Черемховский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Черемховский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шершневой Г.Н. при секретаре Гладниковой К.Е. с участием истца ФИО1,
ответчика - представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области ФИО2, действующей на основании доверенности №-ЗД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г.
по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области о признании решения Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от 23.09.2010 г. № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 10 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в должности заместителя директора по профилактике правонарушений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в должности социального педагога в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с даты первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, стаж соответствующей педагогической деятельности составил 13 лет 8 месяцев 5 дней. Пенсионный фонд признал не подлежащими зачету в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С решением Пенсионного фонда она не согласна по следующим основаниям. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 работа в школе в должности заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также в должности учителя засчитывается в соответствующий стаж. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Пенсионный фонд, отказывая в установлении пенсии, указал в своем решении, что с 20 апреля 1995 г. по 31 августа 2006 г. она работала в должности заместителя директора по профилактике правонарушений и, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривается должность заместителя директора по профилактике правонарушений. Она не согласна с решением Пенсионного фонда, т.к. в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указывается заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. Согласно должностной инструкции заместитель директора по профилактике правонарушений является непосредственным участником образовательного и воспитательного процессов школы, так как занимается организацией воспитательной работы среди детей и подростков с девиантным поведением, организует их участие в образовательном процессе. Пенсионный фонд не зачел ей в стаж для получения досрочной пенсии период работы с 01 сентября 2006 г. по 31 августа 2009 г. в должности социального педагога. В своем решении Пенсионный фонд указывает, что пунктом 11 Правил должность социального педагога в школе не предусмотрена. Она не согласна с решением Пенсионного фонда, т.к. в пункте 1.1. Правил указываются общеобразовательные школы всех видов и указана должность «социальный педагог». Кроме того, в период с 01.09.2006 г. и по сегодняшний день она работала и работает учителем начальных классов на полную ставку.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что 27 лет работает в одном учреждении - в школе № 5, ее работа связана с воспитанием детей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заместителем директора по профилактике правонарушений и одновременно учителем начальных классов. Её работа в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений заключалась в том, что она выявляла детей группы риска, проводила с ними профилактическую работу, представляла их интересы в суде, на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, организовывала оказание материальной помощи им, проводила в классах школы классные часы, организовывала общешкольные мероприятия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее работа оставалась прежней. Еще с 1995 г. она ведет факультативы 34 часа в год, 1 час в неделю; это педагогическая деятельность, по результатам обучения дети аттестовываются. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности социального педагога школы и учителя начальных классов на полную ставку, о чем есть приказ.
Ответчик - представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе ФИО2, действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, указав, что ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда 25 июня 2010 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (55 лет для женщин) лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 4 раздела I постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателем. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. ФИО1 зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе ОПС 23.02.1999 г. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (с изменениями от 30.12.2008 г.) Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ. При определении права па досрочную трудовую пенсию по старости вышеуказанным лицам органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуются Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных упреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с Правилами от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях для детей, указанных в Списке от 29.10.2002 г. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости представлено не всем педагогическим работникам, а только работающим в строго определенных должностях и учреждениях. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, составлен по принципу исчерпывающего перечня государственных и муниципальных учреждений для детей и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и исключает их расширенное толкование. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным актам, в частности, относились постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и школах и других учреждениях для детей» (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), Разъяснение «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 г. № 5 регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01.11.1999 г., и после указанной даты соответственно. Одновременно с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 представила следующие документы: трудовую книжку образца 2003 года (дата заполнения - ДД.ММ.ГГГГ); справку, уточняющую особый характер или условия труда, от 23.06.2010 г. № 66. Согласно трудовой книжке и справке от 23.06.2010 г. № 66 ФИО1 работала: ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов средней школы № 5, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по воспитательной работе, сохранив 9 часов учителя в средней школе № 5; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве социального педагога, сохранив на должности «учитель» (запись в трудовой книжке) в школе № 5. При установлении трудовой пенсии по старости основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка установленного образца. В настоящее время используются три вида трудовых книжек: образца 1938 (введенные в действие с 15.01.1939 г. Постановлением СНК СССР от 20.12.1938 г. № 1320 «О введении трудовых книжек»), 1973 г. (введены в действие с 01.01.1975 г. Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и 2003 г. (введены в действие с 01.01.2004 г. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»). ФИО1 для назначения пенсии представила трудовую книжку серии ТК-II № образца 2003 года, которые введены в действие с 01.01.2004 г. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии. Специалистом УПФ в городе Черемхово и Черемховском районе 23.07.2010 г. проведена проверка обоснованности записей трудовой книжки и выдачи справки от 23.07.2010 г. на ФИО1 По представленным для проверки документам составлен акт. Для проведения проверки были представлены документы: приказы по личному составу за 1983-2006 гг., лицевые счета с 1994 г. по 2009 г., должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе от 01.09.2008 г. Должностные инструкции заместителя директора по работе с трудными, заместителя директора по профилактике правонарушений не представлены для проверки, тарификационные списки 1983-2009 гг. Согласно приказу от 25.04.1995 г. ФИО1 - учитель начальных классов назначена зам. директора по работе с трудными с 20 апреля 1995 г. на 0,5 ставки. Приказом № 113 от 29.05.1995 г. ФИО1 - учителя начальных классов школы № 5 назначили заместителем директора по профилактике правонарушений с 20 апреля 1995 г. на 0,5 ставки. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 328 ФИО1 - учителя начальных классов школы № назначили заместителем директора по профилактике правонарушений с ДД.ММ.ГГГГ на 0,5 ставки и протарифицировать на 15 недельных часов с 01.09.1995 г. Приказом от 08.06.2006 г. № 1 заместителя директора по воспитательной работе перевели 01.09.2006 г. па должность социального педагога по 31.08.2007 г. включительно с нагрузкой 2 ставки. Согласно тарификационных списков значится ФИО1: 1995-1996 г.г. - зам.директора по работе с трудными, 1 ст., учитель, начальные классы 15 часов в неделю; 1996-1997 гг. - зам.директора, 1 ст., учитель, начальные классы 9 часов в неделю; 1997-1998 гг. - зам.директора по трудным, 1 ст., учитель начальных классов 2 часа в неделю, 4-8 классы - 2 часа в неделю; 1998-1999 гг. - зам.директора, 1 ст., учитель, начальные классы 9 часов в неделю, 4-8 классы - 2 часа в неделю; 1999-2000 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2000-2001 г. г. - зам. директора, 1 ст., учитель 4-8 классы 5 часов в неделю; 2001-2002 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2002-2003 г.г. - зам. по ПП, 1 ст.; 2003-2004 гг. - зам. директора по ВР, 1 ст., учитель обучение на дому 4-8 классы -10 часов в неделю; 2004-2005 гг. - зам.директора, 1 ст.; 2005-2006 гг. - зам. директора, 1 ст., учитель, обучение на дому 4-8 классы 10 часов в неделю; 2006-2007 гг. - соц. педагог. 1 ст., учитель, начальные классы - 10 часов в неделю; 2007-2008 гг. - соц.педагог, 1 ст., учитель начальные классы - 20 часов в неделю; 2008-2009 г.г. - соц.педагог, 1 ст., учитель начальные классы - 20 часов в неделю. Согласно тарификационных списков за 1999-2000 г., 2001-2002 г., 2002-2003 г., 2004-2005 г. не усматривается ведение учебных часов в неделю. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены наименования должностей заместителей директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Из представленных документов не усматривается занятость ФИО1, заместителя директора по профилактике правонарушений, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой и другой работой, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Если рассматривать должность учителя, не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, предусмотренной пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. В стаж на соответствующих видах работ как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подлежит зачету период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов в средней школе № 5. В стаж на соответствующих видах работ как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не подлежат зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений, учителя в средней школе № 5; с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ в качестве социального педагога, учителя школы № 5. Основания, которые не позволяют Управлению Пенсионного фонда включить периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений, учителя в стаж на соответствующих видах работ. Документально не подтверждена занятость ФИО1 в должности заместителя директора по профилактике правонарушений, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой и другой работой, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Если рассматривать должность учителя, то не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Вместе с тем, необходимо отметить, что работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 г. № 463, включается в выслугу лет и в тех случаях, когда она выполнялась на условиях совместительства. В практике это означает, что если бы в период работы ФИО1 с 20.04.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности заместителя директора по профилактике правонарушений по совместительству ею осуществлялась бы работа в должностях, предусмотренных Списком, то данный период работы по совместительству возможно было зачесть в педагогический стаж. Документы (приказы), подтверждающие работу по совместительству в должности «учитель», представлены не были. Также необходимо отметить, что всоответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в педагогический стаж включается работа в должностях, предусмотренных Списком при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Это означает, что если бы в период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по профилактике правонарушений у нее была бы педагогическая нагрузка в должностях, предусмотренных Списком, с учетом выполнения нормы рабочею времени, установленной за ставку заработной платы, то период педагогической нагрузки возможно было зачесть в педагогический стаж. Основания, по которым период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж на соответствующих видах работ: Пунктом 11 Правил перечислены учреждения, работа в которых в должности социального педагога засчитывается в педагогический стаж. Должность социального педагога в школе не предусмотрена. По должности «учитель» не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в качестве учителя в школе (18 часов в неделю), установленной за ставку заработной платы, предусмотренной пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. (не принята на штатную должность). В связи с вышеизложенным, правовых оснований для включения периодов работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не имеемся. По представленным документам стаж на соответствующих видах работ составил 13 лег 8 месяцев 5 дней при требуемых 25 годах педагогической деятельности. Решение от 23.09.2010 года № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 Управлением Пенсионного фонда принято в соответствии с действующим законодательством, вынесено законно и обоснованно, так как не выработан требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Требования истца об отмене решения Управления Пенсионного фонда в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области не подлежат удовлетворению, в том числе и как противоречащие положениям ГК РФ, а именно ст. 13 ГК РФ. Указанной статьей установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Таким образом, по смыслу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт может быть признан судом недействительным, и как следствие, подлежит отмене судом в случае, если он не соответствуют закону или иным правовым актам.. Решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, принято законно и обоснованно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Довод истца о незаконности позиции Управления в части запрета на расширенное толкование им Списков профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, не содержит правовых оснований и ссылок на закон, из которых следует, что Управлению предоставлено такое право. Также истцом не представлены правовые основания его исковых требований в части нарушения ответчиком каких-либо положений закона и иных правовых актов при вынесении решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, соответственно требования истца об отмене данного решения об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 25 июня 2010 г. не основано на законе, так как на указанную дату право, согласно действующему пенсионному законодательству отсутствует.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что ФИО1 знает с 1984 г. по работе, она работала в Управлении образованием, а ФИО1 - в школе № 5 учителем начальных классов. В 1994 году или 1995 году постановлением администрации города в школах была введена должность заместителя директора по профилактике правонарушений. Это воспитательная работа с детьми, она относится к педагогической деятельности. Заместитель директора школы по профилактике правонарушений присутствовала с детьми на Комиссии по делам несовершеннолетних, в отделе по делам несовершеннолетних в милиции, обращалась в органы социальной защиты для оформления материальной помощи учащимся из малообеспеченных семей, организовывала летнюю занятость учащихся, проводила общешкольные мероприятия с детьми, вела классные часы.
В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО9 представила свою трудовую книжку (л.д. 32-40).
Свидетель ФИО10 пояснила, что знает ФИО1 с 1984 г. по работе в школе № 5, она работала заместителем директора по воспитательной работе, а ФИО1 - заместителем директора по профилактике правонарушений, ее работа была тесно связана с деятельностью ФИО1 Они вместе проводили различные воспитательные мероприятия с детьми в школе. Работа ФИО1 была связана с профилактикой правонарушений, она совершала рейды по семьям «трудных» учащихся, работала с детьми в летний период времени (возглавляла при школе № 5 лагерь летнего пребывания детей), проводила классные часы.
В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО10 представила свою трудовую книжку (л.д. 41-44).
Свидетель ФИО11 пояснила, что знает ФИО1 с 1992 г. по работе в школе № 5, ФИО1 работала учителем начальных классов. В 1995 г. её назначили заместителем директора по профилактике правонарушений. Это работа с детьми в школе, в основном с «трудными» детьми. ФИО1 проводила общешкольные мероприятия с детьми, конкурсы, классные часы; в качестве педагога вела факультативы, уроки ОБЖ. Еще ФИО1 - учитель начальных классов.
В подтверждение доводов о совместной работе с ФИО1 свидетель ФИО11 представила свою трудовую книжку (л.д. 45-47).
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями ФИО9, ФИО10, ФИО11 Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Как видно из трудовой книжки на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ она была принята учителем начальных классов в среднюю школу №; ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем директора по профилактике правонарушений, сохранив 9 часов по экологии и ОБЖ; ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель»; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность «социальный педагог» (л.д. 13-14).
Согласно должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, заместитель директора по профилактике правонарушений выполняет следующие должностные обязанности: Обеспечивает тесное взаимодействие школы с правоохранительными, здравоохранительными органами, отделом социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания « трудных» учащихся, неблагополучных семей и детей с девиантным поведением. Руководит инструктивно-методической работой с классными руководителями по вопросам воспитания «трудных» детей. Собирает информацию по запросам инспекции по делам несовершеннолетних. Принимает меры по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди школьников, ведет индивидуальную работу с детьми, имеющими девиантное поведение. Организовывает самоуправление школьников (комиссия быстрого реагирования), проводит заседания. Анализирует состояние работы с «трудными» подростками, деятельность классных руководителей по предупреждению правонарушений. Курирует преподавание трудового обучения, ОБЖ, технологии, деятельность МО трудового обучения. Изучает «трудных» подростков, осуществляет педагогически обоснованную коррекцию, содействует социальной и правовой защите учащихся. Руководит деятельностью наркопоста в школе. Организовывает профилактическую работу с учащимися и их родителями. Разрабатывает график дежурства учащихся по школе и пришкольной территории, контролирует его выполнение. Контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Организовывает досуг учащихся «группы риска» в каникулярное время. Оказывает содействие семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сборе документов для оказания материальной помощи. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации (л.д. 15-16).
Согласно справке Управления образованием администрации МО «город Черемхово» от 22.03.2011 г. ФИО1 работает в МОУ «СОШ №» учителем начальных классов с 01.09.2006 г. на полную ставку (20 часов) по настоящее время (л.д. 48); основание для выдачи справки - тарификационные листы по годам (л.д. 55, 56-60).
Согласно справке МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» № 59 от 23.03.2011 г. ФИО1, работая в должности заместителя директора по профилактике правонарушений с 1995 г. по 31.08.2006 г., занималась педагогической деятельностью (вела факультативные курсы): 1995 г. - «Твои права», 8 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю; 1996 г., 1997 г. - «Твои права», 4 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю; 1998 г., 1999 г. - «Я исследователь», 2, 3 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю; 2000 г., 2001 г., 2002 г. - «Мы в мире прав» 8 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю; 2003 г., 2004 г., 2005 г. - «Полезные привычки», 2, 3, 4 классы, 34 часа в год, 1 час в неделю. Результаты обучения оценивались по зачетной системе (л.д. 69).
Решением от 23.09.2010 г. № Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе отказало ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. ею не выработан требуемый стаж (зачли 13 лет 8 месяцев 5 дней при требуемых 25 годах педагогической деятельности). В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не включены период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (3 года 10 месяцев 2 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в качестве заместителя директора по профилактики правонарушений школы № и учителя начальных классов, т.к. из представленных документов не усматривается занятость заместителя директора по профилактике правонарушений учебно-воспитательной работой, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой, связанной с образовательным (воспитательным) процессом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в качестве социального педагога в средней школе № и учителя начальных классов в связи с тем, что должность социального педагога в школе не предусмотрена; не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в качестве учителя в школе, установленной за ставку заработной платы (л.д. 8-12).
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, исследовав представленные документы, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 319 от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (55 лет для женщин) лицам, не менее 25 лет осуществлявщим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173 обусловлено двумя условиями, которые должны наличествовать одновременно: 1) осуществление лицом не менее 25 лет педагогической деятельности; 2) осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО4 и ФИО5 на нарушение их конституционных прав положением пункта 3 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы, может быть установлена судами общей юрисдикции.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173 (с изменениями от 30.12.2008 г.) Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляюшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, указанным постановлением Правительства РФ были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года за № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г.
К таким нормативным актам относились постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), Разъяснение «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» от 22.05.1996 г. № 5, регулировавшее пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 01.11.1999 г., и после указанной даты соответственно.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЕ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены наименования должностей заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с тем, что из представленных в Управление Пенсионного фонда документов не усматривается занятость заместителя директора по профилактике правонарушений учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной работой, связанной с образовательным (воспитательным) процессом (л.д. 10-11).
Однако в судебное заседание истцом представлены должностная инструкция заместителя директора по профилактике правонарушений (л.д. 15-16), справка № 59 от 23.03.2011 г. (л.д. 69), из которых видно, что ФИО1, работая в должности заместителя директора по профилактике правонарушений в общеобразовательной школе № 5, занималась педагогической деятельностью и воспитательной работой с детьми, непосредственно связанной с образовательным процессом. Данное обстоятельство подтверждено также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11
Период работы ФИО1 с 01.09.2006 г. по 31.08.2009 г. также не включен в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с тем, что не соблюдено условие, связанное с выполнением нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в качестве учителя в школе (18 часов в неделю), установленной за ставку заработной платы, предусмотренное пунктом 4 Правил от 29.10.2002 г. (л.д. 11).
Однако истцом суду представлена справка на л.д. 48 и 55-60, согласно которой ФИО1 работает учителем начальных классов в МОУ «СОШ № 5» с 01.09.2006 г. по настоящее время на полную ставку (20 часов).
По наименованию учреждения (общеобразовательная школа № 5) вопросов не возникло.
Поэтому суд полагает возможным обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (3 года 10 месяцев 2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет) в должности заместителя директора по профилактике правонарушений; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) в должности учителя начальных классов в школе № 5.
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе у ФИО1 наступило право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно (13 лет 8 месяцев 5 дней, не оспариваемые Управлением Пенсионного фонда, плюс 14 лет 4 месяца 10 дней получается 28 лет 15 дней), поэтому в назначении такой пенсии ей отказано необоснованно.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права ФИО1 на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, право на льготное пенсионное обеспечение ФИО1 приобрела, поэтому отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе в назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно не может быть признан законным, т.к. приводит к несоразмерному ограничению конституционного права ФИО1 на пенсионное обеспечение, противоречит требованиям статей 19, 39, 55 Конституции РФ.
Оценив пенсионные права ФИО1, суд находит незаконным отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости; признает за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области назначить ее с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно п. 2 ст. 19 вышеназванного Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Заявление о назначении пенсии подано ФИО1 в Управление Пенсионного фонда 25.06.2010 г. (л.д. 27-30), поэтому она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области от 23.09.2010 г. № об отказе в назначении пенсии ФИО1 незаконным.
Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в и включить периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя директора по профилактике правонарушений школы № 5, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве учителя начальных классов школы № 5 в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