НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чемальского районного суда (Республика Алтай) от 30.09.2019 № 2-236/19

Дело № 2-236/2019

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2019 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Чориной Е.Н.

при секретаре Тахановой Ч.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой Нины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – с 01.02.2018,

УСТАНОВИЛ:

Мартынова Н.В. обратилась в Чемальский районный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе Республики Алтай о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об исчислении льготного стажа как 1 год 6 месяцев за 1 год и включении периодов работы в качестве акушерки в специальный стаж, об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – с 01.02.2018.

По ходатайству представителя истца определением Чемальского районного суда Республики Алтай 30.08.2019 привлечено к участию в деле в качестве соответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай.

Исковое заявление обосновано следующими обстоятельствами. В связи с достижением пенсионного возраста 01 февраля 2018 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ Чемальского района с заявлением (в одном экземпляре) о назначении досрочной страховой пенсии, представив необходимый пакет документов: копию трудовой книжки; копию паспорта; копию СНИЛС; справку, уточняющую условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости от 13.02.2018; справку МСЭ-2015; свидетельство о рождении детей.

22 июня 2018 года, на запрос истца по решению о назначении ей досрочного пенсионного обеспечения, ей было отказано, ввиду утраты документов Пенсионным Фондом.

В этот же день 22 июня 2018 года истица обратилась в Прокуратуру Чемальского района для проведения проверки на предмет законности действий Управления пенсионного фонда РФ в Чемальском районе.

26 июня 2018 года Прокуратурой Чемальского района в адрес Государственного отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай был направлен запрос по вопросу законности принятого решения в рамках начисления пенсии.

Государственным отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай ответом на обращение № М-118-140 от «01» августа 2018 г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано, при этом:

При исчислении льготного стажа периоды учтены как 1 год 3 мес. за 1 год:

01.04.1995 г. по 15.11.1996 г.

17.11.1996 г. по 18.09.1998 г.

20.09.1998 г. по 30.10.1999 г.

Не включены в льготный стаж на соответствующих видах работ периоды трудовой деятельности в должности акушерки в БУЗ РА «Чемальская РБ» периоды:

01.11.1999 г.-31.03.2000 г.

01.04.2000 г. -21.01.2001 г.

24.01.2001 г.- 10.10.2002 г.

01.06.2003 г.- 19.11.2006 г.

21.12.2006 г. - 13.09.2007 г.

15.04.2008 г.-20.11.2011 г.

17.12.2011 г.-03.02.2013 г.

23.02.2013 г. - 06.10.2013 г.

07.10.2013 г. - 27.11.2016 г.

17.12.2016 г. - 30.06.2018 г.

Не включены в стаж следующие периоды, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение:

Курсы повышения квалификации:

с 20.11.2006 г. по 20.12.2006 г.;

с 21.11.2011 г. по 16.12.2011 г.;

с 04.02.2013 г. по 22.02.2013 г.;

c 28.11.2016 г. пo 16.12.2016 г.;

с 06.03.2017 г. по 10.03.2017 г.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет:

с 11.10.2002 по 31.05.2003 г.;

с 14.09.2007 по 14.04.2008 г.;

Донорские дни:

16.11.1996 г.;

19.09.1998 г.;

с 22.01.2001 г. по 23.01.2001 г.;

В спорный период истца работала в должности акушерки круглосуточного стационара БУЗ РА «Чемальская РБ».

Согласно сведениям, зарегистрированным в журнале родовспоможения, участвовала в работе по приему родов у рожениц, поступивших в родах, экстренных родах. Родильный дом является частью круглосуточного стационара больницы, несмотря на то, что в отдельное структурное подразделение выделено не было, в круглосуточном стационаре были выделены койки для родовспоможения в условиях стационара.

Считает отказ в назначении пенсии незаконным, в оспариваемые периоды работала акушером, характер ее работы подтверждается должностными обязанностям акушерки (Должностная инструкция от 1998 г., 2015 г.). Иск обоснован ссылками на нормы ст. 39 Конституции РФ, ст. 187 ТК РФ, ст.ст. 187, 264 ГК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и др.

В возражении на исковое заявление от 28.08.2019 и в дополнении к возражению начальник ГУ УПФР в Чемальском районе указала, что считают исковые требования Мартыновой Н.В. необоснованными, поскольку от Мартыновой Н.В. письменного заявления о назначении досрочной страховой пенсии не поступало, следовательно, решений об отказе в назначении пенсии Мартыновой Н.В. Управлением Пенсионного фонда РФ в Чемальском районе РА вынесено не было.

В УПФР в Чемальском районе РА ведется журнал регистрации обращений граждан, в котором имеется обращение Мартыновой Н.В., зарегистрированное 21.02.2018г. № 16534/18, как устная консультация по досрочному назначению страховой пенсии по старости с перечнем представленных документов: паспорт, СНИЛС, трудовая книжка, в результате обращения имеется отметка, что даны устные разъяснения и запрошены дополнительные документы. Каких либо письменных обращений Мартыновой Н.В. в журнале регистрации обращений граждан за 2018г. не зарегистрировано.

Позднее, в марте 2018г., Мартыновой Н.В. представлена справка, уточняющая условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости от 13.03.2018г. № 369. Специалистом по оценке пенсионных прав Кулебакиной С.Н. в БУЗ РА «Чемальская РБ» направлен запрос от 20.03.2018г. о представлении документов, подтверждающие выделение роддома или родильного отделения как структурного подразделения районной больницы за период с начала её образования. БУЗ РА «Чемальская РБ» представило информацию от 19.04.2018г. о том, что согласно штатному расписанию и тарификационным спискам выделение структурного подразделения роддома или родильного отделения за период с начала образования БУЗ РА «Чемальская РБ» не производилось.

По имеющимся в распоряжении Управления данным специалистом по оценке пенсионных прав Кулебакиной С.Н. был проведен подсчет льготного стажа Мартыновой Н.В. и при следующем обращении Мартыновой Н.В., которое зарегистрировано в журнале регистрации обращений граждан 22.06.2018г. , дано устное разъяснение о том, что льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, не достаточно.

Мартынова Н.В. не согласилась с подсчетом льготного стажа, произведенным специалистом Управления и обратилась в прокуратуру Чемальского района для проверки. На данное обращение Отделением Пенсионного фонда по Республике Алтай Мартыновой Н.В. дан письменный ответ, в котором разъяснено, как и на основании каких нормативных актов произведен подсчет льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Постановлениями №1066 и №871 в приложении определены перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения и должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в льготный стаж как год и 6 месяцев. В перечне конкретно указано, что льготному порядку подсчета стажа подлежит работа в структурных подразделениях - отделениях. Т.е. для этого в учреждении должно быть выделено конкретное структурное подразделение, в рассматриваемом случае - родильное (родовое) отделение.

Согласно справке БУЗ РА «Чемальская РБ» выделение структурного подразделения роддома или родильного отделения за период с начала образования БУЗ РА «Чемальская РБ» не производилось.

Управлением 07.08.2018г. проведена документальная проверка факта и характера льготной работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии Мартыновой Н.В., в ходе которой усматривается, что работа Мартыновой Н.В. протекала в стационаре больницы, что подтверждается штатными расписаниями и тарификационными списками. Также в уставах в разные периоды времени указаны структурные составы больницы, в которых имеются врачебные амбулатории, здравпункты, ФАПы, структурные подразделения - отделения или роддом отсутствуют, а также имеется приказ от 07.04.2014г. (на основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Алтай от 31.03.2014г. № 89) «О внедрении Порядка оказания помощи по профилю «Акушерство и гинекология», согласно которому приказывается плановую акушерско-гинекологическую помощь не оказывать, роды осуществлять только в экстренном порядке.

Согласно Постановлению от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановления от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в льготный стаж как год и 6 месяцев, указано, что льготному порядку подсчета стажа подлежит работа в структурных подразделениях - «отделениях хирургического профиля стационаров, учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, и далее перечислены направления отделения хирургического профиля - акушерское, кардиологическое и пр.

Таким образом, в зачет льготного стажа как год и 6 месяцев засчитывается работа непосредственно в отделениях хирургического профиля.

После изучения документов, имеющихся в наблюдательном деле, книг приказов, бухгалтерских документов БУЗ РА «Чемальская РБ», усматривается, что работа Мартыновой Н.В. протекала в стационаре больницы, о чем составлен акт проверки от 07.08.2018г. № 10.

Таким образом, стаж работы Мартыновой Н.В. в должности акушерки и старшей акушерки подлежит включению в льготный стаж на основании Постановлений № 1066 и № 781 с 01.01.1999г. в календарном порядке, а до 31.10.1999г. на основании Постановления № 464 за один год как год и 3 месяца.

В пояснениях от 17.09.2019, которые суд расценивает как возражение на иск, соответчик - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай в лице представителя по доверенности Ибрагимовой Т.П. указала, что действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правления ПФР от 16.04.2001г. № 54 (в редакции постановления Правления ПФР от 09.04.2003 г. № 48п) согласно которому, Отделение обеспечивает руководство и контроль над деятельностью управлений ПФР в г. Горно-Алтайске и районах Республики Алтай.

Функции по назначению (перерасчету) и доставке страховых пенсий и пособий, возложены на государственные учреждения - Управления ПФР в городе и районах Республики Алтай, действующих на основании Положений, утвержденных вышеуказанным постановлением.

В прокуратуру Чемальского района 22.06.2018г. поступило обращение Мартыновой Н.В. по вопросу законности назначения досрочной страховой пенсии. Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай рассмотрен данный запрос и 01.08.2018г. направлен ответ заявителю и в прокуратуру района.

