НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 15.11.2016 № 2-4225/16

Дело № 2-4225/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре Коркмазовой З.А.,

с участием: помощника прокурора г.Черкесска Викиной А.В.,

представителя истца Джужуева С.О. – Тлисовой Э.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Главного Управления МЧС России по КЧР Кубековой Д.К., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Джужуева ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике об увеличении ежемесячных платежей в возмещение вреда в связи с увеличением процента утраты трудоспособности,

установил:

Джужуев С.О. обратился в суд с исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по КЧР о возложении обязанности на Главное управление Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР выплачивать в пользу Джужуева С.О. с учетом 100% утраты трудоспособности ежемесячную денежную компенсацию, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности в виде разницы между денежным содержанием и пенсией по инвалидности, а так же с последующей индексацией согласно закону Российской Федерации. В обоснование своих доводов Джужуев С.О. указал, что приказом от 8 августа 1996 года №75 он был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья. С 1 июня 2007года является получателем ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с учетом <данные изъяты> утраты трудоспособности. Основанием вышеуказанных выплат является решение Черкесского городского суда от 19 июня 2007 года. В последующем в связи с изменениями в законодательстве Джужуев С.О. вновь обратился в суд и решением Черкесского городского суда от 29 января 2015 года ежемесячная компенсация Джужуеву С.О. определялась из денежного содержания (заработка) с учетом процента утраты трудоспособности, в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства от 16 февраля 2013 г. № 128 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы» и в соответствии с приказом МЧС России от 23.04.2013 № 280. В июне 2016 года Джужуев С.О. обратился в Главное управление Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР с заявлением назначить ему сумму возмещения вреда причиненного здоровью профессиональной трудоспособности, согласно освидетельствования №483 от 02 июля 2016года. В своем ответе ответчик не оспаривает право истца на выплаты, однако производить самостоятельно выплаты не имеет возможности, поскольку ранее по решению Черкесского городского суда ему была назначена сумма ВВЗ. Между тем, полученная истцом травма при исполнении служебных обязанностей прогрессирует и в настоящее время он перенес сложнейшую операцию на позвоночник. С 2007 года на основании акта освидетельствования истец признан <данные изъяты> бессрочно. На протяжении длительного времени он проходил стационарное лечение в различных клиниках. С 2010 года состояние его здоровья резко ухудшилось. В июле 2016 года ему была проведена судебно-медицинское освидетельствование. Верховный суд РФ в своем решении от 16 октября 2003 г. № ГКПИ 03-702; (Верховный Суд Российской Федерации от 14 августа 2007 г., дело №ГКПИ07774) разъяснил: «что законодатель определяет профессиональную трудоспособность» человека как способность к выполнению не любой работы, а именно, работы определенной квалификации, объема и качества. Поскольку под термином «квалификация» понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями, то и степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) должна определяться исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется способностью застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая. Профессиональная же деятельность требует наличия специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования и обучения. Поскольку, как уже отмечалось, Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то и степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности выполнять профессиональную деятельность, которая являлась существенным условием трудового договора. В противном случае нарушается право на возмещение, вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору». Таким образом, поскольку истец получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться.

В судебное заседание истец Джужуев С.О. уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, со слов представителя истца о времени и месте рассмотрения дела истцу известно, непосредственно принимать участие в судебном заседание истец не желает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Тлисова Э.В. поддержала уточненные исковые требования, просили их удовлетворить по довода изложенным в исковом заявлении, а именно: Возложить обязанность на Главное управление Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР выплачивать с 1 ноября 2016 года в пользу Джужуева С.О. сумму в размере 38,984,06 рублей с учетом 100% утраты трудоспособности ежемесячную денежную компенсацию, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности в виде разницы между денежным содержанием и пенсией по инвалидности, а так же с последующей индексацией согласно закону Российской Федерации. Взыскать разницу по ежемесячной денежной компенсации, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности за период с октября 2013г. по 30 октября 2016 г. в размере 837 000 руб.

Представитель ответчика Главного Управления МЧС России по КЧР Кубекова Д.К. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что составленный истцом расчет в части периода времени неточен, предоставила контррасчет предполагаемой задолженности по ЕДК Джужуеву С.О.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего частично удовлетворить исковые требования, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их частичного удовлетворения по следующим основаниям.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей определяется Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 г, № 418.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Джужуев С.О. является пенсионером с 08 августа 1996 года в связи с увольнением со службы по ограниченному состоянию здоровья. С 01 июня 2007 года Джужуеву С.О. инвалиду 2 группы вследствие военной травмы ежемесячно выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с учетом 60 % утраты трудоспособности. Данные выплаты производятся ГУ МЧС России по КЧР по настоящее время в соответствии с решением Черкесского городского суда КЧР от 19 июня 2007 года, согласно которого, суд решил, обязать Главное управление Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР назначить Джужуеву С.О. ежемесячные выплаты в возмещении вреда, причиненного вследствие повреждения здоровья, в размере 7 748,60 руб., начиная с 1 июня 2007 года, с последующей индексацией указанных выплат в соответствии с действующим законодательством.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 29 января 2015 года исковые требования Джужуева С.О. к Главному управлению МЧС России по КЧР о перерасчете сумм в возмещение вреда, причиненного вследствие повреждения здоровья удовлетворены в части. Суд постановил: Возложить обязанность на Главное управление Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР выплачивать в пользу Джужуева С.О. ежемесячную денежную компенсацию, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности в виде разницы между денежным содержанием и пенсией по инвалидности с 1 февраля 2015 года в сумме 15 734 руб. 06 коп. с последующей индексацией согласно закону Российской Федерации. Взыскать с Главного управления Министерства, РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР в пользу Джужуева С.О. задолженность по ежемесячным платежам в возмещение вреда здоровью за период с января 2013 года по 30 января 2015 года (включительно) в сумме 82 692 руб. 96 коп. В части удовлетворения исковых требований Джужуева С.О. к Главному управлению МЧС России по КЧР превышающей сумму, образовавшуюся вследствие задолженности и ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с учетом <данные изъяты> суммы морального вреда в размере 100 000 руб. отказано.

Развитие правового регулирования социальной защиты сотрудников правоохранительных органов связано с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в действие с 1 января 2013 г. Объектом регулирования данного Закона выступают отношения социальной защиты сотрудников, проходящих службу в том числе в учреждениях федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении. Мерами социальной защиты в отношении указанных лиц являются, в том числе выплата ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности (ч. 5 ст. 12 Закона). Согласно части 6 указанной статьи размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 этой же статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом МЧС России от 23.04.2013 № 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.

Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России или членам их семей в целях возмещения вреда.

В соответствии с п. 2 Правил сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику).

Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых при исчислении пенсии (п. 22 Правил).

Размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.

Как установлено судом, в июне 2016 года Джужуев С.О. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему сумму возмещения вреда причиненного здоровью профессиональной трудоспособности, согласно освидетельствования № 483 от 02 июля 2016 года. Согласно ответа Главного управления Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР от 14.07.2016 года № 2-37-Г на обращение истца, указано, что сумма в возмещение вреда здоровью для Джужуева С.О. определена по решению Черкесского городского суда КЧР от 29.01.2015г., назначить иную сумму не представляется возможным.

Согласно справки МСЭ-2006 от 05.03.2007 года Джужуев С.О. является инвалидом второй группы вследствие военной травмы, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно выводов акта судебно-медицинского освидетельствования № 483 от 02 июля 2016 года Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения КЧР в отношении Джужуева С.О., 1951 года рождения, следует, что у Джужуева С.О., пенсионера, инвалида 2 группы установлены последствия перенесенной черепно-мозговой травмы с астеническим синдромом, травмы поясничного отдела позвоночника с остеохондрозом, спондилоартрозом, деформирующим спондилезом между 1-м поясничным и 1-м крестцовыми позвонками с компрессией спинного мозга, выраженным корешковым и любмалгическим синдромом, грыжами дисков от 1-го поясничного до 1-го крестцового позвонков, сужением позвоночного канала, выраженным болевым синдромом, на фоне травматической ампутации ногтевой фаланги 1-го пальца левой кисти, которые в период с 2010 года по настоящее время, вызвали выраженные нарушения функции организма и по совокупности клиникофункциональных и профессиональных критериев, установленных Приказом Правительства РФ №789 от 16.10.2000года повлекли за собой утрату трудоспособности 100%.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На момент обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 672 утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Настоящие Правила устанавливают порядок определения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации. При этом они обязаны устанавливать процент утраты стойкой утраты трудоспособности.

Таким образом, принимая во внимание, что заключением РГБУ «Бюро СМЭ» Министерства здравоохранения РФ Джужуеву С.О. по результатам медико-социальной экспертизы от 02 июля 2016 года установлена утрата трудоспособности в размере 100%, право Джужуева С.О. на получение ежемесячных выплат в возмещении вреда, причиненного вследствие повреждения здоровья признано ранее Решением Черкесского городского суда от 19 июня 2007 года, и решением Черкесского городского суда КЧР от 29 января 2015 года, требования истца об установлении размера выплат в возмещение вреда здоровью с учетом процента утраты трудоспособности являются обоснованными.

В силу статьи 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В соответствии со ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный заработок, который он имел или по определению мог иметь.

Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивалась истцу не в полном объеме. Таким образом, фактически, ответчиком признано право на получение ежемесячных денежных сумм в определенном размере, в определенные сроки.

По основаниям указанным выше, суд полагает необходимым при взыскании заявленных требований о взыскании сумм, применить процент утраты трудоспособности истца. Представленный ответчиком расчет задолженности суммы возмещения вреда, суд находит правильным и соглашается с ним, так как он является математически верным, с учетом 100% утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, судом учитывается, что согласно расчету, представленному ответчиком, ежемесячная денежная компенсация составляет (на 31.10.2016) 35987,81 руб. Сумма задолженности за период с 02.07.2016 по 31.10.2014 составила 81015 руб. С учетом того, что акт судебно-медицинского освидетельствования № 483 составлен 02.07.2016 года, то с данной даты подлежит взыскания сумма.

Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации подлежат частичному удовлетворению с учетом 100 % (с 02.07.2016г. по 31.10. 2016г.).

Согласно ст.2 ГПК РФ одной из основных целей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В данном случае нарушенные права истца на возмещение вреда здоровью подлежат восстановлению путем удовлетворения заявленных им исковых требований в размерах, указанных ответчиком.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Джужуева ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике об увеличении ежемесячных платежей в возмещение вреда в связи с увеличением процента утраты трудоспособности удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Главное управление Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике выплачивать с 1 ноября 2016года в пользу Джужуева ФИО1 сумму в размере 35987 (тридцать пять тысяч девятьсот восемьдесят семь) рублей 81 копейка, с учетом 100% утраты трудоспособности ежемесячную денежную компенсацию, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности в виде разницы между денежным содержанием и пенсией по инвалидности, а так же с последующей индексацией согласно закону Российской Федерации.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Джужуева ФИО1 разницу по ежемесячной денежной компенсации, вследствие причинения военной травмы в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы в Главном управлении и повлекшей стойкую утрату трудоспособности за период с 02 июля 2016 года по 31 октября 2016 года в размере 81015 (восемьдесят одна тысяча пятнадцать) рублей.

В части удовлетворения исковых требований Джужуева ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике превышающей суммы заявленных требований и периода отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди