НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 19.04.2022 № 2-1205/2022

Дело №2-1205/2022

09RS0001-01-2021-005871-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,

с участием истца Кагиева Ш.А. и его представителя Тамбиевой Н.М.,

представителя ответчиков МВД по КЧР и МВД России – Дарчиевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кагиева Шахарбия Азреталиевича к МВД по Карачаево-Черкесской Республике и МВД России о признании права на получение социальной выплаты, об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и уникального номера в базе данных,

УСТАНОВИЛ:

Кагиев Ш.А. обратился в Черкесский городской суд с вышеуказанным иском к МВД по КЧР, МВД РФ, в обоснование которого указал, что он с 09.09.1987г. по 25.12.1991г., с 21.02.1995г. до 12.04.2016г. состоял на службе в органах внутренних дел. Приказом МВД КЧР №34 л/с от 06.04.2016г. уволен по п.2 ч.1 ст.82 по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе ОВД, в классном чине подполковника полиции. Приказом МВД КЧР №129 л/с от 20.10.2017г. в приказ МВД КЧР №34 л/с от 06.04.2016г. внесены изменения в части основания увольнения со службы, уволен по п.1 ч.3 ст.82 (в связи с болезнью). 20.02.2013г. обратился с заявлением о постановке на учет на получение ЕСВ, что подтверждается справкой ЦБЖК от 20.02.2013г.. 29.03.2013г. в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании Протокола №3 ЖБК МВД КЧР от 29.03.2013г. принят на учет на получение ЕСВ с составом семьи из 5-ти человек. В связи с нарушением прав на получение ЕСВ обратился в ЦБЖК с просьбой предоставить копию учетного дела, по ознакомлении с которым обнаружил: Протоколом ЦЖБК МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. по второму вопросу установлено (дословно) «майор полиции Кагиев Ш.А. состоит в МВД по КЧР с семьей в составе 5-и человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ) на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г., уникальный . Приказом МВД по КЧР от 14.08.2016г. №115 л/с был откомандирован в ФГКУ «УВО МВД по КЧР». Постановили: снять с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения подполковника полиции Кагиева Ш.А. с семьей в составе 5-и человек. Указанная выписка из Протокола ЦЖБК МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. не может быть признана достоверным документом, так как 10.09.2014г. не могло быть известно о приказе от 14.08.2016г. №115 л/с об откомандировании в ФГКУ «УВО МВД по КЧР». 09.10.2014г. учетное дело на 33 листах направлено в ФГКУ УВО МВД по КЧР, а 10.10.2014г. оно принято на 38-ми листах в ФГКУ УВО МВД по КЧР. Как следует из выписки из Протокола №16 от 28.10.2014г. заседания комиссии по предоставлению ЕСВ ФГКУ «УВО МВД по КЧР» постановлено принять на учет жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО» на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения начальника Карачаевского ОВО – филиала ФГКУ УВО МВД по КЧР подполковника полиции Кагиева Ш.А. с момента постановки на учет ЦБЖК МВД по КЧР с 29.03.2013г., присвоить уникальный . Согласно Выписке из Протокола №26 от 27.05.2016г. заседания комиссии по предоставлению ЕСВ ФГКУ «УВО МВД по КЧР» от 27.05.2016г., утвержденного распоряжением ФГКУ УВО МВД по КЧР от 27.05.2016г. №28, снят с учета ЖБК ФГКУ «УВО» в связи с увольнением со службы и учетное дело передано в Центральную жилищную комиссию МВД по КЧР. Протоколом ЦБЖК МВД по КЧР №85 от 03.06.2016г. (не представлен в полученной копии учетного дела) истец включен в список сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР на получение ЕСВ, учетному делу присвоен . Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит: Признать нарушенным право Кагиева Ш.А., и членов его семьи: супруги ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ/р, дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет с 29.03.2013г.. Обязать МВД по КЧР устранить допущенные нарушения в дате постановки истца и членов его семьи на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, изменив в Протоколе ЦЖБК МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. дату постановки на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г. на 29.03.2013г.. Обязать МВД по КЧР включить истца и членов его семьи в реестр получателей ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, поставленных на учет до 30.05.2013г..

Согласно заявления от 01.09.2021г. вх.№5829 истец уточнил, что имя его дочери указанное, как ФИО2 верно читается, как ФИО2

Определением Черкесского городского суда КЧР к рассмотрению дела по существу в качестве соответчика привлечено МВД России.

Уточнив исковые требования в заявлении от 25.03.2022г истец изложил исковые требования в окончательной редакции. Со ссылкой на действующее законодательство и доказательства, добытые в судебном заседании просит:

1. Признать нарушенным право Кагиева Ш.А. и членов его семьи: супруги ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ/р, дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения несвоевременным утверждением Протокола ЦЖБК МВД по КЧР №3 о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от 29.03.2013г..