В судебном заседании Мартынова Н.В. и ее представители по доверенности Ардиматова М.В. и Скрипина Н.С. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – УПФР в Чемальском районе по доверенности Кулебакина С.Н. исковые требования Мартыновой Н.В. не признала по доводам, изложенным в возражении и дополнении к возражению на исковое заявление.

Представитель соответчика – ОПФР по Республике Алтай в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в пояснении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Изучив материалы дела, материалы надзорного производства Прокуратуры Чемальского района, выслушав истца, представителей, представителя ответчика, свидетелей Манеева Д.В., Захарову И.В., Кириловских Д.А., суд считает исковые требования Мартыновой Н.В. подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Мартынова Н.В. с 01.04.1995 работала в должности акушерки родильного отделения Чемальской райбольницы, старшей акушерки роддома. В период с 11.10.2002 по 31.05.2003 находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 01.06.2003 вышла на работу старшей акушеркой роддома. С 14.09.2007 по 14.04.2008 находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 15.04.2008 вышла на работу старшей акушеркой в роддом. Далее, несмотря на изменения в наименовании указанного учреждения (в настоящее время - БУЗ РА «Чемальская РБ») продолжала работать в нем в качестве акушерки.

Родильный дом являлся частью круглосуточного стационара больницы, несмотря на то, что в отдельное структурное подразделение выделен не был, было 8 коек для родовспоможения, фактически работники осуществляли деятельность как акушерки родильного отделения.

В соответствии со штатным расписанием, с 01.12.1993 года в Чемальской районной больнице имелось родильное отделение (роддом, далее - стационар), где предусмотрены должности акушерок, акушерки роддома, старшей акушерки роддома.

Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и из сведений о трудовом стаже и заработке, доходе и начисленных взносах следует, что работодателем в пенсионный орган сведения о льготном порядке исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) в спорный период работы Мартыновой Н.В. в должности акушерки родильного отделения не подавались.

Согласно скриншоту учета обращений физических лиц - макета электронного дела Мартыновой Н.В. следует, что она 21 февраля 2018 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ Чемальского района к специалисту Кулебакиной С.Н. о назначении досрочной страховой пенсии, пакет документов согласно этих же сведений представила 22.02.2018: копию трудовой книжки; копию паспорта; копию СНИЛС; справку, уточняющую условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости от ДД.ММ.ГГГГ; справку МСЭ-2015; свидетельство о рождении детей.

Согласно дате запроса, направленного начальником УПФР в Чемальском районе №04-40/486 от 20.03.2018 в адрес главврача БУЗ РА «Чемальская РБ» о предоставлении документов, которые необходимы для заблаговременной работы по досрочному назначению страховой пенсии (исполнитель Кулебакина С.Н.), а также согласно пояснениям истицы, представителя ответчика, следует, что после обращения истца с заявлением специалистом Кулебакиной С.Н. направлялись запросы в рамках осуществления работы по вопросу о досрочном назначении страховой пенсии.

22 июня 2018 года, на запрос истца по решению о назначении ей досрочного пенсионного обеспечения, ей было устно этим же специалистом отказано.

В этот же день 22 июня 2018 года истица обратилась в Прокуратуру Чемальского района с обращением для проведения проверки на предмет законности действий Управления пенсионного фонда РФ в Чемальском районе.

26 июня 2018 года Прокуратурой Чемальского района в адрес Государственного отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай был направлен запрос по вопросу законности принятого решения в рамках начисления пенсии.

Государственным отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай ответом на обращение № М-118-140 от «01» августа 2018 г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано

Суд полагает отказ в назначении досрочной страховой пенсии истцу незаконным ввиду следующего.

В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ в суд обращаются за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

До 01.01.2015 трудовые пенсии устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173- ФЗ.

С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Статья 8 указанного Закона в качестве условий назначения страховой пенсии по старости указывает на достижение пенсионного возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет.

В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Согласно Перечню учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшему до 01.01.1992 в разделе "наименование учреждений" предусмотрены родильные дома, в разделе "наименование должностей" - должность акушерки.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Этим же Постановлением установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги производится как 1 год работы в этих должностях и подразделениях - за 1 год и 6 месяцев.

Согласно положения Приказов Минздрава России от 15.10.1999 N 377, от 29.01.1999 N 28 "О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений", который содержит перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, в этот перечень входит и родовое (родильное) отделение, а также Письма Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров", в соответствии с которыми структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии” в п.19 разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости и по нормам Федерального закона №173-ФЗ периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Пунктом 1 Постановления №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой но охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, в перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, входят отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений - акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, должности акушерок, включая старших.

Ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лег", предусматривалось льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от наименования должности (пункт 2).

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" определен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Пунктом 1 раздела 2 Перечня определены лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения.

В разделе «Наименования учреждений и организаций» Перечня предусмотрены родильные дома, а в разделе «Наименование должностей» - акушерки.

Исходя из периодов работы истицы, подлежит применению Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Согласно п.п. "в" п. 3 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в и. и. "н" пункта 1 настоящего постановления (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даст право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лег в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1969 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности в вышеуказанные периоды.

На основании пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства PФ N 781 от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля стационаров: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, а в числе наименований должностей - должности акушерок, включая старших.

Аналогичные нормы по исчислению периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялись и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.

Доводы представителя ответчика о том, что в специальный льготный стаж не включаются периоды нахождения на курсах повышения квалификации Мартыновой Н.В. и донорские дни, суд находит необоснованными.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, не содержат каких либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и отсутствуют основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления трудовой деятельности.

Как следует из материалов дела, истец направлялась на курсы повышения квалификации с 20.11.2006 г. по 20.12.2006 г.; с 21.11.2011 г. по 16.12.2011 г.; с 04.02.2013 г. по 22.02.2013 г.; c 28.11.2016 г. пo 16.12.2016 г.; с 06.03.2017 г. по 10.03.2017 г., с сохранением заработной платы, на которую были начислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации Прохождение курсов подтверждается записями в трудовой книжке.

Таким образом, поскольку за этот период сохраняется средний заработок, уплачиваются страховые взносы, то, следовательно, указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, - подлежат включению в специальный стаж, так как являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд.

Истец просит суд также включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, донорские дни.

В силу Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» органы государственной власти Российской Федерации поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства (ст.1).

Согласно ст. 6 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов; предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

Статьей 186 ТК РФ определено, что при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

При этом Пенсионным фондом РФ было 7 декабря 1998 года издано Письмо «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней, согласно которого работникам, являющимся донорами (статья 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

В соответствии со ст.186 ТК РФ после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Учитывая поощрение и поддержку государственными органами Российской федерации донорства и доноров, а также то обстоятельство, что за «донорские» дни за работниками сохраняется средний заработок, и в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день, суд полагает необоснованным отказ ответчика включить донорские дни в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, донорские дни: с 16.11.1996 г.; 19.09.1998 г.; с 22.01.2001 г. по 23.01.2001 г.

Согласно п.27 Постановления Пленума Верховною Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1962 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, отпуск по уходу за ребенком Мартыновой Н.В. до 1,5 лет: с 11.10.2002 по 31.05.2003 г.; с 14.09.2007 по 14.04.2008 г., также подлежит включению в специальный стаж.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд при разрешении данного спора пришел к выводу, что в нарушение указанных норм работником ответчика не было зарегистрировано в установленном порядке заявление Мартыновой Н.В. о назначении досрочной страховой пенсии в феврале 2018 г., несмотря на проведенную работу в рамках решения вопроса о досрочном назначении страховой пенсии, решение не было принято, что повлекло необоснованное затягивание решения данного вопроса и последующее обращение истицы в прокуратуру района с соответствующим обращением.

Мартынова Н.В., реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода ее работы в льготном исчислении и в связи с этим о наличии у нее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования к Мартыновой Нины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай удовлетворить частично.

Признать решение Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 01.08.2018 №14-18-140 незаконным.

Исчислять льготный стаж Мартыновой Нины Владимировны, как 1 год 6 мес. за 1 год периоды:

01.04.1995 г. по 15.11.1996 г.

17.11.1996 г. по 18.09.1998 г.

20.09.1998 г. по 30.10.1999 г.

в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1,6 год за 1 год.

Включить периоды работы Мартыновой Нины Владимировны

01.04.1995 г. по 15.11.1996 г.

17.11.1996 г. по 18.09.1998 г.

20.09.1998 г. по 30.10.1999 г.

01.11.1999 г. - 31.03.2000 г.

01.04.2000 г. - 21.01.2001 г.

24.01.2001 г. - 10.10.2002 г.

01.06.2003 г.- 19.11.2006 г.

21.12.2006 г. - 13.09.2007 г.

15.04.2008 г. - 20.11.2011 г.

17.12.2011 г. - 03.02.2013 г.

23.02.2013 г. - 06.10.2013 г.

07.10.2013 г. - 27.11.2016 г.

17.12.2016 г.- 30.06.2018 г.

в качестве акушерки в специальный стаж, дающий право на досрочные страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с исчислением 1,6 год за 1 год.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чемальском районе назначить Мартыновой Нине Владимировне досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в адрес ответчика с даты обращения за ее назначением – с 21 февраля 2018 г.

В остальной части требований Мартыновой Нины Владимировны отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца после составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Чемальский районный суд.

Судья Е.Н. Чорина

Мотивированно решение изготовлено 07 октября 2019 г.