КОПИЯ
2а-3044/2021
УИД 35RS0№-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2021года <адрес>
Череповецкий городской суд <адрес> в составе:
судьи Изюмовой С.В.,
при секретаре Ивановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе России, Шереметьевской таможне о признании незаконными действий ФТС России, нарушение сроков рассмотрения обращений,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд к Федеральной таможенной службе России, Шереметьевской таможне о признании незаконными действий сотрудников ФТС, нарушение сроков рассмотрения обращений, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ около 19-00 она прибыла рейсом из <адрес> в <адрес> в аэропорт Шереметьево. При ней были наличные денежные средства в евро, которые были задекларированы в аэропорту <адрес> (таможенная декларация с отметками таможни <адрес>). Ею также была заранее подготовлена таможенная декларация для декларирования денежных средств в Российской Федерации. Как только она переступила черту зеленого коридора, к ней подошел сотрудник таможни и спросил какое количество наличных денежных средств она имеет при себе. Она честно ответила на вопрос. Сотрудник сказал, что она должна пройти в комнату досмотра. В это время к ним подошел сотрудник таможни, указавший ей путь, попросил пропустить ее и сказал, что это он указал ей путь, к ленте выдачи багажа через зеленый коридор. Однако, сотрудник, остановивший ее, не отреагировал. Данный факт также подтверждается видеозаписью из зала прилета аэропорта. В комнате досмотра сидел старший инспектор ОСТП № лейтенант таможенной службы Ж., который не объяснил на каком основании и для чего ее пригласили в комнату допроса, какие действия буду проводиться, и в чем заключаются ее права. При этом она была вынуждена оставить на столе в комнате досмотра 1620 евро. Документы об изъятии денежных средств, предусмотренные статьей 27.10 КоАП, не оформлялись. В нарушение статьи 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении также не составлялся. Понятые отсутствовали, видеозапись не велась. До настоящего момента в нарушение пунктов 5.1. и 8 статьи 27.10 КоАП она не получила никаких документов по делу об административном правонарушении, включая копии документов об изъятии, протокол об изъятии денежных средств, и какие-либо иные документы по административному делу. Сотрудники ФТС грубо нарушали ее процессуальные права, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, ее человеческое достоинство, подделывали процессуальные документы. В результате она была вынуждена в прямом смысле слова бежать из комнаты досмотра, чтобы прекратить издевательства и правовой беспредел сотрудников ФТС России. При этом, Ж. физически удерживал ее в комнате допроса. Он порвал ей шубу, когда она пыталась покинуть комнату досмотра, преграждал ей путь, хватал за руки. Данный факт подтверждается видеозаписью из комнаты досмотра и зала прилета аэропорта. До настоящего момента протокол об административном правонарушении она не видела и не получала. Следовательно, у нее отсутствовала возможность реализовать свое право на обжалование протокола, предусмотренное статьей 30.1 КоАП. Несмотря на то, что во всех своих обращениях в ФТС и в Шереметьевскую таможню она более пяти раз в письменной форме просила ответчика прислать ей копии всех документов по делу об административном правонарушении, это не было сделано. Кроме того, административным ответчиком не было предоставлено никаких доказательств исполнения своей обязанности по направлению ей копии протокола и иных документов по делу об административном правонарушении. Она трижды в письменной форме обращалась в ФТС России с жалобами на незаконные действия сотрудников Шереметьевской таможни, а также она неоднократно обращалась с жалобами и претензией в порядке досудебного урегулирования спора в Шереметьевскую таможню и в ФТС России через официальные сайты в сети «Интернет».
Регистрационные номера и даты обращений: ДД.ММ.ГГГГ, без номера (в ФТС России) ДД.ММ.ГГГГ, без номера (в Шереметьевскую таможню) ДД.ММ.ГГГГ, per. № от ДД.ММ.ГГГГ (в ФТС России) ДД.ММ.ГГГГ, per. № (в ФТС России).
Вместе с тем, ее обращения были рассмотрены только ДД.ММ.ГГГГ (исх. №). Ответ ФТС, подписанный первым заместителем начальника Управления таможенных расследований и дознания.
Административный истец просила признать незаконными действия должностных лиц Шереметьевской таможни, связанные с осуществлением таможенного контроля в отношении административного истца, а также производства по делу об административном правонарушении № в отношении административного истца; признать незаконными действия ФТС России по нарушению сроков рассмотрения обращений административного истца, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В части принятия административных требований о признании незаконными действия должностных лиц Шереметьевской таможни, связанные с осуществлением таможенного контроля в отношении административного истца, а также производства по делу об административном правонарушении № в отношении административного истца, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.
Таким образом, административный истец просит признать незаконными действия ФТС России по нарушению сроков рассмотрения обращений административного истца, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Шереметьевская таможня.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещалась надлежащим образом.
Административные ответчики Федеральная таможенная служба России, Шереметьевская таможня в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представлены возражения.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах МВД РФ регулируется Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года № 707 (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 113 и 113.1 указанной Инструкции предусмотрено, что результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, является письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
Как следует из материалов административного дела, должностным лицом таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ФИО1 неоднократно обращалась с жалобами в ФТС России, Шереметьевскую таможню.
Так, ФИО1 обращалась ДД.ММ.ГГГГ в ФТС России с жалобой в форме электронного документа, указав адрес электронной почты.
Срок рассмотрения данного обращения продлен на 30 дней, о чем сообщено ФИО1 по адресу электронной почты.
ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО1 было рассмотрено, направлено электронной почтой ( т. 2, л.д. 16-20).
На обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в Шереметьевскую таможню дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью заместителя начальника таможни. Ответ был направлен посредством электронной почты (т. 1, л.д. 235-242).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращается в ФТС России с жалобам на действия должностных лиц Шереметьевской таможни. Жалобы зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Срок рассмотрения обращений ФИО1 продлен до ДД.ММ.ГГГГ, о чем ФИО1 уведомлена (письмо ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 10 Федерального закона $ 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
По результатам рассмотрения обращений заявителю дан своевременный ответ, а именно письмо ФТС России ДД.ММ.ГГГГ№. Ответ на обращение направлен в адрес ФИО1 посредством электронной почты, как и было указано ФИО1 в обращении (т. 2, л.д. 21-62).
Такими образом, ответы должностными лицами ФТС России, Шереметьевской таможни даны в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска ФИО1 у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Федеральной таможенной службе России, Шереметьевской таможне о признании незаконными действия ФТС России по нарушению сроков рассмотрения обращений, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года
Судья < > С.В.Изюмова