Чемальский районный суд Республики Алтай Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Чемальский районный суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело №2-949/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2011 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Красиковой О.Е.
при секретаре Тыщенко Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Тюковой Лады Валерьевны к Отделу труда и социального развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Тюкову Ладу Валерьевну твердым топливом, недополученным за 2008 год и 2009 год,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. в интересах Тюковой Лады Валерьевны обратилась в Чемальский районный суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением к Отделу труда и социального развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Тюкову Ладу Валерьевну твердым топливом, недополученным за 2008 год и 2009 год. Требования мотивированы тем, что согласно записи в трудовой книжке с 1995 года Тюкова Л.В. является педагогом, в том числе с 2009 года учителем географии По информации Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района, в связи с отсутствием финансовых средств истцу не поставлено за 2008 год дров в количестве 4,53 м.куб., а также за 2009 год дров в количестве 2,35 м.куб и 1,99 тонн угля. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета. Федеральное законодательство сохраняет для граждан - работников образования - льготы в натуральной форме. При этом, ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическими работниками членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничений или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не представлено. Тюкова Л.В имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения ее в натуральном виде твердым топливом для отопления, которое до настоящего времени в полном объеме не реализовано.
Заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом уточнив объем твердого топлива, недополученного Тюковой Л.В., просила обязать ответчика обеспечить Тюкову Л.В. дровами за 2008 год в количестве 5,41 м.куб., а также за 2009 год дровами в количестве 2,57 м.куб и 2,18 тонн угля.
Истец Тюкова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется заявление о согласии с уточненными требованиям прокурора и о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Рымарь Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, согласно которым финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Считают, что бюджет муниципального образования не может отвечать по обязательствам государства, установленным федеральным законодательством, поскольку районный бюджет является только одной из составных частей финансовой системы РФ. Поэтому недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органа государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном Кодексе РФ. Считают, что меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, признаются федеральной мерой социальной поддержки, финансовое обеспечение предоставление которой осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ с участием федерального бюджета. Тюковой Л.В. в пределах выделенных лимитов в 2008 году предоставлено твердое топливо, а именно дрова в размере 11,37 м. куб., а также в 2009 году - дрова в количестве 1,63 м. куб. и уголь в количестве 1,58 тонн. Отдел свои обязательства в пределах выделенных лимитов и перечисленных денежных средств на счет отдела исполнил в 2008 году и в 2009 году полностью. В случае удовлетворения исковых требований, Рымарь Е.В. просила установить срок для добровольного исполнения решения суда до 01 мая 2012 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Тюкова Л.В. имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения в натуральном виде твердым топливом для отопления используемого ею жилья.
В силу пунктов «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года (с последующими изменениями) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия, размер и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки установлены Законом Республики Алтай № 78-РЗ от 07 июля 2008 года (действующим на период возникновения спора) «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай».
Как следует из преамбулы указанного Закона, настоящий Закон в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст. 1 вышеуказанного Закона РА, в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в частности освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м. общей площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону (п. 2 ст. 3 Закона РА № 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв.м. жилья по Чемальскому району составляет 0,284 куб м. дров, а также при отоплении жилого дома дровами и углем - 0,071 куб.м. дров и 0,0637 т. угля.
В соответствии со ст. 4 Закона РА № 78-РЗ, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства РА от 10.06.2009 года № 128, (действующим на период возникновения спора), утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, на имеющих центрального отопления. Настоящие Правила определяю механизм возмещения расходов, связанных с предоставление мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, на имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку.
В соответствии с указанными Правилами обеспечение мерами социальной поддержки возложено на органы местного самоуправления в Республике Алтай.
В соответствии со п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 12.01.2006 года № 1-РЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в частности, в предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».
Федеральное законодательство сохраняет для граждан - работников образования льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическими работниками членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничений или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не представлено.
Истец избрал способ защиты нарушенного права - возложение обязанности на ответчика предоставить в натуральном виде недополученное топливо (дрова).
Механизм реализации мер социальной поддержки истца предполагает распределение средств Республиканского и федерального бюджета, направляемых на эти цели в Республику Алтай через органы местного самоуправления на местах.
Так, из материалов дела следует, что согласно записи в трудовой книжке № с ДД.ММ.ГГГГ Тюкова Лада Валерьевна переведена заместителем директора по ВР и учителем технологии а с ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем географии и заместителем директора по УВР (л.д. 11).
В судебном заседании установлено, что Тюкова Лада Валерьевна является учителем географии и заместителем директора по УВР МОУ
Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной ДД.ММ.ГГГГ сельской администрацией за №, Тюкова Лада Валерьевна проживает по адресу: , о чем за период с 2007 года по 2011 год в книге № имеется лицевой счет №.
Тюкова лада Валерьевна зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: , о чем представлена справка Отдела адресно-справочной работы.
Согласно справке выданной ДД.ММ.ГГГГ сельской администрацией за №, Тюкова Лада Валерьевна проживает в жилом доме, расположенном по адресу: , в который имеет общую площадь 59,1 кв.м.
Тюкова Лада Валерьевна является собственником жилого дома, расположенного по адресу: , площадь которого составляет 59,1 кв.м, что следует из Свидетельства о государственной регистрации права №.
По информации Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района в 2008 году через Отдел труда и социального развития администрации Чемальского района Тюковой Л.В. поставлено твердое топливо дрова в количестве 11,37 м.куб., а также в 2009 году - дрова в количестве 1,63 м. куб. и уголь в количестве 1,58 тонн.
Исходя из указанной площади жилого помещения и нормы предоставления 0,284 куб м. дров на 1 кв.м., а также при отоплении жилого дома дровами и углем - 0,071 куб.м. дров и 0,0637 т. угля на 1 кв.м., отдел труда и социального развития администрации Чемальского района недопоставил Тюковой Л.В. за 2008 год топлива в виде дров в количестве 5,41 м.куб. (59,1 х 0,284 = 16,78 - 11,37 (поставлено в 2008 году) = 5,41 м.куб.), а также за 2009 год топлива в виде дров в количестве 2,57 м.куб. (59,1 х 0,071 = 4,20 - 1,63 (поставлено в 2009 году) = 2,57 м.куб.) и угля в количестве 2,18 т. (59,1 х 0,0637 = 3,76 - 1,58 (поставлено в 2009 году) = 2,18 тонн), что соответствует сведениям Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района.
Согласно п. 2.3.7 раздела 2 Положения об отделе труда и социального развития администрации Чемальского района, отдел осуществляет государственные полномочия в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».
Факт образовавшейся задолженности, а также факт наличия у истца права на получение мер социальной поддержки в натуральной форме в виде обеспечения твердым топливом ответчиком не оспаривается.
Доводы представителя ответчика отдела труда и социального развития администрации Чемальского района Рымарь Е.В., о том, что ответчиком в пределах выделенных лимитов и перечисленных денежных средств на счет Отдела исполнил в 2008 году и в 2009 году обязательства перед истцом, а также возражения относительного того, что отдел труда и социального развития администрации Чемальского района не может отвечать по обязательствам государства, установленным федеральным законодательством, поскольку районный бюджет является только одной из составных частей финансовой системы РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку бюджетная система РФ едина и понесенные затраты подлежат компенсации в виде предоставленных субвенций, Статьей 4 вышеприведенного закона Республики Алтай от 02.01.2006 года №1-РЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.
Ст. 133 БК РФ определяет понятие субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, формирование Федерального фонд компенсаций, порядок распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, расходование, предоставление субвенций местным бюджетам.
В соответствии с Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377 п. 2 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статья 29 БК РФ устанавливает принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, в с учетом ст.10 Конституции РФ, предусматривающей принцип разделения властей, а также в соответствии со ст. 6 БК РФ, согласно которой под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, из чего следует, что регулировать межбюджетные отношения имеют право только публично-правовые образования
Осуществление права истца на соответствующие меры социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования, поскольку истец Тюкова Л.В. не является субъектом межбюджетных отношений, и, следовательно, не может прибегнуть к соответствующему способу защиты нарушенного права при регулировании межбюджетных отношений.
При этом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, необходимым предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 мая 2012 года, считая указанный срок разумным и достаточным для исполнения, что не оспаривалось прокурором в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах, с целью восстановления нарушенного права истца, суд считает требования прокурора об обязании отдела труда и социального развития администрации Чемальского района обеспечить Тюкову Л.В. твердым топливом за 2008 год - дровами в количестве 5,41 м.куб. и за 2009 год - дровами в количестве 2,57м. куб и углем в количестве 2,18 тонн обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Тюковой Лады Валерьевны к Отделу труда и социального развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Тюкову Ладу Валерьевну твердым топливом, недополученным за 2008 год и 2009 год, удовлетворить.
Обязать отдел труда и социального развития администрации Чемальского района в срок до 01 мая 2012 года обеспечить Тюкову Ладу Валерьевну твердым топливом, недополученным ею за 2008 год - дровами в количестве 5,41 куб. метров и за 2009 год - дровами в количестве 2,57 куб. метров и углем в количестве 2,18 тонн.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е. Красикова
Мотивированное решение суда составлено 28 ноября 2011 года