НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Черемховского городского суда (Иркутская область) от 24.03.2011 №

                                                                                    Черемховский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Черемховский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2011 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шершневой Г.Н. при секретаре Гладниковой К.Е. с участием истца ФИО1,

ответчика - представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области ФИО2, действующей на основании доверенности №-ЗД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г.

по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области о признании решения Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от 23.09.2010 г. № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в должности заместителя директора по профилактике правонарушений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в должности социального педагога в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском рай­оне Иркутской области с заявлением о на­значении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в на­значении досрочной трудовой пенсии по старости, стаж соответствующей педа­гогической деятельности составил 13 лет 8 месяцев 5 дней. Пенсионный фонд признал не подлежащими зачету в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С решением Пенсионного фонда она не согласна по следующим основаниям. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывает­ся в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального за­кона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постанов­лением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 работа в школе в должности заместителя директора, дея­тельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также в должности учителя засчитывается в соответствующий стаж. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществ­лявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 перио­ды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий вы­полнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Пенсионный фонд, отказывая в установлении пенсии, указал в своем реше­нии, что с 20 апреля 1995 г. по 31 августа 2006 г. она работала в должности заместителя директора по профилактике правонарушений и, что Правилами ис­числения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривается должность заместителя директора по профилактике правонарушений. Она не согласна с решением Пенсионного фонда, т.к. в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указывается заместитель директора, деятельность которого связана с образова­тельным (воспитательным) процессом. Согласно должностной инструкции за­меститель директора по профилактике правонарушений является непосредствен­ным участником образовательного и воспитательного процессов школы, так как за­нимается организацией воспитательной работы среди детей и подростков с девиантным поведением, организует их участие в образовательном процессе. Пенсионный фонд не зачел ей в стаж для получения досрочной пенсии пе­риод работы с 01 сентября 2006 г. по 31 августа 2009 г. в должности соци­ального педагога. В своем решении Пенсионный фонд указывает, что пунктом 11 Правил должность социального педагога в школе не предусмотрена. Она не со­гласна с решением Пенсионного фонда, т.к. в пункте 1.1. Правил указываются общеобразовательные школы всех видов и указана должность «социальный пе­дагог». Кроме того, в период с 01.09.2006 г. и по сегодняшний день она работала и работает учителем начальных классов на полную ставку.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что 27 лет работает в одном учреждении - в школе № 5, ее работа связана с воспитанием детей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заместителем директора по профилактике правонарушений и одновременно учителем начальных классов. Её работа в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений заключалась в том, что она выявляла детей группы риска, проводила с ними профилактическую работу, представляла их интересы в суде, на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, организовывала оказание материальной помощи им, проводила в классах школы классные часы, организовывала общешкольные мероприятия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее работа оставалась прежней. Еще с 1995 г. она ведет факультативы 34 часа в год, 1 час в неделю; это педагогическая деятельность, по результатам обучения дети аттестовываются. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности социального педагога школы и учителя начальных классов на полную ставку, о чем есть приказ.