2. Признать незаконным, недействительным и нарушающим Правила предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223, Распоряжение МВД по КЧР от 31.07.2013г. №290 «О рассмотрении вопросов предоставления ЕСВ» в части постановки истца Кагиева Ш.А. и членов его семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.07.2013г..

3. Признать незаконными и недействительными Протокол ЦЖБК МВД по КЧР №15 от 21.07.2021г. и Распоряжение МВД по КЧР №125 от 23.07.2021г. в части внесения изменений в Протокол заседания ЦЖБК от 03.06.2016г. №85 с даты принятия Кагиева Ш.А. на учет с 28.10.2014г. на дату принятия на учет МВД по КЧР подполковника полиции в отставке Кагиева Ш.А. () с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ/р, не сотрудник, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р для получения ЕСВ с 31.07.2013г. и внесения соответствующих изменений данных учетного дела в подсистеме «Соцвыплаты» в части даты принятия на учет пенсионера МВД по КЧР Кагиева Ш.А. для предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

4. Признать Кагиева Ш.А., с составом семьи из 5-ти человек принятым на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД с 18.04.2013г..

5. Обязать МВД по КЧР устранить допущенные нарушения в дате постановки истца и членов его семьи на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, изменив в Протоколе ЦЖБК МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. дату постановки на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г. на 18.04.2013г..

6. Обязать МВД по КЧР внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР в отношении подполковника полиции в отставке Кагиева Ш.А. () с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ/р, не сотрудник, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р), в том числе в части даты принятия на учет с 18.04.2013г. путем изменения уникального номера в базе данных МВД по КЧР и на официальном сайте МВД РФ https ://мвд.рф/есв.

В судебном заседании исковые требования истец поддержал, просил иск удовлетворить с учетом уточнений по основаниям, изложенным в нем.

Представитель истца поддержала исковые требования с учетом редакции, поданной в порядке ст.39 ГПК РФ, по тем же основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчиков возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения на исковые требования, в которых подробно изложены основания для отказа в его удовлетворении.

ФИО11 опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля пояснила, что она является запасным секретарем ЖБК МВД по КЧР. Действительно в отношении истца Кагиева Ш.А. была допущена ошибка в части даты постановки на учет. Ошибка была обнаружена при проверке учетных дел. Пояснила, что в данном случае, права истца не нарушены. Сотрудников извещают только при постановке и снятии с учета. Относительно даты 31.05 пояснила, что рядом клавиши на клавиатуре, наверно произошло случайно, это опечатка. Заседание проведено на основании звонка из Департамента тыла, так как Кагиев Ш.А. обратился туда за консультацией. Она сама вынесла этот вопрос на обсуждение ЦЖБК, поскольку это было указанием Департамента тыла. Все данные относительно истца Кагиева Ш.А. и членов его семьи вносились секретарем комиссии ФИО16. По факту допущенных ошибок в отношении Кагиева Ш.А. в настоящее время проводится служебная проверка, поскольку эти ошибки были выявлены в ходе судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы учетного (жилищного) дела Кагиева Ш.А., материалы служебной проверки по информации, изложенной в рапорте начальника ПО МВД по КЧР полковника в/с ФИО12 от 26.11.2021г. по факту отсутствия сведений о снятии Кагиева Ш.А. с учета очередников МВД по КЧР, суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения по предоставлению социальных гарантий гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании ст.4 указанного Федерального закона, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (ч.1). ЕСВ предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.2). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.4).

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», членами семьи сотрудника и гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ.

Частью 10 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что сотрудник и гражданин РФ, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя РФ, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в ОВД с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты урегулированы Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223.

Так, в силу п.2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п.5). Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п.11). Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 настоящих Правил (п. 15). Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.( п. 18 Правил). Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты заносится в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п.20). Согласно абз.2 п.25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений ч.ч.3, 8, 10 ст.4 и ч.10 ст.20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно п.20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления ЕСВ.

Указанными Правилами предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Сотрудники и граждане РФ, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя РФ, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году (п.31).

Неверным указанием даты постановки на учет на получение ЕСВ истца и его семьи нарушено их право на получение ЕСВ в порядке очередности по дате принятия на учет.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.03.2020г. N624-О, Положение, предусматривающее сроки для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призвано обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлено на реализацию прав этих сотрудников.

Согласно абзаца 2 п.25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 ст.4 и ч.10 ст.20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет важное юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления ЕСВ.

В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223 предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 01.03.2005г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223 определен порядок принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, который осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.

е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Частью 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. N1223 определено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам соцнайма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника ОВД на предоставление ЕСВ возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в п.п.1 - 7 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.

Вышеуказанными нормами определено право сотрудника на получение ЕСВ лишь в случае отсутствия жилого помещения либо его недостаточности с учетом проживающих совместно с ним членов семьи, то есть нуждаемости в улучшении жилищных условий. Следовательно, при принятии заявления о постановке на учет для получения ЕСВ, ответчик признал нуждаемость истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,истец Кагиев Н.Ш. с 09.09.1987г. по 25.12.1991г., с 21.02.1995г. до 12.04.2016г. состоял на службе в органах внутренних дел в различных должностях.

Приказом МВД КЧР №34 л/с от 06.04.2016г. уволен по п.2 ч.1 ст.82 по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе ОВД, в классном чине подполковника полиции.

Приказом МВД КЧР №129 л/с от 20.10.2017г. в приказ МВД КЧР №34 л/с от 06.04.2016г. внесены изменения в части основания увольнения со службы, а именно уволен по п.1 ч.3 ст.82 (в связи с болезнью-на основании заключения ВВК о негодности к службе в органах внутренних дел).

20.02.2013г. истец обратился с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, что подтверждается справкой ЦБЖК от 20.02.2013г..

С 29.03.2013г. истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и на основании Протокола №3 ЖБК МВД КЧР от 29.03.2013г. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 5-ти человек: истец, его супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ/р, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу истцом Кагиевым Ш.А. предоставлены справки, подтверждающие, что ФИО4, ФИО3 и ФИО2 обучаются в образовательных учреждениях на очных отделениях.

В связи с тем, что очередь на получение ЕСВ не продвигалась, истец обратился в ЦБЖК с ходатайством предоставить копию учетного дела, после ознакомления с которым выявлены следующие нарушения, наличие которых не оспорено представителем ответчика.

Так, Протоколом Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. (в учетном деле) по второму вопросу установлено, что (дословно): «майор полиции Кагиев Шахарбий Азреталиевич состоит в МВД по КЧР с семьей в составе 5-и человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ) на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г., уникальный .

Приказом МВД по КЧР от 14.08.2016г. №115 л/с был откомандирован в ФГКУ «Управление Вневедомственной охраны МВД по КЧР». Постановили: снять с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения подполковник полиции Кагиева Ш.А. с семьей в составе 5-и человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ).

В данном случае, указанная выписка из Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 10.09.2014г. не может быть признана достоверным документом, так как 10.09.2014г. не могло быть известно о приказе от 14.08.2016г. №115 л/с об откомандировании истца в ФГКУ «Управление Вневедомственной охраны МВД по КЧР».

09.10.2014г. учетное дело истца на 33 листах направлено в ФГКУ УВО МВД по КЧР, а 10.10.2014г. оно принято на 38-ми листах в ФГКУ УВО МВД по КЧР, однако расхождение в количестве листов переданных и принятых при откомандировании никак не обосновано ответчиком.

В письменных возражениях на исковое заявление представителем ответчика указано, что: «В связи с откомандированием в распоряжение ФГКУ «УВО МВД по КЧР» ЦЖБК МВД по КЧР принято решение снять Кагиева Ш.А. с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга, трое детей) с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ. Данное решение оформлено протоколом ЦЖБК МВД по КЧР от 10.09.2014г. №30, утвержденным распоряжением МВД по КЧР от 17.09.2014г. №239. В указанном протоколе имеют место технические ошибки, а именно: в уникальном номере дата постановки на учет отражено - «310513» вместо «310713», а указано, что Кагиев Ш.А. состоит на учете с 31.05.2013».

Вместе с тем, в представленной суду копии распоряжения МВД по КЧР от 17.09.2014г. №239 и приложенном к нему Протоколе ЦЖБК МВД по КЧР от 10.09.2014г. №30 сведения об истце по каким-то причинам отсутствуют.

В данном случае, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении порядка ведения учета сотрудников для получения ЕСВ, а в конкретном случае, о нарушении прав истца Кагиева Ш.А..

Как следует из выписки из Протокола №16 от 28.10.2014г. заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты ФГКУ «УВО МВД по КЧР» постановлено принять на учет жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО» на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения начальника Карачаевского ОВО – филиала ФГКУ УВО МВД по КЧР подполковника полиции Кагиева Ш.А. с момента постановки на учет ЦБЖК МВД по КЧР с 29.03.2013г. Присвоить уникальный .

Согласно Выписке из Протокола №26 от 27.05.2016г. заседания комиссии по предоставлению ЕСВ ФГКУ «УВО МВД по КЧР» от 27.05.2016г., утвержденного распоряжением ФГКУ УВО МВД по КЧР от 27.05.2016г. №28, истец Кагиев Ш.А. снят с учета жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО» в связи с увольнением со службы и учетное дело истца вновь передано в Центральную жилищную комиссию МВД по КЧР.

Протоколом ЦБЖК МВД по КЧР №85 от 03.06.2016г. (не представлен истцу в полученной копии учетного дела, а предоставлен только в ходе судебного разбирательства по запросу суда) постановлено: поставить на учет МВД по КЧР Кагиева Ш.А. с семьей в составе 5-ти человек для получения ЕСВ по дате постановки на учет по прежнему месту службы, с 28.10.2014г..

Указанный Протокол утвержден Распоряжением МВД по КЧР от 10.06.2016г. №90. Учетному делу присвоен .

Между тем, согласно письма, направленного 21.10.2021г. исх.№15/498 начальнику отделения ПО МВД по КЧР, подполковнику внутренней службы ФИО10, начальник ОИЗО и СО ООТО тыла, подполковник внутренней службы ФИО13 сообщает: «Кагиев Шахарби Азреталиевич состоит на учете по предоставлению ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 29.03.2013г. №3, распоряжение МВД по КЧР от 31.07.2013г. №290). Уникальный от 31.05.2013г.».

Согласно писем, начальника тыла МВД по КЧР, полковника внутренней службы ФИО14, находящихся в учетном деле истца, за исх.№15/06 от 14.09.2016г. и №15/67 от 23.01.2018г. следует, что Кагиев Ш.А. состоит на учете в МВД по КЧР для предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г. под уникальным номером и порядковым № очереди-211.

Согласно представленной по запросу суда Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (начата 18.04.2012г., окончена 02.08.2013г. инв.№9 н/с) и в Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (начата 17.04.2014г., окончена 08.08.2016г.) имеются разные даты принятия истца Кагиева Ш.А. на учет для получения ЕСВ, что также является недопустимым при постановке на учет.

В Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (начата 18.04.2012г., окончена 02.08.2013г.) в графе «дата принятия на учет» указано «31.07.2013г.». В Книге учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (начата 17.04.2014г., окончена 08.08.2016г.) в графе «дата принятия на учет» указано «10.06.2016г.».

Ответчик все вышеуказанные несоответствия в датах постановки на учет, в указании в различных документах разных учетных уникальных номеров объясняет, как допущенные технические ошибки.

Между тем, суд полагает необходимым обратить внимание на допущенные нарушения.

Так, распечатанном и представленном в ходе судебного заседания 29.06.2021г. с официального сайта МВД РФ https://мвд.рф/есв результате поиска указаны следующие сведения об учете истца Кагиева Ш.А. для получения ЕСВ: Идентификационный ; Порядковый номер в очереди: 5084; Номер учетного дела: ; Подразделение: МВД по КЧР; Дата постановки на учет (31.05.2013г. распоряжения): Дата подачи заявления: 20.02.2013г.; Категория по приоритетному праву: Семья, имеющая трех и более детей.

Таким образом, данные сайта МВД РФ соответствуют содержанию Протокола ЦБЖК МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. (п.2), утвержденному Распоряжением МВД по КЧР №239 от 17.09.2014г., из которого следует, что: «майор полиции Кагиев Шахарбий Азреталиевич состоит в МВД по КЧР с семьей в составе 5-и человек (он, супруга ФИО1.ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г/р.) состоит на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г., уникальный ».

В ходе судебного заседания 23.11.2021г. представителем ответчика в суд представлена Выписка из протокола №15 от 21.07.2021г. о внесении изменений в Протокол заседания ЦЖБК от 03.06.2016г. №85. В указанном Протоколе №85 от 03.06.2016г. в п.3.8 было постановлено: Поставить на учет в МВД по КЧР Кагиева Ш.А. с семьей в составе 5-ти человек для получения ЕСВ по дате постановки на учет по прежнему месту прохождения службы, с 28.10.2014г.. В выписке из протокола от 21.07.2021г. указано: «Принять на учет МВД по КЧР подполковника полиции в отставке Кагиева Ш.А. ( с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ/р, не сотрудник, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р.) для получения ЕСВ с 31.07.2013г.. Внести соответствующие изменения данных учетного дела в подсистеме «Соцвыплаты» в части даты принятия на учет пенсионера МВД по КЧР Кагиева Ш.А. для предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения».

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что МВД по КЧР не уведомляя истца Кагиева Ш.А. внесены изменения в его учетное дело, существенно ухудшающее его положение, что само по себе, также является грубым нарушением его законных прав.

В связи с изложенным, суд полагает, что Протокол ЦБЖК МВД по КЧР №15 от 21.07.2021г. и Распоряжение МВД по КЧР №125 от 23.07.2021г. незаконными и подлежащими признанию недействительными в части истца и членов его семьи.

Согласно п.17 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ лицам проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223, заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения ЕСВ или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия решения. Пунктом 18 Правил установлено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения ЕСВ направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Вместе с тем, ни истцу, ни суду не представлены сведения о том, что Кагиеву Ш.А. в недельный срок были направлены либо вручены под роспись Выписка из распоряжения МВД по КЧР от 31.07.2013г. №290 и Выписка из протокола №15 от 21.07.2021г..

Противоречия в указанных документах возникли по вине МВД по КЧР.

Протоколом №15 от 21.07.2021г. внесены изменения в п.3.8. Протокола №85 от 03.06.2016г. о принятии на учет МВД по КЧР подполковника полиции в отставке Кагиева Ш.А. () с семьей в составе 5-ти человек для получения ЕСВ с 31.07.2013г., однако различные даты постановки его на учет и снятия с учета содержатся в других Протоколах, а также в Книге учета сотрудников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ (начата 17.09.2014г., окончена 08.12.2016г.).

Внося изменения в п.3.8. Протокола №85 от 03.06.2016г., ответчик изменения в Распоряжение №90 от 10.06.2016г., утвердившее Протокол ЦБЖК МВД по КЧР №85 от 03.06.2016г., не внес.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что до 31.07.2013г. с момента подачи истцом документов на получение ЕСВ от 20.02.2013г. и постановки на учет согласно Протокола ЦБЖК МВД по КЧР от 29.03.2013г., не принято распоряжений МВД по КЧР о принятии на учет для ЕСВ.

Как следует из Списка сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР состоящих на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья и из данных Журнала учета несекретных правовых актов (Распоряжения МВД по КЧР за 2013г. (приобщены к материалам дела в заседании от 06.12.2021г.), следует, что с порядкового номера 124 по 198-ой 74 сотрудника приняты на учет Распоряжениями МВД по КЧР с даты 18.04.2013г..

Таким образом, дата 18.04.2013г., соответствовала бы правильной дате принятия истца на учет с учетом п.15 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. №1223, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 Правил.

В данном случае, нарушения Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения и порядка ведения учета принятых на учет для получения ЕСВ, заключаются в том, что ответчик учитывал Кагиева Ш.А. поставленным на учет с даты 31.05.2013г., а впоследствии с даты 31.07.2013г..

В связи с выявленными в ходе судебного разбирательства допущенными нарушениями, инициирована служебная проверка.

Так, заключением служебной проверки по информации, изложенной в рапорте начальника правового отдела МВД по КЧР полковника внутренней службы ФИО12 от 26.10.2021г., утвержденным Министром внутренних КЧР, полковником полиции ФИО15 20.12.2021г., все изложенные в иске и ходе судебного разбирательства нарушения при ведении учетного дела истца Кагиева Ш.А. нашли свое подтверждение.

В Заключении от 26.10.2021 указано: «В материалах учетного дела Кагиева Ш.А. имеется копия распоряжения МВД по КЧР от 17.09.2014г. №239 об утверждении протокола ЦЖБК МВД по КЧР от 10.09.2014г. №30, за которым следует лист бумаги, на котором указан текст, касающийся Кагиева Ш.А., о том, что он снят с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с откомандированием в распоряжение ФГКУ «УВО МВД по КЧР». Однако указанный лист бумаги никак не оформлен, вследствие чего не представляется возможным определить его принадлежность к какому-либо правовому акту МВД по КЧР.

Изложенное выше, позволяет прийти к выводу, что ФИО16, выявив в 2016г. отсутствие протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР и распоряжения МВД по КЧР, изданные с целью снятия с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с откомандированием Кагиева Ш.А. в распоряжение ФГКУ «УВО МВД по КЧР», пыталась привести в соответствие действующим нормативным правовым актам материалы жилищного дела Кагиева Ш.А..

В ходе рассмотрения настоящего дела, во исполнение требования суда ПО МВД по КЧР в ИЦ МВД по КЧР были запрошены надлежаще заверенные копии правовых актов (распоряжений) МВД по КЧР о рассмотрении вопросов предоставления ЕСВ в части, касающейся Кагиева Ш.А..

Из представленных копий правовых актов и протоколов к ним установлено, что в протоколе ЦЖБК МВД по КЧР от 10.09.2014г. №30, утвержденном распоряжением МВД по КЧР, находящемся на архивном хранении в ИЦ МВД но КЧР, отсутствуют сведения о снятии Кагиева Ш.А. с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в МВД по КЧР в 2014г. ЦЖБК МВД по КЧР не рассматривался вопрос о снятии Кагиева Ш.А. с учета очередников МВД по КЧР на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с его откомандированием в распоряжение ФГКУ «УВО МВД по КЧР», как следствие, не издавалось распоряжение МВД по КЧР, утвердившее решение ЦЖБК.

Таким образом, проанализировать материалы служебной проверки следует, что заместитель начальника отдела - начальник отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения отдела организации тылового обеспечения Тыла МВД по КЧР подполковник внутренней службы ФИО16, в связи с откомандированием Кагиева Ш.А. в распоряжение ФГКУ «УВО МВД по КЧР» с 18.08.2014г. на основании приказа МВД по КЧР от 14.08.2014г. №115 л/с, направила 04.09.2014г. учетное дело Кагиева Ш.А. в адрес ФГКУ «УВО МВД по КЧР» без принятия соответствующего решения ЦЖБК МВД по КЧР подлежащего оформлению протоколом комиссии, что повлекло за собой нарушение п.15 главы 2 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.12.2011г. №1223, в части не оформления решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной выплаты Кагиева Ш.А. протоколом комиссии и не утверждения данного протокола в течение 14 рабочих дней правовым актом федерального органа исполнительной власти».

В заключении указано, на необходимость опроса заместителя начальника отдела - начальника отделения имущественно-земельных отношений и социального обеспечения отдела организации тылового обеспечения Тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы ФИО16 не представляется возможным, в связи с увольнением ее из органов внутренних дел по п.8 ч.2 ст.82. Указанные факты свидетельствуют о том, что ФИО16 нарушены требования подпунктов 3.1.1, 3.1.2, п.3.1, п.4.12 Должностного регламента (Должностной инструкции) заместителя начальника отдела - начальника отделения имущественно - земельных отношений и социального обеспечения отдела организации тылового обеспечения Тыла МВД по КЧР подполковника внутренней службы Бирюковой от 06.11.2013г., в части несоблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в сфере внутренних дел, необеспечения их исполнения, не исполнения Должностного регламента (Должностной инструкции), в не подготовке протокола заседания ЦЖБК МВД по КЧР, касающегося жилищного и социального обеспечения, что привело к нарушению требований п.15 главы II Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющий право на получение такой выплаты утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011г. №1223, выразившееся в не оформлении протоколом комиссии решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной выплаты Кагиева Ш.А. и не утверждении данного протокола в течение 14 дней правовым актом федерального органа исполнительной власти - (распоряжением МВД по КЧР), тем самым, - заместитель начальника отдела - начальник отделения имущественно - земельных отношений и социального обеспечения отдела организации тылового обеспечения Тыла МВД по КЧР подполковник внутренней службы Бирюкова Н.Н. заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности. Однако, учитывая, что приказом МВД по КЧР от 15.11.2019г. №635 л/с ФИО16 уволена из органов внутренних дел по п.8 ч.2 ст.82 (по состоянию здоровья) Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», привлечь ее к дисциплинарной ответственности не представляется возможным».

В данном случае, все предоставленные из учетного дела истца выписки из протоколов заседаний и решения ЦБЖК утверждались МВД по КЧР в день заседания комиссии, либо с небольшим разрывом во времени. А Распоряжение МВД по КЧР, утвердившее Решение ЦБЖК МВД по КЧР от 29.03.2013г., издано 31.07.2013г., чем нарушено его право на постановку на учет для получения ЕСВ в двухмесячный срок.

Так, решение ЦБЖК МВД по КЧР, оформленное Протоколом от 10.09.2014г. №30, утверждено Распоряжением МВД по КЧР №239 от 17.09.2014г.. Протокол №16 от 28.10.2014г. заседания комиссии по предоставлению ЕСВ ФГКУ «УВО МВД по КЧР» о принятии на учет жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «УВО» на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения начальника Карачаевского ОВО – филиала ФГКУ УВО МВД по КЧР подполковника полиции Кагиева Ш.А. с момента постановки на учет ЦБЖК МВД по КЧР с 29.03.2013г. утвержден Распоряжением ФГКУ УВО МВД по КЧР от 28.10.2014г. №79. Протокол №26 от 27.05.2016г. заседания комиссии по предоставлению ЕСВ ФГКУ «Управление Вневедомственной охраны МВД по КЧР» о снятии с учета ЖБК федерального государственного казенного учреждения «УВО» на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения начальника Карачаевского ОВО – филиала ФГКУ УВО МВД по КЧР подполковника полиции Кагиева Ш.А. утвержден Распоряжением ФГКУ УВО МВД по КЧР от 27.05.2016г. №28. Протокол ЦБЖК МВД по КЧР №85 от 03.06.2016г. о принятии истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден Распоряжением МВД по КЧР от 10.06.2016г. №90.

Следовательно, является недостоверным утверждение ответчика о постановке на учет Кагиева Ш.А. на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения датами 31.05.2013г., 31.07.2013г..

Ответчик мотивирует длительное непринятие решения по вопросу постановки на учет истца тем, что «Принятое решение в соответствии с п.15 Правил (в редакции от 25.03.2013г., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждено правовым актом - распоряжением МВД по КЧР от 31.07.2013г. №290», и только в новой редакции имеется требование о том, что решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения ЕСВ и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что остается неизменным в старой и новой редакции положение о том, что Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа. Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета. Уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п.17 Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов РФ. Согласно п.31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

В данном случае, суд приходит к выводу о том, что решение ЦБЖК МВД по КЧР о принятии истца Кагиева Ш.А. на учет утверждено, а также должно было быть утверждено Распоряжением МВД по КЧР в двухмесячный срок, а не с даты произвольно указываемой в различных распоряжениях (31.05.2013г., 31.07.2013г., 28.10.2014г., 10.06.2016г.).

В соответствии с п.20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что право на получение выплаты носит заявительный характер. При определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам.

В силу п.22.1 Правил при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правого акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.

Из материалов учетного дела следует, что присвоенный уникальный номер неоднократно менялся, что дает основание сомневаться в правильности учета Кагиева Ш.А. и членов его семьи для получения ЕСВ.

В этой связи несостоятелен довод возражений ответчика о том, что права на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения ответчиком не нарушены.

Таким образом, позиция ответчика и выявленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, пояснения лиц, участвующих в деле не соответствует материалам учетного дела, а также ответу МВД по КЧР от 09.10.2014г. за №15/1835, о том, что истец принят на учет для получения ЕСВ согласно протокола ЦБЖК МВД по КЧР №3 от 29.03.2013г., мало того, искажение даты постановки на учет истца и членов его семьи нарушает право истца на своевременное получение ЕДВ составом семьи из 5-и человек.

Пунктом 11 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ от 18.03.2003г. №169 установлено, что протоколы ЖБК подразделений рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников (работников) на учет либо отказывает в принятии их на учет. О принятом Центральной комиссией решении ЖБК подразделений уведомляются в письменной форме. С решением ЖБК подразделений должны ознакомить соответствующих сотрудников под роспись. В случае несогласия с принятым решением сотрудники вправе обжаловать его в установленном порядке.

В нарушение действующего законодательства истцу Протоколы ЦБЖК МВД по КЧР не были представлены под роспись, он не был приглашен на заседания комиссии при принятии решений о постановке на учет, снятии с учета и передаче учетного дела из одного органа в другой, до июля 2021г. не были предоставлены протоколы ЦБЖК. О нарушении своих прав на правильное ведение учетного дела, о неверном указании учетного номера стало известно из копии учетного дела на 79 листах от 16.07.2021г..

Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего искового заявления ответчиком представлены истребованные судом доказательства, из которых следуют многочисленные нарушения в ведении учетного дела, в размещении на сайте МВД РФ сведений о постановке истца на учет для получения ЕСВ, следовательно Кагиевым Ш.А. не пропущен срок исковой давности для судебной защиты. Ответчик указывает: «09.10.2014г. за исх.№15/1835 в адрес Кагиева Ш.А. (КЧР, <адрес>) МВД по КЧР направлено письмо, в котором сообщено о рассмотрении заявления Кагиева Ш.А., а так же указан присвоенный учетному делу , где содержится, в том числе информация о дате принятия на учет для получения ЕСВ. Факт направления письма Кагиеву Ш.А. подтверждается данными Журнала учета подготовленных несекретных документов «Тыл МВД по КЧР», начат 21.07.2014г., окончен 28.04.2015г., инв.№6/с от 21.07.2014г.».

Между тем, истец никаких извещений, уведомлений о принятых ответчиком в отношении него решениях не получал, что подтверждается также заявлением к ответчику от 16.07.2021г. с просьбой сообщить, состоит ли он в списке лиц для выплаты ЕСВ на 2021г.

В этой связи незаконен довод МВД по КЧР о том, что «с октября 2014г., с учетом имеющихся письменных доказательств, Кагиеву Ш.А. было известно о дате принятия на учет для получения ЕСВ. С указанного времени до момента обращения в суд с исковым заявлением в 2021г. Кагиев Ш.А. в суд, МВД по КЧР, ФГКУ УВО МВД по КЧР, где Кагиев проходил службу с 14.08.2014г. до момента увольнения с 12.04.2016г.) с заявлением о несогласии с датой принятия на учет для получения ЕСВ не обращался».

В данном случае, довод представителя ответчика о том, что имеющиеся в протоколах ЦЖБК МВД по КЧР ошибки, являются техническими, и не могут лечь в основу доказательств для признания незаконным и недействительным принятого правильно по существу решения ЦЖБК МВД по КЧР является несостоятельным по основаниям, изложенным выше, а также опровергаются материалами жилищного дела, журналом №1 регистрации принятых заявлений сотрудников и пенсионеров МВД по КЧР для получения ЕСВ, истребованными у ответчика по запросу суда.

Таким образом, все требования, предусмотренные п.5 Правил при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом были соблюдены.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учет.

Такие обстоятельства судом не установлены и представителем ответчиков суду не представлены.

Пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что комиссия выполняет в том числе следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 Правил (подпункт "а" названного пункта), направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министерством внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения ЕСВ (подпункт "б" пункта 14 Правил). В целях проверки сведений, содержащихся в формируемой уполномоченным подразделением базе данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, МВД РФ и органы могут направлять запросы в федеральные государственные органы, а также государственные органы субъектов РФ для получения информации, необходимой для предоставления единовременной выплаты (пункт 26 Правил). Из содержания приведенных выше положений, следует, что запросы в соответствующие государственные органы направляются с целью проверки определенных сведений, представленных сотрудником при подаче им заявления о постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

Какие-либо запросы МВД по КЧР с целью проверки сведений, представленных истцом, жилищное дело не содержит.

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, п.10 Правил). Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 Правил (подпункт "в" п.14, п.10, п.15 Правил). Согласно п.16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет. По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч.2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в п.5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 26.032020г. N624-О, Положение, предусматривающее сроки для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призвано обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлено на реализацию прав этих сотрудников.

Согласно выше изложенного, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

На основании п.16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что законодательно дата принятия на учет не определена. Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Какие-либо доказательства, опровергающие право истца на постановку на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья, а равно доказательства, обосновывающие несоответствие поданных им документов требованиям п.5 Правил, суду так и не представлены. Доводы представителя ответчиков в нарушение статей 55, 56 ГПК РФ не подтверждены какими-либо доказательствами. При таких обстоятельствах, право Кагиева Ш.А. должно быть восстановлено путем признания его принятым на учет для получения ЕСВ с 18.04.2013г..

Указанные обстоятельства в части даты постановки на учет (18.04.2013г.),также были установлены при рассмотрении аналогичного гражданского дела №2-1271/2020 по исковому заявлению ФИО7 к МВД по КЧР и МВД России о восстановлении нарушенных жилищных прав, исковые требования которого в полном объеме были удовлетворены.

Согласно апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 15.10.2020г. решение Черкесского городского суда КЧР от 06.07.2020г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства внутренних дел России и Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - без удовлетворения.

Определением пятого Кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021г. следует, что решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2020г. и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2020г. оставлены без изменения, кассационная жалоба ответчика без удовлетворения.

Таким образом, ранее различными судебными инстанциями было установлено, что все требования, предусмотренные п.5 Правил, при подаче заявления о принятии на учет на получение ЕСВ истцом ФИО7 были соблюдены, истец был принят на учет, ему был присвоен уникальный номер, он с 2013г. значился в общем списке очередников на получение единовременной социальной выплаты вывешенном на стенде МВД по КЧР, где он следил за очередностью, при этом на протяжении указанного времени ему (пока он был действующим сотрудником) не было указано на то, что его заявление не рассмотрено, не были возвращены документы.

В настоящее время истец уволен со службы в связи с болезнью, возможность повторного обращения с заявлением на получение ЕСВ, истцом утрачена по вине ответчиков.

Как было указано выше, согласно п.15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 Правил.

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (п.18 Правил).

На основании п.20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

Иное толкование противоречит вышеприведенным Правилам и положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, учитывая, что при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления.

В данном случае, распоряжение уполномоченного органа об утверждении решения ЦЖБК МВД по КЧР принято 18.04.2013г. за №154. С этой даты истец считается принятым на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья в МВД по КЧР.

Между тем, поскольку истцом ранее было заявлено исковое требование об обязании МВД по КЧР включить истца и членов его семьи в реестр получателей ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, поставленных на учет до 30.05.2013г., а впоследствии при уточнении требований от данного искового требования Кагиев Ш.А. не отказался, производство по нему не прекращено, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении данного требования ввиду того, что указанный реестр в настоящее время не сформирован, поэтому право истца в данной части на момент вынесения решения нарушенным не является.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кагиева Шахарбия Азреталиевича к МВД по Карачаево-Черкесской Республике и МВД России - удовлетворить частично.

Признать нарушенным право Кагиева Шахарбия Азреталиевича, и членов его семьи: супруги ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ/р, дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ/р, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения несвоевременным утверждением Протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике №3 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 29.03.2013г..

Признать незаконным, недействительным и нарушающим Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. №1223, Распоряжение МВД по КЧР от 31.07.2013г. №290 «О рассмотрении вопросов предоставления ЕСВ» в части постановки истца Кагиева Шахарбия Азреталиевича и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31.07.2013г..

Признать незаконными и недействительными Протокол Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Карачаево-Черкесской Республике №15 от 21.07.2021г. и Распоряжение Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике №125 от 23.07.2021 года в части внесения изменений в Протокол заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии от 03.06.2016г. №85 с даты принятия Кагиева Шахарбия Азреталиевича на учет с 28.10.2014г. на дату принятия на учет МВД по КЧР подполковника полиции в отставке Кагиева Шахарбия Азреталиевича () с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ/р, не сотрудник, дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р для получения единовременной социальной выплаты с 31.07.2013г. и внесения соответствующих изменений данных учетного дела в подсистеме «Соцвыплаты» в части даты принятия на учет пенсионера МВД по КЧР Кагиева Шахарбия Азреталиевича для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Признать Кагиева Шахарбия Азреталиевича, с составом семьи из 5-ти человек принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел с 18.04.2013г..

Обязать Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике устранить допущенные нарушения в дате постановки меня и членов моей семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменив в Протоколе Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР №30 от 10.09.2014г. дату постановки на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с 31.05.2013г. на 18.04.2013г..

Обязать Министерство внутренних дел по КЧР внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по КЧР в отношении подполковника полиции в отставке Кагиева Шахарбия Азреталиевича (А 229545) с семьей в составе 5-ти человек (он, супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ/р, не сотрудник, дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО3ДД.ММ.ГГГГ/р, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р), в том числе в части даты принятия на учет с 18.04.2013г. путем изменения уникального номера в базе данных Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и на официальном сайте МВД РФ https ://мвд.рф/есв.

В удовлетворении искового требования об обязании МВД по КЧР включить истца и членов его семьи в реестр получателей ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, поставленных на учет до 30.05.2013г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Черкесский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова