НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 20.06.2012 № 2-1450/12

Гражданское дело №2-1450/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики в составе: председательствующего судьи Негрий Н.С.,

с участием помощника Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Зиздок С.В.,

представителя ответчика Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» - Ростовской Н.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» - Тихого Л.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление лесами КЧР - Тохчуковой Ф.А., действующей на основании доверенности №09 от 11.01.2012г.,

при секретаре судебного заседания Кубановой М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской республики, действующего в защиту интересов Российской Федерации к Карачаево-Черкесскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставрополь-сетьэнергоремонт» о признании незаконными действий, выразившихся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов, признании незаконным бездействие, выразившееся в не провидении очистки от порубочных остатков мест рубок и обязании произвести в срок очистку от порубочных остатков лесных участков и разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор Карачаево-Черкесской республики, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» о признании незаконными действий, выразившиеся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов, признании незаконным бездействие, выразившееся в не провидении очистки от порубочных остатков мест рубок и обязании произвести в срок очистку от порубочных остатков лесных участков и разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ В обоснование своего иска указал, что Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды при осуществлении строительства объекта: Развитие туристско-рекреационного комплекса «Архыз». «Строительство линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», <адрес>. В ходе проверки выявлено, что работы по строительству линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна» ведутся на участках лесного фонда в отсутствие проекта освоения лесов при этом лесные участки, пройденные рубкой, захламлены порубочными остатками. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются, в том числе, лесным законодательством. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является осуществление строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В силу ч. 1 ст. 45 и ч. 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ при использовании лесов в указанных целях допускается вырубка дерёвьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов. В соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно п. 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. Проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами. В состав проекта освоения лесов включаются сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (в том числе строительству, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи). Статьей 22.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом РФ. В соответствии с п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N417, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. Пунктами 9, 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами КЧР и Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» заключены договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками, находящимися в федеральной собственности, под строительство, реконструкцию и эксплуатацию линейного объекта. Согласно пп. «а» и пп. «г» п. 2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ и пп. «а» и пп. «г» п. 2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ Лесопользователь - Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» имеет право: приступить к пользованию лесными участками после представления Уполномоченному органу - Управлению лесами КЧР в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации; на основании ст.ст. 9, 21, 45 Лесного кодекса РФ, в соответствии с проектом освоения лесов произвести вырубку деревьев, кустарников на лесном участке для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующего объекта. В соответствии с пп. «д» п. 2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ и пп. «д» п. 2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ Карачаево-Черкесскоеч республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» обязано осуществлять использование лесных участков на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении к вышеуказанным договорам, в частности осуществлять: - обеспечение пожарной безопасности в лесах, обеспечение санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, уход за лесами в соответствии с соответствующими Правилами и проектом освоения лесов. На обеспечение Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» разработки проекта освоения лесов и осуществление своей деятельности в строгом соответствии с ним указано также в постановлении Правительства КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении лесных участков в безвозмездное срочное пользование под строительство линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная поляна» с подстанцией и дорогой к ней и подводящего газопровода «Зеленчук - Архыз - Дукка» с целью осуществления рекреационной деятельности». Между тем, выявлено, что работы по строительству линии электропередач на лесных участках ведутся в отсутствие проекта освоения лесов, чем нарушены требования п. 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 223, а также пп. «а» и «г» п. 2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ и пп. «а» и «г» п. 2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Управлением лесами КЧР и Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства». Лесные декларации об использовании лесных участков, предоставленных договорами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в Управление лесами КЧР направлены. Кроме того, в ходе проверки выявлено, что участки, пройденные рубкой под строительство линии электропередач, не очищены от порубочных остатков. Опоры линии электропередачи на данных участках на момент проверки были установлены. На просеках очистка мест рубок от порубочных остатков (кустарников, пней, деревьев от вырубки) не произведена, охранные зоны захламлены древесными отходами. Таким образом, допускается нарушение: Лесного кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 223.Более того, выявлено, что в заключении государственной экспертизы на проектную документацию по проекту «Строительство линии электропередач В Л- 110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», <адрес>, Карачаево- Черкесская Республика» имеются следующие замечания по проекту: отсутствует информация о количестве образующихся отходов от вырубки деревьев (включая пни) и кустарников в процессе строительства при разрубке просек под опоры и подъездные пути к ним; отсутствует информация о способах утилизации указанных отходов. Материалы, подтверждающие устранение указанных замечаний не представлены. Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» с ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» заключен государственный контракт , согласно которому ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» является генеральным подрядчиком работ по строительству объекта: «Развитие туристско-рекреационного комплекса «Архыз». «Строительство линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», <адрес> которое обязано обеспечить в ходе строительства необходимые мероприятия по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также за свой счет осуществляет содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории. Также в сметную документацию включены работы по расчистке лесосеки от порубочных остатков, которые должны быть проведены. В соответствии со ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнять предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. В соответствии со ст.751 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Таким образом, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. Таким образом, ответственность за допущенное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды также должен нести генеральный подрядчик, то есть ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт». Таким образом, осуществление работ, связанных со строительством линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна» в отсутствие проекта освоения лесов, в отсутствие в проектной документации информации о количестве образующихся отходов от вырубки деревьев в процессе строительства при разрубке просек под опоры и подъездные пути к ним и способах их утилизации, а также не проведение своевременной очистки от порубочных остатков участков лесного фонда, пройденных рубкой, привели к захламлению лесных участков. Несоблюдение Правил пожарной безопасности в лесах и Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов затрагивает интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, предоставленных в безвозмездное срочное пользование под строительство линии электропередач договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, противоречит таким основным принципам лесного законодательства, как обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов. Неисполнение указанных норм приводит к повышению пожарной опасности в лесах, создают угрозу причинения существенного вреда лесному фонду. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просил: 1) признать незаконными действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов; 2) признать незаконным бездействие Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в не проведении очистки от порубочных остатков мест рубок в:

  • кварталах Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55, 57,58,61,62, 64;
  • кварталах Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30.

3) обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсеть-энергоремонт» произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ очистку от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», в частности: кварталов Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55,57,58,61,62, 64; кварталов Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30; 4) обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Управление лесами КЧР.

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора были уточнены, письменным заявлением, на основании которого, он просил: 1) признать незаконными действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов; 2) признать незаконным бездействие Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в не проведении очистки от порубочных остатков мест рубок в кварталах Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55, 57,58,61,62, 64 и в кварталах Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30; 3) обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести очистку от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», в частности: кварталов Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55,57,58,61,62, 64; кварталов Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30; 4) обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

В настоящем судебном заседании помощник Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Зиздок С.В. не поддержала исковые требования в части признания незаконными действий ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов, просила не рассматривать. В остальной части, изложенные ранее и уточненные ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель Карачаево-Черкесского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» Ростовская Н.О. просила отказать в удовлетворении исковых требованиях прокурора в части признания незаконными действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» выразившееся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов и обязании данного предприятия в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Указала, что в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ в случае заключения договоров безвозмездного срочного пользования лесным участком, находящимся в федеральной собственности проект освоения лесов на данный лесной участок не составляется. Также просила учесть, что в настоящее время срок действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком от ДД.ММ.ГГГГ уже истек, иной другой договор «Дирекция капитального строительства» с Управлением лесами КЧР не заключала. В удовлетворений требований прокурора о признании незаконным бездействие Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» выразившееся в не проведении очистки от порубочных остатков мест рубок в кварталах Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55, 57,58,61,62, 64 и в кварталах Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30 и обязании Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести очистку от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», в частности: кварталов Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55,57,58,61,62, 64; кварталов Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30 не возражала, просила только увеличить срок, предоставленный прокурором для очистки от порубочных остатков лесных участков вместо 1 продлить до 2 месяцев, так как они могут не успеть собрать за месяц имеющиеся порубочные остатки. Также показала, что из-за непостоянного финансирования строительства линий электропередачи «Зеленчукская-Лунная поляна» они не могут в срок очистить лес от порубочных остатков.

Представитель ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» Тихий Л.И. признал иск прокурора, просил только увеличить срок для очистки леса от порубочных остатков лесных участков до 2 месяцев.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления лесами КЧР, просила полностью удовлетворить иск прокурора.

Выслушав пояснения сторон, мнение третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В суде установлено, что государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием «Дирекция капитального строительства» (далее КЧРКП «Дирекция капитального строительства») именуемый «Заказчик» и ОАО «Ставропльсетьэнергоремонт» именуемый «подрядчик» установлено, что подрядчик обязуется выполнить все поручаемые заказчиком работы по объекту: «Развитие туристко-рекреационного комплекса «Архыз» «Строительство линий электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская-Луная поляна, <адрес>, Карачаево-Черкесская Республика» в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Данный контракт заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дополнительным соглашением к вышеуказанному государственному контракту был продлен срок выполнения работ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

На данный объект капитального строительства было дано ДД.ММ.ГГГГ Республиканским государственным учреждением «Управление государственной экспертизы в строительстве КЧР» положительное заключение государственной экспертизы.

Управлением лесами КЧР ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотренных материалов КЧРКП «Дирекция капитального строительства» было вынесено решение «О предоставлении лесных участков в безвозмездное срочное пользование под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная поляна» с целью осуществления рекреационной деятельности» КЧКП «Дирекция капитального строительства» были предоставлены лесные участки в безвозмездное срочное пользование на период строительства сроком до 1 года, расположенные на территории земель лесного фонда РГУ «Зеленчукское лесничество»:

">Зеленчукское участковое лесничество- квартал 47, части выделов 26, 27; квартал 51, части выделов 1, 2,3,15,16, 21;

Ермоловское участковое лесничество- квартал 1, части выделов 9, 28, 30; квартал 2, части выделов 19, 21; квартал 3, части выделов 2, 3, 11; квартал 4, части выделов 11, 12, 28, 33, 34, 35, 45; квартал 5, части выделов 2, 3, 5, 14, 15; квартал 7, выдел 1; квартал 9, части выделов 1, 2, 8; квартал 12, части выделов 21, 22, 25, 26, 28; квартал 13, части выделов 7, 8, 9,10,11,12; квартал 14, выдел 1; квартал 23, части выделов 3, 4, 6 9, 10, 12, 18. 20, 26, 28, 29, 32, 33, 34, 37: квартал 28, части выделов 7,8,22, 23, 24; квартал 29, части выделов 2,4, 5, 8; квартал 38, части выделов 1,25,34,35; квартал 47, части выделов 5, 6, 10, 16, 26; квартал 51, части выделов 1, 4, 5, 15; квартал 54, части выделов 37, 38; квартал 55, части выделов 1, 7, 9,15, 20; квартал 57, части выделов 17, 18, 34; квартал 58, части выделов 1, 2, 6, 15, 20, 21, 28, 30; квартал 61, части выделов 6, 14, 24, 28, 34; квартал 62, части выделов 8, 18, 19, 20, 27; квартал 64, часть выдела 24;

Архызское участковое лесничество, квартал 18, части выделов 13, 24; квартал 19, части выделов 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45; квартал 20, части выделов 30, 41; квартал 21, части выделов 40, 41; квартал 22, части выделов 38, 41, 42, 45, 46; квартал 23, части выделов 38, 39, 40, 41, 44, 45, 46; квартал 24, части выделов 43,44, 45, 46, 47, 48, 51; квартал 25, части выделов 44, 46, 47; квартал 26, части выделов 38, 39, 40; квартал 27, части выделов 51, 54, 55, 56, 58; квартал 29, части выделов 49, 50, 52; квартал 30, части выделов 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76,77,78; общая площадь участков - 117,647 га, в том числе площадь лесных участков, проходящих по территории земельных участков, кадастровый учет которых уже осуществлен, составляет 36,4253 га; площадь лесных участков подлежащих постановке на кадастровый учет составляет 81,2217 га. Вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

На основании указанного решения между Управлением лесами КЧР и КЧР КП «Дирекция капитального строительства» заключен ДД.ММ.ГГГГ договор безвозмездного срочного пользования лесными участками, находящимся в пределах лесного фонда указанные выше и расположенные в Зеленчукском, Ермоловском и Архызском участковых лесничествах на период строительства до ДД.ММ.ГГГГ

Управление лесами КЧР решением от ДД.ММ.ГГГГ предоставило КЧР КП «Дирекция капитального строительства» лесные участки Архызского участкового лесничества, квартал 11, часть выдела 72, 74; квартал 12, части выделов 63, 64, 65, 66, 67, 69; квартал 13. части выделов 45, 53, 54, 55, 56, 58: квартал 14, части выделов 45, 46, 47, 48, 49: квартал 15. части выделов 44, 46, 53, 57, 58, 60, 61; квартал 17, части выделов 14, 19, 27, 31, 33, 34, 36, 39, 40, 41, 42, 44; квартал 18, части ; выделов 22, 23, 24, 25, 30; общая площадь участков - 26,56 га. в безвозмездное срочное пользование на период строительства сроком до 1 года, расположенные на территории земель лесного фонда РГУ «Зеленчукское лесничества с видом использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. На основании данного решения, также был заключен второй договор безвозмездного срочного пользования вышеуказанными лесными участками, находящегося в Архызском участковом лесничестве на период строительства до ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно представленных кадастровых паспортов земельного участка видно, что вышеуказанные лесные участки Зеленчукского, Архызского и Ермоловского участковых лесничеств были поставлены на кадастровый учет в соответствии с требованиями закона.

Межрайонный природоохранный прокурор в своем иске полагает, что КЧРКП «Дирекция капитального строительства» ведет строительство линии электропередач на участках лесного фонда в отсутствие проекта освоения лесов, при этом ссылается на ст. 45 Лесного кодекса РФ и приказ Федерального лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. , которым утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.

В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.

Иное предусмотрено положениями ч.4 статьи 45 Лесного кодекса устанавливающими, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.

Согласно Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Согласно части 4 данного приказа проект освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в целях использования лесов для изыскательских работ, состоит из следующих разделов:

общие сведения;

сведения о лесном участке;

организация использования лесов;

мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

В разделе "Сведения о лесном участке" приводится в том числе и перечень предоставленных в аренду (в постоянное бессрочное пользование) входящих в состав лесного участка лесных кварталов, лесотаксационных выделов.Также указано, что в Раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные лесохозяйственном регламентом, договором аренды лесного участка или условиями представления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В п.20 Приложения к данному приказу указано, что в подразделе "Строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" указываются:

основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, тематическая лесная карта. Суд учитывает, что в разделе 3 приложения к указанному приказу установлен « Порядок разработки проекта освоения лесов».В соответствии с ним, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования. Проект освоения лесов составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.

Суд принимает во внимание, что п. 7 приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Также суд учитывает, что в разделах II ч.2.4 п. «б» договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками, находящимся в федеральной собственности ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, лесопользователь (КЧР КП «Дирекция капитального строительства») обязан осуществлять использование лесов в течение срока, действия данного договора в соответствии с лесной декларацией, в последствии после заключения договора постоянного (бессрочного) пользования или Договора аренды в соответствии с разработанным проектом освоения лесов.

Таким образом, в суд учитывает, что в настоящее время срок действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, никто из сторон данное обстоятельство не оспаривал. Как показал представитель Управления лесами КЧР, иной договор (аренды или постоянного бессрочного пользования) Управление с КЧР КП «Дирекция капитального строительства» не заключали. Данное обстоятельство подтверждает письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Начальник Управления лесами КЧР сообщает руководителю КЧР КП «Дирекция капитального строительства» о том, что действующее лесное законодательство не допускает данный вид пользования (постоянное бессрочное пользование) при строительстве линейных объектов.

В пункте 12 ст. 81 Лесного кодекса РФуказано, что в состав полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений входит и установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно ч.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №200-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст. 88). Данная статья устанавливает обязанность только для двух видов лесопользователей составлять проект освоения лесов. Из имеющихся 5 видов прав на лесные участки, установленных ст. ст. 8, 9 ЛК РФ, только лица, обладающие лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды, должны составлять проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.

На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора в части признания незаконными действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» выразившиеся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов и обязании данного предприятия в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования указанные в пункте 2 и 3 искового заявления о признании незаконным бездействие Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившееся в не проведении очистки от порубочных остатков мест рубок в кварталах Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55, 57,58,61,62, 64 и в кварталах Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30 и обязании Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсеть-энергоремонт» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести очистку от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», в частности: кварталов Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54,55,57,58,61,62, 64; кварталов Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, суд полагает, что они подлежат удовлетворению. При чем, судом учитывается, что ответчики признали данные исковые требования, указав основной причиной несвоевременной очистки от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна» отсутствие регулярного финансирования данного мероприятия.

При этом, суд учитывает, что согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 92-О.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным.

В ходе прокурорской проверки, проведенной на территории кварталов Зеленчукского, Архызского и Ермрловского участковых лесничеств совместно с и.о. начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по КЧР, государственным инспектором отдела контроля Управления Россельхознадзора по КЧР, начальником отдела экологического, геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по КЧР и замдиректора РГКУ «Зленчукское лесничество» обследована полоса отвода высоковольтных линий и прилегающие к ней участки, на которых в нарушение названного законодательства обнаружены порубочные остатки. На просеках очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена, охранные зоны захламлены древесными отходами (справка от ДД.ММ.ГГГГ) На момент рассмотрения данного иска в суде, как указала помощник прокурора, ситуация с очисткой мест рубок улучшилась, однако имеются еще неочищенные места и не вывезенные остатки древесных отходов.

Работниками РГКУ «Зеленчукское лесничество» в предписаниях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ указывалось на очистку просеки от порубочных остатков и устранение нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства». Также, в заключении государственной экспертизы на проектную документацию по проекту «Строительство линии электропередач В Л- 110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», <адрес>, Карачаево - Черкесская Республика» имеются следующие замечания по проекту: отсутствует информация о количестве образующихся отходов от вырубки деревьев (включая пни) и кустарников в процессе строительства при разрубке просек под опоры и подъездные пути к ним; отсутствует информация о способах утилизации указанных отходов. Материалы, подтверждающие устранение указанных замечаний не представлены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В статье 1 Лесного кодекса РФ определены основные принципы лесного законодательства, одним из которых является использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

В силу статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ (далее Кодекс) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Кодекса для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

Статьей 21 Кодекса установлено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для целей, указанных в этой статье, в частности для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В соответствии с ч. 5 настоящей статьи допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Согласно пункту 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Данное положение закреплено также в пунктах 21, 23, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160.

Пунктом 5 ст. 45 Лесного Кодекса определено, что порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», в силу п.15 которого, при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов. Также, согласно п.16 данных Правил, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:

регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;

восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

Кроме того, согласно главе 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

В соответствии с п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.

Обнаруженные в ходе проверки отходы обладают пожароопасными свойствами, повышают уровень природной пожарной опасности в лесах, что влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья, имущества в случае возникновения пожара.

Судом установлено, что ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» является генеральным подрядчиком работ по строительству объекта: Развитие туристско-рекреационного комплекса «Архыз». «Строительство линии электропередач ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», <адрес>, что следует из государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.751 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Таким образом, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований. Согласно ст. 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что ответственность за допущенное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды также должен нести и генеральный подрядчик - ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт». При этом, суд учитывает, что пп. 2.1.5 и п.п. 8.3 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» обязано обеспечить в ходе строительства необходимые мероприятия по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также за свой счет осуществляет содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории. Также, в сметную документацию, выполненную в соответствии с требованиями ГЭСН, по объекту «Строительство линии электропередач ВЛ 110-кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна» <адрес>, КЧР» включены работы по валке деревьев на корню и затраты на них.

Таким образом, бездействие КЧР КП «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» связанное с непроведением своевременной очистки от порубочных остатков участков лесного фонда, пройденных рубкой, привели к захламлению лесных участков Зеленчукского, Архызского и Ермоловского участковых лесничеств.

Доводы ответчиков об увеличении срока для очистки леса от порубочных остатков до 2 месяцев не могут быть судом удовлетворены, так как данные нарушения законом были обнаружены в результате прокурорской проверки еще в январе 2012 г., однако, в течение уже более 5 месяцев лесные участки, на которых ведется строительство линий электропередач ВЛ 110-кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», до сих пор не очищены.

Кроме этого, суд учитывает, что экологические правонарушения затрагивают не только интере­сы государства, но и интересы неопределенного круга граждан - жителей Карачаево-Черкесской республики, поскольку, право граждан на благоприятную окру­жающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

В соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологиче­ским правонарушением.

Также в силу п. 1 ст. 11 вышеназванного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее за­щиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельно­стью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на дос­товерную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора Карачаево-Черкесской республики, действующего в защиту интересов Российской Федерации к Карачаево-Черкесскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт» о признании незаконными действий, выразившиеся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линии электропередач в отсутствие проекта освоения лесов, признании незаконным бездействие, выразившееся в не провидении очистки от порубочных остатков мест рубок и обязании произвести в срок очистку от порубочных остатков лесных участков и разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить частично.

В удовлетворении требований о признании незаконными действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» выразившиеся в использовании лесных участков, предоставленных в пользование в целях строительства линий электропередач в отсутствие проекта освоения лесов и обязании Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов на лесные участки, предоставленные договорами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ -отказать.

Признать незаконным бездействие Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсетьэнергоремонт», выразившиеся в не проведении очистки от порубочных остатков мест рубок в кварталах Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54, 55, 57, 58, 61, 62, 64;

  • кварталах Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30.

Обязать Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» и ОАО «Ставропольсеть-энергоремонт» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести очистку от порубочных остатков лесных участков, пройденных рубкой под строительство линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Зеленчукская - Лунная Поляна», в частности: кварталов Ермоловского участкового лесничества: 23, 28, 29, 38, 47, 51, 54, 55, 57, 58, 61, 62, 64; кварталов Архызского участкового лесничества: 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР путем подачи апелляционной жалобы, через Черкесский городской суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Черкесского городского суда Н.С.Негрий