НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чемальского районного суда (Республика Алтай) от 19.12.2017 № 2А-1207/17

Дело № 2а-1207/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2017 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Иваныш И.В.,

при секретаре Ядогаевой У.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к административному ответчику Брызгалиной О.М. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 24,88 рублей, пени по земельному налогу в сумме 03,08 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 611,53 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 94,01 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным исковым заявлением к Брызгалиной О.М. о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 24,88 рублей, пени по земельному налогу в сумме 03,08 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 611,53 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 94,01 рублей. Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности.

Административный истец не направил для участия в деле своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Ответчик Брызгалина О.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия сторон.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

С направлением данного требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания недоимки.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В суде установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Брызгалиной О.М. направлено требование № 50346 об уплате недоимки по налогам по состоянию на 08.12.2014 года. Срок исполнения требования установлен до 20.01.2015 года. Также в адрес должника направлено требование № 47024 об уплате недоимки по налогам по состоянию на 16.10.2015 года. Срок исполнения требования установлен до 28.01.2016 года. Затем в адрес должника направлено требование № 9107 об уплате недоимки по налогам по состоянию на 18.12.2016 года. Срок исполнения требования установлен до 15.02.2017 года. Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки превысила 3000 рублей, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требовании № 9107, установленного в нем до 15.02.2017 года.В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С настоящим заявлением административный истец обратился 27.10.2017 года, т.е. с пропуском установленного срока.

Судом установлено на основании представленных материалов, что срок обращения в суд о взыскании платежей, установленный ч.2 ст. 48 НК РФ, истек 15.08.2017 года, заявление налоговым органом подано в суд 27.10.2017 года, после получения определения от 21.09.2017 года судьи Чемальского районного суда Республики Алтай об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поступившего в Чемальский районный суд Республики Алтай 18.09.2017 года.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.

При решении вопроса о восстановлении процессуального срока суд исходит из необходимости соблюдения баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.

В обоснование доводов о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом приведены доводы о том, что ранее УФНС России по РА обращалось в суд с заявлением на выдачу судебного приказа, однако было отказано в выдаче такового в связи с пропуском срока обращения в суд.

Данное обстоятельство учтено судом при вынесении решения об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Суд полагает, что административным истцом не представлено уважительных причин пропуска процессуального срока, не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока. При этом суд не усматривает уважительных причин пропуска срока обращения в суд.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Брызгалиной О.М. о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 24,88 рублей, пени по земельному налогу в сумме 03,08 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 611,53 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 94,01 рублей, ввиду пропуска процессуального срока на обращение в суд.

Таким образом, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления ФНС России по Республике Алтай к административному ответчику Брызгалиной О.М. о взыскании недоимки по земельному налогу в сумме 24,88 рублей, пени по земельному налогу в сумме 03,08 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 611,53 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 94,01 рублей, заявление о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья И.В. Иваныш