Ответчик - представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе ФИО2, действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, указав, что ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда 25 июня 2010 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (55 лет для женщин) лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 4 раздела I постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателем. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. ФИО1 зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе ОПС 23.02.1999 г. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями от 30.12.2008 г.) Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ. При определении права па досрочную трудовую пенсию по старости вышеуказанным лицам органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуются Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных упреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с Правилами от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях для детей, указанных в Списке от 29.10.2002 г. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости представлено не всем педагогическим работникам, а только работающим в строго определенных должностях и учреждениях. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, составлен по принципу исчерпывающего перечня государственных и муниципальных учреждений для детей и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и исключает их расширенное толкование. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным актам, в частности, относились постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и школах и других учреждениях для детей» (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 г. № 5 регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01.11.1999 г., и после указанной даты соответственно. Одновременно с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 представила следующие документы: трудовую книжку образца 2003 года (дата заполнения - ДД.ММ.ГГГГ); справку, уточняющую особый характер или условия труда, от 23.06.2010 г. № 66. Согласно трудовой книжке и справке от 23.06.2010 г. № 66 ФИО1 работала: ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов средней школы № 5, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по воспитательной работе, сохранив 9 часов учителя в средней школе № 5; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве социального педагога, сохранив на должности «учитель» (запись в трудовой книжке) в школе № 5. При установлении трудовой пенсии по старости основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка установленного образца. В настоящее время используются три вида трудовых книжек: образца 1938 (введенные в действие с 15.01.1939 г. Постановлением СНК СССР от 20.12.1938 г. № 1320 «О введении трудовых книжек»), 1973 г. (введены в действие с 01.01.1975 г. Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и 2003 г. (введены в действие с 01.01.2004 г. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»). ФИО1 для назначения пенсии представила трудовую книжку серии ТК-II № образца 2003 года, которые введены в действие с 01.01.2004 г. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии. Специалистом УПФ в городе Черемхово и Черемховском районе 23.07.2010 г. проведена проверка обоснованности записей трудовой книжки и выдачи справки от 23.07.2010 г. на ФИО1 По представленным для проверки документам составлен акт. Для проведения проверки были представлены документы: приказы по личному составу за 1983-2006 гг., лицевые счета с 1994 г. по 2009 г., должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе от 01.09.2008 г. Должностные инструкции заместителя директора по работе с трудными, заместителя директора по профилактике правонарушений не представлены для проверки, тарификационные списки 1983-2009 гг. Согласно приказу от 25.04.1995 г. ФИО1 - учитель начальных классов назначена зам. директора по работе с трудными с 20 апреля 1995 г. на 0,5 ставки. Приказом № 113 от 29.05.1995 г. ФИО1 - учителя начальных классов школы № 5 назначили заместителем директора по профилактике правонарушений с 20 апреля 1995 г. на 0,5 ставки. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 328 ФИО1 - учителя начальных классов школы № назначили заместителем директора по профилактике правонарушений с ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки и протарифицировать на 15 недельных часов с 01.09.1995 г. Приказом от 08.06.2006 г. № 1 заместителя директора по воспитательной работе перевели 01.09.2006 г. па должность социального педагога по 31.08.2007 г. включительно с нагрузкой 2 ставки. Согласно тарификационных списков значится ФИО1: 1995-1996 г.г. - зам.директора по работе с трудными, 1 ст., учитель, начальные классы 15 часов в неделю; 1996-1997 гг. - зам.директора, 1 ст., учитель, начальные классы 9 часов в неделю; 1997-1998 гг. - зам.директора по трудным, 1 ст., учитель начальных классов 2 часа в неделю, 4-8 классы - 2 часа в неделю; 1998-1999 гг. - зам.директора, 1 ст., учитель, начальные классы 9 часов в неделю, 4-8 классы - 2 часа в неделю; 1999-2000 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2000-2001 г. г. - зам. директора, 1 ст., учитель 4-8 классы 5 часов в неделю; 2001-2002 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2002-2003 г.г. - зам. по ПП, 1 ст.; 2003-2004 гг. - зам. директора по ВР, 1 ст., учитель обучение на дому 4-8 классы -10 часов в неделю; 2004-2005 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2005-2006 гг. - зам. директора, 1 ст., учитель, обучение на дому 4-8 классы 10 часов в неделю; 2006-2007 гг. - соц. педагог. 1 ст., учитель, начальные классы - 10 часов в неделю; 2007-2008 гг. - соц.