НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 31.08.2022 № 7-804/2022

Дело № 7-804/2022 Судья Шмелева А.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 31 августа 2022 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Богославской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью НПП Технология Мейлаха Э.В. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области -м от 30 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 05 июля 2022 года,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области от 30 июня 2021 года ООО НПП Технология привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 05 июля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитника ООО НПП Технология Мейлах Э.В., адресованной в Челябинский областной суд, ставится вопрос об отмене решения судьи, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, полагая, что сведения, содержащиеся в декларации, являются достоверными, а обязанность внесения изменений в декларацию отсутствовала. Считает, что доводы жалобы подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 21 декабря 2021 года по делу №.

Защитник общества Мейлах Э.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, заявил ходатайство о вызове в судебное заседание должностное лицо вынесшее постановление.

Законный представитель ООО НПП Технология, представитель Министерства экологии Челябинской области, в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, в производстве которого находится данное дело.

По смыслу части 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оснований для удовлетворения ходатайства не имеется, поскольку собранных по делу доказательств достаточно для разрешения дела по существу.

Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО НПП Технология к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статья 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (часть 3 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством экологии Челябинской области в период с 11 мая по 25 мая 2021 года в отношении ООО НПП Технология плановой выездной проверки, на основании Приказа Министерства экологии Челябинской области от 13 апреля 2021 года , Приказа о внесении изменений в приказ от 13 апреля 2021 года от 13 мая 2021 года, Приказа о внесении изменений в приказ от 13 апреля 2021 года от 30 апреля 2021 года , выявлено нарушение требований ст. 31.2 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

Согласно сведениям из декларацию воздействии на окружающую среду от 25 июня 2020 года максимальное количество в год за период действия декларации по объем по отходу дампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства определен – /год, при том количество отходов в отчее ПЭК за 2020 год и сведениям учета данные отходы составляют т/год, что является недостоверной информации содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.

Указанное нарушение послужило основанием для вынесения в отношении общества старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Челябинской области от 30 июня 2021 года постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и виновность ООО НПП Технология в его совершении подтверждены протоколом об административном правонарушении от 067 июня 2021 года, актом проверки, фототаблицей к акту проверки от 25 мая 2021 года, приказом о проведении внеплановой выездной проверки ООО НПП Технология от 13 апреля 2021 года и приказом об изменении, информационным письмом от 18 мая 2021 года, иными материалами дела исследованными судом первой инстанции.

Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Ссылки заявителя на отсутствие состава административного правонарушения подлежат отклонению на основании следующего.

Согласно пункту 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

Пунктом 3 названного Приказа установлено, что в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно пункту 6 статьи 29.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Вместе с тем частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018) предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ 2Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно части 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлены основания и сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду в зависимости от наступления конкретных обстоятельств.

Объективная сторона состава административного правонарушения, вмененного по настоящему делу ООО НПП Технология, выражается в форме действия, связанного с предоставлением в декларации недостоверных сведений о воздействии на окружающую среду.

Предоставление недостоверной декларации, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оснований полагать, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, не имеется.

Позиция заявителя, что превышение фактически образованного количества отходов над количеством отходов данного вида, указанного в декларации о воздействии на окружающую среду, не образует состав административного правонарушения не может являться основанием для отмены вынесенных по делу актов поскольку указанное нарушение обществу не вменялось.

Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 декабря 2021 года по делу , не может служить основанием к отмене вынесенных по делу актов, поскольку вменяемые обществу нарушения предметом рассматриваемого дела не являлось.

Ссылка заявителя, что правовая позиция должностного лица фактически противоречит целям правового регулирования при нормировании количества образующихся отходов, основана на ином понимании норм права.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу с 1 января 2019 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Указанные изменения были направлены на снижения загрязнения атмосферного воздуха.

При этом, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, возложена обязанность представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Как уже было указано выше, в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, возможно внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Материалами дела установлено, что согласно декларации от 25 июня 2020 года представленной обществом максимальное количество в год за период действия декларации по объем по отходу дампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства определен – /год, однако количество отходов в отчее ПЭК за 2020 год и сведениям учета данные отходы составляют т/год, что является недостоверной информации содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.

При этом материалы дела не содержат сведений, а так же не представлено самим обществом, что в декларацию о воздействии на окружающую среду внесены изменения. с учетом изложенного, оснований полагать, что обществом выполнены требования установленные статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не имеется.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в жалобе не содержится.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения ООО НПП Технология к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено в соответствии с характером совершенного правонарушения, финансовым и имущественным положением юридического лица, в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Челябинской области от 30 июня 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 05 июля 2022 года, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью НПП Технология Мейлаха Э.В. без удовлетворения.

Судья Е.Н. Майорова