НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 28.05.2018 № 3-87/18

Дело№За-87/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным с момента принятия Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 «О корректировке на 2018 год тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2016-2018 годы для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области» в части установленных тарифов на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м., а также с требованием о возложении обязанности на административного ответчика внести изменения в оспариваемый пункт Постановления.

В обоснование административного иска указано,^ что при проведении расчета оспариваемых тарифов органом регулирования не были учтены в полном объеме расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом», вместо предложенных в размере 112,76 тыс. руб., было учтено только 88,67 тыс. руб., что не соответствует положениям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» - Жигала Т.В. заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) -Зинченко B.C., Дюкова А.С. считали требования административного истца не подлежащими удовлетворению, представили письменный отзыв.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Германа А.С.,

считавшего требования административного истца не

подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ОАО «РЖД» по следующим основаниям.

Как установлено ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться липа, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пп. 52 п. 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300, Министерство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек.

Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Как установлено п.п.19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства.

Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации.

ОАО «РЖД» обратилось 28 апреля 2017 года в Министерство с заявлением о корректировке тарифов на питьевую воду на 2018 год.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 внесены изменения в Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 года № 55/312, в частности, установлены оспариваемые административным

истцом тарифы на питьевую воду для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м. (пункт 2 Постановления).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Южноуральская панорама» № 33 (3886) от 13 апреля 2018 года, размещен на официальном сайте Министерства в сети Интернет, что не оспаривалось административным истцом.

Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства от 30 ноября 2017 года № 62 следует, что в нем принимали участие семь членов Правления с правом голоса, оспариваемое постановление принято семью голосами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, а ОАО «РЖД» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоснабжением понимается - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

В силу статьи 31 указанного закона холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности, и на питьевую воду устанавливается тариф.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов). Кроме того,

приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 ноября 2015 года № 55/312 были утверждены производственная программа, а также установлены тарифы на питьевую воду и долгосрочные параметры регулирования тарифов для ОАО «РЖД», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области, на 2016-2018 годы.

На основании заявления ОАО «РЖД» от 27 апреля 2017 года в установленном Правилами порядке Министерством было открыто дело о корректировке тарифов.

Расчет тарифов произведен Министерством исходя из экономически обоснованных расходов (затрат) ОАО «РЖД», необходимых для оказания соответствующих услуг.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную

предпринимательскую прибыль организации.

В соответствии с п.25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

В силу п.30 Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

ОАО «РЖД» для корректировки тарифа на питьевую воду предложены для включения в необходимую валовую выручку расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 112,67 тыс. руб.

Специалистами Министерства было составлено экспертное заключение от 28 ноября 2017 года, из которого следует, что Министерство при корректировке тарифа на питьевую воду включило расходы по статье

«водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 88,67 тыс. руб.

Довод административного истца о необоснованном уменьшении тарифным органом расходов по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» судом признается несостоятельным по следующим мотивам.

В силу п. 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности, в том числе в сфере холодного водоснабжения.

В соответствии с п.20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено п.23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно части 12 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как установлено пунктом 9 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" (утвержденных приказом Минстроя России от 25.01.2014 N 22/пр) при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Согласно подпункту 7 пункта 10 Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее

водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)

водоотведение, и единой системы классификации таких затрат" данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации в соответствии с Основами ценообразования, а именно по расходам, связанным с уплатой налогов и сборов.

В подтверждение расходов по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» ОАО «РЖД» представило в материалы тарифного дела декларацию по водному налогу в неполном объеме, в частности отсутствует Раздел II декларации, содержащей расчет налоговой базы и суммы водного налога, что исключает возможность проверки суммы водного налога, подлежащей уплате в бюджет.

Фактически ОАО «РЖД» не предоставило в тарифный орган расчет затрат по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в предложенном размере.

Таким образом, поскольку ОАО «РЖД» не были представлены документы, подтверждающие расходы по статье «водный налог и плата за пользование водным объектом» в размере 112,76 тыс. руб. составленные с учетом требований Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат", то предложение административного истца в этой части правомерно не было признано Министерством экономически обоснованным.

Экспертное заключение Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 ноября 2017 года отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов, содержит все необходимые сведения и расчеты, оснований подвергать его выводы не имеется.

Довод административного истца о том, что орган тарифного регулирования должен был запросить дополнительные документы, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта и подлежит отклонению, поскольку Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения такая обязанность тарифного органа не предусмотрена, напротив, именно регулируемая организация должна представлять а тарифный орган соответствующие сведения и документы. Но несмотря на отсутствие такой обязанности, Министерство предлагало (письмо от 29.05.2017 №03/2445) ОАО «РЖД» представить дополнительные документы в подтверждение предложения, однако, документы, отвечающие установленным требованиям, представлены не были.

Таким образом, оспариваемое в части постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области соответствует федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит им, следовательно, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не был признан недействующим, то требование административного истца о возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт также не подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что АО «РЖД» отказано в удовлетворении требований, то в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2017 года № 62/137 «О корректировке на 2018 год тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на 2016-2018 годы для ОАО «РЖД» (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям станции Кропачево Ашинского муниципального района Челябинской области» в части установленных тарифов на питьевую воду на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 27,32 руб./куб.м., на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 27,97 руб./куб.м., возложении обязанности по принятию в этой части замещающего нормативного правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий