Дело №2а-1198/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года г. Черкесск
Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Ковалева О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Токову Рашиду Алиевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилась в Черкесский городской суд с административным иском к Токову Рашиду Алиевичу о взыскании задолженности по страховым взносам с физических лиц, а именно по транспортному и земельному налогам в размере 23958,00 рублей:По требованию № от 25.12.2020г. налог на доходы физических лиц с доходов полученных физическими лицами сумма задолженности составляет 32 958,00 руб. В связи с частичным уменьшением суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов полученных физическими лицами, на основании п.1 ст.135 Кодекса административного судопроизводства, заявлено уточнение к ранее направленным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций с Токова Рашида Алиевича и просит суд, взыскать с административного ответчика: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 23958,00 руб. Из административного искового заявления следует, что Токов Р.А. является плательщиком транспортного и земельного налогов. На день предъявления административного иска, должником в бюджет не уплачена сумма задолженности по указанным налогам.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дела в его отсутствие в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик Токов Р.А., какие-либо возражения относительно применения упрощенного порядка рассмотрения дела в установленный срок в суд не представил.
На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3).
В соответствии с положениями статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. При этом согласно пункту 3 статьи 9 НУ РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 пункта 3 статьи 44 и пп.4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования пп.4 п.1 ст.59 НК РФ, инициировать судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Право налогоплательщика признать недоимку безнадежной к взысканию, также разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 года №1150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ».
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Налогоплательщик вправе реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации права путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статей 14 и 62, части 11 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 ст.226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо проверить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд; предпринимались ли административным ответчиком меры по взысканию недоимки, задолженности по пенями штрафам, взысканы ли указанные суммы фактически в судебном порядке, утрачена ли возможность их взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный ответчик требование в установленный срок не исполнил, в связи с чем, в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец обратился к мировому судье судебного участка №8 г. Черкесска судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа.
26.07.2021 года определением мирового судебного участка №8 г.Черкесска судебный приказ от 24.07.2021 года №2а-618/2021 о взыскании с Токова Р.А. в пользу МИФНС №3 по КЧР задолженности по обязательным платежам и санкций отменен, в связи с поступившими от Токова Р.А. возражениями.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Статья 75 НК РФ определяет понятие пени как установленную настоящей статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Судом установлено, что Токов Р.А. является плательщиком транспортного налога. На день предъявления административного иска, должником в бюджет не уплачена сумма задолженности по вышеуказанному налогу.
Согласно полученным налоговым органом сведениям, за налогоплательщиком зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: МЕРСЕДЕС БЕНЦ Е200, VIN: №, Год выпуска 2005, Дата регистрации права 10.03.2017, 00:00:00, Дата утраты права 15.10.2019 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, М ар ка/Модель: ВАЗ 21093, VIN: №, Год выпуска 2001, Дата регистрации права 15.07.2015 00:00:00, Дата утраты права 08.11.2017, 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ЛАДА 217230 ЛАДА ПРИОРА, VIN: №, Год выпуска 2011, Дата регистрации права 27.07.2018, 00:00:00, Дата утраты права 05.12.2020, 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: В749АМ09, Марка/Модель: Хендай SOLARIS, VIN: №, Год выпуска 2012, Дата регистрации права 30.04.2020 00:00:00, Дата утраты права 24.03.2021, 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ЛАДА № VIN: №, Год выпуска 2013, Дата регистрации права 17.11.2020, 00:00:00.
Налоговым органом административному ответчику было направлено требование от 25.12.2020г. № об уплате вышеуказанных видов налога по сроку добровольного исполнения, данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями и реестрами почтовых отправлений.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 НК РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Сумма задолженности, подлежащая к уплате в бюджет по налогу на доходы физических лиц составляет 23958,00 руб. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов за период 2018г.
Проверяя представленный административным истцом расчет задолженности, суд учитывает, что данный расчет административным ответчиком оспорен не был. Данный расчет выполнен арифметически верно и выступает в качестве подтверждения размера задолженности ответчика по обязательным платежам. Доказательств об уплате налогов за спорные периоды и доказательств необоснованности произведенного расчета ответчиком суду не представлено.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения в суд с иском для принудительного взыскания задолженности.
При установленных обстоятельствах и принимая во внимание, что административный истец своевременно обратился в суд с иском о взыскании задолженности по налогам и пени, суд считает требование административного истца о взыскании с должника указанного вида налога и пени, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом удовлетворенных требований на сумму 23958,00 руб. на основании ст.114 КАС РФ и под.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г.Черкесска КЧР подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Токову Рашиду Алиевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Токова Рашида Алиевича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 23958,00 рублей.
Взыскать с Токова Рашида Алиевича в доход бюджета муниципального образования г.Черкесска государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Реквизиты для перечисления сумм задолженности: Получатель – Управление Федерального Казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, ИНН0914000772, КПП 091401001; банк получателя ГРКЦ НБ КЧР Банка России по г.Черкесск, БИК 049133001, счет 40102810245370000078.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в течение 15 дней с момента его получения в Верховный суд КЧР путем подачи апелляционной жалобы через Черкесский городской суд КЧР.
Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева