019 о взыскании с Гочияева Т.Р. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 82800,00 рублей и пени в размере 1231,65 рублей, по земельному налогу в сумме 246,00 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 503,00 рублей.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа определением от 28.10.2019 года судебный приказ отменен.

Возбужденное на основании судебного приказа № 2а-875/2019 исполнительное производство -ИП прекращено постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.11.2019 г. в связи с отменой судебного приказа.

30 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР вынесен судебный приказ № 2а-1204/2020, согласно которому с Гочияева Т.Р. взыскана задолженность за 2018 год в размере 82139,42 рублей, в том числе: транспортный налог – 81008,00 рублей и пени – 380,06 рублей, налог на имущество физических лиц в сумме 303,00 рублей и пени в размере 02,36 рублей, земельный налог в сумме 246,00 рублей.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа определением от 22.09.2020 года судебный приказ отменен.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 09.10.2020 г. произведен поворот исполнения судебного приказа № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 г., мировой судья определил: взыскать с налогового органа в пользу Гочияева Т.Р. денежную сумму в размере 39194,15 рублей.

Не согласившись с указанным определением, налоговый орган обратился с частной жалобой.

Апелляционным определением Малокарачаевского районного суда КЧР от 02.03.2021 г. определение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 09.10.2020 г. отменено, вопрос о повороте исполнения судебного приказа разрешен по существу, Гочияеву Т.Р. отказано в повороте исполнения судебного приказа № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 г.

Возбужденное на основании судебного приказа № 2а-1204/2020 исполнительное производство -ИП окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.01.2021 г. в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.

21 июня 2021 года Гочияев Т.Р. повторно обратился к мировому судье с заявлением о повороте исполнения судебного приказа № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 г.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 16.07.2021 г. произведен поворот исполнения судебного приказа № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 г., мировой судья определил: взыскать с налогового органа в пользу Гочияева Т.Р. денежную сумму в размере 39194,15 рублей.

На указанное определение налоговым органом была подана частная жалоба с ходатайством о восстановлении срока обжалования.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 10.02.2022 г. в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи частной жалобы отказано, жалоба возвращена в УФНС России по КЧР.

Определение мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 16.07.2021 г. о повороте судебного приказа вступило в законную силу.

26 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР вынесен судебный приказ № 2а-1813/2020, согласно которому с Гочияева Т.Р. взыскана задолженность в размере 15932,33 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу – 15927,10 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 05,23 рублей.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа определением от 22.09.2020 года судебный приказ отменен.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 09.10.2020 г. произведен поворот исполнения судебного приказа № 2а-1813/2020 от 26.06.2020 г., мировой судья определил: взыскать с налогового органа в пользу Гочияева Т.Р. денежную сумму в размере 15927,10 рублей.

Не согласившись с указанным определением, налоговый орган обратился с частной жалобой.

Апелляционным определением Малокарачаевского районного суда КЧР от 02.03.2021 г. определение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 09.10.2020 г. отменено, вопрос о повороте исполнения судебного приказа разрешен по существу, Гочияеву Т.Р. отказано в повороте исполнения судебного приказа № 2а-1813/2020 от 26.06.2020 г.

Возбужденное на основании судебного приказа № 2а-1813/2020 исполнительное производство -ИП окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.01.2021 г. в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.

21 июня 2021 года Гочияев Т.Р. повторно обратился к мировому судье с заявлением о повороте исполнения судебного приказа № 2а-1813/2020 от 26.06.2020 г.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 16.07.2021 г. произведен поворот исполнения судебного приказа № 2а-1813/2020 от 26.06.2020 г., мировой судья определил: взыскать с налогового органа в пользу Гочияева Т.Р. денежную сумму в размере 15927,10 рублей.

На указанное определение налоговым органом подавалась частная жалоба с ходатайством о восстановлении срока обжалования.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 10.02.2022 г. в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи частной жалобы отказано, жалоба возвращена в УФНС России по КЧР.

Из прилагаемых к встречному исковому заявлению УФНС России по КЧР документов следует, что налоговым органом подавались административные исковые заявления о взыскании задолженности с Гочияева Т.Р.

Определениями Малокарачаевского районного суда КЧР от 03.12.2020 г., 23.12.2020 г., 11.03.2021 г., 23.03.2021 г. административные исковые заявления налогового органа были возвращены административному истцу.

Иных сведений об обращении налогового органа в суд в материалы дела не представлено.

Полагая, что налоговый орган утратил возможность для принудительного взыскания образовавшейся задолженности, Гочияев Т.Р. обратился с настоящим иском в суд.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (подп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).

Статьей 59 НК РФ определены в подп. 1 - 4.3 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).

По смыслу п. 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налоговым органом были выставлены Гочияеву Т.Р. требования об уплате обязательных платежей и санкций от 26.02.2020 г., от 21.07.2020 г., от 20.10.2020 г., от 21.12.2020 г., срок исполнения первого требования был установлен до 21 апреля 2020 года, срок исполнения крайнего требования – до 03 февраля 2021 года.

Сведений об обращении в суд с заявлениями о взыскании с Гочияева Т.Р. задолженности, отраженной в указанных требованиях, в материалах дела не имеется, доказательств, подтверждающих обращение в суд, налоговым органом не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом необходимых мер по принудительному взысканию с административного истца по первоначальному иску задолженности по обязательным платежам и санкциям административным ответчиком не представлено.

Как установлено судом, налоговым органом были поданы заявления о вынесении судебных приказов о взыскании с Гочияева Т.Р. задолженности в сумме 48401,00 рублей по требованию № 8634 от 06.12.2017 г. (судебный приказ № 2а-674/2018) и задолженности в сумме 84780,65 рублей по требованию № 1392 от 31.01.2019 г. (судебный приказ № 2а-875/2019). После отмены указанных судебных приказов определениями от 28.10.2019 года налоговый орган не обращался в суд с административным исковым заявлением о взыскании указанной задолженности. 29 апреля 2020 года срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании указанной суммы задолженности истек.

По требованию от 25.12.2019 г. вынесен судебный приказ №2а-1204/2020 о взыскании задолженности в сумме 82139,42 рублей.

По требованиям от 31.01.2020 г. и от 13.02.2020 г. вынесен судебный приказ № 2а-1813/2020 о взыскании задолженности в сумме 15932,33 рублей.

После отмены указанных судебных приказов определениями от 22.09.2020 года налоговый орган обращался в суд с административным исковым заявлением, которое было возвращено административному истцу, и повторно не подавалось.

В рамках настоящего дела налоговым органом предъявлено встречное исковое заявление о взыскании с Гочияева Т.Р. задолженности по обязательным платежам и санкциям в сумме 81388,06 рублей, в том числе: транспортный налог в размере 81008,00 рулей, пени в размере 380,06 рублей.

Указанная сумма соответствует сумме задолженности, в отношении которой был вынесен судебный приказ № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 года, отмененный определением от 22.09.2020 года.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регламентирован статьей 48 НК РФ.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.05.2021 г. № 1093-О, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Как следует из материалов дела, судебный приказ № 2а-1204/2020 от 30.04.2020 года отменен определением мирового судьи от 22.09.2020 года.

Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки начал исчисляться с 23 сентября 2020 года и истек 23 марта 2021 года.

Встречное административное исковое заявление подано налоговым органом 07 августа 2023 года, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В административном исковом заявлении содержится ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления о взыскании задолженности по определениям об отмене судебных приказов № 2а-1204/2020 и № 2а-1813/2020. В обоснование ходатайства указано, что по причине повторного разрешения мировым судьей заявления о повороте судебного приказа налоговый орган оказался в неравном положении и не имел возможности своевременно обратиться в суд.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы налогового органа, заявленные в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа, поскольку определения мирового судьи судебного участка № 2 Малокарачаевского судебного района КЧР от 16.07.2021 г. о повороте исполнения судебных приказов № 2а-1204/2020 и №2а-1813/2020 вступили в законную силу 09.08.2021 г.. Налоговый орган обратился в суд с настоящим встречным административным исковым заявлением лишь 07.08.2023 г., то есть по истечении двух лет. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 09.08.2021 г. по 07.08.2023 г. налоговый орган предпринимал активные действия к взысканию с Гочияева Т.Р. задолженности, суду не представлено.

Уважительных причин пропуска срока обращения с административным исковым заявлением судом не установлено.

Учитывая, что налоговый орган был осведомлен об отмене судебных приказов и имел возможность обратиться с административным исковым заявлением в суд, принимая во внимание длительность срока не обращения в суд (2 года), суд не может признать причины пропуска срока обращения в суд уважительными и не находит оснований для его восстановления.

Причины пропуска срока, на которые ссылается налоговый орган в обоснование своего заявления, а именно вынесение мировым судьей определений о повороте исполнения судебных приказов, не являются основанием для восстановления пропущенного срока. Следовательно, в восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления налоговому органу надлежит отказать.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 22 сентября 2020 года, то есть после отмены крайних судебных приказов, налоговый орган не обращался в суд с административным исковым заявлением к Гочияеву Т.Р.. С 03 февраля 2021 года, то есть после истечения срока исполнения крайнего требования об уплате налога, налоговым органом не принимались необходимые меры по принудительному взысканию с административного истца задолженности по обязательным платежам и санкциям.

Между тем, с учетом положений ст. 48 НК РФ сроки, установленные для принудительного взыскания с Гочияева Т.Р. спорной задолженности по обязательным платежам и санкциям, истекли. При этом сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлениями о взыскании указанной задолженности, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания спорной задолженности.

Следовательно, административный иск Гочияева Т.Р. к УФНС России по КЧР о признании невозможной к взысканию суммы налогов, рассчитанных в требованиях , , , , , , , , , и возложении обязанности исключить соответствующие записи из лицевого счета Гочияева Т.Р. подлежит удовлетворению.

В удовлетворении встречного административного искового заявления УФНС России по КЧР надлежит отказать по следующим основаниям.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из изложенных правовых норм, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что административным истцом по встречному иску пропущен срок обращения в суд без уважительной причины и судом отказано в восстановлении срока, суд приходит к выводу, что в удовлетворении встречного административного иска УФНС России по КЧР к Гочияеву Т.Р. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени надлежит отказать в полном объеме в связи с пропуском срока обращения в суд.

Как следует из материалов дела, административным истцом по первоначальному иску не уплачена государственная пошлина при подаче административного искового заявления.

В административном исковом заявлении содержится ходатайство административного истца о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и взыскании с административного ответчика расходов по уплате госпошлины.

Поскольку административное исковое заявление было принято к производству Малокарачаевского районного суда КЧР, суд полагает, что административному истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Статьей 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета (ч. 1). Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета (ч. 3).

Согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, для физических лиц составляет 300 рублей.

Из материалов дела видно, что административный истец Гочияев Т.Р. не освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, оснований для взыскания суммы государственной пошлины с административного ответчика не имеется.

Поскольку административным истцом при подаче иска государственная пошлина не уплачивалась, то в соответствии со статьями 103, 114 КАС РФ государственную пошлину надлежит взыскать с административного истца по первоначальному иску Гочияева Т.Р. в доход бюджета муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в размере 300,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Гочияева Таулана Рашидовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании безнадежной к взысканию задолженности по обязательным платежам и санкциям и возложении обязанности списать сумму задолженности удовлетворить.

Признать сумму налогов и санкций, рассчитанных в требованиях , , , , , , , , , безнадежной к взысканию налоговым органом с Гочияева Таулана Рашидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязанность по её уплате прекращенной.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике исключить соответствующие записи о суммах задолженности с лицевого счета Гочияева Таулана Рашидовича.

В удовлетворении встречного административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Гочияеву Таулану Рашидовичу о взыскании транспортного налога в размере 81008,00 рублей и пени в размере 380,06 рублей отказать.

Взыскать с Гочияева Таулана Рашидовича в доход бюджета муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда КЧР Е.В. Антонюк

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2023 года.