педагог, 1 ст., учитель начальные классы - 20 часов в неделю; 2008-2009 г.г. - соц.педагог, 1 ст., учитель начальные классы - 20 часов в неделю. Согласно тарификационных списков за 1999-2000 г., 2001-2002 г., 2002-2003 г., 2004-2005 г. не усматривается ведение учебных часов в неделю. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены наименования должностей заместителей директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Из представленных документов не усматривается занятость ФИО1, заместителя директора по профилактике правонарушений, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой и другой работой, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Если рассматривать должность учителя, не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, предусмотренной пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. В стаж на соответствующих видах работ как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подлежит зачету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов в средней школе № 5. В стаж на соответствующих видах работ как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не подлежат зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений, учителя в средней школе № 5; с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ в качестве социального педагога, учителя школы № 5. Основания, которые не позволяют Управлению Пенсионного фонда включить периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений, учителя в стаж на соответствующих видах работ. Документально не подтверждена занятость ФИО1 в должности заместителя директора по профилактике правонарушений, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой и другой работой, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Если рассматривать должность учителя, то не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Вместе с тем, необходимо отметить, что работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. № 463, включается в выслугу лет и в тех случаях, когда она выполнялась на условиях совместительства. В практике это означает, что если бы в период работы ФИО1 с 20.04.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности заместителя директора по профилактике правонарушений по совместительству ею осуществлялась бы работа в должностях, предусмотренных Списком, то данный период работы по совместительству возможно было зачесть в педагогический стаж. Документы (приказы), подтверждающие работу по совместительству в должности «учитель», представлены не были. Также необходимо отметить, что всоответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в педагогический стаж включается работа в должностях, предусмотренных Списком при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Это означает, что если бы в период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по профилактике правонарушений у нее была бы педагогическая нагрузка в должностях, предусмотренных Списком, с учетом выполнения нормы рабочею времени, установленной за ставку заработной платы, то период педагогической нагрузки возможно было зачесть в педагогический стаж. Основания, по которым период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж на соответствующих видах работ: Пунктом 11 Правил перечислены учреждения, работа в которых в должности социального педагога засчитывается в педагогический стаж. Должность социального педагога в школе не предусмотрена. По должности «учитель» не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в качестве учителя в школе (18 часов в неделю), установленной за ставку заработной платы, предусмотренной пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. (не принята на штатную должность). В связи с вышеизложенным, правовых оснований для включения периодов работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не имеемся. По представленным документам стаж на соответствующих видах работ составил 13 лег 8 месяцев 5 дней при требуемых 25 годах педагогической деятельности. Решение от 23.09.2010 года № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 Управлением Пенсионного фонда принято в соответствии с действующим законодательством, вынесено законно и обоснованно, так как не выработан требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Требования истца об отмене решения Управления Пенсионного фонда в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области не подлежат удовлетворению, в том числе и как противоречащие положениям ГК РФ, а именно ст. 13 ГК РФ. Указанной статьей установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Таким образом, по смыслу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт может быть признан судом недействительным, и как следствие, подлежит отмене судом в случае, если он не соответствуют закону или иным правовым актам.. Решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, принято законно и обоснованно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Довод истца о незаконности позиции Управления в части запрета на расширенное толкование им Списков профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, не содержит правовых оснований и ссылок на закон, из которых следует, что Управлению предоставлено такое право. Также истцом не представлены правовые основания его исковых требований в части нарушения ответчиком каких-либо положений закона и иных правовых актов при вынесении решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, соответственно требования истца об отмене данного решения об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 25 июня 2010 г. не основано на законе, так как на указанную дату право, согласно действующему пенсионному законодательству отсутствует.

Свидетель ФИО9 суду пояснила, что ФИО1 знает с 1984 г. по работе, она работала в Управлении образованием, а ФИО1 - в школе № 5 учителем начальных классов. В 1994 году или 1995 году постановлением администрации города в школах была введена должность заместителя директора по профилактике правонарушений. Это воспитательная работа с детьми, она относится к педагогической деятельности. Заместитель директора школы по профилактике правонарушений присутствовала с детьми на Комиссии по делам несовершеннолетних, в отделе по делам несовершеннолетних в милиции, обращалась в органы социальной защиты для оформления материальной помощи учащимся из малообеспеченных семей, организовывала летнюю занятость учащихся, проводила общешкольные мероприятия с детьми, вела классные часы.

В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО9 представила свою трудовую книжку (л.д. 32-40).

Свидетель ФИО10 пояснила, что знает ФИО1 с 1984 г. по работе в школе № 5, она работала заместителем директора по воспитательной работе, а ФИО1 - заместителем директора по профилактике правонарушений, ее работа была тесно связана с деятельностью ФИО1 Они вместе проводили различные воспитательные мероприятия с детьми в школе. Работа ФИО1 была связана с профилактикой правонарушений, она совершала рейды по семьям «трудных» учащихся, работала с детьми в летний период времени (возглавляла при школе № 5 лагерь летнего пребывания детей), проводила классные часы.

В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО10 представила свою трудовую книжку (л.д. 41-44).

Свидетель ФИО11 пояснила, что знает ФИО1 с 1992 г. по работе в школе № 5, ФИО1 работала учителем начальных классов. В 1995 г. её назначили заместителем директора по профилактике правонарушений. Это работа с детьми в школе, в основном с «трудными» детьми. ФИО1 проводила общешкольные мероприятия с детьми, конкурсы, классные часы; в качестве педагога вела факультативы, уроки ОБЖ. Еще ФИО1 - учитель начальных классов.

В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО11 представила свою трудовую книжку (л.д. 45-47).

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями ФИО9, ФИО10, ФИО11 Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Как видно из трудовой книжки на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ она была принята учителем начальных классов в среднюю школу №; ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем директора по профилактике правонарушений, сохранив 9 часов по экологии и ОБЖ; ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель»; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность «социальный педагог» (л.д. 13-14).

Согласно должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, заместитель директора по профилактике правонарушений выполняет следующие должностные обязанности: Обеспечивает тесное взаимодействие школы с правоохранительными, здравоохранительными органами, отделом социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания « трудных» учащихся, неблагополучных семей и детей с девиантным поведением. Руководит инструктивно-методической работой с классными руководителями по вопросам воспитания «трудных» детей. Собирает информацию по запросам инспекции по делам несовершеннолетних. Принимает меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди школьников, ведет индивидуальную работу с детьми, имеющими девиантное поведение. Организовывает самоуправление школьников (комиссия быстрого реагирования), проводит заседания. Анализирует состояние работы с «трудными» подростками, деятельность классных руководителей по предупреждению правонарушений. Курирует преподавание трудового обучения, ОБЖ, технологии, деятельность МО трудового обучения. Изучает «трудных» подростков, осуществляет педагогически обоснованную коррекцию, содействует социальной и правовой защите учащихся. Руководит деятельностью наркопоста в школе. Организовывает профилактическую работу с учащимися и их родителями. Разрабатывает график дежурства учащихся по школе и пришкольной территории, контролирует его выполнение. Контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Организовывает досуг учащихся «группы риска» в каникулярное время. Оказывает содействие семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сборе документов для оказания материальной помощи. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации (л.д. 15-16).

Согласно справке Управления образованием администрации МО «город Черемхово» от 22.03.2011 г. ФИО1 работает в МОУ «СОШ №» учителем начальных классов с 01.09.2006 г. на полную ставку (20 часов) по настоящее время (л.д. 48); основание для выдачи справки - тарификационные листы по годам (л.д. 55, 56-60).

Согласно справке МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» № 59 от 23.03.2011 г. ФИО1, работая в должности заместителя директора по профилактике правонарушений с 1995 г. по 31.08.2006 г., занималась педагогической деятельностью (вела факультативные курсы): 1995 г. - «Твои права», 8 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю; 1996 г., 1997 г. - «Твои права», 4 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю; 1998 г., 1999 г. - «Я исследователь», 2, 3 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю; 2000 г., 2001 г., 2002 г. - «Мы в мире прав» 8 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю; 2003 г., 2004 г., 2005 г. - «Полезные привычки», 2, 3, 4 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю. Результаты обучения оценивались по зачетной системе (л.д. 69).

Решением от 23.09.2010 г. № Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе отказало ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. ею не выработан требуемый стаж (зачли 13 лет 8 месяцев 5 дней при требуемых 25 годах педагогической деятельности). В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не включены период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ го­да (3 года 10 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в качестве заместителя директора по профилактики правонарушений школы № и учителя начальных классов, т.к. из представленных документов не усматривается занятость заместителя директора по профилактике правонарушений учебно-воспитательной работой, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой, связанной с образовательным (воспитательным) процессом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в качестве социального педагога в средней школе № и учителя начальных классов в связи с тем, что должность социального педагога в школе не предусмотрена; не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в качестве учителя в школе, установленной за ставку заработной платы (л.д. 8-12).

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, исследовав представленные документы, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 319 от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (55 лет для женщин) лицам, не менее 25 лет осуществлявщим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 обусловлено двумя условиями, которые должны наличествовать одновременно: 1) осуществление лицом не менее 25 лет педагогической деятельности; 2) осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО4 и ФИО5 на нарушение их конституционных прав положением пункта 3 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы, может быть установлена судами общей юрисдикции.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173 (с изменениями от 30.12.2008 г.) Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляюшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, указанным постановлением Правительства РФ были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года за № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г.

К таким нормативным актам относились постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), Разъяснение «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 г. № 5, регулировавшее пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01.11.1999 г., и после указанной даты соответственно.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЕ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены наименования должностей заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.

Периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с тем, что из представленных в Управление Пенсионного фонда документов не усматривается занятость заместителя директора по профилактике правонарушений учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой, связанной с образовательным (воспитательным) процессом (л.д. 10-11).

Однако в судебное заседание истцом представлены должностная инструкция заместителя директора по профилактике правонарушений (л.д. 15-16), справка № 59 от 23.03.2011 г. (л.д. 69), из которых видно, что ФИО1, работая в должности заместителя директора по профилактике правонарушений в общеобразовательной школе № 5, занималась педагогической деятельностью и воспитательной работой с детьми, непосредственно связанной с образовательным процессом. Данное обстоятельство подтверждено также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11

Период работы ФИО1 с 01.09.2006 г. по 31.08.2009 г. также не включен в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с тем, что не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в качестве учителя в школе (18 часов в неделю), установленной за ставку заработной платы, предусмотренное пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. (л.д. 11).

Однако истцом суду представлена справка на л.д. 48 и 55-60, согласно которой ФИО1 работает учителем начальных классов в МОУ «СОШ № 5» с 01.09.2006 г. по настоящее время на полную ставку (20 часов).

По наименованию учреждения (общеобразовательная школа № 5) вопросов не возникло.

Поэтому суд полагает возможным обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ го­да (3 года 10 месяцев 2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в должности заместителя директора по профилактике правонарушений; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в должности учителя начальных классов в школе № 5.

Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе у ФИО1 наступило право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно (13 лет 8 месяцев 5 дней, не оспариваемые Управлением Пенсионного фонда, плюс 14 лет 4 месяца 10 дней получается 28 лет 15 дней), поэтому в назначении такой пенсии ей отказано необоснованно.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права ФИО1 на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, право на льготное пенсионное обеспечение ФИО1 приобрела, поэтому отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе в назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно не может быть признан законным, т.к. приводит к несоразмерному ограничению конституционного права ФИО1 на пенсионное обеспечение, противоречит требованиям статей 19, 39, 55 Конституции РФ.

Оценив пенсионные права ФИО1, суд находит незаконным отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости; признает за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области назначить ее с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно п. 2 ст. 19 вышеназванного Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявление о назначении пенсии подано ФИО1 в Управление Пенсионного фонда 25.06.2010 г. (л.д. 27-30), поэтому она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области от 23.09.2010 г. № об отказе в назначении пенсии ФИО1 незаконным.

Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в  и  включить периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений школы № 5, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов школы № 5 в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